Педагогический совет: «Методы самообразования как путь повышения профессионального мастерства педагогов детского дома».
Оценка 5

Педагогический совет: «Методы самообразования как путь повышения профессионального мастерства педагогов детского дома».

Оценка 5
docx
07.04.2021
Педагогический совет: «Методы самообразования как путь повышения профессионального мастерства педагогов детского дома».
Самообразование – одна из форм повышения профессионального мастерства педагога .docx

Слайд 1. Педагогический совет:

«Методы самообразования как путь повышения профессионального мастерства педагогов детского дома».

Слайд 2. Эпитет.

Слайд 3. ЦЕЛЬ:   Мотивировать педагогов детского дома к повышению уровня профессионального мастерства через самообразование.

   ЗАДАЧИ:

         Рассмотреть различные точки зрения по  вопросу «самообразование».

         Определить мотивы педагогов к самообразованию.

         Познакомить  педагогов с направлениями и источниками самообразования.

         Определить составляющие процесса и результат самообразования.

    ФОРМА проведения: организационно - деловая  игра.

          Сегодня надо понимать, что современный педагог должен знать больше чем его воспитанники.  Он должен быть в курсе передовых технологий, ориентироваться в современной политике, экономике, обладать знаниями в различных сферах общественной жизни.

Самообразование - есть необходимое условие профессиональной деятельности педагога. Общество всегда предъявляло, и будет предъявлять к учителю самые высокие требования. Для того, чтобы учить других нужно знать больше, чем все остальные. Педагог должен знать не только свой предмет, и владеть методикой его преподавания, но и иметь знания в близлежащих научных областях, различных сферах общественной жизни. Педагог должен учиться всему постоянно, потому что в лицах его учеников перед ним каждый год сменяются временные этапы, углубляются и даже меняются представления об окружающем мире. Педагог должен постоянно самосовершенствоваться, потому что его работа связана с постоянным обновлением. Модель современного педагога предполагает готовность к применению новых образовательных идей, способность постоянно учиться, быть в постоянном творческом поиске. Именно поэтому основной целью саморазвития и самообразования педагога  должно стать достижение желаемого уровня профессиональной компетентности.

            Способность к самообразованию не формируется у педагога вместе с дипломом педагогического ВУЗа. Эта способность определяется психологическими и интеллектуальными показателями каждого отдельного педагога, но не в меньшей степени эта способность вырабатывается в процессе работы с источниками информации, анализа и самоанализа, мониторинга своей деятельности и деятельности коллег.

Итак, каждый современный педагог  должен осознать, что самообразование - это потребность, которая защищает его от интеллектуального оскудения, это осознанный процесс познавательной деятельности, это совершенствование каких-либо черт человека или его навыков, это постоянный поиск, рост, развитие.

Однако, как бы ни были высоки способности педагога к самообразованию, не всегда этот процесс реализуется на практике. Причины, которые чаще всего называют педагоги – это отсутствие времени, занятость на работе, нехватка источников информации, преклонный возраст, отсутствие стимулов и др. На самом деле, это всего лишь проявление инертности мышления и лености ума, так как самосовершенствование должно быть неотъемлемой потребностью каждого педагога.

Слайд 4. Определим составляющие этой потребности, мотивы, побуждающие педагогов  к самообразованию:

• Ежедневная работа с информацией. Готовясь к занятию, выступлению, собранию, воспитательному мероприятию, соревнованию и др. у педагога возникает необходимость поиска и анализа новой информации.

• Стремление к творчеству. Учитель – профессия творческая. Творческий человек не сможет из года в год работать по одному и тому же пожелтевшему поурочному плану или сценарию, читать одни и те же доклады. Должно появиться желание большего. Работа должна быть интересной и доставлять удовольствие.

• Стремительный рост современной науки. Особенно психологии и педагогики. В эпоху автомобилей негоже пользоваться телегой.

