Материал подготовил
старший воспитатель МАДОУ детский сад № 25 р.п.Приютово
Стулова Е.А.
Пути формирования у детей готовности и способности к реализации творческого потенциала в духовной и предметно-продуктивной деятельности.
ЦЕЛЬ: изучить пути формирования готовности и способности дошкольников к реализации творческого потенциала в духовной и предметно-продуктивной деятельности на основе моральных норм и универсальной духовно-нравственной установки “становиться лучше”.
«Духовная жизнь ребенка полноценна лишь тогда, когда он живет в мире игры, сказки, музыки, фантазии, творчества. Без этого он - засушенный цветок».
«Один пустынник, великий по святости жизни и знанию души человеческой, повелел однажды своему ученику: «вырви это дерево из земли» и при этом указал ему на молодое, пустившее уже, однако глубокие корни, пальмовое дерево. Беспрекословно исполняя послушание старцу, ученик приступил к делу, но, не смотря на все усилия, не мог пошатнуть его. «Отче, сказал он своему авве, ты приказал мне сделать невозможное!»
Тогда старец указал ему на другое совсем еще молодое деревцо, которое послушник без особенных усилий тотчас вырвал с корнем. Ничего не мог поделать ученик с деревом, которое уже крепко укоренилось, но без особых усилий совладал с молодым.
Если эту повесть применить к воспитанию, то смысл будет такой: бессильны родители над взрослыми детьми, если не начинали воспитания их с юных лет».
(«Поучения Иринея, Епископа Екатеринбургского и Ирбитского о религиозном воспитании детей». Екатеринбург. 1901 г.)
В полной мере это относится к духовно-нравственному воспитанию детей. Хотя эти слова были написаны в начале ХХ века, но и в настоящее время, они продолжают оставаться особенно актуальными.
В условиях кризисного общества, главными приоритетами в воспитании ребенка являются его раннее развитие и обучение для обеспечения успешности и процветания во взрослой самостоятельной жизни. А такие категории, как нравственность и духовность занимают далеко не первые места.
Вопросы по воспитанию духовно-нравственных качеств, совершенствованию личности человека волновали общество во все времена. Но особенно острыми и актуальными они стали именно в наше время, когда произошло разрушение значимости семьи и духовных ценностей. Ныне материальные ценности доминируют над духовными, поэтому у детей искажены представления о доброте, милосердии, великодушии, справедливости, гражданственности и патриотизме. Высокий уровень детской преступности вызван общим ростом агрессивности и жестокости в обществе. Детей отличает эмоциональная, волевая и духовная незрелость. Это объясняется тем, что в век информационных технологий компьютеры и другая техника плотно вошли в нашу жизнь и ребёнок получает основы воспитания нравственных качеств вне семьи, так как целиком и полностью живёт в Интернете.
Да, с одной компьютерные игры развивают мышление у дошкольников и способствуют интеллектуальному развитию, улучшают внимание и память, любознательность, моторику, зрительный анализатор, но с другой стороны, помимо негативного воздействия на их здоровье, если нет контроля со стороны взрослого, они могут спровоцировать развитие жестокости и эгоизма. К.Д. Ушинский цитировал: «Задача воспитания — пробудить внимание к духовной жизни. Надо научить ребёнка любить красоту нравственных поступков. Если наш воспитанник знает много, но интересуется пустыми интересами, если он ведёт себя отлично, но в нём не пробуждено живое внимание к нравственному и прекрасному — вы не достигли цели воспитания». Поэтому так важно дать детям не только набор знаний, умений и навыков, но самое главное заложить в их души основы духовности и нравственности.
Человек за первые 7 лет жизни приобретает столько, сколько не может приобрести за всю последующую жизнь и упущения в этом возрасте не наверстываются впоследствии.
