Педагогический проект: «Организация проектного обучения, как средство активации познавательной деятельности учащихся»
Оценка 4.8

Педагогический проект: «Организация проектного обучения, как средство активации познавательной деятельности учащихся»

Оценка 4.8
Научно-исследовательская работа
docx
биология
5 кл—9 кл
24.07.2019
Педагогический проект: «Организация проектного обучения, как средство активации познавательной деятельности учащихся»
Цель проекта - создание условий для повышения познавательной деятельности учащихся, через вовлечение их в проектную деятельность. Новизна проекта связана с необходимостью реализации системно - деятельностного подхода в обучении биологии и формировании навыка проектной деятельности, что соответствует требованиям федеральных государственных стандартов нового поколения.
Педагогический проект Кутник Н.А.docx
Полное название педагогического проекта Основания   для разработки проекта Цель проекта Задачи проекта Структура проекта Сроки Результат  Паспорт проекта  «Организация проектного обучения, как средство  активации познавательной деятельности учащихся» 1. Федеральный   Государственный   образовательный стандарт общего образования второго поколения. 2. Закон РФ «Об образовании». 3. Стратегия развития образования Ханты­Мансийского автономного округа – Югры до 2020 года. 4. Национальная   образовательная   инициатива   «Наша новая школа». 5. Примерная основная образовательная программа образовательного учреждения Создание   условий   для   повышения   познавательной деятельности учащихся, через вовлечение их в проектную деятельность  ­ Изучить и проанализировать теоретический материал  ­ определить показатели уровня сформированности  ключевых компетенций проектной деятельности ­ разработать комплекс методического материала и  диагностического инструментария и апробировать в  образовательном процессе. ……………… ­ актуальность проекта; ­ цель и задачи проекта; ­ участники проекта ­ основные направления работы; ­  план реализации проекта; ­   результаты   и   критерии   оценки   результатов   реализации проекта; ­ дальнейшее развитие проекта ­ ресурсное обеспечение проекта.   2016 ­ 2019гг. ­   увеличение   количества   учащихся   владеющих   навыками проектной деятельности, ключевыми компетенциями ­   повышение   качества   образования   выпускников   по биологии; ­   создание   банка   сценариев   уроков   вовлечением учащихся в проектную деятельность; ­   создание   банка   диагностических   материалов   для определения   сформированности   навыка   проектной   по  биологии  с деятельности. ­   методические   рекомендации   для   учителей  для формирования навыка проектной деятельности учащихся Актуальность «Формирование любых личностных новообразований  – умений, способностей,  личностных качеств –  возможно лишь в деятельности»  Л.С Выготский Государственная   политика   в   области   образования   реализуется   через стандарты.   Образовательные   стандарты   разных   поколений   отражают изменяющиеся   требования   общества   к   выпускнику   школы.   Действующий стандарт   образования   задаёт   педагогической   практике   системно   – деятельностный   подход.   Этот   подход   ориентирован   на   достижение планируемых   результатов   освоения   основной   образовательной   программы   Организация   учебно­ (группы   универсальных   учебных   действий). исследовательской   деятельности   относится   к   наиболее   эффективным способам   построения   образования,   направленного   на   развитие   активной личности,   успешной   в   постоянно   меняющихся   условиях   жизни.   ФГОС устанавливает   стандарт   образованного   человека  XXI  века   и   тем   самым   организационные   формы   и определяет   идеологию,   содержание, технологический   инструментарий   для   всей   системы   образования.   Главный результат   перехода   на   ФГОС   состоит   в   том,   что   целью   обучения   уже   не является только усвоение знаний, умений, навыков, а является формирование умения учиться. В современной образовательной системе обучение больше не рассматривается как простая трансляция знаний от педагога к обучающимся. Обучение наступает в результате сотрудничества, совместной работы учителя и учеников в ходе овладения обучающимися знаниями и приобретением опыта решения проблем. Важнейшим условием сотрудничества со стороны учащихся является   развитие   у   них   познавательного   интереса.  Интерес   положительно влияет на все психические процессы и функции. Огромное влияние оказывает интерес   на   развитие   памяти,   так   как   интересный   материал   запоминается ребёнком   легко,   быстро   и   прочно.   Развитие   познавательного   интереса, воспитание   потребности   к   умственному   труду   способствует   такая организация   обучения,   в   которой   ученик   вовлекается   в   процесс самостоятельного   поиска   и   «открытия»   новых   знаний,   решает   задачи проблемного   характера.   Проблема   –   невозможность   в   конкретный   момент решить задачу интеллектуального или практического плана. Это конкретный момент называется проблемной ситуацией и характеризуется появлением у   которое   является школьников   такого   психического   состояния, познавательной потребностью, а познавательная потребность есть не что иное, как   условие   для   возникновения   мышления.  В  процессе   решения   проблемы учителю необходимо побуждать детей ставить задачи, планировать действия, самостоятельно   определять   предмет   исследования,   искать   наиболее оптимальные   варианты   для   решения   той   или   иной   задачи.   Школьное биологическое   образование   буквально   полностью   состоит   из   вопросов   и проблем,   необходимо   лишь   вывести   их   на   поверхность.   