Популяризация астрономии и космонавтики в школе
Кириллова Марина Анатольевна, МАОУ «Школа-гимназия №1»,
г. Краснокамск, Пермский край
Ребята в начальной школе, как правило, любознательны, активны, непосредственны, отзывчивы. Многое об окружающем мире узнают из различных игр, мультфильмов, видеосюжетов. Знания эти поверхностные. Информация воспринимается бессистемно, многое тут же забывается. Даже самые яркие моменты, оставаясь невостребованными, со временем забываются. Поэтому о Космосе все много слышали, что-то видели, но мало знают. Желающих стать космонавтами сегодня немного. Астрономия и космонавтика остаются вне их интереса.
В прошлом учебном годы мы с ребятами приняли участие в акции «Космический марафон». У нас появились наработки, творческий материал детей по астрономии и космонавтике. Все это я использовала в этом году в летнем лагере. В своем отряде «Лунтики», по согласованию с руководством, я реализовала 8-часовую игровую программу «Космическое путешествие». Дети приняли ее хорошо, активно, с большим удовольствием участвовали во всех мероприятиях.
В этом учебном году в рамках программы «Орлята России» я спланировала и реализую цикл мероприятий по астрономии и космонавтике. Здесь опора делается как раз на определенную систему, позволяющую не только пробудить интерес к астрономии и космонавтике, но удержать его, проявить желание к действию и сделать что-то самому.
Кроме этого, участие детей в ярких мероприятиях способствует повышению мотивации к учебной и внеурочной деятельности в течение учебного года. Проводимые мероприятия способствуют развитию интеллектуальных способностей, познавательных интересов школьников.
В своей деятельности я занимаюсь популяризацией астрономии и космонавтики. При этом решаю следующие задачи: пробуждение интереса к астрономии и космонавтике; создание условий для его удержания и получения новых знаний по космической тематике; приобщение ребят к проектной деятельности; совершенствование коммуникативных умений и навыков; создание условий для востребованности знаний и умений, полученных в школе для практической деятельности.
В процессе работы у меня накопились определенные наработки, которыми и хочу сегодня поделиться. Материалы эти могут быть полезными на уроках и во внеурочной деятельности. Ими могут воспользоваться классные руководители, учителя, организаторы досуга, заинтересованные родители, ученики начальной и средней школы.
Материалы, в основном, ориентированы на учеников начальной школы. Поэтому здесь много ярких иллюстраций, детских стихов, загадок. Но они не лишены научной и исторической составляющих. Уместно их использование при подготовке к тематическим космическим датам, дням России и науки.
Название /адрес |
Краткое содержание/рекомендации по использованию |
1. Презентация «Космический круиз» https://infourok.ru/razrabotka-klassnogo-chasa-kosmicheskij-kruiz-7115560.html |
Разработка посвящена освоению космоса. Конкретно - Всемирному дню космонавтики. Первая часть информационная об истории праздника. Вторая - в игровой, соревновательной форме позволит совершить увлекательное космическое путешествие. Взяв за основу этот ресурс, мы провели полюбившийся детям квест «Космическое путешествие». |
2. Презентация «Первопроходцы космоса» https://infourok.ru/virtualnaya-ekskursiya-pervoprohodcy-kosmosa-7105425.html |
Это серьезная виртуальная экскурсия по залам музея космонавтики. Здесь представлен 21 экспонат этого музея. Почти 70 лет назад человечество впервые покорило космос. И первым это сделал Советский Союз в 1957 году, запустив на орбиту Спутник-1. Успешный запуск натолкнул советских учёных на мысль, что космическое пространство можно покорить, отправив в космос и человека. Им стал Юрий Алексеевич Гагарин. Время идет. В этом году первому космонавту планеты могло бы исполниться 90 лет. Сегодня космос служит человеку. В данной работе показано как начиналось освоение космоса. |
3. Настольная игра "Космическоепутешествие"https://infourok.ru/nastolnaya-igra-kosmicheskoe-puteshestvie-7098512.html |
Настольная дидактическая игра для младших школьников приглашает отправиться в виртуальное космическое путешествие. Вы побываете в ближнем и дальнем космосе. Играть можно одному, с друзьями и родственниками, целым классом. Игра позволит вспомнить то, что уже известно, предоставит новую информацию, поддержит интерес к новостям космоса, к разгадкам его тайн. |
4. Презентация«Первые шаги в космосе»https://infourok.ru/interaktivnoe-loto-pervye-shagi-v-kosmose-7099559.html |
Представленное интерактивное лото напомнит о людях ставших первооткрывателями космоса.Космос сегодня играет важную роль в жизни каждого из нас, даже если мы этого и не знаем. Наша страна в освоении космоса многое сделала первой в мире. Важно чтобы это знали наши дети, помнили и гордились. Игра позволит это сделать в увлекательной, игровой форме. Задействует не только внимание и память детей, но самое главное – эмоции. |
