«ПереСчитаем Пушкина»
Оценка 4.8

«ПереСчитаем Пушкина»

Оценка 4.8
doc
06.04.2020
«ПереСчитаем  Пушкина»
Задачи урока: образовательные: закрепить навыки сложения, вычитания, умножения и деления многозначных чисел, а также чисел оканчивающихся нулями; формировать умение решать косвенные задачи; закреплять знание единиц измерения и действия с ними; совершенствовать навыки чтения и умения ориентироваться в прочитанной литературе; развивающие: способствовать развитию интереса к творчеству А.С.Пушкина; формировать нестандартное логическое и вариативное мышление; воспитательные: воспитывать бережное отношение к литературному наследию прошлого; формировать систему ценностей, направленную на максимальный личный вклад в совместную деятельность коллектива. Оборудование: текст «Сказки о царе Салтане», презентация, рисунки учащихся, выставка книг.
integrirovannyy_urok_matematiki_i_literaturnogo_chteniya.doc

Интегрированный урок математики и литературного чтения.3 кл

 

Тема:                                    «ПереСчитаем  Пушкина».

 

Задачи урока:

образовательные:  закрепить навыки сложения, вычитания, умножения и деления многозначных чисел, а также чисел оканчивающихся нулями; формировать умение решать косвенные задачи; закреплять знание единиц измерения и действия с ними; совершенствовать навыки чтения и умения ориентироваться в прочитанной литературе; 

развивающие: способствовать развитию интереса к творчеству А.С.Пушкина; формировать нестандартное логическое и вариативное мышление;

воспитательные: воспитывать бережное отношение к литературному наследию прошлого; формировать систему ценностей, направленную на максимальный личный вклад в совместную деятельность коллектива.

 

Оборудование: текст «Сказки о царе Салтане», презентация, рисунки учащихся, выставка книг.

 

Ход урока

 

I.                   Организационный момент.

 

- Ребята, давайте улыбнёмся друг другу, посмотрим на наших гостей, улыбкой также поприветствуем  их и с хорошим настроением отправимся в путь.

А урок у нас сегодня будет необычный, сейчас мы с вами отправимся в путешествие. А какое и куда? Я надеюсь, вы скажите сами.

Люблю я Пушкина творенья,
И это вовсе не секрет.
Его поэм, стихотворений
Прекрасней не было и нет!

- Друзья, так кто же из вас догадался: какое путешествие нам предстоит? ( По сказкам А.С.Пушкина)

- Да, конечно, сказки А.С. Пушкина – великого русского поэта, любят дети и взрослые не только в нашей стране, но и за рубежом. Сегодня мы вспомним эти удивительные произведения, поработаем с текстом одной из сказок, не только перечитаем её выразительно и быстро найдём нужные нам отрывки, а самое главное – пересчитаем прочитанное. Да, да, я не ошиблась, именно пересчитаем. Пересчитывая сказки, мы будем повторять все арифметические действия с многозначными и именованными числами и решать задачи разных типов.

Итак, мои дорогие, в добрый путь!

 

      II. Актуализация знаний.

 

Ученик 1:

 

Ветер по морю гуляет, дует в паруса.

Никогда не перестанем верить в чудеса.

Где царевна оживает злу наперекор,

Где красавиц похищает мрачный Черномор,

Где Балда с чертями спорит, белочка поёт,

Где разбитые корыта рыбка раздаёт,

Где шумит волна морская, нас туда зовёт

Лукоморье, цепь златая и учёный кот.

 

Ученик 2:

 

Друзья Людмилы и Руслана!

На звуки вещего баяна

Спешите к нам скорей сюда,

Где величавый дуб стоит,

И Лукоморье всех манит!

Где сам поэт, великий Пушкин,

Вас снова в сказки пригласит!

На встрече нашей необычной,

Пусть даже в чём-то непривычной,

Вы снова встретитесь с друзьями

С какими? Догадайтесь сами!

 

Учитель:

 

- Раз, два, три – сказку начни!

1) - Я сейчас прочту отрывки из известных вам сказок, а вы догадайтесь, какое магическое число использовал А.С.Пушкин в своих сказках?

 

Три девицы под окном

Пряли поздно вечерком…

 

И в третий раз закинул он невод…

 

Петушок кричит опять,

Царь скликает третью рать… (Это число 3)

 

- Да, в сказках очень часто используется число 3. Это и три желания, и три чуда, и три брата и т. д. А сейчас и вы поработаете с этим числом.

