ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ЭТИКА
Профессиональная культура педагога – это сложная, комплексная составляющая его личности, соединяющая в себе социальные, профессиональные и сугубо личностные характеристики. Одной их немаловажных составляющих культуры педагога является этика.
“ЭТИКА – философское учение о морали, её развитии, принципах, нормах и роли в обществе; совокупность норм поведения (обычно применительно к какой–нибудь общественной группе)”. (С.И. Ожегов) Однако есть и второе значение этого слова.
Этика - это «кодекс поведения, обеспечивающий нравственный характер взаимоотношений между людьми, который вытекает из их профессиональной этики .
Таким образом, этика изучает нравственные проблемы жизни человека, дает определение добра и зла, рассматривает различные модели межчеловеческих отношений и поведения человека в обществе.
Важным основанием профессиональной культуры педагога является педагогическая этика (от греческого долг и учение) или деонтология, определяющая нормативные нравственные позиции, которыми необходимо руководствоваться педагогу в процессе общения с учащимися, их родителями, коллегами. Элементы педагогической этики появились вместе с возникновением педагогической деятельности как особой общественной функции. Учителю же в этом процессе отводится особая роль. Закладывая основы материалистического мировоззрения, он призван давать учащимся и основы этических знаний. Для этого учителю необходимо самому вполне усвоить идеи и ценности высокой морали и по мере сил стремиться воплощать их в жизнь. В.А. Сухомлинский подчеркивал, что учитель становится воспитателем, лишь овладев тончайшим инструментом воспитания – наукой о нравственности, этикой. Без знания теории морали сегодня не может быть полноценной профессиональная подготовка учителя.
Поэтому он строг и демократичен одновременно. Разумеется, даже самый лучший учитель – живой человек, и у него могут быть ошибки, промашки, досадные срывы, однако из любой ситуации он находит поистине человеческий выход, поступает бескорыстно, справедливо и благожелательно, никогда не проявляя утилитарного расчёта, высокомерия и мстительности. Настоящий воспитатель, как ни затёрто это звучит, учит добру, причём делает это как словесно, так и личным примером.
1. Определение научного понятия педагогической этики.
ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ЭТИКА - это составная часть этики, отражающая специфику функционирования морали (нравственности) в условиях целостного педагогического процесса, наука о разных нравственных аспектах деятельности учителя . Специфика педагогической этики обусловлена прежде всего тем, что педагог имеет дело с весьма хрупким, динамичным «объектом воздействия» - ребенком. Отсюда повышенная деликатность, тактичность, ответственность.
Элементы педагогической этики появились вместе с возникновением педагогической деятельности как особой общественной функции.
Педагогическая этика является самостоятельным разделом этической науки и изучает особенности педагогической морали, выясняет специфику реализации общих принципов нравственности в сфере педагогического труда, раскрывает её функции, специфику содержания принципов и этических категорий. Также педагогической этикой изучается характер нравственной деятельности учителя и нравственных отношений в профессиональной среде, разрабатываются основы педагогического этикета, представляющего собой совокупность выработанных в учительской среде специфических правил общения, манер поведения и т.п. людей, профессионально занимающихся обучением и воспитанием.
Перед педагогической этикой стоит целый ряд насущных задач (которые могут быть разделены на теоретические и прикладные), в числе которых
• исследование методологических проблем, сущности, категорий и специфики педагогической морали,
• разработка нравственных аспектов педагогического труда как особого вида педагогической деятельности,
• выявление требований, предъявляемых к нравственному облику учителя,
• изучение сущности и особенностей индивидуального нравственного сознания педагога,
• исследование характера нравственных отношений учителя с учащими
• разработка вопросов нравственного воспитания и самовоспитания педагога.
2. Основные категории педагогической этики.
педагогическая этика.docx
ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ЭТИКА
Профессиональная культура педагога – это сложная, комплексная составляющая его
личности, соединяющая в себе социальные, профессиональные и сугубо личностные
характеристики. Одной их немаловажных составляющих культуры педагога является этика.
“ЭТИКА – философское учение о морали, её развитии, принципах, нормах и роли в
обществе; совокупность норм поведения (обычно применительно к какой–нибудь
общественной группе)”. (С.И. Ожегов) Однако есть и второе значение этого слова.
Этика это «кодекс поведения, обеспечивающий нравственный характер взаимоотношений
между людьми, который вытекает из их профессиональной этики .
Таким образом, этика изучает нравственные проблемы жизни человека, дает определение
добра и зла, рассматривает различные модели межчеловеческих отношений и поведения
человека в обществе.
Важным основанием профессиональной культуры педагога является педагогическая этика
(от греческого долг и учение) или деонтология, определяющая нормативные нравственные
позиции, которыми необходимо руководствоваться педагогу в процессе общения с
учащимися, их родителями, коллегами. Элементы педагогической этики появились вместе с
возникновением педагогической деятельности как особой общественной функции. Учителю
же в этом процессе отводится особая роль. Закладывая основы материалистического
мировоззрения, он призван давать учащимся и основы этических знаний. Для этого учителю
необходимо самому вполне усвоить идеи и ценности высокой морали и по мере сил
стремиться воплощать их в жизнь. В.А. Сухомлинский подчеркивал, что учитель становится
воспитателем, лишь овладев тончайшим инструментом воспитания – наукой о
нравственности, этикой. Без знания теории морали сегодня не может быть полноценной
профессиональная подготовка учителя.
Поэтому он строг и демократичен одновременно. Разумеется, даже самый лучший учитель –
живой человек, и у него могут быть ошибки, промашки, досадные срывы, однако из любой
ситуации он находит поистине человеческий выход, поступает бескорыстно, справедливо и
благожелательно, никогда не проявляя утилитарного расчёта, высокомерия и
мстительности. Настоящий воспитатель, как ни затёрто это звучит, учит добру, причём
делает это как словесно, так и личным примером.
1. Определение научного понятия педагогической этики.
ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ЭТИКА это составная часть этики, отражающая специфику
функционирования морали (нравственности) в условиях целостного педагогического
процесса, наука о разных нравственных аспектах деятельности учителя . Специфика
педагогической этики обусловлена прежде всего тем, что педагог имеет дело с весьма
хрупким, динамичным «объектом воздействия» ребенком. Отсюда повышенная
деликатность, тактичность, ответственность.
Элементы педагогической этики появились вместе с возникновением педагогической
деятельности как особой общественной функции.
Педагогическая этика является самостоятельным разделом этической науки и изучает
особенности педагогической морали, выясняет специфику реализации общих принципов
нравственности в сфере педагогического труда, раскрывает её функции, специфику
содержания принципов и этических категорий. Также педагогической этикой изучается
характер нравственной деятельности учителя и нравственных отношений в профессиональной среде, разрабатываются основы педагогического этикета,
представляющего собой совокупность выработанных в учительской среде специфических
правил общения, манер поведения и т.п. людей, профессионально занимающихся обучением
и воспитанием.
Перед педагогической этикой стоит целый ряд насущных задач (которые могут быть
разделены на теоретические и прикладные), в числе которых
• исследование методологических проблем, сущности, категорий и специфики
педагогической морали,
• разработка нравственных аспектов педагогического труда как особого вида
педагогической деятельности,
• выявление требований, предъявляемых к нравственному облику учителя,
• изучение сущности и особенностей индивидуального нравственного сознания педагога,
• исследование характера нравственных отношений учителя с учащими
• разработка вопросов нравственного воспитания и самовоспитания педагога.
2. Основные категории педагогической этики.
Педагогическая этика
Педагогическая этика
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.