Педагогическая мастерская "Структура урока-исследования"

  • Семинары
  • docx
  • 03.01.2019
Публикация в СМИ для учителей

Публикация в СМИ для учителей

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Публикация является частью публикации:

Иконка файла материала пед. мастерская урок-исследования.docx
Методика проведения урока ­ исследования Сегодня  основная  функция  педагога не столько быть источником знания, сколько    организовывать      процесс познания…                  В. Ф. Шаталов Процесс познания – это приобретение знаний.  А приобретают знания учащиеся в основном на учебных занятиях.   Выделяют следующие типы уроков:  усвоение новых знаний  повторение, закрепление  обобщение и систематизация знаний   контроль и коррекция знаний   комбинированный урок  урок закрепления  Отличительной   чертой   урока   –   исследования  является   целостность,   т.   е. связность   всех   его   этапов   и   их   подчинённость   одной   функции   –   открытию   или доказательству какого­то нового знания, идее урока.  Как вы думаете, какой из типов наиболее подойдет под урок – исследования. Исходя из этого, мы можем сказать, что урок усвоения новых знаний наилучшим образом подходит для проведения урока – исследования.  Но это не значит, что остальные уроки мы строим по традиции. На остальных уроках мы можем проводить так называемые мини­исследования. Например: на уроке русского   языка   мы   можем   исследовать   словарное   слово.   Возьмем   слово «ХОЗЯЙСТВО».   Подберем   однокоренное   слово   –ХОЗЯИН,   а   вот   слово   ХОЗЯИН произошло от старинного слова ХОЗЯ, что обозначает ГОСПОДИН.  В результате мы можем объяснить правописание слова ХОЗЯИН. На уроке математики после того как учащиеся   научились   умножать   многозначные   числа   на   однозначные   письменным способом,   мы   можем   предложить   учащимся   умножить   многозначное   число   на двузначное. На уроке человек и мир можно, используя линию сравнения либо круги Эйлера,   сравнить   лягушку   и   жабу.   На   уроке   литературного   чтения   предложить высказать   предположения   о   содержании   произведения   по   названию   и   иллюстрации, изучить эпизоды из жизни писателя и дать ему характеристику.   Уроки, на которых только один этап посвящен исследованию называются уроки с элементами исследования. На    уроках   с   элементами   исследования   мы   отрабатываем   отдельные   учебные приёмы,   составляющие   исследовательскую   деятельность.   По   содержанию   элементов исследовательской деятельности такие уроки могут быть:   уроки по выбору темы или метода исследования,   по выработке умения формулировать гипотезу, цели исследования,   уроки с проведением эксперимента,   работа с источниками информации,   заслушивание сообщений, защита рефератов и т. д.Сегодня мы поговорим об уроках – исследования. Принципы построения урока – исследования:   Учащиеся   самостоятельно   постигают   учебные   понятия,   а   не   получают   их   в готовом виде.  Учащиеся сталкиваются с новыми (необычными, парадоксальными) явлениями, идеями прежде, чем они будут изложены и изучены на уроке.   При изучении учебного материала создаются ситуации, которые представляют учащимся возможность самостоятельно обнаруживать эти понятия и исследовать их на примерах.  Для изучения правила учащихся следует ознакомить с примерами, из которых это правило можно вывести самостоятельно, без его изложения учителем.  Каждый   учащийся   самостоятельно   изучает,   описывает   и   интерпретирует сведения и наблюдения, которые он получает в ходе исследования. Как вы думаете, какие предметы подходят для проведения урока – исследования?  В начальной школе – это языки и предмет человек и мир. На математике, по моему мнению,   можно   провести   урок   с   элементами   исследования.   Так   как   на   уроке математики мы не изучаем способ решения примеров целый урок.   Перед тем как строить урок, мы определяем цель и задачи. Поэтому с целей и начнем.   и   обучение   исследовательской   деятельности   На уроках­исследованиях ставятся две цели: обучение предмету (дидактическая цель) (педагогическая цель/содержательная). Поставленные цели достигаются в ходе решения конкретных задач.  Например, для обучения предмету необходимо решить следующие задачи:  приобретение   учащимися   общеучебных   умений   (работать   с   учебником, составлять таблицы, оформлять наблюдения в письменном виде, формулировать мысли во внутренней и внешней речи, осуществлять самоконтроль, проводить самоанализ и т.