5. Презентация"Земля и Космос".https://infourok.ru/interaktivnaya-viktorina-zemlya-i-kosmos-1-4-klass-6906122.html |
Интерактивная викторина имеет общеинтеллектуальную направленность и носит развивающий характер. Наша страна была пионером в освоении космического пространства, сейчас история даже недавняя перекраивается, Россия представляется технически несовершенной. Мы должны знать свою историю. Предложенная интерактивная викторина направлена на расширение и закрепление знаний обучающихся по истории космонавтики. Ресурс создаст условия для познавательного и развивающего досуга учащихся не только младших классов. |
6. Презентация«Космические страницы Пермского края»https://infourok.ru/prezentaciya-kosmicheskie-stranicy-permskogo-kraya-6780344.html |
В работе ученик рассказывает о причастности Пермского края к освоению космоса, о Земле, как уникальной планете Солнечной системы. Показывает, что Солнечная система не одинока. Она частичка огромной Вселенной. Здесь показано, сколько земных радостей может нам подарить общение с природой. В разработке пересекаются туристическая, краеведческая и космическая тематика. Отмечается, что наш мир хрупкий, его нужно беречь. Основная часть работы рассказывает о героическом подвиге Алексея Архиповича Леонова и Павла Ивановича Беляева. Эти советские космонавты многое сделавшие первыми в мире. Во время их полета было много нештатных ситуаций. Алексей Леонов первым вышел в открытый космос, Павел Беляев первым удачно совершил ручную посадку космического корабля. Они приземлись там, где их не ждали и благополучно встретили спасателей в суровых условиях глухой уральской тайги. |
7. Презентация«Дорога в космос начинается на Земле»https://znanio.ru/media/doroga-v-kosmos-nachinaetsya-na-zemle-2917370 |
В материале обращается внимание на людей, чьими стараниями осваивался космос. Тех, кого называют тремя «китами» космонавтики. Показаны история и сегодняшний день предприятий Пермского края, обеспечивающих возможности космических полетов. |
8. Презентация«Зоопарк на орбите»https://znanio.ru/media/zoopark-na-orbite-2917196 |
Это занимательная интерактивная викторина, в которой показано как «дверь в Космос помогал открыть животный мир». Вопрос-загадка активизирует мыслительную деятельность. Ответ сопровождается фотографией и краткой исторической справкой. Это яркая, эмоционально окрашенная игра помогает совсем по-другому посмотреть на многих представителей животного мира. |
9. Презентация«Загадочная Луна»https://znanio.ru/media/zagadochnaya-luna-2944374 |
В презентации показаны фазы Луны, ее влияние на Землю (приливы и отливы). Отмечается, почему с Земли видна только одна сторона Луны. Дается краткая информация по истории изучения Луны автоматическими космическими станциями серии "Луна". Показано значение Луноходов в изучении нашего естественного спутника. |
Из 9-ти представленных материалов пять предполагают знакомство с астрономией и космонавтикой в игровой форме. Это особенно важно для детей младшей школы. Да и ученики средней школы с удовольствием воспринимают наши космические путешествия и викторины.
Есть в представленной подборке материалы туристско-краеведческого направления. Они могут быть полезны классными руководителями, учителями краеведения, руководителям кружков, организаторам досуга.
Разработки легко адаптировать для себя, используя как целиком, так и отдельные элементы ресурса. Так игровые моменты удачно впишутся в планы проведения недель науки и космоса.
Можно порекомендовать детям и родителям самостоятельно на досуге ответить на вопросы викторины или виртуально побывать в музее космонавтики.
В этом году некоторые материалы я использовала при работе в летнем городском лагере. Очень хорошо ребятами был принят квест «Космическое путешествие».
Погрузившись в тему, в сотрудничестве с учениками, своими выпускниками сегодня мы работаем над проектом «Музей в чемодане». Обычный чемодан пытаемся превратить в маленький космический уголок. Мы подбираем и оформляем экспонаты. Здесь у нас уже собраны копии газетных публикаций и фотографии о космических страницах Пермского края, детская литература и энциклопедии по астрономии и космонавтике, творческие работы детей, информационные листы, описания и вопросы для учащихся. Сейчас мы пополняем экспонаты, разрабатываем инструкции и сценарии мероприятий. Впереди у нас использование Космического чемодана на практике.
Подводя итоги, хочется отметить, что занимаясь популяризацией астрономии и космонавтики, я работаю не только с младшими школьниками. Ни одно мероприятие не проходит без активной помощи моих выпускников, учащихся 5-9 классов. Им космическая тематика тоже близка и интересна.
Работу в этом направлении мы продолжим, у нас впереди еще много не реализованных задумок.
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.