В   связи   с   этим становится   актуальным   совершенствование   форм   и   методов   обучения биологии,   которые   стимулируют   мыслительную   деятельность   школьников, развивают   их   познавательную   активность,   учат   практически   использовать биологические знания.  Метод проектного обучения поможет педагогу в решении этих не простых задач, потому что он относится к личностно – ориентированым технологиям, обеспечивающим проблемное обучение и системно – деятельностный подход.   Проектная  деятельность создает условия, при которых учащиеся незаметно для   себя   вовлекаются   в   активную   деятельность.   Кроме   того,   проектная деятельность   предполагает   коллективное   сотрудничество   учителя   и учащихся. При формировании групп учитываются уровень знаний учащихся, направленность их интересов, психологическую совместимость. Наиболее благоприятные условия для осуществления проектной деятельности имеет предмет биология. Современное общество вступило в период кардинальных изменений во всех сферах   государственной   и   общественной   жизни.   В   связи   с   этим   школьное образование   призвано   обеспечивать   условия   успешной   социализации подростков   в   процессе   обучения,   реализацию   школьниками   своих способностей, возможностей и интересов. Это предполагает в организации и управлении образовательным процессом изменения, обеспечивающие развитие творческой   активности   школьников.   Проблема   развития   творческой активности   личности   рассматривается   исследователями   в   целостном педагогическом процессе. Использование   проектной   деятельности   может   значительно   повысить творческую   активность   школьника.   Основное  противоречие,  выявленное   в процессе   анализа   процедур   организации   образования   в   системе   общего образования, состоит в том, что, с одной стороны, современные социально­ экономические условия жизни требуют от человека нестандартной, активной деятельности,  а  с  другой ­  наблюдается   слабая   разработанность   проблемы развития   таковых   способностей   школьников,   с   целью   подготовки   их   к   На   основании   выявленного   противоречия самостоятельной   жизни. сформулирована  проблема,  на решение которой направлен данный проект – недостаточное   теоретическое   обоснование   и   методическое   оснащение процесса   активации   познавательной   деятельности   учащихся  на   уроках биологии. Цель   проекта   ­  создание   условий   для   повышения   познавательной деятельности учащихся, через вовлечение их в проектную деятельность.  Задачи проекта: ­ Изучить и проанализировать теоретический материал  ­ определить  показатели уровня сформированности ключевых компетенций проектной деятельности. ­   разработать   комплекс   методического   материала   и   диагностического инструментария и апробировать в образовательном процессе. Новизна   проекта   связана   с   необходимостью   реализации   системно­ деятельностного   подхода   в   обучении   биологии   и     формирования   навыка проектной   дятельности,   что   соответствует   требованиям   федеральных государственных стандартов нового поколения. Практическая значимость проекта заключается в том, что его выводы и рекомендации способствуют совершенствованию процесса обучения биологии и   определяется   следующим:   разработан   диагностических материалов, сценарии уроков.   комплекс   методических   и Предложенный в проекте диагностический инструментарий, задания   и сценарии уроков, влияющие на формирование и развитие навыка проектной деятельности, образовательном процессе.   могут   быть   использованы   учителями   биологии   в Цели   и   задачи   проекта,   а   также   практическая   его   реализация соответствуют   основным   задачам   Программы   развития   школы,   главной методической   цели   школы:   «Создание   условий   для   качественного образования, ориентированного на формирование ключевых компетентностей обучающихся».   Планируемый результат реализации проекта: ­ сформированный у учащихся навык проектной деятельности. Теоретическое обоснование проекта В новом Федеральном государственном стандарте в качестве главной цели обучения   в   школе   выделено   развитие   личных   качеств   и   способностей, обучающихся   с   опорой   на   приобретённый   ими   опыт   практической деятельности. Ведущая роль при этом отводится системно­деятельностному подходу:   практическому   содержанию   образования,   конкретным   способам деятельности,   приобретению   знаний   и   умений   в   реальных   жизненных ситуаций.  Происходящие   в   последнее   время   изменения   в   жизни   общества   требуют внедрения новых способов организации урочной и внеурочной деятельности. В связи с этим всё более актуальным становится использование приёмов и методов,  которые   направлены   на   умения   самостоятельно   добывать   знания, делать выводы, применять полученные знания на практике. Это обусловлено введением в образовательный процесс метода учебных проектов. В   такой   ситуации   возникает   проблема   невозможности   для   учащегося свободно, в полной степени использовать опыт, приобретенный вне школы, в самой школе. И, наоборот, с другой стороны он оказывается неспособным применить в повседневной жизни то, чему научился в школе. А ведь с каждым годом   требования   к   выпускникам   школ,   а   затем   молодым   специалистам предъявляются более жесткие, так как возрастает потребность общества в специалистах высокого качества, разносторонних, хорошо ориентирующихся в современном мире, адаптирующихся к этим условиям. Традиционный   способ   обучения   с   каждым   годом   становится   все   более несостоятельным,   неспособным   решить   стоящие   перед   школой   задачи. Возникает   необходимость   поиска   новых   методов,   технологий   обучения, которые бы позволили подготовить обучающихся на более высоком уровне, сделать конкурентоспособными не только в нашей стране, но и за рубежом. Сейчас   целью   обучения   становится   не   сам   процесс,   а   конкретный результат.   