Педагогический проект "Интеллект карта как средство достижения УУД на уроках технологии"
Оценка 4.6

Педагогический проект "Интеллект карта как средство достижения УУД на уроках технологии"

Оценка 4.6
Исследовательские работы
doc
технология
СCУЗ, ВУЗ
18.04.2020
Педагогический проект "Интеллект карта  как средство достижения  УУД на уроках технологии"
Педагогический проект"Интеллект карта как средство достижения УУД на уроках технологии" В проектной работе обозначена проблема поиска средств и методов достижения УУД учащихся в контексте требований современного образования. Анализируя методическую литературу и изучая требования к ФГОС, возникла идея внедрения в образовательный процесс инновационного метода интеллект-карты, которая является одним из универсальных средств, способствующих познавательной мотивации, а также достижению универсальных учебных действий. В работе прописан алгоритм управления проектом, указаны ресурсы, возможные риски и пути их решения.
пед проект.doc

Муниципальное бюджетное общеобразовательное  учреждение

«Средняя  общеобразовательная школа№7»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Педагогический проект

Интеллект карта  как средство достижения  УУД на уроках технологии

 

 

 

 

 

 

 Автор проекта : Тохтуева Л.А.,

 учитель технологии

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Лысьва, 2018

 

Паспорт педагогического проекта

 

 

Тема

 Инновационные средства обучения на уроках технологии

Название

 Интеллект карта как средство достижения УУД на уроках технологии 

 

Вид проекта

Педагогический

Разработчик

Тохтуева Любовь Александровна, учитель технологии, МБОУ «СОШ№7»

Целевая аудитория

Учащиеся 5-8 классов

Сроки реализации

2018-19 учебный год

Цели и задачи

Цель: Научить учащихся работать с интеллект картами  

 Задачи: изучить теоретические основы метода интеллект-карт;

  • спроектировать  и адаптировать инновационный метод;
  • провести наблюдение    за учебной деятельностью учащихся  при работе с   интеллект-картами;

·            проанализировать результаты  учащихся   на предмет достижения  УУД 

 

Предполагаемый результат и продукт

 Сформированные умения  учащихся работы с интеллект картами   помогут повысить эффективность процесса обучения и отработке УУД. Предложенные в данной работе методические материалы могут быть использованы учителями других предметов

 

Краткая аннотация проекта

В проектной работе обозначена  проблема   поиска средств и методов   достижения УУД учащихся  в контексте  требований современного образования.  Анализируя  методическую литературу  и изучая  требования к    ФГОС, возникла  идея внедрения в образовательный процесс   инновационного метода интеллект-карты, которая   является одним из универсальных средств, способствующих познавательной мотивации, а также достижению универсальных учебных действий. В работе  прописан  алгоритм управления проектом, указаны ресурсы, возможные риски и  пути их решения.

 

 

 

Содержание

 

 

 

Название  раздела

№ стр

1.

Обоснование  необходимости  проекта

3

2.

Концепция проекта

5

3.

Основное содержание

7

4.

Управление проектом

9

5.

Список литературы и информационных источников

11

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 I Обоснование    проектной работы

 

Обучение школьников в предмете «Технология» строится на основе освоения конкретных и новых  процессов преобразования и использования материалов, информации, объектов природной среды и     требует от учащихся  понимания  целостной картины протекания  технологических процессов, проектного мышления, профессиональной самоориентации;  технологических умений проектировать материальные, информационные объекты и др.

С введением ФГОС ООО  произошли изменения  в предмете «Технология»:

·       в предметном содержании;

·       в предъявляемых  требованиях подготовки учащихся;

·       в количестве часов учебного плана,

·       также наблюдается  понижение мотивации учащихся в получении и освоении новых знаний.

Следовательно, учителю необходимо пересмотреть  требования к организации  учебного процесса и отбору методов  формирования  универсальных учебных действий (УУД) и способов  их достижения. 

 

Традиционные  формы и  методы на современном этапе образования не в полной мере отвечают требованиям формирования УУД учащихся.

Значит, возникает  проблема и  поиск инновационных  способов работы.

 

В результате анализа  возникшей ситуации, с одной стороны,   когда ученик должен сам добывать знания и доказывать их истинность, 

  и традиционных   способов    обучения, с другой стороны,  когда учитель передает  готовые знания,  возникают противоречия  учебного процесса:  

 

 

В содержательной сфере:  

·         Между прежним уровнем знаний учащихся и новыми знаниями;

·        Между знаниями и умениями их использовать.