 

Вот задача не для робких!

Вычитай, дели и множь,

Плюсы ставь, а также скобки!

Верим, к финишу придёшь!

 

3…3…3…3 = 90          (33 – 3) х 3 = 90

3…3…3…3 = 36          (3 + 3) х (3 + 3) = 36

3…3…3…3 = 3            (3 – 3) х 3 + 3 = 3

 

(Фронтальная проверка: первый, справившийся с заданием, работает у доски, результаты сравниваем со слайдом)

 

2) – А сколько лет прожил старик со своей старухой у самого синего моря? (Ровно 30 лет и 3 года.)

- Посчитайте-ка, сколько это дней?

 

(Взаимопроверка: 1 ученик у доски, дети работают в своих татрадях.)

 

365 х 33 = 365 х (30 + 3) = 365 х 30 + 365 х 3 = 10950 + 1095 = 12044

 

3) - Какой величины родился ребёнок у царицы в «Сказке о царе Салтане…»?

Найдите отрывок в тексте и ответьте на этот вопрос.

                                                                 («Наступает срок родин,

                                                                    Сына Бог им дал в аршин».)

- Что такое «аршин»?

- А ….. я попрошу найти определение этого слова в словаре.

       

- Как рос ребёнок у царицы? (Не по дням, а по часам.)

- Да, действительно:

 

И растёт ребёнок там

Не по дням, а по часам.

 

- Вот вам и следующее задание.

 

     За 5 часов он вырос на 40 см. Каким он будет через сутки, если родился царевич ростом 71см 12мм? (читают дети)

 

(Фронтальная проверка: 1 ученик у доски. Проверка по слауду.)

 

5 ч – 40 см

24 ч - ? см

Рост – 71см 12 мм

- Повторите вопрос задачи. Ничего вас здесь не смущает? (Единицы измерения роста. Ведь 12мм – это 1см 2мм, итого получается 72см 2мм)

- Но ведь это же старинная мера длины, давайте её оставим без изменений.

 

1) 40 : 5 = 8 (см) – за 1 час

2) 8 х 24 = 192 (см) – за сутки

3) 71см 12мм + 192см = 263см 12мм – рост царевича через сутки.

 

- Как же назвал царевича А.С.Пушкин за столь необыкновенные качества?

                                                                                    (Славным и могучим богатырём.)

4) - Ну, что же, продолжаем наше путешествие.

 

Ветер по морю гуляет,

И кораблик подгоняет;

Он бежит себе в волнах

 На раздутых парусах…

 

- Ребята, а помните ли вы, куда держит путь этот корабль? (Мимо острова Буяна,

                                                                                                      В царство славного Салтана.)

- А вот вам и ещё одно задание:

  Судно затратило на весь путь от царства Салтана до острова князя Гвидона ½ часть суток, это на 9 часов меньше, чем оно затратило на обратном пути. Сколько времени на обратном пути было судно.

 

(Работа с чертежом. 1 ученик на индивидуальной доске, а остальные – самостоятельно. Взаимопроверка.)

 

1) 24 : 2 = 12 (ч) – от С. до Г.

2) 12 + 9 = 21 (ч) – обратно.

 

- Почему существует разница во времени туда и обратно?

                                           (Это зависит, от скорости ветра и  куда плыли – по течению или против течения…)

 

II.                Физкультминутка – релаксация.

- Усаживаемся поудобнее, закрываем глазки и отправляемся на этом корабле до острова князя Гвидона за чудесами.

- Вот мы и на месте.

 

IV. Работа по теме урока.

 

5) -Найдите и прочитайте описание первого чуда этого острова.    (Первое чудо – это белочка.)

                                                               

Ель растёт перед дворцом,

А под ней хрустальный дом;

Белка там живёт ручная,

Да затейница такая!

Белка песенки поёт,

Да орешки всё грызёт,

А орешки не простые, всё скорлупки золотые,

Ядра – чистый изумруд;

Слуги белку стерегут,

Служат ей прислугой разной,

И приставлен дьяк приказный

Строгий счёт орехам весть.

 

- Давайте поможем дьяку посчитать доход:

 

    За два часа белка разгрызла 120 орехов. Сколько орехов она разгрызёт за неделю?

 

- Можем ли мы сразу ответить на вопрос задачи?

- Что для этого мы должны знать? ( Количество орехов - за 1 час и сколько часов в неделе.)

