Мы все живем в информационном обществе. Становление информационного общества потребовало обеспечить адекватность образования динамичным изменениям, происходящим в природе и обществе, всей окружающей человека среде, возросшему объему информации, стремительному развитию новых информационных технологий. Особое значение в информационном обществе приобретает организация информационного образования и повышение информационной культуры личности.
Выпускник современной школы, который будет жить и трудиться в информационном обществе, должен иметь достаточный уровень компьютерной грамотности, уметь самостоятельно работать с информацией и приобретать знания, уметь, думать и обладать критическим и творческим мышлениемМы все живем в информационном обществе. Становление информационного общества потребовало обеспечить адекватность образования динамичным изменениям, происходящим в природе и обществе, всей окружающей человека среде, возросшему объему информации, стремительному развитию новых информационных технологий. Особое значение в информационном обществе приобретает организация информационного образования и повышение информационной культуры личности.
Выпускник современной школы, который будет жить и трудиться в информационном обществе, должен иметь достаточный уровень компьютерной грамотности, уметь самостоятельно работать с информацией и приобретать знания, уметь, думать и обладать критическим и творческим мышлением
Педагогический проект
Педагогический проект
«Формирование информационной
«Формирование информационной
компетенции младших
компетенции младших
школьников»
школьников»
Автор проекта:
Автор проекта:
Караева Регина Александровна
Караева Регина Александровна
учитель начальных классов
учитель начальных классов
МБОУ СОШ №1 с.Октябрьское
МБОУ СОШ №1 с.Октябрьское
ТИП ПРОЕКТА
ТИП ПРОЕКТА
по деятельности учащихся – исследовательский,
по форме организации – групповой,
по содержанию – межпредметный,
по продолжительности – 1 год.
Проект рассчитан на детей 1011 лет, 34 класс.
АКТУАЛЬНОСТЬ
АКТУАЛЬНОСТЬ
Мы все живем в информационном обществе. Становление
информационного общества потребовало обеспечить
адекватность образования динамичным изменениям,
происходящим в природе и обществе, всей окружающей
человека среде, возросшему объему информации,
стремительному развитию новых информационных
технологий. Особое
значение в информационном
обществе приобретает организация информационного
образования и повышение информационной культуры
личности.
Выпускник современной школы, который будет жить и
трудиться в информационном обществе, должен иметь
достаточный уровень компьютерной грамотности, уметь
самостоятельно работать с информацией и приобретать
знания, уметь, думать и обладать критическим и
творческим мышлением
ПРОТИВОРЕЧИЯ
ПРОТИВОРЕЧИЯ
в
традиционным
общества
в
Между социальным заказом государства и
общества, которые ставят перед школой задачу
формирования человека, способного успешно
адаптироваться
современном
информационном обществе, и недостаточным
уровнем использования ИКТ в начальной
школе.
и
Между
потребностями
компетентных
личностях .
Между теоретическими основами школьного
курса и его практической направленностью.
у
необходимостью формирования
Между
информационной
младших
компетенции и недостаточной разработанностью
условий
и
реального
целенаправленного достижения этой цели на
начальной ступени школьного обучения.
школьников
средств
и
обучением
Проблема
Проблема
Недостаточные условия для успешного
и
применения
компетенции младших
формирования
информационной
школьников.
ГИПОТЕЗА
ГИПОТЕЗА
Социализация личности младшего школьника
может проходить более успешно, если создать
условия для успешного формирования и
применения информационной компетенции,
для самовыражения обучающихся через
участие в проектах, творческой и
исследовательской деятельности.
ЦЕЛЬ
ЦЕЛЬ
ПРОЕКТА
ПРОЕКТА
Создать условия для формирования новой формы
образовательной деятельности, способствующей
реализации
совершенствованию
информационной компетенции учащихся.
и
ЗАДАЧИ ПРОЕКТА
ЗАДАЧИ ПРОЕКТА
Проанализировать
и
нормативные документы по проблеме исследования, изучить передовой
педагогический опыт по теме исследования.
педагогическую, методическую
литературу
Определить состав и структуру информационной компетенции младших
школьников.
Обеспечить переход от механического усвоения знаний к
овладению навыками самостоятельного приобретения новых
знаний, к практическому закреплению умений, приобщать ребёнка
к современным методам работы с информацией.
