Педагогический проект «Здоровьесбережение как необходимое условие формирования образовательной среды младших школьников» был разработан Мочаловой Еленой Николаевной учителем начальных классов МБОУ "Покрово-Пригородная СОШ" Тамбовского района Тамбовской области в рамках аттестации. В создании проекта также принимали участие ученики третьего класса: создавали проекты по данной теме, конкурс рисунков и др.
ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ПРОЕКТ
«Здоровьесбережение как необходимое
условие формирования образовательной
среды младших школьников».
АВТОР:
Мочалова Елена Николаевна
учитель начальных классов
МБОУ «Покрово-Пригородная СОШ»
Тамбовского района
http://aida.ucoz.ru
2012
год
Актуальность
усвоение
этических
детей,
образования
учителя начальных
В современных условиях модернизации
основная
российского
ориентация
классов
должна быть связана с усилением внимания к
таким важным качествам, как культура
поведения,
норм,
сформированность ценностных отношений.
Но, учитывая слабое состояние здоровья
современных
актуализируется
проблема
ценностного
отношения к
здоровью и
здоровью окружающих людей, так как
стрессовые социальные, экологические и
психические нагрузки все чаще приводят к
отклонениям нравственного и физического
здоровья подрастающего поколения.
формирования
собственному
http://aida.ucoz.ru
Противоречия:
между структурой, приемами, подходами к уроку и
функциональным состоянием организма младшего
школьника;
между некомфортными условиями обучения и
адаптивными возможностями организма младшего
школьника;
между временным режимом общеобразовательной
школы и физиологическими потребностями организма
младшего школьника;
между нервно-эмоциональными перегрузками и
критическим возрастным периодом младшего школьника.
Проблема
Сохранение здоровья подрастающего
поколения в процессе его обучения и
работоспособности обучающихся .
воспитания, разработка путей и
средств сохранения высокой
Цель:
показать значимость
здоровьесберегающих
технологий в улучшении
состояния здоровья и качества
жизни детей в процессе учебной
деятельности.
Задачи:
проанализировать психолого-педагогическую
литературу о методах и приёмах
здоровьесбережения в образовании;
разработать мероприятия, которые уменьшают риск
возникновения заболеваний и повреждений, связанных с
социальными аспектами жизни обучающихся начальной
школы ;
отработать систему выявления уровня здоровья и
целенаправленно отслеживать его в течение всего
времени обучения;
сформировать потребность в здоровом образе
жизни.
Срок реализации проекта – 1
год
библиотекарь
классный
руководите
ль
медицинска
я сестра
обучающие
начальной
ся
школы
родит
ели
кружков
руководители
дополнитель
образования
ного
психолог
обучающиеся начальной школыклассный руководительмедицинская сестрапсихологруководители кружков дополнительного образованияродителибиблиотекарь
Объект исследования:
образовательный процесс в начальной
школе, направленный на
здоровьесбережение детей.
Предмет
исследования:
педагогические условия
организационно-
формирования
здоровьесберегающего
обучения в условиях
образовательного процесса
начальной школы.
Новизна проекта
Использование традиционных и
инновационных программ обучения и развития
детей, привлечение всех ресурсов
образовательного учреждения и социума для
формирования у обучающихся и родителей
устойчивого стремления к здоровому образу
жизни.
Гипотеза
Если внедрять в обучение
здоровьесберегающие технологии, то
это приведёт к снижению показателей
уровня заболеваемости, к улучшению
психологического климата в детском и
педагогическом коллективах, к
активному приобщению родителей
школьников к работе по укреплению их
здоровья.
План реализации проекта
Подготовительный этап
• изучение психолого – педагогической и методической
литературы, ресурсов сети Интернет по проблеме;
• знакомство с медицинскими картами состояния здоровья.
Основной этап
• организация лечебно – профилактических мероприятий;
• организация закаливающих мероприятий;
• организация правильного рационального питания;
• создание необходимой психологической среды и благоприятного
психологического климата.
Обобщающий этап
• изучение индекса здоровья школьников, показателя посещаемости;
• анализ результативности проекта и обобщение опыта работы по теме
проекта.
Ожидаемые результаты
сохранить благоприятную образовательную
среду, способствующую сохранению здоровья,
воспитания и развития личности;
сформировать у детей знания, умения и навыки
о здоровье и здоровом образе жизни;
выработать формы поведения, помогающие
избежать опасности для жизни и здоровья
детей.