Жизнь в эпоху научно-технического прогресса становится все разнообразнее и сложнее. И она требует от человека не шаблонных, привычных действий, а подвижности, гибкости мышления, быстрой ориентации и адаптации к новым условиям, творческого подхода к решению больших и малых проблем. Если учесть тот факт, что доля умственного труда почти во всех профессиях постоянно растет, а все большая часть исполнительской деятельности перекладывается на машины, то становиться очевидным, что творческие способности человека следует признать самой существенной частью его интеллекта и задачу их развития – одной из важнейших задач в воспитании современного человека. Ведь все культурные ценности, накопленные человечеством – результат творческой деятельности людей. И то, насколько продвинется вперед человеческое общество в будущем, будет определяться творческим потенциалом подрастающего поколения.
Программа модернизации педагогического образования предусматривает переосмысление содержания воспитания и развития, необходимость изменения позиции ребёнка, ориентацию ребёнка на гуманные, общечеловеческие ценности и адекватный этим ценностям стиль педагогической деятельности. Идея гуманизации процесса обучения и воспитания, поиска оптимальных форм, обеспечивающих развитие творческой личности ребенка, привлекает внимание многих педагогов и находит всё больше сторонников среди работников дошкольного образования. Социальный заказ общества ориентирует отечественную педагогику на развитие каждого ребенка как субъекта собственной жизни, человека, способного к самостоятельной творческой деятельности. Современная педагогическая наука, смотрящая на образование как на воспроизведение духовного потенциала человека, располагает разнообразными сферами образовательного воздействия на ребенка. Сфера искусства рассматривается как пространство, способствующее формированию социально – эстетической активности личности. Раскрытию внутренних качеств личности и самореализации ее творческого потенциала в наибольшей степени способствует художественно-эстетическое воспитание. Помочь детям в процессе их развития выйти на осознание своей индивидуальности, проявить эту индивидуальность в деятельности таким образом, который соответствует особенностям ребенка и в то же время принимается обществом — это и означает развитие творческого потенциала.
Индивидуальность человека проявляется не только в его физическом и интеллектуальном своеобразии, но и в его субъективном отношении к окружающему; самому человеку это отношение представлено в его эмоциональных реакциях и состояниях. Поэтому возможность адекватно выразить свои эмоциональные реакции и состояния способствует реализации человеком своей индивидуальности и тем самым - развитию его творческого потенциала.
Изучение проблемы творческой и разносторонней личности дошкольника актуально в связи с тем, что главное условие прогрессивного общества – это развитие самостоятельной, свободной, разносторонней личности, способной к творческому созиданию. Сегодня в условиях глубоких перемен, происходящих в стране, идет перестройка психологии человека, его взглядов, убеждений, привычек и нравственных ценностей. Возможно, для одних такие преобразования проходят сравнительно легко, для других же, они становятся личной трагедией, приводят к депрессиям, дискомфорту, стрессам, социальной деградации. Это особенно опасно, когда к описанной категории людей относятся дети, та часть общества, которая наиболее подвержена влияниям окружающей среды и не имеет достаточного социального "иммунитета", чтобы им противостоять. Именно, дети, в большей степени, чем взрослые, нуждаются в коллективной деятельности, общении и самоопределении в социуме, недостаток этого замедляет их развитие как социальное, так и индивидуальное.
Дошкольный возраст, как говорил Ж.-Ж. Руссо, это «чистая доска», благодатная почва для «посадки» нравственных чувств.
Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования ориентирует дошкольных работников на объединение обучения и воспитания в целостный образовательный процесс на основе духовно-нравственных и социокультурных ценностей и принятых в обществе правил и норм поведения в интересах человека, семьи, общества. ФГОС ДО определяет пути воспитания нравственных качеств через приобщение детей к традициям семьи, социокультурным ценностям нашего народа, отечественным традициям и праздникам. В стандарте подчёркивается необходимость учёта этнокультурного контекста для передачи из поколения в поколение национального образа жизни и видение мира, в нём также обозначена и позиция семьи как активного участника образовательного процесса.
Целевые ориентиры, предложенные ФГОС ДО, анализируются и конкретизируются современными исследователями. Ребёнок, который способен правильно оценить и понять чувства и эмоции другого человека, для которого такие понятия как дружба, справедливость, сострадание, доброта, любовь к родной семье, родному городу, миру родной природы не являются пустым звуком, имеет гораздо более высокий уровень эмоционального развития. Этот ребёнок не имеет затруднений при общении с окружающими, он гораздо устойчивее переносит стрессовые ситуации и не поддаётся негативному воздействию извне.