Способствовать развитию способностей ориентироваться в
алгоритмической
информации
деятельности, образного и логического мышления;
элементах
разного
вида,
Способствовать овладению практическими способами работы с
информацией:
передачи,
хранение информации, её использование в учебной деятельности
и повседневной жизни;
преобразование,
анализ,
поиск,
Формировать начальную компьютерную грамотность и элементы
информационной культуры.
Определить содержание диагностических и методик и критерии
оценки результатов работы.
ТЕОРЕТИКОМЕТОДОЛОГИЧЕСКАЯ
ТЕОРЕТИКОМЕТОДОЛОГИЧЕСКАЯ
ОСНОВА ПРОЕКТА
ОСНОВА ПРОЕКТА
положения компетентностного подхода в образовании
(материалы Концепции
модернизации Российского образования до 2010 года», «Стратегии модернизации
содержания общего образования», работы И.Г.Агапова, М.Аргайла, В.А.Болотова, Э. Ф.
Зеера, Ю.Меля, В.В.Серикова, С.Е.Шишова и др.);
теория активизации учебной деятельности школьников (Т.И. Шамова, А.К. Маркова);
педагогическая технология на основе информационнокоммуникационных средств,
разработанную профессором Г.К. Селевко;
данные психологопедагогичеких и дидактических исследований (Я.А. Ваграменко, А.А.
Кузнецова, Е.И. Машбиц, Е.С. Полат, И.В. Роберт, В.В. Рубцова, О.К. Тихомирова ) и их
методики обучения на основе информационнокоммуникационных технологий (ИКТ),
психологическая теория мотивации (А.А.Реан, Н.А. Бордовская), психологическая теория
деятельности
деятельности
(А.К.Маркова), а также идеи, сформулированные в частных методиках.
(А.Н.Леонтьев),
психологическая
теория
учебной
ЭТАПЫ РАБОТЫ НАД ПРОЕКТОМ
ЭТАПЫ РАБОТЫ НАД ПРОЕКТОМ
№
п/п
Этапы
Функции
1
Подготовительный Проектировочна
я
Содержание
работы
Определение цели,
задач; выдвижение
гипотезы, разработка
плана их реализации.
Диагностическая Мониторинг
Организационна
я
сформированности
информационных
компетенций у
учащихся.
Мотивация и
подготовка к
деятельности
классного коллектива.
ЭТАПЫ РАБОТЫ НАД ПРОЕКТОМ
ЭТАПЫ РАБОТЫ НАД ПРОЕКТОМ
№
п/п
2.
Этап
Функции
Содержание работы
Внедренческий Исполнительская Организация деятельности
в соответствии с планом,
отработка методов и
фиксация результатов.
Коррекционная
Внесение изменений в ход
и содержание работы
Контролирующая Проверка, оценка и анализ
результатов
ЭТАПЫ РАБОТЫ НАД ПРОЕКТОМ
ЭТАПЫ РАБОТЫ НАД ПРОЕКТОМ
№
п/п
3.
Этап
Функции
Содержание работы
Аналитический
Аналитическая Сопоставление
4
Презентаионный Продуктивная
исходных данных с
полученным
результатом,
обобщение и выводы
Распространение
опыта
(публикации,
конференции, мастер
классы, фестиваль,
семинар, презентации).
ОЖИДАЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
ОЖИДАЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Начальное
освоение
информационных технологий
учащимися
современных
Овладение
младшими
основными
информационными и коммуникативными компетенциями,
обеспечивающими возможности непрерывного школьного
образования.
школьниками
Безболезненная адаптация учащихся при переходе из
начальной в основную школу.
Успешная социализация младших школьников за счёт
участия в творческих проектах,
исследовательской
деятельности, реализуемой в условиях социокультурной
среды.
Недопущение нарушения физического и психического
здоровья обучающихся.
Урочная деятельность
с применением ИКТ
План
реализации
Дидактические
материалы
Совместная
деятельность с
родителями
Исследовательская и
проектная деятельность
Практические занятия
«Проектная деятельность
в начальной школе»
Доклад на тему
Деятельность учащихся
Деятельность учащихся
Поиск и сбор
Поиск и сбор
информации
информации
Обработка
Обработка
информации
информации
Передача
Передача
информации
информации
задания на поиск
задания на поиск
информации
информации
(в справочной литературе,
(в справочной литературе,
сети Интернет,
сети Интернет,
путём опросов, работы с
путём опросов, работы с
литературными
литературными
первоисточниками);
первоисточниками);
задачи с избытком
задачи с избытком
информации,
информации,
задачи с недостатком
задачи с недостатком
информации
информации
(определить,
(определить,
каких именно
каких именно
данных не хватает
данных не хватает
и откуда их можно
и откуда их можно
получить).