Подготовительный этап
(сентябрь-октябрь 2009 года, 1 класс)
•
• Газета «Начальная школа»
http://nsc.1september.ru/urok/
• Методический центр
http:/numi.ru/
http://www.uroki.net/
• Мультимедийные уроки в начальной школе
http://nachalka.schoolclub.ru/
• Методические материалы для учителя
Здоровьесберегающие
технологии
Технологии,
обеспечивающие
гигиенически оптимальные
условия образовательного
процесса
Технологии оптимальной
организации учебного
процесса и физической
активности школьников
Психолого-педагогические
технологии
Средства здоровьесберегающих
образовательных технологий на
уроке и во внеурочной деятельности
минутки здоровья;
пальчиковые игры;
двигательно-речевые физкультминутки;
игры и упражнения на релаксацию;
подвижные игры на внимание;
подвижные дидактические игры;
упражнения для профилактики нарушений
осанки;
ритмическая гимнастика;
психогимнастика;
Основной этап
(ноябрь 2009 года- май 2011 года, 1-2
классы)
Организация лечебно – профилактических
мероприятий
Введение в физкультурные мероприятия
комплексов корригирующей гимнастики:
• упражнения в равновесии;
• комплексы упражнений в
движении;
• упражнения с применением
предметов;
• дыхатeльная гимнастика;
• гимнастика для глаз;
Введение в физкультурные мероприятия комплексов корригирующей гимнастики:•упражнения в равновесии;•комплексы упражнений в движении;•упражнения с применением предметов;•дыхатeльная гимнастика;•гимнастика для глаз;
Основной этап
Организация закаливающих мероприятий:
• оздоровительные экскурсии;
• утренняя гимнастика на воздухе
с использованием
оздоровительного бега;
• физкультурные занятия на
воздухе.
Организация закаливающих мероприятий:
Основной этап
Организация правильного рационального
питания
Уровень охваченности горячим
питанием учащихся класса в
процентах
200
180
160
140
120
100
80
60
40
20
0
82
61
50
1 класс
2 класс
3 класс
2011-2012 год
2010-2011 год
2009-2010 год
Основной этап
Создание необходимой
психологической среды,
создание благоприятного
психологического климата:
• проведение семейных спортивных
• обеспечение условий для преобладания
праздников;
положительных эмоций на протяжении всего
времени пребывания детей в школе.
Создание необходимой психологической среды,создание благоприятного психологического климата:
(сентябрь –январь 2011 года, 3 класс)
Обобщающий этап
Индекс здоровья:
70
60
50
40
30
20
10
0
57
65
68
2011-2012
2010-2011
2009-2010
1 класс
2 класс
3 класс
Показатель посещаемости
300
250
200
150
100
50
0
98
94
90
1 класс
2 класс
3 класс
2011-2012
2010-2011
2009-2010
Проекты класса:
• Проект «Я выбираю здоровье»
• Проект «Здоровье-главное богатст
во человека»
• Конкурс рисунков «Я здоровье бере
гу, сам себе я помогу!»
Результативность проекта
Достигнут оптимальный уровень здоровья:
• в социальном плане – дети коммуникабельны,
• в интеллектуальном плане – проявляют хорошие
понимают юмор, сами умеют шутить;
умственные способности любознательность,
воображение, самообучаемость;
• в нравственном, эмоциональном плане –
уравновешены, способны удивляться и восхищаться.
Результат диагностики показал:
• посещаемости школьников возросла с 90% до 98%;
• индекс здоровья вырос на 11% и составил 68%;
• снижен процент заболеваемости детей на 2,5 %;
• уменьшилось количество детей с нарушениями осанки
с 3 до 1.
Размещение материалов на
сайтах сети Интернет
http://pedsovet.org/
• www. proshkolu.ru
• Всероссийский педсовет
• Методический центр
www.NUMI.RU
o Памятки для обучающихся по
здоровьесбережению;
o методическая разработка
«Минутки здоровья»
Перспектива:
продолжить
работу над
формированием
здоровьесберега
образовательной
ющей
среды;
расширить
комплекс
упражнений
корригирующе
й гимнастики;
разработать
программу
образования
дополнительного
здоровьесберегаю
направленности;
подготовить
обучающихся к
безболезненному
щей
переходу из
начальной
школы в
основную.
продолжить работу над формированием здоровьесберегающей образовательной среды;разработать программу дополнительного образования здоровьесберегающей направленности;расширить комплекс упражнений корригирующей гимнастики;подготовить обучающихся к безболезненному переходу из начальной школы в основную.
Информационные ресурсы:
• Здоровьесберегающая деятельность: планирование,
рекомендации, мероприятия/авт.сост.Н. В. Лободина, Т.Н.
Чурилова-Волгоград: Учитель, 2011
• Обухова Л. А. Лемяскина Н. А., Жиренко О. Е. Новые 135
уроков здоровья, или Школа докторов природы (1-4 классы). –
М.: ВАКО, 2011
Здоровьесберегающая деятельность школы: мониторинг
эффективности/ Ю. В. Науменко.- 2-е издание, исправленное
и дополненное-М.: «Планета», 2011
•
• Попов С. В. Валеология в школе и дома. ( о физическом
благополучии школьников) – СПб, Союз, 1997 год
• Смирнов Н. К. Здоровьесберегающие образовательные
технологии в работе учителя и школы. М.: АРКТИ, 2003 г.
• Бабенкова Е.А. Здоров ли Ваш ребёнок? — М. : Вентана-Граф,
2002.
• Менчинская Е.А. Основы здоровьесберегающего обучения в
начальной школе: Методические рекомендации по
преодолению пере грузки учащихся / Е.А. Менчинская. — М. :
Вентана-Граф, 2008.
И в прелести, сияющей и
тонкой
Не просто юной жизни
торжество-
Все будущее в образе
Стоит и просит защитить
Н.
ребенка
его.
Тихонов