Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа№7»
Педагогический проект
Интеллект карта как средство достижения УУД на уроках технологии
Автор проекта : Тохтуева Л.А.,
учитель технологии
Лысьва, 2018
Паспорт педагогического проекта
Тема |
Инновационные средства обучения на уроках технологии |
Название |
Интеллект карта как средство достижения УУД на уроках технологии
|
Вид проекта |
Педагогический |
Разработчик |
Тохтуева Любовь Александровна, учитель технологии, МБОУ «СОШ№7» |
Целевая аудитория |
Учащиеся 5-8 классов |
Сроки реализации |
2018-19 учебный год |
Цели и задачи |
Цель: Научить учащихся работать с интеллект картами Задачи: изучить теоретические основы метода интеллект-карт;
· проанализировать результаты учащихся на предмет достижения УУД
|
Предполагаемый результат и продукт |
Сформированные умения учащихся работы с интеллект картами помогут повысить эффективность процесса обучения и отработке УУД. Предложенные в данной работе методические материалы могут быть использованы учителями других предметов
|
Краткая аннотация проекта |
В проектной работе обозначена проблема поиска средств и методов достижения УУД учащихся в контексте требований современного образования. Анализируя методическую литературу и изучая требования к ФГОС, возникла идея внедрения в образовательный процесс инновационного метода интеллект-карты, которая является одним из универсальных средств, способствующих познавательной мотивации, а также достижению универсальных учебных действий. В работе прописан алгоритм управления проектом, указаны ресурсы, возможные риски и пути их решения.
|
Содержание
№ |
Название раздела |
№ стр |
1. |
Обоснование необходимости проекта |
3 |
2. |
Концепция проекта |
5 |
3. |
Основное содержание |
7 |
4. |
Управление проектом |
9 |
5. |
Список литературы и информационных источников |
11 |
|
|
|
I Обоснование проектной работы
Обучение школьников в предмете «Технология» строится на основе освоения конкретных и новых процессов преобразования и использования материалов, информации, объектов природной среды и требует от учащихся понимания целостной картины протекания технологических процессов, проектного мышления, профессиональной самоориентации; технологических умений проектировать материальные, информационные объекты и др.
С введением ФГОС ООО произошли изменения в предмете «Технология»:
· в предметном содержании;
· в предъявляемых требованиях подготовки учащихся;
· в количестве часов учебного плана,
· также наблюдается понижение мотивации учащихся в получении и освоении новых знаний.
Следовательно, учителю необходимо пересмотреть требования к организации учебного процесса и отбору методов формирования универсальных учебных действий (УУД) и способов их достижения.
Традиционные формы и методы на современном этапе образования не в полной мере отвечают требованиям формирования УУД учащихся.
Значит, возникает проблема и поиск инновационных способов работы.
В результате анализа возникшей ситуации, с одной стороны, когда ученик должен сам добывать знания и доказывать их истинность,
и традиционных способов обучения, с другой стороны, когда учитель передает готовые знания, возникают противоречия учебного процесса:
В содержательной сфере:
· Между прежним уровнем знаний учащихся и новыми знаниями;
· Между знаниями и умениями их использовать.
В мотивационной сфере:
· Между требуемым и достигнутым уровнем отношений учащихся к обучению, к процессу получения знаний;
· Между интересом учащихся и предметом, и ходом урока
В операционной сфере:
· Между более сложной познавательной задачей и наличием прежних, недостаточных для ее решения способов;
· Между субъективным расположением знаний у учащихся и объективной логикой науки и логикой изложения материала учителем.
Разрешением этих вопросов может стать использование активных средств достижения универсальных учебных действий (УУД) на уроке.
Одним из универсальных средств, способствующих познавательной мотивации, а также формированию универсальных учебных действий может стать метод интеллект-карт, в основу которого положены исследования и разработки английского психолога и консультанта по вопросам интеллекта, психологии обучения и проблем мышления Тони Бьюзена.
Основной идеей метода является переместить центр наших усилий на человека.
Интеллект-карты — наиболее адекватно отражает наше реальное многомерное радиантное мышление, где каждое понятие в нашей голове связано с другими понятиями, эти другие понятия связаны с третьими и так далее до бесконечности. Структура интеллект карты как раз позволяет более качественно отобразить структуру материала, смысловые и иерархические связи, показать, какие существуют отношения между составными частями.
Исходя из актуальности проблемы, мною выбрана тема: «Интеллект-карта как средство достижения УУД .
II Концептуальная часть проектной работы
Цель проектной работы: показать эффективность использования метода интеллект-карт для достижения универсальных учебных действий обучающихся на уроках технологии.
В своей работе я определила следующие задачи:
В результате проектной работы можно предположить, что освоенные и адаптированные инновационные средства учебной деятельности интеллект-карт помогут решить:
· проблемы, источником которых являются когнитивные затруднения учащихся;
· формировать коммуникативную компетентность в процессе групповой деятельности по работе с интеллект-карт;
· формировать общеучебные умения, связанные с восприятием, запоминанием, переработкой и обменом информацией (конспектирование, аннотирование, участие в дискуссиях),
· ускорять процесс обучения за счет визуализации образа материала , темы, урока;
· формировать организационно- деятельностные умения;
· учить учащихся решать проблемы.
