Педагогический совет: «Методы самообразования как путь повышения профессионального мастерства педагогов детского дома».

  • docx
  • 07.04.2021
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Иконка файла материала Самообразование – одна из форм повышения профессионального мастерства педагога .docx

Слайд 1. Педагогический совет:

«Методы самообразования как путь повышения профессионального мастерства педагогов детского дома».

Слайд 2. Эпитет.

Слайд 3. ЦЕЛЬ:   Мотивировать педагогов детского дома к повышению уровня профессионального мастерства через самообразование.

   ЗАДАЧИ:

         Рассмотреть различные точки зрения по  вопросу «самообразование».

         Определить мотивы педагогов к самообразованию.

         Познакомить  педагогов с направлениями и источниками самообразования.

         Определить составляющие процесса и результат самообразования.

    ФОРМА проведения: организационно - деловая  игра.

          Сегодня надо понимать, что современный педагог должен знать больше чем его воспитанники.  Он должен быть в курсе передовых технологий, ориентироваться в современной политике, экономике, обладать знаниями в различных сферах общественной жизни.

Самообразование - есть необходимое условие профессиональной деятельности педагога. Общество всегда предъявляло, и будет предъявлять к учителю самые высокие требования. Для того, чтобы учить других нужно знать больше, чем все остальные. Педагог должен знать не только свой предмет, и владеть методикой его преподавания, но и иметь знания в близлежащих научных областях, различных сферах общественной жизни. Педагог должен учиться всему постоянно, потому что в лицах его учеников перед ним каждый год сменяются временные этапы, углубляются и даже меняются представления об окружающем мире. Педагог должен постоянно самосовершенствоваться, потому что его работа связана с постоянным обновлением. Модель современного педагога предполагает готовность к применению новых образовательных идей, способность постоянно учиться, быть в постоянном творческом поиске. Именно поэтому основной целью саморазвития и самообразования педагога  должно стать достижение желаемого уровня профессиональной компетентности.

            Способность к самообразованию не формируется у педагога вместе с дипломом педагогического ВУЗа. Эта способность определяется психологическими и интеллектуальными показателями каждого отдельного педагога, но не в меньшей степени эта способность вырабатывается в процессе работы с источниками информации, анализа и самоанализа, мониторинга своей деятельности и деятельности коллег.

Итак, каждый современный педагог  должен осознать, что самообразование - это потребность, которая защищает его от интеллектуального оскудения, это осознанный процесс познавательной деятельности, это совершенствование каких-либо черт человека или его навыков, это постоянный поиск, рост, развитие.

Однако, как бы ни были высоки способности педагога к самообразованию, не всегда этот процесс реализуется на практике. Причины, которые чаще всего называют педагоги – это отсутствие времени, занятость на работе, нехватка источников информации, преклонный возраст, отсутствие стимулов и др. На самом деле, это всего лишь проявление инертности мышления и лености ума, так как самосовершенствование должно быть неотъемлемой потребностью каждого педагога.

Слайд 4. Определим составляющие этой потребности, мотивы, побуждающие педагогов  к самообразованию:

• Ежедневная работа с информацией. Готовясь к занятию, выступлению, собранию, воспитательному мероприятию, соревнованию и др. у педагога возникает необходимость поиска и анализа новой информации.

• Стремление к творчеству. Учитель – профессия творческая. Творческий человек не сможет из года в год работать по одному и тому же пожелтевшему поурочному плану или сценарию, читать одни и те же доклады. Должно появиться желание большего. Работа должна быть интересной и доставлять удовольствие.

• Стремительный рост современной науки. Особенно психологии и педагогики. В эпоху автомобилей негоже пользоваться телегой.

• Изменения, происходящие в жизни общества. Эти изменения в первую очередь отражаются на учениках, формируют их мировоззрение, и соответственно, очень часто, формируют образ педагога как «несовременного человека»

• Конкуренция. Для того, чтобы выжить в сегодняшней не простой экономической ситуации, нужно быть конкурентоспособным, даже в рамках  своего образовательного учреждения. Я имею ввиду «профессионально  конкурентоспособным».