д.);  приобретение учащимися специальных знаний и умений (усвоение фактического материала по предмету);  приобретение учащимися интеллектуальных умений  (анализировать, сравнивать, обобщать и т.д.). Для   обучения   исследовательской   деятельности   требуется   решить   другую   задачу  — приобретение учащимися исследовательских знаний и умений:  знание   специфики   и   особенностей   процесса   научного   познания,   ступеней исследовательской деятельности;  знание методики научного исследования;  умение выделять проблемы, формулировать гипотезы, планировать эксперимент в соответствии с гипотезой, интегрировать данные, делать вывод. Урок русского языка 1. Тема: правописание слов с разделительным твердым знаком Цель:   Деятельностная   цель:   знакомство   с   правилом   употребления   на   письме разделительного твердого знака;Содержательная   цель:   развитие   умения   планировать   свою   деятельность, интегрировать данные,  делать вывод.  2. Тема: понятие о суффиксе Деятельностная   цель:   знакомство   словообразовательной ролью суффиксов;   с   суффиксом   как   частью   речи, Содержательная цель: построение алгоритма нахождения суффикса в словах  Урок человек и мир Тема: Грибы. Съедобные и несъедобные Дидактическая   цель:   знакомство   с   особой   группой   живых   организмов, шляпочными грибами. Педагогическая   цель:   развитие   умения   самостоятельно   находить   пути   решения поставленной проблемы Перейдем к структуре урока – исследования. Урок   –   исследование   предполагает   деятельность   учащихся   и   учителя,   которая связана   с   решением   исследовательской   задачи   и   предполагает   наличие   основных этапов, характерных для исследования в научной сфере, таких как:  постановка проблемы;  повторение теории, посвящённой данной проблематике;  подбор инструментов для исследования и практическое владение ими;  обработка полученного результата, его анализ и обобщение, собственные выводы. В структуре урока – исследования должны присутствовать эти этапы. В интернете я нашла такую структуру. Я предлагаю вам ознакомиться с ней и проанализировать.  1) актуализация знаний; 2) мотивация; 3) создание проблемной ситуации; 4) постановка проблемы исследования; 5) определение темы исследования; 6) формулирование цели исследования; 7) выдвижение гипотезы; 8) проверка   гипотезы   (проведение   эксперимента,   лабораторной   работы,   чтение литературы, размышление, просмотр фрагментов учебных фильмов и т.д.); 9) интерпретация полученных данных; 10) вывод по результатам исследовательской работы; 11) применение новых знаний в учебной деятельности; 12) подведение итогов урока; 13) домашнее задание. Может вы хотите что­нибудь изменить. Для себя я выбрала вот такую структуру: 1.Этап мотивации (самоопределения) к учебной деятельности. 2.Актуализация знаний. 3.Создание проблемной ситуации. 4.Построение решения выхода из затруднения. 5. Этап решения проблемы.6.Этап первичного закрепления с проговариванием. 7.Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону. 8.Этап рефлексии учебной деятельности на уроке.  9. Оценка учителя.   В структуре урока, которую использую я, нет этапа выдвижение гипотезы. Есть темы,   перед   изучением   которых   трудно   сделать   предположение.   Например:   какие гипотезы   можно   выдвинуть   при   изучении   темы   «Падежи»   или   «Правописание приставок». На уроках человек и мир, например, при изучении темы «Экваториальный лес», изучив климат, можно предположить, какие растения могут произрастать в этой зоне. Но стоит ли этот маленький момент выделять в отдельный этап? Например, при изучении   темы   «Грибы»,   мы   сначала   предполагали,   к   какой   части   живой   природы относятся грибы, потом изучали, как они распространяются, затем – почему грибы растут под деревьями? Т.е. весь урок был построен на мини­исследованиях. Все этапы повторялись. На данном уроке выделить четко все этапы не получилось. Так   же   в   зависимости   от   построения   урока   некоторые   этапы   объединяю   и   не выделяю. На основе уроков русского языка я постараюсь показать свой опыт. 1.Этап мотивации (самоопределения) к учебной деятельности. Общеизвестно, что  ребенок  испытывает   потребность  в  учении, когда  им  движет интерес, подкрепленный успехом.   Создание на уроке ситуации успеха  способствует формированию у учащихся высокой учебной мотивации.  