Пейзаж в русской живописи второй половины XIX века
Родоначальник–А.Г. Венецианов и его ученики.
Композиции отличались стремлением авторов выразить гармонию двух слившихся воедино миров: природы и человека.
Родоначальник–С.Ф. Щедрин, М.И. Лебедев.
Произведения строятся по всем правилам романтического искусства. Тем не менее творчество каждого живописца отличается целым рядом индивидуальных особенностей.
В развитии русского пейзажа немаловажное значение имели работы западноевропейских мастеров.
Русский пейзаж середины XIX века формировался на основе сложившейся к тому времени романтической традиции и нового направления в искусстве, представители которого стремились создавать реалистические пейзажи, отражавшие веяния нового времени.
Иван Константинович Айвазовский (1817 – 1900)
Родился в Феодосией. Уже с детских лет проявилось стремление Айвазовского отразить на полотне всю красоту мира природы. Особенное влияние на становление художественной манеры живописца оказали работы Сильвестра Щедрина и Клода Лоррена. Овладев всеми необходимыми приемами, стал создавать не менее выразительные морские пейзажи.
С начала лета 1836 года Айвазовский писал марины, работая на различных судах, принадлежавших Балтийскому флоту.
В 1840-х посетил Италию, Францию, Англию и Голландию. В 1845 году поселился в Феодосии.
Творчество Айвазовского оказало значительное влияние на становление художественного метода многих русских художников, в том числе Л. Ф. Лагорио, Р. Г. Судковского, А. И. Куинджи.
Айвазовский воплотил в своих композициях образ величественного моря, ставшего символом неукротимой мощи, силы, свободы и веры в торжество жизни.
Алексей Константинович Саврасов (1830 – 1897)
Художественная манера сложилась на основе произведений лучших русских мастеров прошлого, среди которых были М. И. Лебедев и А.Г. Венецианов.
Саврасов стал тем живописцем, кому удалось создать произведения, построенные на синтезе принципов реализма и романтизма. Характер его композиций отражает возвышенное, идеализированное видение действительности. Однако вместе с тем художественную манеру живописца отличает стремление передать реальную красоту мира. Искусство Саврасова вдохновило на творческие поиски целый ряд пейзажистов конца XIX – начала XXв. С особенной силой его творчество повлияло на формирование искусства И. И. Левитана.
Иван Иванович Шишкин (1832 – 1898)
«Одно только безусловное подражание
природе может вполне удовлетворить
требованиям ландшафтного живописца,
и главнейшее дело пейзажиста есть
прилежное изучение натуры. Природу
должно искать во всей ее простоте –
рисунок должен следовать за ней во
всех прихотях формы. Картина должна
быть полной иллюзией…»
Шишкин окончил Московское училище живописи, ваяния и зодчества, учился в Академии художеств. Учителем его был С. М. Воробьев. Входил в Артель художников.
Исаак Ильич Левитан (1860 – 1900)
«огромный, сомобытный, оригинальный талант», лучший русский пейзажист, как назвал его А.П. Чехов. Полотна Левитана признаны самыми поэтичными и лиричными в истории русской живописи. Несмотря на то что художник прожил сравнительно недолго, ему удалось создать произведения, которые говорят о необычайно высоком уровне художественного мастерства автора.
Главной заслугой Левитана является доказательство того, что пейзажист может не только воплощать и передавать на полотне картины природы, но и с их помощью выражать самые разнообразные человеческие чувства и переживания.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.