• Общественное мнение. Педагогу  не безразлично, считают его «хорошим» или «плохим». Плохим педагогом быть обидно.

 

• Материальное стимулирование. Категория учителя, мнение аттестационной комиссии, премии, надбавки, а может быть даже звания и правительственные награды – все это зависит от квалификации и мастерства педагога. Без постоянного усвоения новых знаний этого не добиться.

• Интерес. Учиться просто интересно. Говорят : «Врачу – исцелися сам!» Как человек, который ежедневно учит, не будет постоянно учиться . Вправе ли он тогда преподавать?

Готовясь к данному педагогическому совету, мне  хотелось, чтобы каждый из  вас после заседания ответил для себя на вопрос, - «Самообразование педагога - самоцель или необходимость, миф или реальность?».

Задание №1

Соотнести имя великого ученого с той наукой, где он сделал открытия или внес большой вклад.

Слайды 5-12

Химия-Бутлеров Александр Михайлович

Физика-Лев Ландау

Математика-Николай Лобачевский

Биология-Чарльз Дарвин

География-Петр Семенович Тянь-Шаньский

Литература-Валентин Пикуль

Изобразительное искусство -Владимир Маковский

Музыка-Джузеппе Верди

Существует множество различных определений самообразования-вот лишь некоторые из них Самообразование - самостоятельный способ получения знаний в определенной области науки, искусства, техники, политической жизни, культуры, ремесла.

Самообразование - это обучение, которое планируется и осуществляется самостоятельно.

Самообразование - это непрерывный процесс саморазвития и самосовершенствования педагогов.

Слайд 13. Самообразование педагога является основной формой повышения педагогической компетентности, которая состоит из совершенствования знаний и обобщения педагогического опыта путем целенаправленной самообразовательной работы.

  С чего же следует начать?

Прежде всего, педагог должен определиться со своими интересами. Именно они должны стать фундаментом его развития. Конечно, можно заставить человека делать то, что ему не нравится, но в самообразовании это будет как капля воды, которая падает в раскаленной пустыне на песок - она ​​успеет испариться, даже не достигнув цели. Интерес - это то, что задаст тонус всей самообразовательной деятельности.

Под самообразованием традиционно понимают познавательную деятельность человека, которая:

* осуществляется добровольно;

* управляется самим человеком;

* необходима для осознанного совершенствования каких-либо качеств индивида.

«Учитель учится всю жизнь» - это известная истина. Но уже через несколько лет работы педагоги делятся на тех, кто спокойно движется по накатанной дорожке, используя старые приемы, планы, фразы, шутки,  и тех  которые, несмотря на цикличность, повторяемость и кажущееся однообразие  деятельности, постоянно ищут, вносят что-то новое. Это на самом деле и является важным показателем истинного профессионализма.

Следует помнить что, Образование должно быть непрерывным. В 1984 году ЮНЕСКО была предложена трактовка непрерывного образования: "Непрерывное образование означает всякого рода сознательные действия, которые взаимно дополняют друг друга и протекают в рамках системы образования, так и за её пределами в разные периоды жизни; эта деятельность ориентирована на приобретение знаний, развитие всех сторон и способностей личности, включая умение учиться и подготовку к исполнению разнообразных социальных и профессиональных обязанностей, а также к участию в социальном развитии, как в масштабе страны, так и масштабе всего мира".

На сегодняшний день существует около трех десятков терминов, относящихся к понятию "непрерывное образование". В Великобритании пользуются термином "продолжающееся образование", в США употребляют термин "образование через всю жизнь", в Швеции - "возобновляющееся образование". Используются и другие термины: перманентное образование, дальнейшее обучение, образование взрослых, последипломное образование и др.

В современных условиях выработаны основные критерии профессионализма педагога. На основании, которых можно сделать вывод: учитель 21 века - это:

Слайд 14 - гармонично развитая, внутренне богатая личность, стремящаяся к духовному, профессиональному, общекультурному и физическому совершенству;

Слайд 15 - умеющий отбирать наиболее эффективные приёмы, средства и технологии обучения и воспитания для реализации поставленных задач;

Слайд 16 - умеющий организовать рефлексивную деятельность;

Слайд 17 - обладающий высокой степенью профессиональной компетентности.