Ребёнку не даны в готовом виде от рождения альтруистические чувства, эмоциональная зрелость к милосердию. Для духовно-нравственного развития в детском возрасте необходимо знать, с помощью каких педагогических условий можно достичь оптимального результата.
В психолого-педагогической литературе среди таких условий называются: установление доброжелательных взаимоотношений между детьми, удовлетворение потребности ребёнка в общении с взрослыми, способствование осознанию ребенком своей индивидуальности, так как выражение собственной индивидуальности есть не что иное, как выражение эмоциональных реакций и состояний. Одна, из наиболее трудных и сложных задач воспитания - научить ребенка «видеть и чувствовать людей». Как мы справляемся с этой задачей можно увидеть из проведенной диагностики начального уровня сформированности духовно- нравственного воспитанности дошкольников.
Одна из главных целей нашей педагогической работы является создание оптимальных условий для формирования духовно-нравственных чувств у дошкольников.
Первое условие: с чего начинается наша работа? Конечно, непосредственная организация работы с детьми по данному направлению.
Итак, я предлагаю вам, коллеги, порассуждать: что же является основным источником развития творческого потенциала в духовной и продуктивной деятельности, источником нравственного опыта?
Это, прежде всего, образовательная деятельность. Развитие воспитанников на занятиях осуществляется через содержание программного и дидактического материала, самой организацией занятия.
Приемы и механизмы духовно-нравственного воспитания дошкольников в ООД (из опыта работы) Мирсаяпова Е.В.
Доктор педагогических наук А.В. Запорожец отмечал, что эмоции дошкольника необходимо «выращивать», воспитывать именно в деятельности. Художественные образы, транслирующие нравственные смыслы и идеалы, должны быть доступны, увлекательны для детей и вызывать их эмоциональную реакцию: восхищение, отзывчивость, удивление и т.д.
Духовность всегда связана с бескорыстием, а сейчас корыстолюбие приобретает почти повальный характер. Общество оказалось неспособным соблюсти баланс между воспитанием у детей таких качеств, как практичность, деловитость, предприимчивость и милосердие, великодушие, порядочность. Вместе с тем духовность – результат общего развития личности. Не существует специальных упражнений и воздействий для ее формирования. «Полноценное духовно-нравственное развитие происходит, если воспитание не ограничивается информированием обучающегося о тех или иных ценностях, но открывает перед ним возможности для нравственного поступка» (1.с.13). Исходя из этого, мы начинаем воспитывать духовность с формирования самых элементарных качеств: самообслуживания, уважения чужих интересов (многие уже спят, нужно не шуметь, поделись игрушками с товарищем, он тоже хочет играть); терпимости (ты быстро оделся, а бабушка нет, она старенькая, помоги ей найти очки, будь снисходительным к пожилым людям); соблюдения этикета и т.д. Упущения в воспитании таких качеств обязательно скажутся: «Вырастая ребенок начинает играть в духовность, исполняя навязанную ему роль, он не сможет без свидетелей сохранить высокий уровень поведения и отношений, и в экстремальной ситуации произойдет неожиданное для всех и постыдное для человека падение»
«Духовно-творческая самореализация детей дошкольного возраста в условиях ДОУ» Кузьмина В.В.
«Игровое моделирование: логопедическая сказка как средство воспитания нравственных качеств у дошкольников» Логинова Н.П.
Нам как педагогам необходимо включать духовно-нравственное содержание воспитания в различные виды детской деятельности: игровую, проведение пальчиковых, сюжетно-ролевых игр, дидактических, конструктивных, словесных, подвижных, игр-забав, народных и хороводных игр и др.
Второе условие: конечно, создание предметно-развивающей в группе.
«Формирование предметно-развивающей среды в детском саду для реализации творческого потенциала в духовном воспитании дошкольников»
Генералова О.Г.