получить).
Подготовка вопросов
Подготовка вопросов
Составление диаграмм,
Составление диаграмм,
тексту,
тексту,
к тексту,
к тексту,
таблиц,
таблиц,
Упорядочение
Упорядочение
информации,
информации,
Составление плана к
Составление плана к
Задания по обобщению
Задания по обобщению
материалов
материалов
состоявщихся
состоявщихся
дискуссий,
дискуссий,
обсуждений,
обсуждений,
Подготовка докладов,
Подготовка докладов,
сообщений,
сообщений,
Подготовка плакатов,
Подготовка плакатов,
презентаций,
презентаций,
Подготовка стендов,
Подготовка стендов,
стенгазет,
стенгазет,
объявлений,
объявлений,
пригласительных
пригласительных
билетов,
билетов,
Выводы по теме проекта
Выводы по теме проекта
РОЛЕВЫЕ ПОЗИЦИИ
РОЛЕВЫЕ ПОЗИЦИИ
УЧИТЕЛЯ
УЧИТЕЛЯ
проектировщик
консультант
координатор
Мастер
проектирую основные этапы
деятельности учащихся до ее
выполнения;
побуждаю к самостоятельному
поиску задач и их решений,
помогаю отследить движение
поиска, связывая или
противопоставляя отдельные
высказывания,
помогаю приобрести
недостающий теоретический или
практический опыт.
Использования творческих
заданий на уроках с применением
средств
Microsoft Office, PowerPoint
(создание презентаций )
Организация компьютерного
практикума (деловые игры,
составление кроссвордов,
тестовые задания,
работа с наглядными пособиями,
ученик в роли учителя, мозговой штурм;)
Методы и приёмы
(кроме традиционных)
проведения уроков
с использованием
информационных технологий
Представление
информации
в различной форме:
текст, аудио,
видео, анимация
Дистанционное
образование
Исследовательский
метод
Метод проектов
в сочетании с
технологией ИКТ
Использование
обучающеконтролирующих
программ (ролевые и деловые игры,
моделирование;
образовательные игры;
обучающие игры )
Этап постановки учебной
задачи
Построение проекта
выхода
из затруднения
Представление
наглядного
материала
(презентация,
работа с
интерактивной
доской)
знакомство с новым
материалом на ПК;
Разноуровневые
заданина ПК
Организация
виртуальных
экскурсий
Индивидуальная
(самостоятельная)
работа
Тестирование на ПК
разноуровневые
задания на ПК
АСПЕКТЫ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ СОВРЕМЕННЫХ
ИНФОРМАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В НАЧАЛЬНОЙ
ШКОЛЕ:
первый аспект – компьютер
как объект изучения (это
характерно, прежде всего, для
курса “Технология»
второй аспект – компьютер
как средство обучения, т.е.
своеобразный учитель”
(тренажеры, тесты,
мультимедийные
энциклопедии и т.п.);
третий аспект – компьютер
как инструмент, позволяющий
моделировать учебную задачу,
исследовать ту, или иную
предметную область и сделать
тем самым обучение процессом
более творческим.
НАПРАВЛЕНИЯ РАБОТЫ
НАПРАВЛЕНИЯ РАБОТЫ
подготовка исходных материалов средствами текстового и графического
редакторов; (создаются сценарии мероприятий, рефераты и др.)
создание графических изображений; (диаграммы);
участие в конкурсе компьютерных рисунков;
оформление результатов работ на компьютере;
подготовка тезисов и творческих работ в электронном виде;
выпуск печатной продукции;
организация тематических вечеров эстетической направленности
организация конкурсов и творческих работ
а) фестиваль компьютерного творчества;
б) классные конкурсы по Word;
в) классные конкурсы по Power Point
организация выставок, презентаций (тематических, авторских (фотовыставки)),
проведение классных часов, бесед, викторин;
создание портфолио учащихся
просмотр видеофильмов;
использование аудиозаписей и мультимедийной продукции
тренинги.
