Слайд 1. Педагогический совет:
«Методы самообразования как путь повышения профессионального мастерства педагогов детского дома».
Слайд 2. Эпитет.
Слайд 3. ЦЕЛЬ: Мотивировать педагогов детского дома к повышению уровня профессионального мастерства через самообразование.
ЗАДАЧИ:
• Рассмотреть различные точки зрения по вопросу «самообразование».
• Определить мотивы педагогов к самообразованию.
• Познакомить педагогов с направлениями и источниками самообразования.
• Определить составляющие процесса и результат самообразования.
ФОРМА проведения: организационно - деловая игра.
Сегодня надо понимать, что современный педагог должен знать больше чем его воспитанники. Он должен быть в курсе передовых технологий, ориентироваться в современной политике, экономике, обладать знаниями в различных сферах общественной жизни.
Самообразование - есть необходимое условие профессиональной деятельности педагога. Общество всегда предъявляло, и будет предъявлять к учителю самые высокие требования. Для того, чтобы учить других нужно знать больше, чем все остальные. Педагог должен знать не только свой предмет, и владеть методикой его преподавания, но и иметь знания в близлежащих научных областях, различных сферах общественной жизни. Педагог должен учиться всему постоянно, потому что в лицах его учеников перед ним каждый год сменяются временные этапы, углубляются и даже меняются представления об окружающем мире. Педагог должен постоянно самосовершенствоваться, потому что его работа связана с постоянным обновлением. Модель современного педагога предполагает готовность к применению новых образовательных идей, способность постоянно учиться, быть в постоянном творческом поиске. Именно поэтому основной целью саморазвития и самообразования педагога должно стать достижение желаемого уровня профессиональной компетентности.
Способность к самообразованию не формируется у педагога вместе с дипломом педагогического ВУЗа. Эта способность определяется психологическими и интеллектуальными показателями каждого отдельного педагога, но не в меньшей степени эта способность вырабатывается в процессе работы с источниками информации, анализа и самоанализа, мониторинга своей деятельности и деятельности коллег.
Итак, каждый современный педагог должен осознать, что самообразование - это потребность, которая защищает его от интеллектуального оскудения, это осознанный процесс познавательной деятельности, это совершенствование каких-либо черт человека или его навыков, это постоянный поиск, рост, развитие.
Однако, как бы ни были высоки способности педагога к самообразованию, не всегда этот процесс реализуется на практике. Причины, которые чаще всего называют педагоги – это отсутствие времени, занятость на работе, нехватка источников информации, преклонный возраст, отсутствие стимулов и др. На самом деле, это всего лишь проявление инертности мышления и лености ума, так как самосовершенствование должно быть неотъемлемой потребностью каждого педагога.
Слайд 4. Определим составляющие этой потребности, мотивы, побуждающие педагогов к самообразованию:
• Ежедневная работа с информацией. Готовясь к занятию, выступлению, собранию, воспитательному мероприятию, соревнованию и др. у педагога возникает необходимость поиска и анализа новой информации.
• Стремление к творчеству. Учитель – профессия творческая. Творческий человек не сможет из года в год работать по одному и тому же пожелтевшему поурочному плану или сценарию, читать одни и те же доклады. Должно появиться желание большего. Работа должна быть интересной и доставлять удовольствие.
• Стремительный рост современной науки. Особенно психологии и педагогики. В эпоху автомобилей негоже пользоваться телегой.
• Изменения, происходящие в жизни общества. Эти изменения в первую очередь отражаются на учениках, формируют их мировоззрение, и соответственно, очень часто, формируют образ педагога как «несовременного человека»
• Конкуренция. Для того, чтобы выжить в сегодняшней не простой экономической ситуации, нужно быть конкурентоспособным, даже в рамках своего образовательного учреждения. Я имею ввиду «профессионально конкурентоспособным».
• Общественное мнение. Педагогу не безразлично, считают его «хорошим» или «плохим». Плохим педагогом быть обидно.
