В середине 50-60-х годов это понятие широко обсуждалось на страницах педагогических журналов в стране и за рубежом, в материалах международных конференций, где были определены два направления его толкования. Первое направление было связано с техническими средствами обучения, а второе направление обозначено как "технология обучения". В 60-е годы оформляется технологический подход к обучению. В целом выбор видов педагогических технологий зависит от образовательной политики, парадигмы образования, дидактической концепции или теории обучения, целей и задач обучения и воспитания, методологических позиций, индивидуально-личностных и профессиональных качеств педагога.Педагогические технологии
Педагогические технологии.pptx
Педагогические технологии
Педагогические технологии
Педагогические технологии
• В середине 50-60-х годов это понятие
широко обсуждалось на страницах
педагогических журналов в стране и
за рубежом, в материалах
международных конференций, где
были определены два направления
его толкования. Первое направление
было связано с техническими
средствами обучения, а второе
направление обозначено как
"технология обучения". В 60-е годы
оформляется технологический
подход к обучению.
Педагогические технологии
• Его становление тесно связано с программированным
обучением, основоположником которого является
американский психолог Б.Скиннер, предложивший
повысить эффективность управления усвоением
материала, построив его как последовательную программу
подачи порций информации и их контроля.
Педагогические технологии
• . Вопросами формулировки данного
понятия занимались Б.Т.Лихачев,
В.П.Беспалько, С.Сполдинг, В.В.
Сериков, В.М.Монахов, М.В.Кларин,
И.Я.Лернер, П.И.Пидкасистый,
В.В.Гузеев, Н.Д.Хмель, Г.Т.Хайруллин
и другие ученые-исследователи.
Педагогические технологии
• В.П.Беспалько определяет педагогическую
технологию как совокупность средств и методов
воспроизведения теоретически обоснованных
процессов обучения и воспитания, позволяющих
успешно реализовывать поставленные
образовательные цели .
• В.М.Монахов дает несколько другую формулировку
этому понятию. "Педагогическая технология, - пишет
он — это продуманная во всех деталях модель
совместной педагогической деятельности по
проектированию, организации и проведению
учебного процесса с безусловным обеспечением
комфортных условий для учащихся и учителя.
Объясняя задачи технологии, он пишет: "Ведущим
принципом в проектировании педагогической
технологии должна быть активность самого
учащегося. Главное здесь - наличие
сформулированной внутренней мотивировки
желания и умения приобретать знание« .
Педагогические технологии
• П.И.Пидкасистый считает, что существенными чертами
технологии обучения являются "воспроизводимость
обучающего цикла, то есть возмож ность его повторения
любым учителем" и "обратная связь, объективный
контроль знаний". Технология обучения понимается как
направление в дидактике, область научных исследований
по выявлению принципов и разработки оптимальных
систем, по конструированию воспроизводимых
дидактических процессов с заранее заданными
характеристиками (П.И. Пидкасистый).
• Технология - это правила организации деятельности и
выбора средств ее осуществления (В.В.Гузеев). Отмечая
отличие современных технологий
• от прежних, В.Гузеев пишет: "Раньше можно было создать
один инструментарий и применять его годами в схожих
условиях. Теперь отрицается само существование схожих
условий" .
• Педагогическая технология - это проект (алгоритм)
организации и осуществления педагогического процесса
(Г.Т.Хайруллин) .
Педагогические технологии
Педагогические технологии
• С этой позиции наиболее приемлемым является
определение, данное Н.Д.Хмель: педагогические
технологии - комплекс последовательных
действий перевода теоретических знаний в
практическую реализацию функционирования
целостного педагогического процесса, обеспе
чивающую возможность саморазвития личности
педагогов и учащихся, результаты воплощения
которой можно измерить поэтапно и видеть
динамику развития как личности, так и
коллектива
Педагогические технологии
Педагогические технологии
• Теория обучения - составная часть
педагогики, исследующая законы и
закономерности процесса обучения,
раскрывающая задачи и содержание
обучения, характеризующая принципы,
методы и формы организации обучения.
Метод в самом широком смысле
определяется как путь к чему-то, способ
деятельности субъекта в любой ее форме.
•
• Методика обучения - это система научно
обоснованных методов, правил, приемов
обучения предмету, она является
приложением теории обучения.
• Методы обучения в педагогике
определяются как способы организации
совместной деятельности участников
педагогического процесса
Педагогические технологии
Педагогические технологии
Педагогические технологии
• В отличие от теории, методов и методик
технологии обучения призваны
организационно упорядочить все
зависимости процесса обучения, выстроить
его этапы, выделить условия их
реализации, соотнести с возможностями
обучающихся.
• Поэтому технология обучения - это
инструментарий достижения
диагностически поставленных целей
обучения, систематическое
ипоследовательное воплощение на
практике заранее спланированного
процесса обучения.
Педагогические технологии
• Одновременно некоторыми учеными (Д.Г.Левитес и
др.) предлагается деление педагогических
технологий обучения на предметно-
ориентированные и личностно ориентированные
• В.С.Безрукова классифицирует все известные
педагогические технологии на следующие четыре
группы по идеям, лежащим в основе их создания:
• 1) технологии жесткого управления познавательным
процессом
• 2) технологии, руководствующиеся идеей
"свободного воспитания"
• 3) технологии, которые формировались на "теории
отмирания школы"
• 4) группы технологий, в основе которых лежат идеи
невропсихического воздействия
Педагогические технологии
Педагогические технологии
• Г.К.Селевко представляет своеобразную
классификацию педагогических технологий:
• а) Технологии на основе гуманизации и
• б) Технологии на основе активизации и
демократизации
интенсификации
• в) Технологии на основе эффективности
организации и управления процессом обучения
• г) Технологии на основе методического
усовершенствования и дидак тического
реконструирования
• д) Природосообразные,
• е) Альтернативные; вальдорфская педагогика
Р.Штейнера, технология свободного труда С.Френе и
др.
• ж) Комплексные технологии: школа
самоопределения А.М.Тубельского, "Русская школа"
И.Ф.Гончарова, "Школа для всех" Е.А.Ямбурга,
"Школа-парк " М.Балабана и др.
Педагогические технологии
Педагогические технологии
• Традиционная технология обучения подразумевает
прежде всего классно-урочную организацию обу чения,
сложившуюся в XVII веке и до сих пор являющуюся
преобладающей в школах мира. Концептуальную основу
традиционной технологии обучения составляют принципы
педагогики, сформулированные еще Я.А. Коменским
Педагогические технологии
• Для полноты представления о
педагогических технологиях предлагаем
рассмотреть их возможные функции,
предложенные С.С.Кашлевым, с
некоторыми дополнениями :
• 1) Организационно-деятельностная
функция педагогических технологий
• 2) Проектировочная (прогностическая)
функция
- 3) Коммуникативная функция 4)
Рефлексивная функция 5) Развивающая
функция педагогических технологий
•
Педагогические технологии
• В целом выбор видов педагогических технологий
зависит от образовательной политики, парадигмы
образования, дидактической концепции или теории
обучения, целей и задач обучения и воспитания,
методологических позиций, индивидуально-
личностных и профессиональных качеств педагога.
Педагогические технологии
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.