Для эмоционального настроя в 1 – 2 классах использую четверостишия. Например, Я – твой друг и ты – мой друг. Сколько у меня друзей вокруг! Дружно за руки возьмемся. И друг другу улыбнемся. Добрый день, ребята! Давайте встанем в круг и скажем: «Здравствуйте!» руками (по кругу здороваются руками). Скажем:  «Здравствуйте!» глазами (по кругу кивают друг другу головой). Скажем: «Здравствуйте!» мы ртом, станет радостно кругом.  Девиз  «Я умею думать,  я умею рассуждать, Что полезно мне для жизни,                                                                                                 То и буду выбирать.                                                             А потом и выполнять!»  Повышению   интереса   к   теме   урока   способствует   так   же  осознание   учащимися полезности нового материала и области его применения. Для реализации этой цели необходимо: ­   создать   условия   для   возникновения   внутренней   потребности   включения   в деятельность   («хочу»).   Для   возникновения   внутренней   потребности   предлагаю объяснить   смысл  пословицы.   Например,   «От   желания   к   исполнению   приложи умение.» ­ актуализировать требования к ученику со стороны учебной деятельности («надо»); ­ установить тематические рамки учебной деятельности («могу»).В 3 – 4 классах предлагаю детям  продолжить предложение «На уроках русского языка мы …», «Что нам необходимо для этого?». «В каких жизненных ситуациях нам пригодятся знания, полученные на уроке математики?»  2. Актуализация знаний.  Этот   этап   можно   провести,   проверяя   домашнее   задание  либо   на   основе чистописания. Урок в 3 классе по теме «Правописание слов с разделительным твердым знаком». Чистописание. тье  бью льё тья вьи листя  вюга  здоровее (я взяла только 2 строчки, хотя в 3 классе необходимо писать 3 строчки. Но предложение я не смогла вписать в тему урока) ­Прочитайте слова про себя. Что скажите? ­Исправьте ошибки на доске. ­Ь пишется…(На доске строится схема.) ­Где чаще всего находится? 3. Создание проблемной ситуации ­ С этими словами вы справились быстро. ­Попробуйте объяснить написание слов второй строчки.  разяснил, пю, заезд, обвести. ­Какие ваши предположения? ­   Можете   объяснить   как   пишутся   эти   слова?     Что   надо     изучать,   что   бы   их написать? ­Назовите тему сегодняшнего урока. ­Что вы можете сказать про Ъ?    ­Какую роль он выполняет? На данном этапе создается проблемная ситуация и определяется тема урока. Можно   на   основе   чистописания   провести   и   актуализацию   знаний   и   создать проблемную ситуации. Например: урок в 3 классе по теме «Понятие о суффиксе» оро жк ый ел тёз ов ют д..ро..ка  б..рёзовый ж..лтеют (объяснить правописание слов) Мороз   сковал   ледком   лужи   на   лесных   дорожках.   (Найти   орфограммы, написать под диктовку, самопроверка) Провожу диалог: ­   Назовите   части   слова,   которые   вы   знаете?   (Вывешиваются   на   доске   значки: корень, приставка, окончание) Дайте им определение. Как вы думаете, могут ли слова иметь другие части? Как это проверить? Выделите в словах чистописания окончание и корень.  Что скажете? Подчеркните эту часть слова.  На этом уроке я объединила этап актуализации знаний и этап создания проблемной ситуации.После того как мы создали проблему, учащиеся формулируют тему урока. 4.Построение решения выхода из затруднения.  На   какие   вопросы   будем   отвечать?   Исходя   из   темы,   учащиеся   составляют вопросы. Эти вопросы записываются на доске. Я не могу сказать, что это план, так как на вопросы не будем отвечать по порядку. Как называется? Где находится? Как обозначается? Как найти в слове? Для чего служит? В результате, новый материал делится на части и изучается постепенно. 5. Этап решения проблемы. Цель   данного   этапа  –  найти   ответы   на   поставленные   вопросы.   Так   как   знания учащиеся добывают сами и по частям, то на этот этап уходит больше времени, чем при изучении   нового   материала   на   традиционном   уроке.   Это   надо   учитывать   при составлении   плана.   Чтобы   сократить   время   на   изучение   нового,   можно   учащихся поделить на группы, которые будут находить ответ на один вопрос. Я предпочитаю проводить работу коллективно. Сначала учащиеся анализируют вопросы, т. е. определяют, на какие вопросы могут дать ответ сразу. На уроке «Суффикс» учащиеся сразу определили место нахождения этой части слова и смогли сказать, как найти. На   этапе   решения   проблемы   я   использую   метод   наблюдения.   