Педагогический проект
«Развитие творческого потенциала личности
младшего школьника»
Актуальность проекта
В национальной образовательной инициативе «НАША НОВАЯ ШКОЛА» Д.А.Медведев особое внимание обратил на «необходимость развития творческой среды для выявления особо одарённых ребят в каждой общеобразовательной школе, а также на то, что предстоит расширить систему олимпиад и конкурсов для школьников».
“Модернизация и инновационное развитие - единственный путь, который позволит России стать конкурентным обществом в мире 21-го века, обеспечить достойную жизнь всем нашим гражданам. В условиях решения этих стратегических задач важнейшими качествами личности становятся инициативность, способность творчески мыслить и находить нестандартные решения, умение выбирать профессиональный путь, готовность обучаться в течение всей жизни.
Главные задачи современной школы - раскрытие способностей каждого ученика, воспитание личности, готовой к жизни в высокотехнологичном, конкурентном мире. Школьное обучение должно быть построено так, чтобы выпускники могли самостоятельно ставить и достигать серьёзных целей, умело реагировать на разные жизненные ситуации”.
Методологическая основа
Изучением процесса развития творчества занимались многие психологи и педагоги: Выготский Л. С., Ушинский К. Д., Шацкий С. Т., Сухомлинский В. А., Макаренко А. С. Известны работы и современных ученых: Кузьминой Н. В., Марковой А. К., Богоявленской Д. Б., Кан-Калика В. А., Караковского В. А., Хуторского А. В. и др. Огромное внимание уделял развитию детской фантазии, воображения, как основе творчества, писатель Дж. Родари.
Противоречия:
ü между традиционными методами и приемами обучения младших школьников;
ü между имеющимися у младших школьников знаниями, умениями и навыками, полученными на уроках;
ü между репродуктивным характером обучения. реальным уровнем творческого развития, стремлением личности к творческому самовыражению;
ü необходимостью внедрения новой, прогрессивной системы обучения.
Проблема проекта
Учитывая возникшие противоречия, возникает необходимость формирования творческих способностей детей младшего школьного возраста и создание условий для их социальной адаптации
Педагогическая цель проекта
Раскрытие творческих способностей обучающихся в максимально благоприятных условиях организации учебно-воспитательного процесса.
Исходя из цели, определены следующие задачи:
üизучить и проанализировать научно-методическую литературу и практический опыт по проблеме;
üобеспечить диагностику развития творческих способностей;
üопределить формы и содержание работы по развитию творческих способностей младших школьников как в урочной, так и во внеурочной деятельности
Новизна
Новизна состоит в развитии учебно-познавательной компетенции обучающихся с целью формирования креативных способностей младших школьников через применение инновационных средств и изменение содержания образования. У обучающихся развиваются творческие способности и появляются возможности решать в повседневной жизни реальные проблемы. Учитель управляет творческой деятельностью и самостоятельной работой обучающихся, создаёт ситуацию успеха. Путь ребенка к усвоению знаний лежит через удивление, фантазию, любознательность.
Предполагаемый результат исследования
Процесс развития творческих способностей младшего школьника будет более эффективным, если созданы максимальные условия, способствующие развитию личности, как в учебной, так и во внеурочной деятельности.
Участники проекта
Обучающиеся 1 - 4 классов, учителя, педагог-психолог, родители.
Описание проекта: стратегия и механизмы достижения поставленных целей
Урочная деятельность
- «работа с пословицами и крылатыми выражениями»;
- «диалог с текстом»;
- «задания на включение воображения»;
- «сочинения - описания (загадки)»;
- сочинение сказок (историй, стихов);
- составление загадок, фантастических сюжетов, ребусов, кроссвордов и их разгадывание;
- решение задач на смекалку и развитие логического мышления;
- задание исследовательского и проблемного характера.
Внеурочная деятельность
- проектная деятельность;
- исследовательская деятельность;
- участие в конкурсах, фестивалях, олимпиадах, акциях различного уровня.
Внеклассная работа
- классные часы, праздники, экскурсии.
Виды, формы проведения творческих мероприятий, способствующих развитию творческих способностей:
- исследовательская, изобретательская, работа в малых группах (2-5чел.);
- коллективный проект, тематическая развертка, индивидуальный творческий проект;
- все виды театрализованной деятельности, конкурсные программы, КТД, игры.
Этапы реализации проекта
1 этап - Подготовительный
- Изучение проблемы
- Анкетирование, собеседование
2 этап - Практический
- Реализация поставленной цели и задач
- Создание системы уроков, презентаций, дидактических материалов, обеспечивающих формирование информационной, коммуникативной, проблемно-исследовательской компетенции, оформление проектной работы
3 этап – Контрольно - аналитический
- Анализ полученных результатов
Результаты реализации проекта
- Участие в предметных олимпиадах
- Участие в творческих конкурсах
- Доля учащихся, посещающих кружки
Продукты проекта
- Разработки уроков с презентациями
- Разработки классных часов и внеклассных мероприятий
- Разработки родительских собраний
- Презентации детских проектов
- Творческие работы обучающихся
- Проектно-исследовательская деятельность
Оценка эффективности проекта
- повышение мотивации к обучению, потребность в познании, творческой активности;
- расширение кругозора, интеллектуальное развитие обучающихся;
- выявление талантливых и одарённых детей;
- улучшение результатов участия детей в творческих конкурсах и олимпиадах различного уровня;
- повышение эмоциональной устойчивости обучающихся;
- получение опыта разрешения проблемных ситуаций, обретут умение анализировать, сравнивать, обобщать;
- научатся общаться, вести диалог, выражать своё мнение;
- усовершенствуются навыки пользования справочной литературой, Интернет – ресурсами.
Вывод
Творческий подход к обучению и воспитанию детей, приобщение их к участию в олимпиадах и конкурсах помогли решить ряд задач, а именно:
- повысить качество знаний, развить самостоятельное мышление, воображение, речь;
- помогли установить доверительные отношения между ребёнком и взрослыми;
- позволили ребятам свободно общаться друг с другом, проявлять критичность и самокритичность, свободно выражать свое мнение, т.е. способствовали развитию творческого потенциала личности младших школьников.
Проект разработала Лапина С.В.
Планируемые мероприятия в ходе реализации проекта
«Развитие творческого потенциала личности
младшего школьника»
(РМО учителей начальных классов)
№ п/п |
Мероприятия |
Место проведения |
Дата |
Ответственные |
1
2
3
4
5
|
Мастер-класс по работе с цифровой лабораторией в начальной школе
Представление опыта работы по теме «Проектная деятельность в начальной школе» Мастер-класс «Решение проектной задачи»
Творческий отчёт «Созвездие добрых дел»
Олимпиада по предметам в 4 классах: русский язык, математика, литературное чтение, окружающий мир
|
МОУ СОШ №5 п. Карымское
МОУ СОШ №5 п. Карымское
МОУ СОШ №5 п. Карымское
МОУ ООШ с. Кадахта
МАОУ СОШ №2 п. Карымское
|
17.02.16
17.02.16
17.02.16
15.04.16
Апрель 2016г., апрель 2017г. |
Радионова Л.В. МОУ СОШ №46 с. Урульга
Батурина А.О., Лагодина И.М. МОУ СОШ №1 п. Карымское
Учителя начальной школы
Лапина С.В., руководитель РМО |
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.