На современном этапе качественным может считаться такое образование, которое дает возможность человеку самоопределиться, самосовершенствоваться, само развиваться.

Задание №2 

Мы с вами вспомнили имена великих ученых, а сейчас ваша задача расшифровать фамилии великих педагогов

Слайды 18-25

1.СРЕМОНИТОС-Монтессори

2.ОКНКАРМАЕ-Макаренко

3. НОКАЗВ-Занков

4. ПКУРКАЯС-Крупская

5.ТЕРГДИВЕС-Дистервег

6. ХОЛИНСУМИЙСК-Сухомлинский.

7.ЦКАШИЙ-Шацкий

8.ИЙКОНСКМЕ-Коменский

 

 

 

Направления самообразования педагога, источники самообразования.

Специфика педагогической деятельности такова, что для эффективной деятельности педагог должен владеть знанием собственного предмета, методиками его преподавания, психологией и педагогикой, иметь общий высокий уровень культуры, знать приемы риторики, основы мониторинга, обладать большой эрудицией. Этот перечень далеко не полон. Но без этих навыков учитель не может эффективно учить и воспитывать. Попробуем перечислить основные направления, в которых учитель должен совершенствоваться и заниматься самообразованием.

Слайды 26-27

•        Профессиональное (предмет преподавания)

•        психолого-педагогическое (ориентированное на учеников и родителей)

•        психологическое (имидж, общение, искусство влияния, лидерские качества и др.)

•        методическое (педагогические технологии, формы, методы и приемы обучения)

•        правовое

•        эстетическое (гуманитарное)

•        историческое

•        иностранные языки

•        политическое

•        информационно-компьютерные технологии

•        охрана здоровья

•        интересы и хобби

Ставлю в  конце списка многоточие, потому, что эти направления не являются обязательным перечнем, составленным на основании тех должностных функций, которые педагог выполняет в образовательном учреждении. Креативный педагог дополнит этот список собственными направлениями.

Источники самообразования

В чем заключается суть процесса самообразования? Педагог самостоятельно добывает знания из различных источников, использует эти знания в профессиональной деятельности, развитии личности и собственной жизнедеятельности. Каковы же эти источники знаний, и где их искать?

Слайды 28-29

•        Телевидение

•        Газеты, журналы

•        Литература (методическая, научно-популярная, публицистическая, художественная и др.)

•        Интернет

•        Видео, аудио информация на различных носителях

•        Курсы (дистанционные, платные и др.)

•        Семинары и конференции

•        Мастер-классы

•        Мероприятия по обмену опытом

•        Экскурсии, театры, выставки, музеи, концерты

•        Курсы повышения квалификации (в т.ч. дистанционные)

•        Путешествия

В общем случае, все источники делятся на источники знаний, способствующие личностному росту, и источники, способствующие профессиональному росту. Однако они могут способствовать и тому и другому одновременно.

Задание 3.  Ответьте на поставленные вопросы:

Слайды 30-37

 

1.Кто является автором золотого правила дидактики, и как оно называется.

(Правило наглядности Я.А. Коменский)

2.Кто является автором гуманной педагогики, высказывается о безоценочном обучении. (Ш. Амонашвили)

3.Педагог - новатор поставил себе целью обучать детей чтению, письму, грамотности и счету без зубрешки и навязывания - только игра (много использует таблицы, кубики, плакаты)

 (Зайцев.)

4. Разработал новую теорию аномального развития ребенка, но которой сейчас базируется дефектология и построена практически вся коррекционная педагогика. Является автором учебника по возрастной психологии для педагогических вузов. (Выготский)

5. Основоположник коллективного воспитания

(А.С. Макаренко).

6. Широко продвигал идеи народности в педагогике России

(К.Д. Ушинский)

7. Он  строил отношения с детьми на основе гуманной педагогики. Его главным педагогическим принципом было воспитание без наказания.