Третье условие: В деле духовно-нравственного воспитания ребенка большое значение имеет взаимодействие педагога с семьей.
Духовно-нравственное воспитание детей возможно только совместными усилиями семьи, образовательного учреждения и государства. Предпринятые на сегодняшний день попытки воспитания духовно нравственной личности показывают, что самым слабым местом в этой деятельности является семья.
Духовно-нравственное воспитание детей неразрывно связано с педагогическим просвещением родителей. Именно родителями закладываются основы характера ребёнка, формируются особенности его взаимоотношений с окружающими людьми. Каждая семья по-своему определяет для себя процесс воспитания, но в силу разных обстоятельств, в разной степени нуждается в квалифицированной педагогической помощи.
Задача педагога, непосредственно наблюдающего за детьми и знающего их проблемы, - привлечь родителей к сотрудничеству и подвести к знанию и пониманию важности духовно-нравственного воспитания своих детей.
Для выявления интересов и знаний родителей воспитанников по вопросам духовно-нравственного воспитания дошкольников был проведен онлайн-опрос родителей на тему «Духовно-нравственное воспитание в ДОУ», который позволил сделать следующие выводы: из 100 опрошенных семей большинство родителей отмечают, что в современном обществе стоит острая проблема нравственного воспитания детей и согласны с необходимостью формирования духовно-нравственных качеств ребёнка именно в дошкольном возрасте. 78% опрошенных родителей считают, что необходимо проводить специальную работу по духовно-нравственному воспитанию с детьми в ДОУ, однако имеют поверхностное представление о духовно-нравственном воспитании и не могут оценить уровень развития своего ребенка.
Несмотря на различные мнения, как правило всем хотелось бы, чтобы их дети были знакомы с традициями, и хотели бы видеть своего ребенка в будущем: 37% справедливым, трудолюбивым, доброжелательным к окружающим, 20% уважительным к людям, 17% умеющим дать нравственную оценку поступкам, 16% достойным гражданином своей стран, 9% патриотом своей Родины, 1% человеком, имеющим свою точку зрения и умеющим её отстаивать.
68% опрошенных родителей стараются воспитывать у своих детей нравственные чувства собственным пример в семье, 21% с помощью экскурсий по культурным достопримечательностям города и поселка, 8% читают духовно-нравственную литературу.
На вопрос о том какую информацию по теме духовно-нравственного воспитания Вы хотели бы получить, были следующие ответы: 57% о традициях нашей культуры, 32% о воспитании детей на примере патриотизма русского народа, 11% о православных праздниках.
Как найти путь к сердцу родителей? Как сделать воспитание детей общим делом? Как заинтересовать родителей жизнью детей в детском саду? Как показать необходимость придерживаться единого с детским садом подхода к воспитанию детей, а особенно к нравственному? Как, о чём вести разговор с родителями, когда они утром спешат на работу и когда возвращаются с работы? Как сделать, чтобы даже в такие минуты они охотно прислушивались к словам педагога, проявляли к ним интерес, чтобы изъявляли желание услышать, чем жил ребёнок в детском саду, что нового узнал за день, как проявил себя?
Калейдоскоп педагогических идей «Использование активных форм работы с родителями по нравственно-патриотическому и духовному воспитанию дошкольников». педагоги
Исходя из своего опыта и наблюдения могу сказать, что такого контакта с родителями педагог может достичь, проявляя постоянную и искреннюю доброжелательность, заинтересованность в сотрудничестве с семьёй. Стремитесь сделать так, чтобы родители видели в вас человека, который любит их ребёнка, живёт заботой о нём. Это вызовит у них откровенность, они доверительно будут рассказывать о своих трудностях, просить совета, и с охотой отзываться на все предложения, исходящие от вас.
При таком взаимодействии семьи и детского сада мы можем планировать следующие результаты:
- повышение престижа семьи, отцовства и материнства;
- возрождение традиций семьи;
- приобщение к ценностям и традициям семьи: любовь, верность, здоровье, почитание родителей, забота о младших и старших;
- бережное отношение к жизни человека, продолжение рода.