• Материальное стимулирование. Категория учителя, мнение аттестационной комиссии, премии, надбавки, а может быть даже звания и правительственные награды – все это зависит от квалификации и мастерства педагога. Без постоянного усвоения новых знаний этого не добиться.
• Интерес. Учиться просто интересно. Говорят : «Врачу – исцелися сам!» Как человек, который ежедневно учит, не будет постоянно учиться . Вправе ли он тогда преподавать?
Готовясь к данному педагогическому совету, мне хотелось, чтобы каждый из вас после заседания ответил для себя на вопрос, - «Самообразование педагога - самоцель или необходимость, миф или реальность?».
Задание №1
Соотнести имя великого ученого с той наукой, где он сделал открытия или внес большой вклад.
Слайды 5-12
Химия-Бутлеров Александр Михайлович
Физика-Лев Ландау
Математика-Николай Лобачевский
Биология-Чарльз Дарвин
География-Петр Семенович Тянь-Шаньский
Литература-Валентин Пикуль
Изобразительное искусство -Владимир Маковский
Музыка-Джузеппе Верди
Существует множество различных определений самообразования-вот лишь некоторые из них Самообразование - самостоятельный способ получения знаний в определенной области науки, искусства, техники, политической жизни, культуры, ремесла.
Самообразование - это обучение, которое планируется и осуществляется самостоятельно.
Самообразование - это непрерывный процесс саморазвития и самосовершенствования педагогов.
Слайд 13. Самообразование педагога является основной формой повышения педагогической компетентности, которая состоит из совершенствования знаний и обобщения педагогического опыта путем целенаправленной самообразовательной работы.
С чего же следует начать?
Прежде всего, педагог должен определиться со своими интересами. Именно они должны стать фундаментом его развития. Конечно, можно заставить человека делать то, что ему не нравится, но в самообразовании это будет как капля воды, которая падает в раскаленной пустыне на песок - она успеет испариться, даже не достигнув цели. Интерес - это то, что задаст тонус всей самообразовательной деятельности.
Под самообразованием традиционно понимают познавательную деятельность человека, которая:
* осуществляется добровольно;
* управляется самим человеком;
* необходима для осознанного совершенствования каких-либо качеств индивида.
«Учитель учится всю жизнь» - это известная истина. Но уже через несколько лет работы педагоги делятся на тех, кто спокойно движется по накатанной дорожке, используя старые приемы, планы, фразы, шутки, и тех которые, несмотря на цикличность, повторяемость и кажущееся однообразие деятельности, постоянно ищут, вносят что-то новое. Это на самом деле и является важным показателем истинного профессионализма.
Следует помнить что, Образование должно быть непрерывным. В 1984 году ЮНЕСКО была предложена трактовка непрерывного образования: "Непрерывное образование означает всякого рода сознательные действия, которые взаимно дополняют друг друга и протекают в рамках системы образования, так и за её пределами в разные периоды жизни; эта деятельность ориентирована на приобретение знаний, развитие всех сторон и способностей личности, включая умение учиться и подготовку к исполнению разнообразных социальных и профессиональных обязанностей, а также к участию в социальном развитии, как в масштабе страны, так и масштабе всего мира".
На сегодняшний день существует около трех десятков терминов, относящихся к понятию "непрерывное образование". В Великобритании пользуются термином "продолжающееся образование", в США употребляют термин "образование через всю жизнь", в Швеции - "возобновляющееся образование". Используются и другие термины: перманентное образование, дальнейшее обучение, образование взрослых, последипломное образование и др.
В современных условиях выработаны основные критерии профессионализма педагога. На основании, которых можно сделать вывод: учитель 21 века - это:
Слайд 14 - гармонично развитая, внутренне богатая личность, стремящаяся к духовному, профессиональному, общекультурному и физическому совершенству;
Слайд 15 - умеющий отбирать наиболее эффективные приёмы, средства и технологии обучения и воспитания для реализации поставленных задач;
Слайд 16 - умеющий организовать рефлексивную деятельность;
Слайд 17 - обладающий высокой степенью профессиональной компетентности.