• Изменения, происходящие в жизни общества. Эти изменения в первую очередь отражаются на учениках, формируют их мировоззрение, и соответственно, очень часто, формируют образ педагога как «несовременного человека»

• Конкуренция. Для того, чтобы выжить в сегодняшней не простой экономической ситуации, нужно быть конкурентоспособным, даже в рамках  своего образовательного учреждения. Я имею ввиду «профессионально  конкурентоспособным».

• Общественное мнение. Педагогу  не безразлично, считают его «хорошим» или «плохим». Плохим педагогом быть обидно.

 

• Материальное стимулирование. Категория учителя, мнение аттестационной комиссии, премии, надбавки, а может быть даже звания и правительственные награды – все это зависит от квалификации и мастерства педагога. Без постоянного усвоения новых знаний этого не добиться.

• Интерес. Учиться просто интересно. Говорят : «Врачу – исцелися сам!» Как человек, который ежедневно учит, не будет постоянно учиться . Вправе ли он тогда преподавать?

Готовясь к данному педагогическому совету, мне  хотелось, чтобы каждый из  вас после заседания ответил для себя на вопрос, - «Самообразование педагога - самоцель или необходимость, миф или реальность?».

Задание №1

Соотнести имя великого ученого с той наукой, где он сделал открытия или внес большой вклад.

Слайды 5-12

Химия-Бутлеров Александр Михайлович

Физика-Лев Ландау

Математика-Николай Лобачевский

Биология-Чарльз Дарвин

География-Петр Семенович Тянь-Шаньский

Литература-Валентин Пикуль

Изобразительное искусство -Владимир Маковский

Музыка-Джузеппе Верди

Существует множество различных определений самообразования-вот лишь некоторые из них Самообразование - самостоятельный способ получения знаний в определенной области науки, искусства, техники, политической жизни, культуры, ремесла.

Самообразование - это обучение, которое планируется и осуществляется самостоятельно.

Самообразование - это непрерывный процесс саморазвития и самосовершенствования педагогов.

Слайд 13. Самообразование педагога является основной формой повышения педагогической компетентности, которая состоит из совершенствования знаний и обобщения педагогического опыта путем целенаправленной самообразовательной работы.

  С чего же следует начать?

Прежде всего, педагог должен определиться со своими интересами. Именно они должны стать фундаментом его развития. Конечно, можно заставить человека делать то, что ему не нравится, но в самообразовании это будет как капля воды, которая падает в раскаленной пустыне на песок - она ​​успеет испариться, даже не достигнув цели. Интерес - это то, что задаст тонус всей самообразовательной деятельности.

Под самообразованием традиционно понимают познавательную деятельность человека, которая:

* осуществляется добровольно;

* управляется самим человеком;

* необходима для осознанного совершенствования каких-либо качеств индивида.

«Учитель учится всю жизнь» - это известная истина. Но уже через несколько лет работы педагоги делятся на тех, кто спокойно движется по накатанной дорожке, используя старые приемы, планы, фразы, шутки,  и тех  которые, несмотря на цикличность, повторяемость и кажущееся однообразие  деятельности, постоянно ищут, вносят что-то новое. Это на самом деле и является важным показателем истинного профессионализма.

Следует помнить что, Образование должно быть непрерывным. В 1984 году ЮНЕСКО была предложена трактовка непрерывного образования: "Непрерывное образование означает всякого рода сознательные действия, которые взаимно дополняют друг друга и протекают в рамках системы образования, так и за её пределами в разные периоды жизни; эта деятельность ориентирована на приобретение знаний, развитие всех сторон и способностей личности, включая умение учиться и подготовку к исполнению разнообразных социальных и профессиональных обязанностей, а также к участию в социальном развитии, как в масштабе страны, так и масштабе всего мира".