Он   формулируется   преподавателем,   который   подбирает определенное содержание материала для его достижения. Меняются подходы к   оценке:   в   процедуру   оценивания   включается   рефлексия,   сбор   портфеля   Обучение доказательств, приобретает   системно   ­   деятельностный   характер,   акцент   ставится   на   наблюдение   за   деятельностью   учащихся. продуктивную   работу   учащихся   в   малых   группах, индивидуальных учебных траекторий, использование межпредметных связей   выстраивание Таким образом, сложность заявленной цели и объективные трудности (не способность   учащимися   формулировать   и   аргументировать   собственную   определять   причинно­следственные   связи;   недостаточная позицию, сформированность аналитических умений; неумение видеть и формулировать проблемы,   противоречия;   сжатые   рамки   урока,   слабая   разработанность методической базы) ставят перед необходимостью начать работу в рамках данного педагогического проекта. План реализации проекта Первый этап (2016 – 2017 учебный год.). В рамках этого этапа была изучена литература по теме проекта, обоснована его актуальность. Сформулированы цели и задачи проекта, проанализирован имеющийся педагогический опыт организации проектной деятельности на уроках биологии. Второй этап – поисково­экспериментальный  (2017­2018  учебный  год). На данном этапе была спланирована организация деятельности по реализации замысла проекта. На основе системно­деятельностного подхода определены технологии   образовательного   процесса,   способствующие   формированию навыка   проектной   деятельности.   Апробированы   модели   организации урочной деятельности по реализации замысла проекта. Третий   этап   –   аналитический   (2019).   В   рамках   этого   этапа   отобраны диагностические методики определения уровня сформированности навыка работы в проекте, проанализированы полученные результаты, сделаны на их основе выводы, намечена корректировка дальнейшей работы. Необходимым условием формирования навыка проектной деятельности стал   выбор   соответствующей   технологии.   Большую   роль   в   формировании заявленных   компетенций   играют   следующие   современные   концепции   и педагогические технологии: Концепция формирования универсальных учебных действий (А.Г. Асмолов, Г.В.  Бурменская,  О.  А.  Карабанова,  Л.   Г.  Петерсон)   в   которой   овладение универсальными   учебными   действиями   дает   учащимся   возможность   умений   и самостоятельного   успешного   усвоения   новых   знаний, компетентностей на основе формирования умения учиться;  Концепция системно ­ деятельностного подхода в обучении и воспитании  (Л. С. Выготский, Л. В. Занков, А. Р. Лурия, Д. Б. Эльконин, В.В. Давыдов и др.). Технология   проблемного   обучения   (И.Я.Лернер,   М.Н.   Скаткин,   М.И. Махмутов.   А.М.   Матюшкин   и   др.).   Способствует   осознанности   знаний, превращению   их   в   убеждения;   учит   мыслить   научно,   диалектически, раскрывает   этапы   научного   поиска,   развивает   мыслительные   способности; эмоционально, пробуждаются творческие силы;    в   силу   чего   повышается   познавательный   интерес, Технология личностно ­ ориентированного обучения Е.В. Бондаревская, B.C. Ильин.   В.В.   Сериков.   И.С.   Якиманская   и   др.).   Обеспечивает   развитие   и саморазвитие   ученика   с   учетом   его   индивидуальных   особенностей   как субъекта   познания   и   деятельности,   как   деятеля,   способного   сознательно определять цели деятельности и достигать их.   Первая   технология   задаёт   старт   для   создания   проекта,   учащиеся,   не справляясь   с   информацией,   не   выходя   на   аргументировнные   результат, сталкиваются с проблемой. В дальней берут на себя роли и простраивают траекторию   решения   проблемы.   Таким   образом,   все   выше   названые технологии   находятся   на   виду   в   процессе   каждого   урока   с   применением метода проектов. Отсюда задачи современного урока: 1) формировать и развивать творческие способности ученика;  2) развивать   умения   и   навыки   в   постановке   проблем   и   нахождения способов их решений;  3) создавать мотивирующий фактор в обучении и самообразовании;  4) закладывать основы чувства индивидуальной ответственности за свои поступки, принятые решения и действия;  5) развивать у ученика коммуникативные умения и навыки.  Метод проектов занимает одно из ведущих мест среди методов личностно­ ориентированного подхода в обучении. В основе метода проектов лежит идея направленности учебно­познавательной деятельности учащихся на результат, который   получается   при   решении  практически  или  теоретически   значимой проблемы.  Метод   проектов   ­   не   новое   явление   в   педагогике.   Он   применялся   и   в отечественной   дидактике   (особенно   в   20­30   годы),   и   в   зарубежной.   В последнее время этому методу уделяется пристальное внимание во многих странах мира. Первоначально его называли методом проблем, и связывался он с   идеями   гуманистического   направления   в   философии   и   образовании, разработанными   американским   философом   и   педагогом Джоном   Дьюи,   а также   его   учеником В.Х.Килпатриком.   Дж.Дьюи   проанализировал разнообразные системы, после чего, пришёл к выводу, что они рассчитаны на сообщение   учащимся   огромного   количества   фактической   информации   без обучения   средствам   её   испльзования.   Предлагал   строить   обучение   на активной основе, через целесообразную деятельность ученика, сообразуясь с его личным интересом именно в этом знании. Проект   всегда предполагает   решение   какой­то   проблемы,   построен   как определённых, последовательное выполнение серии       чётко   алгоритмизированных   шагов   для   получения   результата.   