( Сухомлинский)

8.В основе его  педагогики лежит доверие к ребёнку, уважение его мечты, формирование в детских коллективах и у отдельных воспитанников навыков самопознания, самоконтроля, самоуправления. Это польский педагог-гуманист, не пожелавший оставить 200 своих воспитанников и погибший вместе с ними в концлагере.

 (Я. Корчак)

 

Формы самообразования учителя:

 

Слайд 38

 

         Индивидуальная, предполагающая самостоятельную работу над повышением профессионального и методического уровня;

         Групповая, направленная на активное участие педагогов в методической работе (методические объединения, творческие группы, семинары, практикумы и др.)

 

Составляющие процесса и результат самообразования

Совершенствование качества обучения и воспитания  напрямую зависит от уровня подготовки педагогов. Неоспоримо, что этот уровень должен постоянно расти, и в этом случае эффективность различных курсов повышения квалификации, семинаров и конференций невелика без процесса самообразования.

Самообразование – есть потребность творческого и ответственного человека любой профессии, тем более для профессий с повышенной моральной и социальной ответственностью, каковой является профессия педагога.

Самообразование – процесс сознательной самостоятельной познавательной деятельности.

Составляющие процесса самообразования

Если представить деятельность педагога в области самообразования списком глаголов, то получится: читать, изучать, апробировать, анализировать, наблюдать и писать. Какова же предметная область приложения этих глаголов?

 

Слайды 39-40

         Изучать и внедрять новые педагогические технологии, формы, методы и приемы обучения:

•        Посещать уроки коллег и участвовать в обмене опытом

• Периодически проводить самоанализ своей профессиональной деятельности

• Совершенствовать свои знания в области классической и современной психологии и педагогики

• Систематически интересоваться событиями современной экономической, политической и культурной жизни

• Повышать уровень своей эрудиции, правовой и общей культуры

 

Виды деятельности, составляющие процесс самообразования, напрямую или косвенно способствующие профессиональному росту:

Слайды 41-42

Систематический просмотр определенных телепередач

Чтение конкретных педагогических периодических изданий

Чтение методической, педагогической и предметной литературы

Посещение семинаров, тренингов, конференций, уроков коллег

Дискуссии, совещания, обмен опытом с коллегами

Систематическое прохождение курсов повышения квалификации

Организация кружковой и внеклассной деятельности

Проведение открытых занятий  для анализа со стороны коллег

Изучение информационно-компьютерных технологий

Обзор в Интернете необходимой информации

Помещение собственных профессиональных разработок на интернет сайтах, открытие своих профессиональных сайтов, страничек

 

 

 

 

Общение с коллегами.

Участие в конкурсах разных типов и уровней. (подготовка участников из числа детей; конкурсы профессионального мастерства)

 

На основании вышеперечисленных пунктов, конкретизировав наименования и названия, каждый педагог составляет личный план самообразования для профессионального роста. Значение самообразования проявляется в том, чтобы быть связующим звеном, объединяющим различные формы повышения квалификации и расширения кругозора педагога.

Результат самообразования:

Каждая деятельность бессмысленна, если в ее результате не создается некий продукт, или нет каких-либо достижений. И в личном плане самообразования педагога обязательно должен быть список результатов, которые должны быть достигнуты за определенный срок

Слайды 43-44

• разработанные или изданные методические пособия, статьи, программы, сценарии, исследования

• разработка новых форм, методов и приемов обучения

• доклады, выступления

• разработка дидактических материалов, тестов, наглядностей

• выработка методических рекомендаций по применению новой технологии

• разработка и проведение открытых уроков по собственным, новаторским технологиям

• создание комплектов педагогических разработок

• проведение тренингов, семинаров, конференций, мастер-классов, обобщение опыта по исследуемой проблеме (теме)

Задание №4

Расшифруйте аббревиатуры:

Слайды 45 - 54

ССУЗ-Среднее специальное учебное заведение.

НОД-непосредственно-образовательная деятельность ( деятельность, основанная на одной из специфических детских видов деятельностей (игровой, двигательной, коммуникативной, трудовой, познавательно-исследовательской...).

ОГЭ-общий государственный экзамен. ОГЭ расшифровывается как основной государственный экзамен. Он сдается после 9 класса. То есть ОГЭ - синоним ГИА (государственная итоговая аттестация).