 

В мотивационной сфере:

·         Между требуемым и достигнутым уровнем отношений учащихся к обучению, к процессу получения знаний; 

·        Между интересом учащихся и предметом, и ходом урока

 

В операционной сфере:

·  Между более сложной познавательной задачей и наличием прежних, недостаточных для ее   решения способов;

·  Между субъективным расположением знаний у учащихся и объективной логикой науки и логикой изложения материала учителем.

Разрешением этих  вопросов может стать использование активных средств достижения универсальных учебных действий (УУД) на уроке.

Одним из универсальных средств, способствующих познавательной мотивации, а также формированию универсальных учебных действий может стать  метод интеллект-карт, в основу которого положены исследования и разработки английского психолога и консультанта по вопросам интеллекта, психологии обучения и проблем мышления Тони Бьюзена.

 Основной идеей  метода является  переместить центр наших усилий на человека.

 

Интеллект-карты — наиболее адекватно отражает наше реальное многомерное радиантное мышление, где каждое понятие в нашей голове связано с другими понятиями, эти другие понятия связаны с третьими и так далее до бесконечности. Структура интеллект карты как раз   позволяет  более качественно отобразить структуру материала, смысловые и иерархические связи, показать, какие существуют отношения между составными частями.   

Исходя  из  актуальности проблемы, мною выбрана тема: «Интеллект-карта как средство достижения  УУД .   

 

II Концептуальная часть проектной работы

 

 

Цель проектной  работы: показать эффективность использования метода интеллект-карт для достижения   универсальных учебных действий обучающихся на уроках технологии.

В своей работе я определила следующие задачи:

  • изучить теоретические основы метода интеллект-карт;
  • рассмотреть специальные приемы   интеллект-карт на достижение  универсальных учебных действий;
  • проанализировать содержание  предмета и выделить  в  поурочном плане   блоки материала и отдельные темы  для изучения   с использованием инновационного метода;
  • описать собственный педагогический опыт по достижению УУД на уроках технологии.

В результате проектной работы  можно предположить, что   освоенные и  адаптированные  инновационные средства учебной деятельности интеллект-карт   помогут решить:

· проблемы, источником которых являются когнитивные затруднения учащихся;

· формировать коммуникативную компетентность в процессе групповой деятельности по работе с  интеллект-карт;

· формировать общеучебные умения, связанные с восприятием, запоминанием, переработкой и обменом информацией (конспектирование, аннотирование, участие в дискуссиях),

·  ускорять процесс обучения за счет визуализации образа  материала , темы, урока;

·  формировать организационно- деятельностные умения;

·  учить учащихся решать проблемы.

 

 Практическая новизна данной работы состоит в том, что   интеллект -карта –это удобная и эффективная техника визуализации мышления и альтернативной записи поможет  повысить эффективность процесса обучения. Предложенные в данной работе методические материалы могут быть использованы  не только учителями технологии, но  и любым учителем-предметником для формирования у учащихся познавательных УУД 

 

Для оценки эффективности  данного метода интеллект-карты  в образовательном процессе  учащегося   можно предложить сам   метод    индивидуальной интеллект –карты, где центральным образом является  учащийся, а  радиантные  уровневые ветви  будут «вырастать» за счет приращения и овладения  УУД.

 

Дальнейшее развитие  метода интеллект-карт в учебном процессе

На первом этапе интеллект-карта  будет использоваться в качестве наглядного пособия, составленного учителем с целью изучения или закрепления нового материала. При этом учитель не просто представляет законченный вариант карты, а создает ее на глазах учащихся, тем самым стараясь включить их в процесс создания.

Вторым этапом освоения метода интеллект-карты  может  стать групповая работа по их созданию.

Третий этап - В дальнейшем при сформированном навыке составления «интеллект-карт» в группе можно перейти к составлению индивидуальных интеллект-карт  под руководством учителя, а в дальнейшем перейдет в сформированный навык учащегося.

 

 

III Основное содержание проекта

Метод  интеллект -карт   можно найти в любой сфере жизни, где бы ни требовалось  совершенствовать  интеллектуальный потенциал личности. Особенно  становится важным и необходимым   этот метод в урочной и внеурочной деятельности учащихся:

·       когда необходимо за короткое время   освоить большой объем  предметного материала,

·        понять и установить причинно-следственные связи;

·       интегрировать предметные  знания;

·       выстроить логически последовательную  цепочку действий;

·        классифицировать или  систематизировать материал;

·       выделять познавательную цель объекта и предмета изучения;

·       уметь оперировать и моделировать  в преобразовании объекта и др.

