Педагогические условия формирования связной речи у дошкольника посредством игр
Данная тема является актуальной в связи с тем, что в настоящее время вопросы развития речи находятся в центре внимания у всех участников педагогического процесса, что связанно с необходимостью создания психолого-педагогических ситуаций для формирования связной речи. Развитая речь служит важнейшим средством активной деятельности человека в современном обществе, а для ребенка – средством успешного обучения. Как отмечает Н. А. Стародубова. Развивать речь – это не значит только предоставлять детям возможность больше говорить, давать материал и темы для устных высказываний. Развивать речь – значит систематически, планомерно работать над содержанием, ее последовательностью, учить построению предложений, вдумчивому выбору подходящего слова и его формы, постоянно работать над правильным произношением звуков и слов. Постепенно у ребенка развивается связная речь.
Связная речь представляет собой высшую форму речемыслительной деятельности, определяющей уровень умственного и речевого развития детей. Формирование связной речи – это главная задача речевого воспитания дошкольников, которое в настоящее время претерпевает затруднения, определяющиеся недостаточной изученностью этих условий. Данной проблемой занимались такие исследователи. Как А. М. Бородич, В. В. Гербова. Ф. А. Сохин, А. П. Усова и др. В трудах отечественных психологов (Л. Выготский, Д. Б. Эльконин и др.), одним из основных условий развития ребенка является общение. Двустороннюю связь между речью и игрой рассматривала Т. А. Репина. С одной стороны, речь развивается и активизируется в игре, а с другой игра развивается в процессе развития речи. А. М. Леушина, Ф. А. Сохин. Д. Б. Эльконин говорили о большой роли игры в работе по развитию речи. Игра проявляет положительное влияние на формирование взаимодействия и взаимообщения детей. По утверждению исследователей одним из видов устной речи, наиболее естественная форма речевого взаимоотношения, функции которой реализуются в процессе непосредственного общения между собеседниками, является диалог. Образцы ведения диалога ребенок получает в контакте с взрослым. Овладевая диалогической речью, которая часто используется в театрализованных играх, дошкольники учатся слышать и понимать товарища.
Согласно исследователям Л. В. Артемьевой, А. Г. Арушановой, Д. В. Менжерицкой и других в ходе театрализованных воспитанники могут отработать собственно речевые умения: излагать свое мнение, спрашивать и отвечать, соглашаться или же возражать, поддерживать или завершать коммуникацию, излагать свое мнение. Учатся высказывать логично, связно, говорить выразительно, пользоваться интонацией диалога. Такие игры строятся по определенному сценарию – текста литературного произведения, что соответствует особенностям диалогической речи в дошкольном возрасте – контекстности.
Основываясь на данные исследования, мы в своей работе решили уделить характерный интерес к играм как средствам развития связной речи дошкольников, как хорошим предпосылкам его полноценного речевого и общего психического развития. Например, театрализованная игра изображает разыгрывание в лицах сказок, рассказов или особо написанных инсценировок. Персонажи инсценируемых произведений делаются действующими лицами, а их истории, события жизни, изменённые детской фантазией – сюжетом игры. Обычно, в современных детских садах применяют два главных вида театрализованных игр: игры–драматизации, где любой ребенок как актер выполняет свою роль; игры детей с различными видами театров (театр картинок, из втулок и стаканчиков, настольный, теневой и конусовый театр и пр.). Коммуникативная функция игр связана с активным развитием всех сторон речи детей, обогащения образной речи и словаря детей, развитием литературно-творческих данных. Активное участие в театрально-игровой деятельности способствует умениям детей творчески исполнять предложенные им роли (выразительно произносить текст героев, исполнять песни, танцевать, с использованием мимики, жестов и двигательного творчества реализовывать свою роль и пр). Дошкольники получают возможность приобретать практику социальных привычек и умений. Познают мир не исключительно умом, так же сердцем. Учатся выражать собственно свою позицию к добру и злу.
Мы считаем, что систематическое использование различных игр в рамках процесса обучения и воспитания детей дошкольного возраста. Потому призываем составить перспективный план по использованию игр с учетом возрастных особенностей детей. В соответствии с программой обучения и воспитания распланировать использование этих игр в воспитательно-образовательном процессе с целью развития диалогических умений у дошкольников. Так же в нашей работе, мы отмечаем необходимость последовательного усложнения игровых задач и игр-драматизаций, в которые включаются ребенок. При планировании рекомендуем использовать методические материалы А. Г. Арушановой, А. В. Артемовой, Л. Б. Гавришевой, О. Л. Гнедовой и других. В нашей работе по использованию театрализованных игр мы широко применяем практические методы: метод имитации, разговора (беседы), пересказа, рассказывания (сочинения). Все данные методы обучения родной речи предлагают усвоение речи в обычном живом взаимоотношении, когда ребёнок даже не замечает, что его специально учат, и усваивает речь интуитивно. Театрализованные игры дают большие возможности для развития речи ребёнка: ведь любое знание, которое даёт театр, усваивается в словесной форме.
Таким образом, развитие связной речи у детей старшего дошкольного возраста возможно при создании соответствующей развивающей среды и проведении разных игр и упражнений, также в ходе ежедневной деятельности детей. Считаем, наши занятия с дошкольниками театром, воспитывают у них устойчивый интерес к театрально — игровой деятельности, развивают артистические качества, творческий потенциал детей и способствует решению главных задач в речевой группе развитию правильной речи детей.
Литература:
1. Арушанова А. Г. Речь и речевое общение детей. Развитие диалогического общения \ А. Г. Арушанова. – М.: Мозаика-Синтез, 2005.
2. Рузская А. Г. развитие общения дошкольников со сверстниками / а. Г. Рузская. – М.: Педагогика.
3. Стародубова В. Г. развитие речи детей дошкольного возраста / В. Г. стародубова. – М.: Просвещение. 20005.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.