Следующее условие: обязательно надо помнить о личной профессиональной ответственности, которая ложится на нас, педагогов. Ответственность эту мы можем понести лишь при условии постоянного собственного образования в сфере духовной культуры и непрекращающегося труда над своей душой.
Результаты тест-опроса педагогов «Актуальность духовно - нравственного воспитания в ДОУ».
46% педагогов отметили, что основное место указанной проблемы - в задачах социально - нравственном развития дошкольника
42% данная проблема частично решается в каждом направлении развития дошкольника
12% основное место указанной проблемы - в задачах познавательного развития дошкольника
0% вопрос духовно - нравственного воспитания не настолько актуален, чтобы отводить ему значительное место в развитии дошкольника
Отрадно, что у 88 % педагогов не испытывают затруднения в вопросах духовно- нравственного воспитания детей. Основная часть педагогов считает, что духовно - нравственное воспитание это значимая часть общественного сознания, проявляющаяся в коллективных настроениях, чувствах, оценках, в отношении к своему народу, его образу жизни, истории, культуре, государству, системе основополагающих ценностей.
96% педагогов согласны с утверждением относительно необходимости формирования духовно - нравственных качеств ребёнка именно в дошкольном возрасте и считают, что важнейшая цель духовно нравственного воспитания современного дошкольника – это воспитание нравственных качеств.
Большинство педагогов отметили, что наиболее эффективными являются традиционные формы работы. 65% педагогов считают, что детские сады могут стать центрами духовного возрождения поколения русского народа и необходимо в ДОУ организовывать специальные встречи с родителями, педагогами по проблеме «Духовно - нравственное воспитание дошкольников» (однако 12% ответили НЕТ).
На вопрос какие средства работы с детьми наиболее эффективны для решения задач по духовно – нравственному воспитанию, были получены следующие ответы:
43% Создание окружающей среды в семье и детском саду на основе духовно – нравственного содержания (литература, фильмы, изобразительное искусство).
33% Организация образа жизни в семье и детском саду на основе отечественной культуры и традиций; Общение с людьми высокой духовной культуры
16% Организация образа жизни в семье и детском саду на основе отечественной культуры и традиций
6% Традиционные педагогические поощрения и наказания
2% Общение с людьми высокой духовной культуры
«В воспитании все должно основываться на личности воспитателя, потому что воспитательная сила изливается только из живого источника человеческой личности.
Никакие уставы и программы, никакой искусственный организм заведения, как бы хитро он ни был придуман, не может заменить личности в деле воспитания», - эти слова К.Д.Ушинского в полной мере относятся к духовно – нравственному воспитанию дошкольников.
Успеха можно достичь только если сам воспитатель будет знать и любить историю своей страны, своего города. Он должен уметь отобрать те знания, которые будут доступны детям дошкольного возраста, то, что может вызвать у детей чувство восторга и гордости.
Действенность духовного нравственного воспитания определяется личным примером самого воспитателя.
Особенно важно не допускать, чтобы слова, даже искренние, страстные, расходились с его делами, поступками. Если педагог провозглашает одни нормы жизни, а сам придерживается других, то он не вправе рассчитывать на действенность своих слов.
- Вам нравится, когда вас называют по фамилии? Хотели бы Вы, чтобы вас называли по фамилии?
- А как вы думаете, какое чувство испытывает в такой ситуации ребенок?
Трудно поверить, но обращение к детям по фамилии переводит детей в официальную тональность общения, лишает их личностной ласки и сочувствия. В итоге наши дети не получают своей порции "поглаживания", а это в дошкольном возрасте просто опасно. А как разнообразны обращения к детям.
Задание: "Как можно обращаться к детям, различать их, если у вас в группе 5 Вероник или как выходите из ситуации, если в группе несколько детей с одинаковыми именами".
«Отношение к детям – главный показатель компетентности педагога».
В годы детства каждый человек требует добра, участия, ласки. Если ничего этого нет, если человек вырастает в обстановке равнодушия и бессердечности - юное сердце становится равнодушным, в нем нет чуткости к добру и красоте.