На сегодняшний день существует около трех десятков терминов, относящихся к понятию "непрерывное образование". В Великобритании пользуются термином "продолжающееся образование", в США употребляют термин "образование через всю жизнь", в Швеции - "возобновляющееся образование". Используются и другие термины: перманентное образование, дальнейшее обучение, образование взрослых, последипломное образование и др.

В современных условиях выработаны основные критерии профессионализма педагога. На основании, которых можно сделать вывод: учитель 21 века - это:

Слайд 14 - гармонично развитая, внутренне богатая личность, стремящаяся к духовному, профессиональному, общекультурному и физическому совершенству;

Слайд 15 - умеющий отбирать наиболее эффективные приёмы, средства и технологии обучения и воспитания для реализации поставленных задач;

Слайд 16 - умеющий организовать рефлексивную деятельность;

Слайд 17 - обладающий высокой степенью профессиональной компетентности.

На современном этапе качественным может считаться такое образование, которое дает возможность человеку самоопределиться, самосовершенствоваться, само развиваться.

Задание №2 

Мы с вами вспомнили имена великих ученых, а сейчас ваша задача расшифровать фамилии великих педагогов

Слайды 18-25

1.СРЕМОНИТОС-Монтессори

2.ОКНКАРМАЕ-Макаренко

3. НОКАЗВ-Занков

4. ПКУРКАЯС-Крупская

5.ТЕРГДИВЕС-Дистервег

6. ХОЛИНСУМИЙСК-Сухомлинский.

7.ЦКАШИЙ-Шацкий

8.ИЙКОНСКМЕ-Коменский

 

 

 

Направления самообразования педагога, источники самообразования.

Специфика педагогической деятельности такова, что для эффективной деятельности педагог должен владеть знанием собственного предмета, методиками его преподавания, психологией и педагогикой, иметь общий высокий уровень культуры, знать приемы риторики, основы мониторинга, обладать большой эрудицией. Этот перечень далеко не полон. Но без этих навыков учитель не может эффективно учить и воспитывать. Попробуем перечислить основные направления, в которых учитель должен совершенствоваться и заниматься самообразованием.

Слайды 26-27

•        Профессиональное (предмет преподавания)

•        психолого-педагогическое (ориентированное на учеников и родителей)

•        психологическое (имидж, общение, искусство влияния, лидерские качества и др.)

•        методическое (педагогические технологии, формы, методы и приемы обучения)

•        правовое

•        эстетическое (гуманитарное)

•        историческое

•        иностранные языки

•        политическое

•        информационно-компьютерные технологии

•        охрана здоровья

•        интересы и хобби

Ставлю в  конце списка многоточие, потому, что эти направления не являются обязательным перечнем, составленным на основании тех должностных функций, которые педагог выполняет в образовательном учреждении. Креативный педагог дополнит этот список собственными направлениями.

Источники самообразования

В чем заключается суть процесса самообразования? Педагог самостоятельно добывает знания из различных источников, использует эти знания в профессиональной деятельности, развитии личности и собственной жизнедеятельности. Каковы же эти источники знаний, и где их искать?

Слайды 28-29

•        Телевидение

•        Газеты, журналы

•        Литература (методическая, научно-популярная, публицистическая, художественная и др.)

•        Интернет

•        Видео, аудио информация на различных носителях

•        Курсы (дистанционные, платные и др.)

•        Семинары и конференции

•        Мастер-классы

•        Мероприятия по обмену опытом

•        Экскурсии, театры, выставки, музеи, концерты

•        Курсы повышения квалификации (в т.ч. дистанционные)

•        Путешествия

В общем случае, все источники делятся на источники знаний, способствующие личностному росту, и источники, способствующие профессиональному росту. Однако они могут способствовать и тому и другому одновременно.

Задание 3.  Ответьте на поставленные вопросы:

Слайды 30-37

 

1.Кто является автором золотого правила дидактики, и как оно называется.