ФГОС-федеральный государственный образовательный стандарт.

УУД-универсальное учебное действие (умение учиться, то есть способность человека к самосовершенствованию через усвоение нового социального опыта).

ООП-основная образовательная программа (комплекс основных характеристик образования (объем, содержание, планируемые результаты)...

УМК-учебно-методический комплекс.

ПМПК-психолого-медико-педагогическая комиссия.

РППС-развивающая предметно-пространственная среда (часть образовательной среды, представленная специально организованным пространством (помещениями, участком и т. п., материалами...)

ОРКСЭ-основы религиозных культур и светской этики.

Самообразование педагога всегда будет продуктивным если:

Слайды 55-56

o В процессе самообразования реализуется потребность педагога к собственному развитию и саморазвитию;

o Педагог владеет способами самопознания и самоанализа педагогического опыта;

o Педагог обладает развитой способность к рефлексии;

o Программа профессионального роста учителя включает в себя возможность исследовательской поисковой деятельности;

o Педагог обладает готовностью к педагогическому творчеству;

o Осуществляется взаимосвязь личностного и профессионального развития и саморазвития

 

 

Задание №6

Собрать цитаты великих о педагогах.

Слайды 57-68

Отношение государства к учителю - это государственная политика, которая свидетельствует либо о силе государства, либо о его слабости.

Бисмарк

Три пути ведут к знанию: путь размышления - это путь самый благородный, путь подражания - это путь самый легкий и путь опыта - это путь самый горький.

Конфуций

Послушайте - и Вы забудете, посмотрите - и Вы запомните, сделайте - и Вы поймете.

Конфуций

Считай несчастным тот день и тот час, в которые не усвоил ничего нового и не прибавил к своему образованию. 

Я.А. Коменский

Тот, кто экономит на школах, будет строить тюрьмы.

Бисмарк

Воспитатель должен себя так вести, что6ы каждое движение его воспитывало, и всегда должен знать чего он хочет в данный момент и чего он не хочет. Если воспитатель не знает этого, кого он может воспитывать? 

А.С. Макаренко

Сильным, опытным становится педагог, который умеет анализировать свой труд».

В.А. Сухомлинский

Когда маленькие дети приходят в школу, их глаза светятся. Они хотят узнать от взрослых много нового, интересного. Они уверены, что впереди счастливая дорога к знаниям. Всматриваясь в унылые и равнодушные лица старшеклассников на многих уроках, невольно задаешь себе вопрос: «Кто погасил их лучезарные взгляды? Почему пропало желание и стремление?»"

 Ш. Амонашвили

Притча о крыльях (видео)

Чем больше информации, методов и инструментов в своей работе использует педагог, тем больше эффект от его работы.

         Но какой бы современный компьютер и самый быстрый Интернет ему  не обеспечить, самое главное –  это желание  работать над собой и способность творить, учиться, экспериментировать и делиться своими знаниями и опытом, приобретенными в процессе самообразования.

 

                             

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 Решение педагогического совета от 25.11.2016 года.

1) Всем педагогам детского дома определиться с темой по самообразованию. Провести предварительную работу по ее организации (литература, интернет, опыт работы и т.д.)

2) Спланировать проведение открытых мероприятий по теме самообразование в рамках заседаний методических объединений в срок до мая 2017 года.

3) В рамках качественной  подготовки педагогов  к аттестации создать экспертную комиссию по проведению предварительной экспертизы (портфолио). Ответственный Савватеев И.А.

4) Разработать положение о работе экспертной комиссии по проведению экспертизы документов портфолио педагогов в срок до 01.01.2017 года.

5) Продолжить работу по развитию системы дополнительного образования воспитанников, увеличив охват детей дополнительным образованием путем вовлечения в работу кружков и объединений детей «группы риска».  В срок до 01.12. 2016 скорректировать графики работы кружков и объединений. 

 

6)  Подготовить и провести семинар со специалистами дополнительного образования и воспитателями коррекционных групп по работе с детьми с ОВЗ в первой декаде декабря 2016 года. Ответственная Кригер М.А.