Учебный   проект является особой разновидностью проблемно – поискового метода обучения, он   предполагает   спецефическую   организационную   форму   (учебное исследование, проводимое в классе и во внеурочное время одним учеников, группой учащихся или даже всем классом) на основе той или иной учебной технологии   (как   правило,   это   технологии,   осуществляемые   на   основе системно – деятельностного подхода).  Таблица 1. «Алгоритм решения проблемы» (по В.М.Вергасову) № Этапы решения 1. Выявление  (формулировка) проблемной ситуации 2. 3. 4. Составление гипотез  и отбор оптимальной  информации Решение проблемной  ситуации Анализ решения  проблемной ситуации Содержание решения Четко сформулировать, что требует созданная  ситуация. Что известно для решения проблемы? Что требуется найти? Достаточно ли данных для  решения данной проблемы? Что еще необходимо для  решения проблемы? Нельзя ли сформулировать  проблему проще? Решались ли ранее проблемные  ситуации? Какие пути решения проблемы можно предложить?  Какие трудности встретятся при решении проблемы  по данной гипотезе? Какие преимущества гипотезы?  Какие ранее применялись гипотезы для решения  подобных ситуаций? Какая из гипотез имеет больше  достоинств и меньше недостатков. Действуя по выбранной гипотезе, оценивайте каждый  шаг. Проверьте, насколько он правилен при решении  данной проблемы. Можно ли убедиться, что  совершенный шаг правильный? Не осталось ли что­ нибудь не решенным? На все ли вопросы проблемы  удалось получить ответ? Все ли данные проблемной ситуации использованы?  Если нет, то почему при решении они не  понадобились? Нельзя ли принятую гипотезу  модернизировать или упростить? Правдоподобен ли  результат? Можно ли полученное решение  использовать? Какие дополнительные результаты  можно получить при решении данной проблемы? Что  можно получить, если проблему изменить так:? Ведущие принципы ФГОС — принципы преемственности и развития. В начале детям   необходимо   научиться   самостоятельно,   действовать   и   оценивать результаты своей деятельности. Определяя вид деятельности на уроке очень важно учитывать ндивидуальные особенности возраста школьников. Детям 5 – 6 класса,   свойственны эмоциональные перепады. Умения самостоятельной работы, регулятивные и коммуникативные универсальные учебные действия на должном уровне сформированы не у всех. В связи с чем, создавать систему проектов в таком виде, в каком она работает в 7 – 9 классах  нецелесообразно. Чтобы   ввести   проектную   деятельность   в   процесс   обучения   необходимо начинать с использования проектных задач. Решение   проектных   задач   в   5   ­   6   классах   –   это   шаг   к   проектной деятельности в подростковой школе, в 7 ­ 9 классах. Проектная задача ­ это задача, в которой "через систему или набор заданий целенаправленно стимулируется система детских действий, направленных на получение ещё никогда не существовавшего в практике ребёнка результата, и в   ходе   решения   которой   происходит   качественное   самоизменение   группы детей" ….    Проектные задачи направлены на развитие универсальных учебных действий, тренировку способов действий в неопределенных ситуациях. Направляющая роль учителя в проектных задачах более явная, чем в учебном проекте. В основном   проектная   задача   решается   за   15   минут,   практикуется организовывать несколько задач на разных этапах урока.  Структура   проектной   задачи   состоит   из   следующих   этапов: 1. Описание проблемной ситуации. Постановка задачи. Задача должна быть сформулирована   самими   детьми   по   результатам   разбора   проблемной ситуации (формулировка задачи скрыта в описании проблемной ситуации). 2.   Система   заданий,   которые   должны   быть   выполнены   группой   детей. Количество заданий в проектной задаче – это количество действий, которые необходимо совершить, чтобы задача была решена (создан какой­то реальный   который   можно   представить   публично   и   оценить). «продукт», 3.   Итоговое   задание.   Место   сборки   «продукта»,   оформление   итогового результата.  В   содержании   проектной   задачи   нет   конкретных   ориентиров   на   ранее изученные   темы   или   области   знаний,   к   которым   относятся   те   или   иные задания. Школьники находятся в состоянии неопределённости относительно способа решения и тем более конечного результата.  Таким образом, в ходе решения   системы   проектных   задач   у   младших   подростков   (5­6   классы) формируются следующие способности: ­ рефлексировать (видеть проблему);  ­анализировать результат, (почему получилось, почему не получилось); ­ видеть трудности, ошибки;  ­целеполагать (ставить и удерживать цели); ­ планировать (составлять план своей деятельности);  ­моделировать   (представлять   способ   действия   в   виде   схемы­модели, выделяя все существенное и главное); ­ проявлять инициативу при поиске способа (способов) решения задач; ­   вступать   в   коммуникацию  (взаимодействовать   при   решении   задачи, отстаивать свою позицию, принимать или аргументировано отклонять точки зрения других). Таблица 2 «Организация этапов урока с использованием проектной задачи» Этап урока Содержание и ход урока Формирование УУД Деятельность учителя Настраивает учеников   на успешную работу. Деятельность учеников Создание благожелательной атмосферы урока, нацеленности   на работу Проявление положительного отношения   к   учебной деятельности, формирование мотивации   к   учению. (Личностные УУД) учебную   Мотивирование на деятельность. Цель: заинтересовать учащихся. Актуализация знаний Консультирует Целеполагание, постановка проблемы Предъявление проблемной задачи Поиск   путей решения проблемы Решение проблемы Предъявление результата (решение проектной задачи) за   Консультирует Первичный контроль правильностью выполнения способа действия. Оценивает. Консультирует Организует учебное взаимодействие учеников (группы) следующее обсуждение составленных моделей. Оценивает.    