(Правило наглядности Я.А. Коменский)

2.Кто является автором гуманной педагогики, высказывается о безоценочном обучении. (Ш. Амонашвили)

3.Педагог - новатор поставил себе целью обучать детей чтению, письму, грамотности и счету без зубрешки и навязывания - только игра (много использует таблицы, кубики, плакаты)

 (Зайцев.)

4. Разработал новую теорию аномального развития ребенка, но которой сейчас базируется дефектология и построена практически вся коррекционная педагогика. Является автором учебника по возрастной психологии для педагогических вузов. (Выготский)

5. Основоположник коллективного воспитания

(А.С. Макаренко).

6. Широко продвигал идеи народности в педагогике России

(К.Д. Ушинский)

7. Он  строил отношения с детьми на основе гуманной педагогики. Его главным педагогическим принципом было воспитание без наказания.

( Сухомлинский)

8.В основе его  педагогики лежит доверие к ребёнку, уважение его мечты, формирование в детских коллективах и у отдельных воспитанников навыков самопознания, самоконтроля, самоуправления. Это польский педагог-гуманист, не пожелавший оставить 200 своих воспитанников и погибший вместе с ними в концлагере.

 (Я. Корчак)

 

Формы самообразования учителя:

 

Слайд 38

 

         Индивидуальная, предполагающая самостоятельную работу над повышением профессионального и методического уровня;

         Групповая, направленная на активное участие педагогов в методической работе (методические объединения, творческие группы, семинары, практикумы и др.)

 

Составляющие процесса и результат самообразования

Совершенствование качества обучения и воспитания  напрямую зависит от уровня подготовки педагогов. Неоспоримо, что этот уровень должен постоянно расти, и в этом случае эффективность различных курсов повышения квалификации, семинаров и конференций невелика без процесса самообразования.

Самообразование – есть потребность творческого и ответственного человека любой профессии, тем более для профессий с повышенной моральной и социальной ответственностью, каковой является профессия педагога.

Самообразование – процесс сознательной самостоятельной познавательной деятельности.

Составляющие процесса самообразования

Если представить деятельность педагога в области самообразования списком глаголов, то получится: читать, изучать, апробировать, анализировать, наблюдать и писать. Какова же предметная область приложения этих глаголов?

 

Слайды 39-40

         Изучать и внедрять новые педагогические технологии, формы, методы и приемы обучения:

•        Посещать уроки коллег и участвовать в обмене опытом

• Периодически проводить самоанализ своей профессиональной деятельности

• Совершенствовать свои знания в области классической и современной психологии и педагогики

• Систематически интересоваться событиями современной экономической, политической и культурной жизни

• Повышать уровень своей эрудиции, правовой и общей культуры

 

Виды деятельности, составляющие процесс самообразования, напрямую или косвенно способствующие профессиональному росту:

Слайды 41-42

Систематический просмотр определенных телепередач

Чтение конкретных педагогических периодических изданий

Чтение методической, педагогической и предметной литературы

Посещение семинаров, тренингов, конференций, уроков коллег

Дискуссии, совещания, обмен опытом с коллегами

Систематическое прохождение курсов повышения квалификации

Организация кружковой и внеклассной деятельности

Проведение открытых занятий  для анализа со стороны коллег

Изучение информационно-компьютерных технологий

Обзор в Интернете необходимой информации

Помещение собственных профессиональных разработок на интернет сайтах, открытие своих профессиональных сайтов, страничек

 

 

 

 

Общение с коллегами.

Участие в конкурсах разных типов и уровней. (подготовка участников из числа детей; конкурсы профессионального мастерства)

 

На основании вышеперечисленных пунктов, конкретизировав наименования и названия, каждый педагог составляет личный план самообразования для профессионального роста. Значение самообразования проявляется в том, чтобы быть связующим звеном, объединяющим различные формы повышения квалификации и расширения кругозора педагога.