 

( Самостоятельная работа. Фронтальная проверка: сравнение со слайдом)

 

120 : 2 х (24 х 7) =10080 9 (ОРЕХ.)

 

6) - Какое ещё чудо нам встретилось в царстве князя Гвидона? ( 33 богатыря )

- Подтвердите это строчками из сказки.

 

Каждый день идёт там диво:

Море вздуется бурливо,

Хлынет на берег пустой,

Расплеснётся в скором беге –

И останутся на бреге

Тридцать три богатыря,

В чешуе златой горя,

Все красавцы молодые,

Великаны удалые,

Все равны, как на подбор;

Старый дядька Черномор

С ними из моря выходит

И попарно их выводит.

 

- Что значит «попарно»?

 

Сколько пар богатырей выходило на берег, посчитайте?

 

- Кто готов? Расскажите, как посчитали?

(Взаимопроверка)

 

 33 : 2 = 16 (ост.1)

 

Кто остался один без пары?

 

7) - О каком чуде мы ещё не упомянули? Об этом вы узнаете, расставив вычисления в порядке убывания. ( с.69 № 6 )

 

345008 – 269871 =75137 (Л) – 1 ученик у доски

 126547 – 79652 = 46895 (Е) – 2 ученик у доски

 247 х 4 = 988 (Б) – 3 ученик у доски

 109 х 8 = 872 (Е) – в тетрадях

208 х 4 = 832 (Д) – в тетрадях

 182 х 3 = 546 (Ь) – в тетрадях

 

(Фронтальная проверка с хлопками, сравнение со слайдо.)

 

- Обратите внимание на это слово. Какого рода является данное существительное? (М.Р.)

-А в сказке А.С.Пушкина оно употреблено в форме женского рода. Да, это устаревшая форма слова, которую использовал автор в своём произведении.

 

- Найдите описание Лебедя в этой сказке.

 

Днём свет божий затмевает,

Ночью землю освещает,

Месяц под косой блестит,

А во лбу звезда горит.

А сама-то величава,

Выступает, будто пава;

Сладку речь-то говорит,

Будто реченька журчит.

 

- Как автор называет свою Лебедь, с чем сравнивает? (С павой)

- Вот вам и домашнее задание:

 

  В толковых словарях найдите определение слова «пава».

 

- Это задание по литературному чтению, а по математике вам предстоит решить задачу из сказки А.С.Пушкина «О попе и его работнике Балде». Прочитаем её. Знакомы ли вам эти персонажи. Дома вы узнаете: сколько караваев хлеба сэкономит поп ежедневно? А те, кто забыл, что такое «каравай», также может обратиться к словарю.

 

V. Итог урока.

 

- Вот и подошло к концу наше путешествие. Что же в нём было необычного? (Мы пересчитывали сказки А.С.Пушкина)

 

- А зачем мы математику связали со сказками?

 

- Математика – наука точная и скучная. А в жизни так много различных явлений, предметов, окружающих нас, кроме сухих цифр и чисел. И нельзя математику отрывать от нашей действительности.

 

Нам без сказок

Скучно будет жить,

Ведь от сказок наша встреча так искрится…

Расскажи её своим друзьям

И умчишься в Лукоморье, словно птица…

И тогда к тебе придёт

Самый умный в мире кот,

И русалка спляшет с лешим в хороводе…

Вот уж больше 200 лет

Знает сказки белый свет,

И, конечно, любят Пушкина в народе.

 

- Урок окончен. Спасибо вам, дети, за работу.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                              

 

 

 

 

 

 

 

 

                                                                      


Интегрированный урок математики и литературного чтения

Интегрированный урок математики и литературного чтения

Друзья Людмилы и Руслана! На звуки вещего баяна

Друзья Людмилы и Руслана! На звуки вещего баяна

Что такое «аршин»? - А ….. я попрошу найти определение этого слова в словаре

Что такое «аршин»? - А ….. я попрошу найти определение этого слова в словаре

Усаживаемся поудобнее, закрываем глазки и отправляемся на этом корабле до острова князя

Усаживаемся поудобнее, закрываем глазки и отправляемся на этом корабле до острова князя

Взаимопроверка ) 33 : 2 = 16 (ост

Взаимопроверка ) 33 : 2 = 16 (ост

Нам без сказок Скучно будет жить,

Нам без сказок Скучно будет жить,
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
06.04.2020