и Выслушивает, корректирует. Дополняет информацию новым материалом. Оценивает. Повторение пройденного материала, выполнение заданий. Взаимопроверка и взаимооценивание Получают задание, для решения которого не   достаточно имеющихся умений Планирование путей достижения намеченной   цели. Осуществление учебных действий по плану. Индивидуальная или   работа решению проектной задачи групповая по         Выполняют задание,   которое сначала оказалось непосильным   для решения Учащиеся выбирают варианты   ответа, объясняют   свой выбор, дают определения понятиям, процессам. Предъявляют результат (представитель от группы либо индивидуально каждый) Делают   записи   в тетради   Систематизаци я знаний Консультирует , направляет Выявляют   связи изученной на   (устно   или   пройденный Излагают   письменно) материал (Познавательные УУД). Используют имеющиеся  знания и  опыт (Регулятивные УУД) Пользуются накопленными  знаниями; ориентируются в  своей системе знаний:  (Познавательные УУД) Используют имеющиеся  знания и  опыт (Регулятивные УУД) Осознают трудност и  стремятся к их преодолению (Личностные УУД) Формируют навыки  поисковой деятельности.  (Познавательные УУД) Находят закономерности  (Познавательные УУД) Используют имеющиеся  знания и  опыт (Регулятивные УУД) Формирование целей­ мотивов учебной  деятельности. (Регулятивны е УУД) Оформляют свои мысли в  устной форме с достаточной полнотой и точностью  мысли. (Коммуникативные  УУД) Используют имеющиеся  знания и Объяснение домашнего задания Оценивание Разъясняет, предлгает   Задание   на выбор   разного уровня сложности Консультирует ,   обосновывает оценки Рефлексия учебной деятельности Благодарит учеников   урок за опыт (Регулятивные УУД) Саморегуляция для  повышения мотивации  учебной деятельности  (Регулятивные УУД) Высказывают свою позицию  (Коммуникативные УУД)   с уроке   темы   с изученным   ранее материалом, связывают жизнью Выбирают домашнее задание в соответствии со своими предпочтениями.  Самостоятельно оценивают работу (самооценка, взаимооценивание результатов работы одноклассников) Учащиеся называют   тему урока,   его   этапы, перечисляют виды деятельности   на каждом   этапе, определяют предметное содержание. Делятся   мнением о своей работе на уроке Процесс проектирования на протяжении всей основной школы проходит несколько   стадий:   на   этапе   самоопределения   (7­9   классы)   появляются учебные проекты.  Отличие проектной задачи (5 – 6 класс) от учебного проекта (7 – 9 класс)   заключается   в   том,   что   для   решения   этой   задачи   школьникам предлагаются   все   необходимые   средства   и   материалы   в   виде   набора   (или системы) заданий и требуемых для их выполнения.   В работе над учебным проектом   учащиеся   не   получают   определённых  заданий,   материалов, действий,   проектировщики   сами   определяют   весь   набор   необходимых средств. Этап урока Содержание и ход урока Формирование УУД Деятельность учителя Настраивает учеников   на успешную работу. Консультирует учебную   Мотивирование на деятельность. Цель: заинтересовать учащихся. Актуализация знаний Целеполагание, постановка проблемы Предъявление проблемного вопроса  Поиск   путей решения проблемы за   Консультирует Первичный контроль правильностью выполнения способа действия. Оценивает. Решение проблемы Консультирует Деятельность учеников Создание благожелательной атмосферы урока, нацеленности   на работу   для   Повторение пройденного, выполнение заданий. Взаимопроверка и взаимооценивание Определяют средства, материал решения проблемного вопроса Выдвигают гипотезы. Определяют метод,   благодаря которому им удастся   решить проблему. (Метод учебного проекта) Распределение ответственных   за каждый этап учебного проекта, функциональные обязанности членов Планирование путей достижения намеченной   цели. Осуществление учебных действий по плану. Индивидуальная или   работа решению проблемного вопроса Каждая   группа находит   решение своей части групповая по групп.           Проявление положительного отношения   к   учебной деятельности, формирование мотивации   к   учению. (Личностные УУД) (устно   или   пройденный Излагают   письменно) материал (Познавательные УУД). Используют имеющиеся  знания и  опыт (Регулятивные УУД) Пользуются накопленными  знаниями; ориентируются в  своей системе знаний:  (Познавательные УУД) Используют имеющиеся  знания и  опыт (Регулятивные УУД) Осознают трудности и  стремятся к их преодолению (Личностные УУД) Формируют навыки  поисковой деятельности.  (Познавательные УУД) Находят закономерности  (Познавательные УУД) Используют имеющиеся знания и  опыт (Регулятивные УУД) Формирование целей­ мотивов учебной  деятельности. (Регулятивны е УУД) Оформляют свои мысли в  устной форме с достаточной полнотой и точностью  мысли. (Коммуникативные  УУД) Используют имеющиеся  знания и  опыт (Регулятивные УУД) Саморегуляция для  повышения мотивации  учебной деятельности  (Регулятивные УУД) проблемы. Самостоятельно выбрав   способ. (Используя литературные источники,   ИКТ, собственный личный жизненный опыт) Предъявляют результат (представитель от группы либо индивидуально каждый)   Выбрав заранее   форму предъявление результата (мультимедийная презентация, плакат, памятка)     Связывают   все части   решения общей   проблем (результат работы каждой группы) в единое целое. Делают   вывод. (Например, признаки определенного класса, отличительные признаки отрядов) Выявляют   связи изученной на уроке   темы   с изученным   ранее материалом, связывают жизнью Выбирают домашнее задание в соответствии со своими предпочтениями.  