Результат самообразования:

Каждая деятельность бессмысленна, если в ее результате не создается некий продукт, или нет каких-либо достижений. И в личном плане самообразования педагога обязательно должен быть список результатов, которые должны быть достигнуты за определенный срок

Слайды 43-44

• разработанные или изданные методические пособия, статьи, программы, сценарии, исследования

• разработка новых форм, методов и приемов обучения

• доклады, выступления

• разработка дидактических материалов, тестов, наглядностей

• выработка методических рекомендаций по применению новой технологии

• разработка и проведение открытых уроков по собственным, новаторским технологиям

• создание комплектов педагогических разработок

• проведение тренингов, семинаров, конференций, мастер-классов, обобщение опыта по исследуемой проблеме (теме)

Задание №4

Расшифруйте аббревиатуры:

Слайды 45 - 54

ССУЗ-Среднее специальное учебное заведение.

НОД-непосредственно-образовательная деятельность ( деятельность, основанная на одной из специфических детских видов деятельностей (игровой, двигательной, коммуникативной, трудовой, познавательно-исследовательской...).

ОГЭ-общий государственный экзамен. ОГЭ расшифровывается как основной государственный экзамен. Он сдается после 9 класса. То есть ОГЭ - синоним ГИА (государственная итоговая аттестация).

ФГОС-федеральный государственный образовательный стандарт.

УУД-универсальное учебное действие (умение учиться, то есть способность человека к самосовершенствованию через усвоение нового социального опыта).

ООП-основная образовательная программа (комплекс основных характеристик образования (объем, содержание, планируемые результаты)...

УМК-учебно-методический комплекс.

ПМПК-психолого-медико-педагогическая комиссия.

РППС-развивающая предметно-пространственная среда (часть образовательной среды, представленная специально организованным пространством (помещениями, участком и т. п., материалами...)

ОРКСЭ-основы религиозных культур и светской этики.

Самообразование педагога всегда будет продуктивным если:

Слайды 55-56

o В процессе самообразования реализуется потребность педагога к собственному развитию и саморазвитию;

o Педагог владеет способами самопознания и самоанализа педагогического опыта;

o Педагог обладает развитой способность к рефлексии;

o Программа профессионального роста учителя включает в себя возможность исследовательской поисковой деятельности;

o Педагог обладает готовностью к педагогическому творчеству;

o Осуществляется взаимосвязь личностного и профессионального развития и саморазвития

 

 

Задание №6

Собрать цитаты великих о педагогах.

Слайды 57-68

Отношение государства к учителю - это государственная политика, которая свидетельствует либо о силе государства, либо о его слабости.

Бисмарк

Три пути ведут к знанию: путь размышления - это путь самый благородный, путь подражания - это путь самый легкий и путь опыта - это путь самый горький.

Конфуций

Послушайте - и Вы забудете, посмотрите - и Вы запомните, сделайте - и Вы поймете.

Конфуций

Считай несчастным тот день и тот час, в которые не усвоил ничего нового и не прибавил к своему образованию. 

Я.А. Коменский

Тот, кто экономит на школах, будет строить тюрьмы.

Бисмарк

Воспитатель должен себя так вести, что6ы каждое движение его воспитывало, и всегда должен знать чего он хочет в данный момент и чего он не хочет. Если воспитатель не знает этого, кого он может воспитывать? 

А.С. Макаренко

Сильным, опытным становится педагог, который умеет анализировать свой труд».

В.А. Сухомлинский

Когда маленькие дети приходят в школу, их глаза светятся. Они хотят узнать от взрослых много нового, интересного. Они уверены, что впереди счастливая дорога к знаниям. Всматриваясь в унылые и равнодушные лица старшеклассников на многих уроках, невольно задаешь себе вопрос: «Кто погасил их лучезарные взгляды? Почему пропало желание и стремление?»"

 Ш. Амонашвили

Притча о крыльях (видео)

Чем больше информации, методов и инструментов в своей работе использует педагог, тем больше эффект от его работы.