Практическая новизна данной работы состоит в том, что интеллект -карта –это удобная и эффективная техника визуализации мышления и альтернативной записи поможет повысить эффективность процесса обучения. Предложенные в данной работе методические материалы могут быть использованы не только учителями технологии, но и любым учителем-предметником для формирования у учащихся познавательных УУД
Для оценки эффективности данного метода интеллект-карты в образовательном процессе учащегося можно предложить сам метод индивидуальной интеллект –карты, где центральным образом является учащийся, а радиантные уровневые ветви будут «вырастать» за счет приращения и овладения УУД.
Дальнейшее развитие метода интеллект-карт в учебном процессе
На первом этапе интеллект-карта будет использоваться в качестве наглядного пособия, составленного учителем с целью изучения или закрепления нового материала. При этом учитель не просто представляет законченный вариант карты, а создает ее на глазах учащихся, тем самым стараясь включить их в процесс создания.
Вторым этапом освоения метода интеллект-карты может стать групповая работа по их созданию.
Третий этап - В дальнейшем при сформированном навыке составления «интеллект-карт» в группе можно перейти к составлению индивидуальных интеллект-карт под руководством учителя, а в дальнейшем перейдет в сформированный навык учащегося.
III Основное содержание проекта
Метод интеллект -карт можно найти в любой сфере жизни, где бы ни требовалось совершенствовать интеллектуальный потенциал личности. Особенно становится важным и необходимым этот метод в урочной и внеурочной деятельности учащихся:
· когда необходимо за короткое время освоить большой объем предметного материала,
· понять и установить причинно-следственные связи;
· интегрировать предметные знания;
· выстроить логически последовательную цепочку действий;
· классифицировать или систематизировать материал;
· выделять познавательную цель объекта и предмета изучения;
· уметь оперировать и моделировать в преобразовании объекта и др.
Проект рассчитан на учащихся основной школы с 5 по 8 класс, на уроках технологии и внеурочной деятельности по направлению «Моделирование»
Механизм реализации проекта
Реализация проекта пройдет в 3 этапа
Этапы |
Сроки |
Основные цели и задачи |
Целевая аудитория |
Подготовительный |
Октябрь |
Поиск и обдумывание идеи. Написание проекта. Подготовка материалов для работы |
Учащиеся школы |
Основной |
Ноябрь-февраль |
Апробация метода. Анализ ситуации. Коррекция действий. Внедрение и анализ. Выводы |
Учащиеся школы. Учителя технологии |
Заключительный |
Март |
Презентация идеи и результатов |
Учителя школ |
На подготовительном этапе проекта необходимо:
· проанализировать содержание предмета, блоков и тем для разработки интеллект-карт;
· следующим этапом станет анализ имеющихся дидактических материалов для урока с позиций проектирования интеллект –карты.
· изучение техники и составление интеллект-карты.
Основной этап работы
Работа на основном этапе пройдет по плану:
· внедрение пробного образца интеллект карты в учебный процесс;
· анализ ситуации и коррекция действий;
· педагогическое наблюдение и оценивание результатов;
· коррекция содержания, ситуации по возникшей необходимости;
· выводы.
На заключительном этапе проекта пройдет презентация идеи и защита работы.
IY Управление проектом
Структура управлением проекта
|
|
На всех стадиях проектирования будет проходить обмен информацией между участниками проекта, доработка и адаптация технических заданий карты.
Ресурсы
В проекте будут задействованы:
· ресурсы дидактики и методики обучения технологии в школе;
· материальные ресурсы на тиражирование интеллект-карты;
· кадровые ресурсы (учителя технологии, методисты ЦНМО и др);
· методические ресурсы профессионального образования;
· временные ресурсы учебного года
Для успешной реализации проекта необходимо предусмотреть возможные риски и способы их устранения
Возможные риски проекта и способы устранения
|
Возможные риски |
Способы их устранения |
1. |
Низкие навыки работы с информацией, что приведет к затягиванию процесса обучения |
Педагогическая мотивация, стимулирование, четкое распределение времени урока |
2. |
Сбой механизма реализации проекта |
Четкое определение сроков и дат продвижения проекта |
3. |
Нехватка материальных и информационных средств и ресурсов |
Поиск информации из различных источников. |
4. |
Большой объем подготовки интеллект карт |
Привлечение к работе способных учащихся |
Использованная литература и информационные источники
1.Педагогические технологии: вопросы теории и практики внедрения. Справочник/ авт-сост.А.В.Виневская; по ред. И.А.Стеценко. – Ростов нДону: Феникс, 2012.-253стр
2. Тони Бьюзен «Умные родители – гениальный ребенок», « Mind Mapping for kids», «Скоростная память» / Перевод С.Э. Борич. – М.: Попурри, 2005. – 459 с.
3. Копыл В.И. « Карты ума. – М.: ХАРВЕСТ ООО, 2006. – 64 с.
4.http://www.mindmap.ru/index.htm
5.http://www.thinkbuzan.com/intl/products/books
Скачано с www.znanio.ru
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.