МИНИСТЕРСТВО ОБЩЕГО И ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ РОСТОВСКОЙ ОБЛАСТИ
ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ РОСТОВСКОЙ ОБЛАСТИ
«КАМЕНСКИЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ КОЛЛЕДЖ»
Областной фестиваль молодых педагогов
«Будущее рождается сегодня…».
ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ПРОЕКТ
Тема:
Молодой педагог и будущее профессионального образования
Автор: Пинкина М.В.
Преподаватель физической культуры
г. Каменск-Шахтинский
2021г.
Современный колледж – это не просто место, где получают среднее профессиональное образование, а передовая площадка, отражающая вызовы времени. Одним из которых является цифровизация общества, а, следовательно, и образовательного процесса.
Информатизация образования выступает первоосновой глобальной рационализации интеллектуальной деятельности человека за счет использования информационно-коммуникационных технологий.
Необходимость использования ИКТ на уроках физической культуры в школе и при подготовке будущих учителей осознают многие педагоги. Однако, полноценно реализуют информационно-коммуникационные технологии не более 30% опрошенных нами педагогов (из них не более 10% опытных преподавателей). При этом многие ссылаются на специфику предмета, выделяя в качестве основного направления дисциплины - двигательную активность.
Мы же разделяем точку зрения тех педагогов, которые считают, что современный урок физической культуры значительно выигрывает при использовании информационных технологий, конечно, в случае их разумного использования.
Поэтому, в качестве идеи проекта мы выделили определение баланса в использовании традиционных и инновационных технологий обучения на уроках физической культуры, выявление условий эффективного применения ИКТ в процессе профессиональной подготовки будущих учителей физической культуры.
Цель проекта: повышение качества подготовки будущих учителей физической культуры посредством использования цифровых образовательных технологий.
Задачи проекта:
1. Изучить условия и направления применения информационно-коммуникационных технологий на уроках физической культуры.
2. Разработать поэтапную программу формирования двигательного навыка.
3. Наработать методический и дидактический материал для реализации данной программы.
Как отмечалось ранее, двигательная активность обучающихся является основой уроков физической культуры. В этом ключе рассмотрим вопрос применения ИКТ.
Использование компьютерных технологий позволит:
-сократить время урока, отводящееся на объяснение и демонстрацию двигательного действия, за счет этого увеличивается время активной двигательной деятельности студентов;
-технически правильно продемонстрировать двигательное действие, использовать звуковое сопровождение в виде пояснений, отражающих наиболее сложные элементы двигательного действия;
- позволит студенту осознанно выполнять двигательное действие на уроке (сложные элементы даются в замедленном режиме воспроизведения), что тоже способствует более качественному восприятию учебного материала.
В рамках нашего проекта мы будем акцентировать внимание на использовании компьютерных технологий на примере уроков гимнастики и спортивных игр.
При обучении гимнастическим упражнениям для создания представления о технике двигательного действия мы используем мультимедийную презентацию.
Например, показывая технику выполнения опорного прыжка на экране, мы можем пофазно объяснить технику выполнения прыжка, обращая внимание на основные опорные точки, в частности, момент отталкивания от мостика, фаза полета, отталкивание руками о снаряд, фазу полета после толчка руками и приземление.
Прыжок отличается от других видов упражнений кратковременностью выполнения, поэтому обучающиеся при объяснении техники и, особенно во время показа, могут не обратить внимание на наиболее важные детали, которые влияют на успешное освоение техники прыжка.
А при использовании средств ИКТ эта задача решается более продуктивно, появляется возможность детально продемонстрировать биомеханику опорного прыжка:
- положение туловища при отталкивании от мостика;
- положение тела гимнаста в фазе полёта перед постановкой рук на снаряд;
- движение руки и ног после отталкивания руками, от чего зависит устойчивость приземления в опорных прыжках.
Выполнив ряд подводящих упражнений на полу, у опоры, мы приступаем к выполнению самого прыжка «согнув ноги».
При помощи видеоаппаратуры снимаем выполнение прыжка студентами для дальнейшего просмотра, анализа, самоанализа, разбора ошибок и их коррекции. Разрабатываем алгоритм дальнейшего освоения техники гимнастического упражнения.
Для съёмки гимнастических упражнений можно использовать планшеты с камерой и мобильные приложения в телефоне и применять в дальнейшем для самостоятельной работой над двигательным действием.
Во время выполнения опорных прыжков необходимо осуществлять помощь и страховку. На начальном этапе обучения страховку и помощь осуществляет преподаватель, но при этом необходимо обучать студентов приемам помощи и страховки, в данном случае в опорных прыжках, а в дальнейшем и при выполнении других гимнастических упражнений. С этой целью преподаватель должен обучать и привлекать студентов к страховке товарищей.
Осуществлять видеосъёмку можно несколько раз, чтобы отследить динамику формирования двигательного навыка, оценить технику выполнения прыжка, привлекая к оценке самих студентов.
Ещё одно важное направление применения ИКТ на уроках физической культуры связано с обучением спортивным играм, поскольку помимо элементов техники наглядно можно показать основные тактические схемы, правила игры и судейская жестикуляция.
Так, на примере изучения зонной защиты, очень удобно с помощью ИКТ показать перемещение игроков на площадке в игре в баскетбол.
Мы изучаем со студентами разновидности зонной защиты, которые используются при командно-тактических действиях в баскетболе.
Также мы можем объяснить студентам перемещение игроков во время той или иной зонной защиты, чтобы затем перенести движение игроков на площадку.
Применение информационно-коммуникационных технологий позволяет успешно совмещать не только физическую, но и умственную работу, развивать интеллектуальные и творческие способности обучающихся. Студенты учатся принимать решения на основе анализа данных, перестраивать двигательное действие в зависимости от условий (урок, соревнование, активности сопротивления), у них формируется адекватная самооценка, что в дальнейшем отразиться на их профессиональной деятельности.
Таким образом, использование информационно-коммуникационных технологий не только повышает интерес студентов к занятиям физической культурой, но и влияет на качество их профессиональной подготовки, делая процесс обучения более эффективным. А использование ИКТ преподавателями физической культуры, и, в частности, педагогами начинающими свою трудовую деятельность, позволяет решать задачи развития профессионального образования, отвечая на вызовы современного общества.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.