На современном этапе качественным может считаться такое образование, которое дает возможность человеку самоопределиться, самосовершенствоваться, само развиваться.
Задание №2
Мы с вами вспомнили имена великих ученых, а сейчас ваша задача расшифровать фамилии великих педагогов
Слайды 18-25
1.СРЕМОНИТОС-Монтессори
2.ОКНКАРМАЕ-Макаренко
3. НОКАЗВ-Занков
4. ПКУРКАЯС-Крупская
5.ТЕРГДИВЕС-Дистервег
6. ХОЛИНСУМИЙСК-Сухомлинский.
7.ЦКАШИЙ-Шацкий
8.ИЙКОНСКМЕ-Коменский
Направления самообразования педагога, источники самообразования.
Специфика педагогической деятельности такова, что для эффективной деятельности педагог должен владеть знанием собственного предмета, методиками его преподавания, психологией и педагогикой, иметь общий высокий уровень культуры, знать приемы риторики, основы мониторинга, обладать большой эрудицией. Этот перечень далеко не полон. Но без этих навыков учитель не может эффективно учить и воспитывать. Попробуем перечислить основные направления, в которых учитель должен совершенствоваться и заниматься самообразованием.
Слайды 26-27
• Профессиональное (предмет преподавания)
• психолого-педагогическое (ориентированное на учеников и родителей)
• психологическое (имидж, общение, искусство влияния, лидерские качества и др.)
• методическое (педагогические технологии, формы, методы и приемы обучения)
• правовое
• эстетическое (гуманитарное)
• историческое
• иностранные языки
• политическое
• информационно-компьютерные технологии
• охрана здоровья
• интересы и хобби
Ставлю в конце списка многоточие, потому, что эти направления не являются обязательным перечнем, составленным на основании тех должностных функций, которые педагог выполняет в образовательном учреждении. Креативный педагог дополнит этот список собственными направлениями.
Источники самообразования
В чем заключается суть процесса самообразования? Педагог самостоятельно добывает знания из различных источников, использует эти знания в профессиональной деятельности, развитии личности и собственной жизнедеятельности. Каковы же эти источники знаний, и где их искать?
Слайды 28-29
• Телевидение
• Газеты, журналы
• Литература (методическая, научно-популярная, публицистическая, художественная и др.)
• Интернет
• Видео, аудио информация на различных носителях
• Курсы (дистанционные, платные и др.)
• Семинары и конференции
• Мастер-классы
• Мероприятия по обмену опытом
• Экскурсии, театры, выставки, музеи, концерты
• Курсы повышения квалификации (в т.ч. дистанционные)
• Путешествия
В общем случае, все источники делятся на источники знаний, способствующие личностному росту, и источники, способствующие профессиональному росту. Однако они могут способствовать и тому и другому одновременно.
Задание 3. Ответьте на поставленные вопросы:
Слайды 30-37
1.Кто является автором золотого правила дидактики, и как оно называется.
(Правило наглядности Я.А. Коменский)
2.Кто является автором гуманной педагогики, высказывается о безоценочном обучении. (Ш. Амонашвили)
3.Педагог - новатор поставил себе целью обучать детей чтению, письму, грамотности и счету без зубрешки и навязывания - только игра (много использует таблицы, кубики, плакаты)
(Зайцев.)
4. Разработал новую теорию аномального развития ребенка, но которой сейчас базируется дефектология и построена практически вся коррекционная педагогика. Является автором учебника по возрастной психологии для педагогических вузов. (Выготский)
5. Основоположник коллективного воспитания
(А.С. Макаренко).
6. Широко продвигал идеи народности в педагогике России
(К.Д. Ушинский)
7. Он строил отношения с детьми на основе гуманной педагогики. Его главным педагогическим принципом было воспитание без наказания.
( Сухомлинский)
8.В основе его педагогики лежит доверие к ребёнку, уважение его мечты, формирование в детских коллективах и у отдельных воспитанников навыков самопознания, самоконтроля, самоуправления. Это польский педагог-гуманист, не пожелавший оставить 200 своих воспитанников и погибший вместе с ними в концлагере.