Какими сегодня нужно быть нам, педагогам, чтобы наши воспитанники на долгие годы сохранили те чувства и качества личности, которые мы им заложим?
1. Первой и очень важной ступенью духовно-нравственного развития. Конечно это добро и доверие. Если мы не будем обладать таким личностными качествами как добро, а наши дети не будут нам доверять – все наши усилия по воспитанию полноценной личности ребёнка будут бессильны.
2. Нормы морали не являются врожденными, а усваиваются ребёнком в практике отношений с окружающими людьми и зависят от отношения к нему окружающих, от того кто его воспитывает, от того в какой социальной среде он живёт. Здесь важно помнить, что недостаточно дать ребёнку понятия, что Хорошо, а что Плохо, мы должны донести до ребёнка , что в зависимости от ситуации в одном случае надо уступить. В другом- помочь, в третьем- поддержать.
3. Наша задача давать детям больше возможности принимать решения и действовать самостоятельно, хоть очень часто это ведёт к временным затратам. Как можно чаще хвалить детей и верить в них, незаметно помогать и т.д.
4. Средством внимания, одобрения является комплимент. Важно, чтобы дети слышали комплименты от воспитателей, родителей, сверстников.
5. Такая у нас профессия, которая требует от нас постоянно идти вперёд, изучать нашу культуру, искать интересные факты и истории, вести детей за собой, делая этот путь волшебным, интересным и незабываемым.
При правильном построении педагогического процесса, педагог будет формировать духовно-нравственные качества личности дошкольника, организуя его активное самовоспитание путем совершенствования самостоятельных и ответственных поступков.
Систематическая работа по духовно-нравственному воспитанию способствует формированию у детей интегративных качеств - эмоционально отзывчивый, общительный, овладевший средствами общения и способами взаимодействия с взрослыми и сверстниками, способный управлять своим поведением и планировать свои действия на основе первичных ценностных представлений, соблюдающий элементарные общепринятые нормы и правила поведения.
Задавая вопрос («Что делать?», «Как делать?»), мы понимаем, что одни наши беседы, занятия не могут полностью изменить детское мировоззрение. Цель педагога – помочь ребёнку задуматься о доброте и милосердии, дать толчок к самостоятельной, осознанной деятельности.
Вырабатывая у детей наиболее простые привычки посредством духовно-нравственного воспитания в ДОУ, воспитатель добивается осознанного и охотного выполнения ими социальных норм и правил поведения в обществе. В итоге, прививая наиболее простые положительные привычки у детей, формируется способность к сопереживанию и умение, благодаря которому он может находить отзыв в своем внутреннем мире на печали и радости других людей.
Вывод: Духовно-нравственное воспитание в дошкольном возрасте – процесс долговременный, предполагающий внутреннее изменение каждого ребенка, который может найти отражение не здесь и сейчас, а гораздо позднее. Главный ожидаемый результат заключается в усвоении ребенком вечных человеческих ценностей: милосердия, сострадания, правдолюбия; в стремлении его к добру и неприятии зла.
Если ребенок в детстве испытал чувство жалости к другому человеку, радость от хорошего поступка, гордость за своих родителей, уважение к трудящемуся человеку, восхищение подвигом, подъем от соприкосновения с прекрасным, он тем самым приобрел «эмоциональный опыт», который будет иметь большое значение для его дальнейшего развития.
Я считаю, что каждый ребенок в праве выбирать краски и кисти в создании своей судьбы. Но ему нельзя позволить «хватать» первое попавшееся. Он должен увидеть все. Задача педагога: направить ребенка к краскам и кистям - Доброго, Вечного, Прекрасного, а какие оттенки им будут выбраны- решать только ему.
Жизненный путь малыша складывается из множества дорог. По какой дороге он пойдет?
Очень важно, чтобы жизненный путь малыша был связан с добрыми делами и поступками. Укрепление ребенка в этих делах помогает ему самостоятельно и уверенно шагать по дороге жизни. Пусть она будет для него счастливой и долгой.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.