Я   вам   сейчас предлагаю применить его на себя. Определить, когда пишется суффикс ­ЕЦ, когда ­ИЦ. При изучении «Суффикса» учащиеся наблюдали происхождение слов при помощи суффикса. И делали вывод о роли суффикса. ­Запишем слова с объяснением в столбик: Сторожка – сторож + к плечистый – плечо + ист поляна – поле + ян лошадка – лошадь + к обувщик – обувь + щик ­   От   каких   слов   образовались?   Какие   слова   получились?   С   помощью   чего образовались данные слова?  На   уроке   «Правописание   слов   с   разделительным   твердым   знаком»   учащиеся наблюдали за словами и делали вывод о том, что Ъ пишется после приставок.  Выполняя   следующее   упражнение   учащиеся,   наблюдая,   сделали   вывод,   что   Ъ пишется после приставок, которые оканчиваются на согласный перед гласными Я, Е, Ё. После каждого упражнения спрашиваю, на какой вопрос можем дать ответ.  На данном этапе учащимся надо не только изучать новое, но и держать в памяти то, что они уже узнали. И тут помогает и мне и детям прием «Дом с колоннами». Сколько вопросов, столько и колонн. «Дом» заполняется на протяжении всего урока. В доме фиксируются все ответы на вопросы. Опираясь на «Дом» учащимся легко составитьалгоритм,   например,   правописания   слов   с   разделительным   Ъ,   как   найти   в   словах суффикс. Кроме этого, учащиеся на фундаменте записывают обобщение. Это может быть правило. 6. Этап первичного закрепления с проговариванием. (Коллективная работа) На данном этапе возвращаемся к началу урока. Например, объяснить правописание слов, которые мы не смогли написать в начале слова. Либо формулируем правило, даем определение, например, понятию «суффикс». Предлагаю учащимся упражнение по изученному материалу, которое выполняем коллективно. 7.Самостоятельная работа. На данном этапе можно предложить упражнение с самопроверкой по образцу, либо взаимопроверкой, коллективной проверкой. В   начальной   школе   на   уроках   русского   языка   всегда   должна   присутствовать словарная   работа.   Под   ней   подразумевается   написание   словарных   слов.   Её   можно совместить   с  этапом   первичного   закрепления   с   проговариванием   либо   с   этапом самостоятельной работы. Например:   определить   склонение   словарных   слов,   определить   их   род,   найти прилагательное, найти суффикс в каком­то слове. Но бывают такие темы, когда в такой форме   провести   словарную   работу   не   представляется   возможным.   Например,   при изучении темы «Правописание слов с разделительным твердым знаком»,  какие можно написать слова, чтобы они вписывались в тему?  Это  не  значит,  что  словарная  работа  не  проводится. Ее  можно  провести,  но  в другой   форме.  Например,  попросить   дать   лексическое   значение   малознакомого   или незнакомого слова РАЗЪЯРЕННЫЙ, подобрать синоним, антоним. 8.Этап рефлексии учебной деятельности на уроке. На данном этапе возвращаемся к теме урока. Учащиеся, с опорой на вопросы, делают самооценку, что узнал, чему научился, что еще надо повторить, доучить. Завершаем урок, как и любой другой этапом подведением итогов,  выставлением отметок.  И на каждом этапе урока – исследования мы так же работаем над орфографической зоркостью.  На   уроках   мы   должны   обязательно   использовать   учебник.   Но   упражнения   в учебниках   не   предусматривают   исследовательского   обучения.   Поэтому,   порой,   я обращаюсь к учебнику для того, чтобы сверить свои выводы с правилом. Тем самым я не нарушаю требование. Когда мы проводим уроки – исследования или уроки с элементами исследования мы создаем условия для проявления познавательной активности учащихся.братец красавец умелец старец умница красавица умелица лужица1) актуализация знаний; 2) мотивация; 3) создание проблемной ситуации; 4) постановка проблемы исследования; 5) определение темы исследования; 6) формулирование цели исследования; 7) выдвижение гипотезы; 8) проверка   гипотезы   (проведение   эксперимента,   лабораторной   работы,   чтение литературы, размышление, просмотр фрагментов учебных фильмов и т.д.); 9) интерпретация полученных данных; 10) вывод по результатам исследовательской работы; 11) применение новых знаний в учебной деятельности; 12) подведение итогов урока; 13) домашнее задание. 1.Этап мотивации (самоопределения) к учебной деятельности. 2.Актуализация знаний. 3.Создание проблемной ситуации. 4.Построение решения выхода из затруднения. 5. Этап решения проблемы. 6.Этап первичного закрепления с проговариванием. 7.Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону. 8.Этап рефлексии учебной деятельности на уроке.  9. Оценка учителя.