(Я. Корчак)
Формы самообразования учителя:
Слайд 38
• Индивидуальная, предполагающая самостоятельную работу над повышением профессионального и методического уровня;
• Групповая, направленная на активное участие педагогов в методической работе (методические объединения, творческие группы, семинары, практикумы и др.)
Составляющие процесса и результат самообразования
Совершенствование качества обучения и воспитания напрямую зависит от уровня подготовки педагогов. Неоспоримо, что этот уровень должен постоянно расти, и в этом случае эффективность различных курсов повышения квалификации, семинаров и конференций невелика без процесса самообразования.
Самообразование – есть потребность творческого и ответственного человека любой профессии, тем более для профессий с повышенной моральной и социальной ответственностью, каковой является профессия педагога.
Самообразование – процесс сознательной самостоятельной познавательной деятельности.
Составляющие процесса самообразования
Если представить деятельность педагога в области самообразования списком глаголов, то получится: читать, изучать, апробировать, анализировать, наблюдать и писать. Какова же предметная область приложения этих глаголов?
Слайды 39-40
• Изучать и внедрять новые педагогические технологии, формы, методы и приемы обучения:
• Посещать уроки коллег и участвовать в обмене опытом
• Периодически проводить самоанализ своей профессиональной деятельности
• Совершенствовать свои знания в области классической и современной психологии и педагогики
• Систематически интересоваться событиями современной экономической, политической и культурной жизни
• Повышать уровень своей эрудиции, правовой и общей культуры
Виды деятельности, составляющие процесс самообразования, напрямую или косвенно способствующие профессиональному росту:
Слайды 41-42
Систематический просмотр определенных телепередач
Чтение конкретных педагогических периодических изданий
Чтение методической, педагогической и предметной литературы
Посещение семинаров, тренингов, конференций, уроков коллег
Дискуссии, совещания, обмен опытом с коллегами
Систематическое прохождение курсов повышения квалификации
Организация кружковой и внеклассной деятельности
Проведение открытых занятий для анализа со стороны коллег
Изучение информационно-компьютерных технологий
Обзор в Интернете необходимой информации
Помещение собственных профессиональных разработок на интернет сайтах, открытие своих профессиональных сайтов, страничек
Общение с коллегами.
Участие в конкурсах разных типов и уровней. (подготовка участников из числа детей; конкурсы профессионального мастерства)
На основании вышеперечисленных пунктов, конкретизировав наименования и названия, каждый педагог составляет личный план самообразования для профессионального роста. Значение самообразования проявляется в том, чтобы быть связующим звеном, объединяющим различные формы повышения квалификации и расширения кругозора педагога.
Результат самообразования:
Каждая деятельность бессмысленна, если в ее результате не создается некий продукт, или нет каких-либо достижений. И в личном плане самообразования педагога обязательно должен быть список результатов, которые должны быть достигнуты за определенный срок
Слайды 43-44
• разработанные или изданные методические пособия, статьи, программы, сценарии, исследования
• разработка новых форм, методов и приемов обучения
• доклады, выступления
• разработка дидактических материалов, тестов, наглядностей
• выработка методических рекомендаций по применению новой технологии
• разработка и проведение открытых уроков по собственным, новаторским технологиям
• создание комплектов педагогических разработок
• проведение тренингов, семинаров, конференций, мастер-классов, обобщение опыта по исследуемой проблеме (теме)
Задание №4
Расшифруйте аббревиатуры:
Слайды 45 - 54
ССУЗ-Среднее специальное учебное заведение.
НОД-непосредственно-образовательная деятельность ( деятельность, основанная на одной из специфических детских видов деятельностей (игровой, двигательной, коммуникативной, трудовой, познавательно-исследовательской...).
ОГЭ-общий государственный экзамен. ОГЭ расшифровывается как основной государственный экзамен. Он сдается после 9 класса. То есть ОГЭ - синоним ГИА (государственная итоговая аттестация).