ТВОРЧЕСКИЕ РАБОТЫ
ТВОРЧЕСКИЕ РАБОТЫ
УЧАЩИХСЯ
УЧАЩИХСЯ
«Я и моя семья»,
«Я и моя школа»,
«Мама, милая мама»,
«Мой любимый мультипликационный герой»,
Портрет любимой мамочки (графический
«Мой край родной»,
«Семейные праздники»,
«Для чего нам нужен компьютер»,
«Семейные обязанности»
Компьютер и мое здоровье.
рисунок),
Анкетирование
Анкетирование
родителей и
родителей и
учащихся
учащихся
Экспертная оценка
Экспертная оценка
коллег
коллег
Групповая и
Групповая и
индивидуальная
индивидуальная
самооценка
самооценка
Диагностика
Диагностика
эффективности
эффективности
проекта
проекта
Тестирование
Тестирование
учащихся
учащихся
Диагностические
Диагностические
методики
методики
ОЦЕНКА СФОРМИРОВАННОСТИ ИНФОРМАЦИОННОЙ
ОЦЕНКА СФОРМИРОВАННОСТИ ИНФОРМАЦИОННОЙ
КОМПЕТЕНЦИИ (ТЕСТ «СБОР ИНФОРМАЦИИ»)
КОМПЕТЕНЦИИ (ТЕСТ «СБОР ИНФОРМАЦИИ»)
Показатели:
•
Способность к
обнаружению
учебной задачи.
Способность к
выбору.
Планирование.
Обобщение.
Речевые умения.
Самоконтроль и
рефлексия.
•
•
•
•
•
РЕЗУЛЬТАТЫ ДИАГНОСТИКИ
РЕЗУЛЬТАТЫ ДИАГНОСТИКИ
Использование различных технических устройств от
телефона, до персонального компьютера и компьютерных
сетей.
Начало года 32 % Конец года70 %
Умение извлекать информацию, как из периодической
печати, так и из электронных коммуникаций.
Начало года 40 % Конец года 60 %
Умение представлять информацию в понятном виде и
правильно ее использовать с максимальным эффектом.
Начало года 28 % Конец года 56 %
Знание различных методов обработки информации.
Начало года 24 % Конец года 52 %
Умение работать с разными видами информации: аудио и
видеоинформация, символьная информация, графическая
информация.
Начало года 20 % Конец года 64 %
РЕЗУЛЬТАТ
Создание собственного
интеллектуального
продукта – 44%
Умение провести
рефлексию, самоанализ
и коллективный анализ –
40%
Ученик
Осознание сочетания
предметной и
информационной
подготовки 76%
Умение свободно
работать с
информацией52%
Перспективы
Перспективы
развития проекта
развития проекта
Использование
программы
дополнительного
образования «Информатика в играх и задачах».
Дополнение системы дидактических материалов.
Дальнейшая
непрерывная
работа с использованием проектных технологий
по воспитанию информационной культуры.
систематическая
Совершенствование технологии формирования
в
компетенции
информационной
образовательном процессе.
дополнительных
полученных результатов.
Поиск
критериев
оценки
Результативность проекта
Результативность проекта
Использование информационнокоммуникативных технологий позволило:
Обеспечить положительную мотивацию обучения;
Проводить уроки на высоком эстетическом и эмоциональном
уровне (музыка, анимация);
Обеспечить высокую степень дифференциации
обучения (почти индивидуализацию);
Повысить объем выполняемой на уроке работы
в 1,5 – 2 раза;
Усовершенствовать контроль знаний;
Рационально организовать учебный процесс, повысить
эффективность урока;
Формировать навыки подлинно исследовательской
деятельности;
Обеспечить доступ к различным справочным системам,
электронным библиотекам, другим информационным
ресурсам.
НОВИЗНА
НОВИЗНА
Новизна проекта
заключается
совместной
информационных,
в организации
скоординированной
деятельности
учащихся на уроках и во внеурочное время с
использованием
телекоммуникационных, мультимедиа технологий,
в результате которой обучающиеся приобретают
недостающие знания из разных источников, учатся
пользоваться приобретенными
знаниями для
решения познавательных и практических задач,
приобретают коммуникативные умения, развивают
исследовательские умения (выявление проблем,
сбор информации, наблюдение, анализ и т.д.),
системное мышление.