с     Самостоятельно Выслушивает, корректирует. Предъявление результата (решение проектной задачи) Систематизаци я знаний Консультирует , направляет Объяснение домашнего задания Оценивание Разъясняет, предлагает   Задание   на выбор   разного уровня сложности Консультирует ,   обосновывает оценки Рефлексия учебной деятельности Благодарит учеников   урок. оценку за   Даёт оценивают работу (самооценка, взаимооценивание результатов работы одноклассников) Делятся   мнением о своей работе на каждом   этапе работы на учебным проектом.    Высказывают свою позицию  (Коммуникативные УУД) Немало важную роль в структуре уроков с  применением метода «Проектной задачи» или «Учебного проекта» является проблемная ситуация. Существует   несколько типов   создания   проблемной   ситуации,   но   важным условием является то, что на уроках они создаются с нарастанием сложности. Так при постановке проблемной ситуации, рассчитанной на удивление, можно использовать   одновременно,   предъявить   противоречивые   факты,   столкнуть разные мнения учеников посредством вопроса или практического действия, показать   житейское   представление   учеников   вопросом   или   практическим заданием   с   «ловушкой»,   предъявить   научный   факт   сообщением, экспериментом, презентацией.  Тип противоречия Приемы создания проблемной ситуации Тип  проблемной  ситуации С удивлением Между двумя (или более)  фактами. Одновременно предъявить противоречивые  факты, теории. Столкнуть разные мнения учеников  вопросом или практическим действием. Между житейским  представлением учеников и  научным фактом. Обнажить житейское представление  учеников вопросом или практическим  заданием с «ловушкой». Предъявить научный факт сообщением,  экспериментом, презентацией. С  Между необходимостью и  Дать практическое задание, не выполнимое затруднением невозможностью выполнить  задание учителя. вообще. Дать практическое задание, сходное с  предыдущим. Дать невыполнимое практическое задание,  похожее на предыдущее. Доказать, что задание учениками не  выполнено. В   курсе   биологии   мною   разработан   комплекс   сценариев   уроков,     при решении которых учащиеся смогут научиться разрешать проблемы. Следует отметить,   что   решение   любой   проблемы   направлено   одновременно   и   на формирование, и на оценку той или иной компетентности. Например, погружая  учащихся в изучение нового  отдела  растений, не называя   его,   можно   начать   с   проблемной   задачи,   которая   представлена легендой  о   том,   как   в   бесплодной   пустыне   люди,   истощенные   голодом   и трудным   переходом,   встретили   на   земле   массу   мелких   сухих   крупинок, похожих   на   манную   крупу.   Насытившись   этими   крупинками,  люди   обрели силы, позволившие им закончить трудный путь. Весь оставшийся путь люди думали об этой «небесной манне», посланной им Богом.  Встаёт проблема что это, растение или животное, какими морфологическими и физиологическими особенностями обладает. Учащиеся, работая над решением этой проблемы, вовлекаются в учебный проект, таким образом, в результате каждая группа определит   свои   особенности   и   выскажет   своё   мнение   относительно принадлежности царства, отдела и т.д. Процесс   современного   обучения   зачастую   представлен   проектной деятельностью.   Организация   проектной   деятельности   воспитанию   самостоятельности,   инициативности,   способствует   ответственности, повышению   мотивации   и   эффективности   учебной   деятельности;   в   ходе реализации исходного замысла на практическом уровне учащиеся овладеют умением выбирать адекватные стоящей задаче средства, принимать решения, в том числе и в ситуациях неопределённости. Они получат возможность развить способность   к   разработке   нескольких   вариантов   решений,   к   поиску нестандартных   решений,   поиску   и   осуществлению   наиболее   приемлемого   способствует   развитию  умения решения.  Проектная   деятельность   практически   применять   полученные   знания,   развитие   рефлекторное мышление. Суть рефлекторного мышления ­ вечный поиск фактов, их анализ, размышления над их достоверностью, логическое выстраивание фактов для познания   нового,   для   нахождения   выхода   из   сомнения,   формирования уверенности,   основанной   на   аргументированном   рассуждении.   Проектная деятельность   является   уникальным   инструментом   развития   личности   действенным   фактором   образовательного   процесса, обучающихся, способствующим   развитию   педагога   и ребенка,   формирующим   высокий уровень   общественной   культуры   и образования. Общеизвестно,   что   нельзя человека научить на всю жизнь, его надо научить учиться всю жизнь. Этому и способствует   проектная   учебная   деятельность,   которая   нацелена   на формирование у школьников основных ключевых компетентностей.  А   предъявление   результата   проектной   задачи   или   учебного   проекта позволяет в первую очередь судить о том, насколько глубоко он усвоил тему, научился применять полученные знания.  Обработка и интерпретация результатов В октябре 2016 – 2017 учебного года, на первых уроках курса биологии с применением   метода   проектной   задачи   в   5     МБОУ   «СОШ   №1»,   была проведена   первичная   диагностика.   Результаты,   которой   были   занесены  в индивидуальную   карту   учащегося.  Определяя   уровень   сформированности навыка проектной деятельности    у учащихся, необходимо отметить, что он состоит  из суммы различных критериев:   способность к самостоятельному приобретению знаний и решению проблем, сформированность предметных знаний и способов действий, сформированность регулятивных действий, сформированность коммуникативных действий. Экспериментальные   данные   показали,   77%   процентов   класса   имеет низкий уровень сформированности навыка работы в проектной задаче.  