ФГОС-федеральный государственный образовательный стандарт.
УУД-универсальное учебное действие (умение учиться, то есть способность человека к самосовершенствованию через усвоение нового социального опыта).
ООП-основная образовательная программа (комплекс основных характеристик образования (объем, содержание, планируемые результаты)...
УМК-учебно-методический комплекс.
ПМПК-психолого-медико-педагогическая комиссия.
РППС-развивающая предметно-пространственная среда (часть образовательной среды, представленная специально организованным пространством (помещениями, участком и т. п., материалами...)
ОРКСЭ-основы религиозных культур и светской этики.
Самообразование педагога всегда будет продуктивным если:
Слайды 55-56
o В процессе самообразования реализуется потребность педагога к собственному развитию и саморазвитию;
o Педагог владеет способами самопознания и самоанализа педагогического опыта;
o Педагог обладает развитой способность к рефлексии;
o Программа профессионального роста учителя включает в себя возможность исследовательской поисковой деятельности;
o Педагог обладает готовностью к педагогическому творчеству;
o Осуществляется взаимосвязь личностного и профессионального развития и саморазвития
Задание №6
Собрать цитаты великих о педагогах.
Слайды 57-68
Отношение государства к учителю - это государственная политика, которая свидетельствует либо о силе государства, либо о его слабости.
Бисмарк
Три пути ведут к знанию: путь размышления - это путь самый благородный, путь подражания - это путь самый легкий и путь опыта - это путь самый горький.
Конфуций
Послушайте - и Вы забудете, посмотрите - и Вы запомните, сделайте - и Вы поймете.
Конфуций
Считай несчастным тот день и тот час, в которые не усвоил ничего нового и не прибавил к своему образованию.
Я.А. Коменский
Тот, кто экономит на школах, будет строить тюрьмы.
Бисмарк
Воспитатель должен себя так вести, что6ы каждое движение его воспитывало, и всегда должен знать чего он хочет в данный момент и чего он не хочет. Если воспитатель не знает этого, кого он может воспитывать?
А.С. Макаренко
Сильным, опытным становится педагог, который умеет анализировать свой труд».
В.А. Сухомлинский
Когда маленькие дети приходят в школу, их глаза светятся. Они хотят узнать от взрослых много нового, интересного. Они уверены, что впереди счастливая дорога к знаниям. Всматриваясь в унылые и равнодушные лица старшеклассников на многих уроках, невольно задаешь себе вопрос: «Кто погасил их лучезарные взгляды? Почему пропало желание и стремление?»"
Ш. Амонашвили
Притча о крыльях (видео)
Чем больше информации, методов и инструментов в своей работе использует педагог, тем больше эффект от его работы.
Но какой бы современный компьютер и самый быстрый Интернет ему не обеспечить, самое главное – это желание работать над собой и способность творить, учиться, экспериментировать и делиться своими знаниями и опытом, приобретенными в процессе самообразования.
Решение педагогического совета от 25.11.2016 года.
1) Всем педагогам детского дома определиться с темой по самообразованию. Провести предварительную работу по ее организации (литература, интернет, опыт работы и т.д.)
2) Спланировать проведение открытых мероприятий по теме самообразование в рамках заседаний методических объединений в срок до мая 2017 года.
3) В рамках качественной подготовки педагогов к аттестации создать экспертную комиссию по проведению предварительной экспертизы (портфолио). Ответственный Савватеев И.А.
4) Разработать положение о работе экспертной комиссии по проведению экспертизы документов портфолио педагогов в срок до 01.01.2017 года.
5) Продолжить работу по развитию системы дополнительного образования воспитанников, увеличив охват детей дополнительным образованием путем вовлечения в работу кружков и объединений детей «группы риска». В срок до 01.12. 2016 скорректировать графики работы кружков и объединений.
6) Подготовить и провести семинар со специалистами дополнительного образования и воспитателями коррекционных групп по работе с детьми с ОВЗ в первой декаде декабря 2016 года. Ответственная Кригер М.А.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.