Проект рассчитан на учащихся основной школы с 5 по 8 класс,  на уроках технологии и внеурочной  деятельности  по направлению «Моделирование»

 

 

Механизм реализации проекта

Реализация  проекта пройдет в 3 этапа

Этапы

Сроки

Основные цели и задачи

 Целевая аудитория

Подготовительный

Октябрь

 Поиск и обдумывание идеи. Написание проекта. Подготовка материалов для работы

Учащиеся  школы

Основной

Ноябрь-февраль

Апробация  метода. Анализ ситуации. Коррекция действий. Внедрение и анализ. Выводы

Учащиеся школы. Учителя технологии

Заключительный

Март

Презентация  идеи и результатов

 Учителя школ

 

 

 На подготовительном этапе проекта  необходимо:

·   проанализировать  содержание  предмета,  блоков и тем для  разработки интеллект-карт;

·    следующим этапом станет  анализ  имеющихся дидактических  материалов для урока с позиций  проектирования интеллект –карты.

·   изучение техники   и составление  интеллект-карты.

Основной этап работы

 Работа на основном этапе пройдет по плану:

·       внедрение   пробного образца интеллект карты в учебный процесс;

·       анализ ситуации и коррекция  действий;

·       педагогическое наблюдение и оценивание  результатов;

·       коррекция содержания, ситуации    по возникшей  необходимости;

·       выводы.

На заключительном этапе проекта  пройдет презентация идеи и защита работы.

IY Управление проектом

 Структура управлением проекта

Исполнители: учащиеся 5-7 классов во внеурочной деятельности  на курсе «Моделирование»

 

 

Исполнители: учащиеся 5-8 классов на уроках технологии

 
 

 

 

 

 

 


На всех стадиях проектирования  будет проходить   обмен информацией между участниками проекта, доработка и адаптация  технических заданий карты.    

Ресурсы

В проекте будут задействованы:

·        ресурсы  дидактики и методики обучения технологии в школе;

·       материальные ресурсы на  тиражирование интеллект-карты;

·       кадровые ресурсы (учителя   технологии, методисты ЦНМО и др);

·       методические  ресурсы  профессионального образования;

·       временные ресурсы  учебного года

 

 

Для успешной реализации проекта необходимо предусмотреть возможные  риски и способы их устранения

 

Возможные риски проекта и способы устранения

 

 

Возможные риски

Способы их устранения

1.

Низкие  навыки  работы  с информацией, что приведет  к затягиванию процесса  обучения

Педагогическая мотивация, стимулирование, четкое распределение времени урока 

2.

Сбой механизма реализации проекта

Четкое определение  сроков и дат  продвижения проекта

3.

Нехватка материальных и информационных  средств  и ресурсов

Поиск  информации     из различных  источников.    

4.

  Большой объем подготовки интеллект карт

Привлечение  к работе  способных учащихся

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Использованная литература и информационные источники

 

1.Педагогические технологии: вопросы теории и практики внедрения. Справочник/ авт-сост.А.В.Виневская; по ред. И.А.Стеценко. – Ростов нДону: Феникс, 2012.-253стр

2. Тони Бьюзен «Умные родители – гениальный ребенок», « Mind Mapping for kids», «Скоростная память» / Перевод С.Э. Борич. – М.: Попурри, 2005. – 459 с.

3. Копыл В.И. « Карты ума. – М.: ХАРВЕСТ ООО, 2006. – 64 с.

4.http://www.mindmap.ru/index.htm

5.http://www.thinkbuzan.com/intl/products/books

 


Скачано с www.znanio.ru

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа№7»

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа№7»

Паспорт педагогического проекта

Паспорт педагогического проекта

Содержание №

Содержание №

I Обоснование проектной работы

I Обоснование проектной работы

Между прежним уровнем знаний учащихся и новыми знаниями; ·

Между прежним уровнем знаний учащихся и новыми знаниями; ·

Исходя из актуальности проблемы, мною выбрана тема: «Интеллект-карта как средство достижения

Исходя из актуальности проблемы, мною выбрана тема: «Интеллект-карта как средство достижения

Практическая новизна данной работы состоит в том, что интеллект -карта –это удобная и эффективная техника визуализации мышления и альтернативной записи поможет повысить эффективность процесса обучения

Практическая новизна данной работы состоит в том, что интеллект -карта –это удобная и эффективная техника визуализации мышления и альтернативной записи поможет повысить эффективность процесса обучения

Вторым этапом освоения метода интеллект-карты может стать групповая работа по их созданию

Вторым этапом освоения метода интеллект-карты может стать групповая работа по их созданию

Механизм реализации проекта

Механизм реализации проекта

На заключительном этапе проекта пройдет презентация идеи и защита работы

На заключительном этапе проекта пройдет презентация идеи и защита работы

Для успешной реализации проекта необходимо предусмотреть возможные риски и способы их устранения

Для успешной реализации проекта необходимо предусмотреть возможные риски и способы их устранения

Использованная литература и информационные источники 1

Использованная литература и информационные источники 1
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
18.04.2020