         Но какой бы современный компьютер и самый быстрый Интернет ему  не обеспечить, самое главное –  это желание  работать над собой и способность творить, учиться, экспериментировать и делиться своими знаниями и опытом, приобретенными в процессе самообразования.

 

                             

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 Решение педагогического совета от 25.11.2016 года.

1) Всем педагогам детского дома определиться с темой по самообразованию. Провести предварительную работу по ее организации (литература, интернет, опыт работы и т.д.)

2) Спланировать проведение открытых мероприятий по теме самообразование в рамках заседаний методических объединений в срок до мая 2017 года.

3) В рамках качественной  подготовки педагогов  к аттестации создать экспертную комиссию по проведению предварительной экспертизы (портфолио). Ответственный Савватеев И.А.

4) Разработать положение о работе экспертной комиссии по проведению экспертизы документов портфолио педагогов в срок до 01.01.2017 года.

5) Продолжить работу по развитию системы дополнительного образования воспитанников, увеличив охват детей дополнительным образованием путем вовлечения в работу кружков и объединений детей «группы риска».  В срок до 01.12. 2016 скорректировать графики работы кружков и объединений. 

 

6)  Подготовить и провести семинар со специалистами дополнительного образования и воспитателями коррекционных групп по работе с детьми с ОВЗ в первой декаде декабря 2016 года. Ответственная Кригер М.А.

 

 

  

 

 

 


 

Слайд 1. Педагогический совет: «Методы самообразования как путь повышения профессионального мастерства педагогов детского дома »

Слайд 1. Педагогический совет: «Методы самообразования как путь повышения профессионального мастерства педагогов детского дома »

Итак, каждый современный педагог должен осознать, что самообразование - это потребность, которая защищает его от интеллектуального оскудения, это осознанный процесс познавательной деятельности, это совершенствование каких-либо…

Итак, каждый современный педагог должен осознать, что самообразование - это потребность, которая защищает его от интеллектуального оскудения, это осознанный процесс познавательной деятельности, это совершенствование каких-либо…

Общественное мнение. Педагогу не безразлично, считают его «хорошим» или «плохим»

Общественное мнение. Педагогу не безразлично, считают его «хорошим» или «плохим»

Самообразование - это непрерывный процесс саморазвития и самосовершенствования педагогов

Самообразование - это непрерывный процесс саморазвития и самосовершенствования педагогов

Швеции - "возобновляющееся образование"

Швеции - "возобновляющееся образование"

Направления самообразования педагога, источники самообразования

Направления самообразования педагога, источники самообразования

Слайды 28-29 • Телевидение •

Слайды 28-29 • Телевидение •

Широко продвигал идеи народности в педагогике

Широко продвигал идеи народности в педагогике

Слайды 39-40 • Изучать и внедрять новые педагогические технологии, формы, методы и приемы обучения: •

Слайды 39-40 • Изучать и внедрять новые педагогические технологии, формы, методы и приемы обучения: •

Общение с коллегами. Участие в конкурсах разных типов и уровней

Общение с коллегами. Участие в конкурсах разных типов и уровней

НОД-непосредственно-образовательная деятельность ( деятельность, основанная на одной из специфических детских видов деятельностей (игровой, двигательной, коммуникативной, трудовой, познавательно-исследовательской

НОД-непосредственно-образовательная деятельность ( деятельность, основанная на одной из специфических детских видов деятельностей (игровой, двигательной, коммуникативной, трудовой, познавательно-исследовательской

Задание №6 Собрать цитаты великих о педагогах

Задание №6 Собрать цитаты великих о педагогах

Чем больше информации, методов и инструментов в своей работе использует педагог, тем больше эффект от его работы

Чем больше информации, методов и инструментов в своей работе использует педагог, тем больше эффект от его работы

Решение педагогического совета от 25

Решение педагогического совета от 25
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
07.04.2021