Начальный уровнь сформированности навыка проектных умений (октябрь, 2016 год) в 5 классе  Низкий 43% Средний 44% Высокий 13% Основные   причины   преобладания   низкого   и   среднего   уровня сформированности навыка проектных умений учащихся: ­ не умение анализировать и видеть проблему; ­   слабая   сформированность   умения   аргументировать   свои   суждения   с опорой на знания из курса биологии; ­   неспособность   представления   собственной   точки   зрения   (позиции, отношения) при раскрытии проблемы; ­ неумение применять знания курса биологии для анализа практической ситуации; ­   неумение   использовать   необходимую   информацию   для   решения проблемы. После   проведения   первичной   диагностики   уроки   биологии   в   5   классе проводились   с   применением   проектных   задач.   На   каждом   уроке   особое внимание уделялось проблемному вопросу, направленному на  пробуждение интереса   к   получению   новой   информации.   При   этом   учащиеся   могут высказывать   свою   точку   зрения   по   поводу   изучаемой   темы   свободно,   без боязни ошибиться и быть исправленным преподавателем. Все высказывания фиксируются, любое из них будет важным для дальнейшей работы. На уроке обязательно     сочетаются   индивидуальная   и   групповая   работы.   Это целесообразно, так как индивидуальная работа позволяет каждому ученику актуализировать свои знания и опыт, а групповая работа позволяет услышать другие   мнения,  изложить   свою   точку   зрения   без   риска   ошибиться.  Обмен мнениями способствует и выработке новых идей, которые часто являются неожиданными   и   продуктивными,   способствует   и   появлению   интересных вопросов,   поиск   ответов   на   которые   мотивирует   к   изучению   нового материала. Кроме того, работа в небольших группах позволяет чувствовать себя более комфортно учащимся, избегающим выражать свое мнение учителю  В   процессе   работы   с   применением или   сразу   в   большой   аудитории.   проектной   задачи   учащиеся   углубляли   знания,   овладевали   умениями грамотно использовать извлечения из справочников и применять, развивали исследовательские, личностные и коммуникативные компетенции. Таким образом, систематическое вовлечение в проектные задачи, а затем и   учебные   проекты   на   уроках   биологии   оказалось   эффективным   для развития познавательной деятельности. Для   отслеживания   динамики   изменения   уровня   сформированности навыка проектных умений  в апреле проводился контрольный срез.  В   данной   таблице   представлен   результат   промежуточной   диагностики уровня сформированности навыка проектных умений Промежуточная диагностика сформированности навыка проектных умений (апрель, 2017 год) в 5 классе Низкий 32% Средний 49% Высокий 19% Полученные   результаты   показали,   что   включая   проектную   задачу   в каждый   урок   биологии   5   класса,   на   протяжении   полугода   обучения обеспечивает   формирование   отдельных   компонентов   навыка   проектного обучения.   Продолжая работать над проблемной задачей в 6 классе, результаты уровня сформированности навыка проектных умений значительно изменились. Таким образом, можно сделать вывод о том, что обучающиеся готовы приступить к учебным проектам. Промежуточная диагностика сформированности навыка проектных умений (май, 2018 год) в 6 классе Низкий 17% Средний 28% Высокий 55% Итоговая диагностика сформированности навыка проектных умений (май, 2019 год) в 7 классе Низкий 10% Средний 35% Высокий 55% Представленные в таблице данные позволяют сделать вывод о динамике уровне сформированности навыка проектных умений. Необходимо отметить, что на заключительном этапе реализации проекта 90% обучающихся владеют данным навыком. Заключение Таким образом, работа по реализации инновационного образовательного проекта показала, что процесс формирования навыка проектной деятельности на уроке биологии оказался эффективным благодаря применению технологии проблемного   обучения   .   Учебно­практические   задачи,   составленные   на предметном   материале,   реализуют   на   практике   системно­деятельностный подход   к   обучению   и   максимально   реализовать   требования   ФГОС.   Такие задачи носят метапредметный характер и способствуют более осознанному и глубокому   овладению   предметными   видами   и   способами   действий,   учат самостоятельно добывать, оценивать знания. Список литературы 1. Банбан Я.М. Проектные задачи ­ одна из форм учебного процесса при реализации ФГОС. М.,2008 2. Бондаревская Е.В. Теория и практика личностно­ориентированного образования. ­  Ростов­на­Дону, 2000Федеральный  государственный образовательный стандарт общего образования. – М, 2010. 3. Козленко   С.И.,   Саплина   Е.В.   Материалы   курса   «Профильное обучение и современные образовательные технологии»: лекции 5­8. – М.: педагогический университет «Первое сентября», 2007. – 80 с. 4. Кудрявцев   П.О.   Проблемное   обучение.   Истоки   и   сущность.  ­   М.: Знание, 2000. 5. ЛАПИНА Е. Журнал «Наука и жизнь» № 10, октябрь 2015 6. Махмутов М.И. Проблемное обучение. Основные вопросы теории. ­ М.: Педагогика, 2005. ­ С. 246­258 7. Полат Е.С. Новые педагогические и информационные технологии в системе образования: Учебное пособие. – М. Академия, 2003. 8. Саплина   Е.В.   Современные   образовательные   технологии.   Сборник нормативных   и   методических   материалов   в   помощь   учителю.   М., 2004 9. Селевко   Г.К.   Современные   образовательные   технологии.   —   М.: Издательский центр «Академия», 2016. 10.Селевко   Г.К.   Современные   образовательные   технологии:   Учеб. пособие. – М.: Народное образование, 2000. 11.Федеральный   государственный   образовательный   стандарт   общего образования. – М, 2010 12.      http://festival.1september.ru/articles/629603/   методы   создания проблемных ситуаций 13.     http://www.rae.ru/snt/?section