ПРАКТИЧЕСКАЯ
ПРАКТИЧЕСКАЯ
ЗНАЧИМОСТЬ ПРОЕКТА
ЗНАЧИМОСТЬ ПРОЕКТА
Индивидуализирован
учебный процесс
счет предоставления
возможности учащимся как углубленно изучать предмет, так и
отрабатывать элементарные навыки и умения.
Использование
компьютера позволило каждому учащемуся работать самостоятельно,
с учетом уровневой дифференциации. Уровень обученности слабых
при этом поднялся, не оказались запущенными и сильные ученики.
за
Созданы условия для развития самостоятельности учащихся. Ученик
решает те или иные задачи самостоятельно (не копируя решения с
доски или у товарища), при этом повышается его интерес к предмету,
уверенность в том, что он может усвоить предмет.
Повысилось качество наглядности в учебном процессе.
Снизилась трудоемкость процесса контроля и консультирования.
Удалось
снять у учеников нервную нагрузку,
сопутствующую
контрольным работам, исчезает карающая роль оценки – ее всегда
можно попытаться исправить, если все повторить.
Повысилась информативность урока, эффективность обучения.
Наблюдается позитивная динамика изменения уровня мотивации
учащихся к предметам.
Вовлечение учащихся в интеллектуальные интернет — игры и конкурсы.
РАСПРОСТРАНЕНИЕ
РАСПРОСТРАНЕНИЕ
РЕЗУЛЬТАТОВ
РЕЗУЛЬТАТОВ
Проведение практического занятия «Использование
ИКТ в начальной школе».
Участие в школьном семинаре «Инновационные
формы проведения уроков с использованием
ИКТ».
Выступление на педагогическом совете
«Современный учитель: каким ему быть?»
Выступление на школьном МО «Проектная
деятельность в начальной школе».
Участие в неделях педагогического мастерства.
Представление детских презентаций родителям.
Обобщение опыта на школьном МО « Формирование
информационной компетентности младших
школьников в рамках ФГОС НОО»
ВЫВОД ПО ПРОЕКТУ
ВЫВОД ПО ПРОЕКТУ
В качестве показателей сформированности информационной
знания,
умения,
выступают
эмоционально
компетенции
знаний в
ценностные отношения, применение полученных
социальной
подтвердили
существенные позитивные изменения уровня сформированности
информационной компетенции:
среде. Результаты
диагностики
произошло изменение и расширение объектов компетенции,
увеличилось количество и качество освоенных учеником
элементов компетенции.
Этого удалось добиться через реализацию системы практических
заданий,
проектной, творческой и исследовательской деятельности и это
подтверждает верность гипотезы
ИНФОРМАЦИОННЫЕ
ИНФОРМАЦИОННЫЕ
РЕСУРСЫ
РЕСУРСЫ
Давыдов В.В. Теория развивающего обучения. М., Интор, 1996. 542 с.
Давыдов В.В. Проблемы развивающего обучения. М., 1986.
Дусавицкий А.К. Развитие личности в учебной деятельности // Начальная школа, № 7,
1999.
Зак А.З. Развитие умственных способностей младших школьников. М.: Просвещение, 1994.
Репкин В.В., Репкина Н.В. Развивающее обучение: теория и практика. Томск: Пеленг,
1997.
Щукина Г.И. Проблемы познавательного интереса в педагогике. М., 1971.
Якимская И.С. Развивающее обучении. Москва: Педагогика, 1979.
Материалы ресурса Интернет.
Полат Е.С. Новые педагогические и информационные технологии в системе образования.
М.: Издательский центр "Академия", 2003.
Селевко Г.К. Современные образовательные технологии М. Народное образование, 1998 г.
Селевко Г.К. Педагогические технологии на основе информационнокоммуникационных
средств. М. НИИ школьных технологий 2005 г.
Семенов И.Н. Тенденции психологии развития мышления, рефлексии и познавательной
активности. М.: МОДЭК, 2000.
Смирнова Н.К. "Здоровьесберегающие образовательные технологии в современной школе"
Угринович Н. Информатика и информационные технологии М.: Лаборатория Базовых
Знаний, 2002.
Хуторской А. Ключевые компетенции как компонент личностноориентированного
образования // Народное образование. – 2003. №2. – С.5864.
Хуторской А.В. Статья «Технология проектирования ключевых компетенций и предметных
компетенций». // Интернет журнал «Эйдос»
Шамова Т.И. Управление образовательным процессом в адаптивной школе. М.: Центр
"Педагогический поиск", 2001 384с.
СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ
СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