Педагогический проект: «Организация проектного обучения, как средство активации познавательной деятельности учащихся»

Педагогический проект: «Организация проектного обучения, как средство активации познавательной деятельности учащихся»

Педагогический проект: «Организация проектного обучения, как средство активации познавательной деятельности учащихся»

Педагогический проект: «Организация проектного обучения, как средство активации познавательной деятельности учащихся»

Педагогический проект: «Организация проектного обучения, как средство активации познавательной деятельности учащихся»

Педагогический проект: «Организация проектного обучения, как средство активации познавательной деятельности учащихся»

Педагогический проект: «Организация проектного обучения, как средство активации познавательной деятельности учащихся»

Педагогический проект: «Организация проектного обучения, как средство активации познавательной деятельности учащихся»

Педагогический проект: «Организация проектного обучения, как средство активации познавательной деятельности учащихся»

Педагогический проект: «Организация проектного обучения, как средство активации познавательной деятельности учащихся»

Педагогический проект: «Организация проектного обучения, как средство активации познавательной деятельности учащихся»

Педагогический проект: «Организация проектного обучения, как средство активации познавательной деятельности учащихся»

Педагогический проект: «Организация проектного обучения, как средство активации познавательной деятельности учащихся»

Педагогический проект: «Организация проектного обучения, как средство активации познавательной деятельности учащихся»

Педагогический проект: «Организация проектного обучения, как средство активации познавательной деятельности учащихся»

Педагогический проект: «Организация проектного обучения, как средство активации познавательной деятельности учащихся»

Педагогический проект: «Организация проектного обучения, как средство активации познавательной деятельности учащихся»

Педагогический проект: «Организация проектного обучения, как средство активации познавательной деятельности учащихся»

Педагогический проект: «Организация проектного обучения, как средство активации познавательной деятельности учащихся»

Педагогический проект: «Организация проектного обучения, как средство активации познавательной деятельности учащихся»

Педагогический проект: «Организация проектного обучения, как средство активации познавательной деятельности учащихся»

Педагогический проект: «Организация проектного обучения, как средство активации познавательной деятельности учащихся»

Педагогический проект: «Организация проектного обучения, как средство активации познавательной деятельности учащихся»

Педагогический проект: «Организация проектного обучения, как средство активации познавательной деятельности учащихся»

Педагогический проект: «Организация проектного обучения, как средство активации познавательной деятельности учащихся»

Педагогический проект: «Организация проектного обучения, как средство активации познавательной деятельности учащихся»

Педагогический проект: «Организация проектного обучения, как средство активации познавательной деятельности учащихся»

Педагогический проект: «Организация проектного обучения, как средство активации познавательной деятельности учащихся»

Педагогический проект: «Организация проектного обучения, как средство активации познавательной деятельности учащихся»

Педагогический проект: «Организация проектного обучения, как средство активации познавательной деятельности учащихся»

Педагогический проект: «Организация проектного обучения, как средство активации познавательной деятельности учащихся»

Педагогический проект: «Организация проектного обучения, как средство активации познавательной деятельности учащихся»

Педагогический проект: «Организация проектного обучения, как средство активации познавательной деятельности учащихся»

Педагогический проект: «Организация проектного обучения, как средство активации познавательной деятельности учащихся»

Педагогический проект: «Организация проектного обучения, как средство активации познавательной деятельности учащихся»

Педагогический проект: «Организация проектного обучения, как средство активации познавательной деятельности учащихся»

Педагогический проект: «Организация проектного обучения, как средство активации познавательной деятельности учащихся»

Педагогический проект: «Организация проектного обучения, как средство активации познавательной деятельности учащихся»

Педагогический проект: «Организация проектного обучения, как средство активации познавательной деятельности учащихся»

Педагогический проект: «Организация проектного обучения, как средство активации познавательной деятельности учащихся»

Педагогический проект: «Организация проектного обучения, как средство активации познавательной деятельности учащихся»

Педагогический проект: «Организация проектного обучения, как средство активации познавательной деятельности учащихся»

Педагогический проект: «Организация проектного обучения, как средство активации познавательной деятельности учащихся»

Педагогический проект: «Организация проектного обучения, как средство активации познавательной деятельности учащихся»

Педагогический проект: «Организация проектного обучения, как средство активации познавательной деятельности учащихся»

Педагогический проект: «Организация проектного обучения, как средство активации познавательной деятельности учащихся»

Педагогический проект: «Организация проектного обучения, как средство активации познавательной деятельности учащихся»

Педагогический проект: «Организация проектного обучения, как средство активации познавательной деятельности учащихся»

Педагогический проект: «Организация проектного обучения, как средство активации познавательной деятельности учащихся»

Педагогический проект: «Организация проектного обучения, как средство активации познавательной деятельности учащихся»
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
24.07.2019