Персонализация или индивидуализация образования: есть ли разница
13 лет назад в нашей школе была реализована на практике система индивидуальных образовательных маршрутов для учащихся 8-9 классов. Ребятам предлагалось выбрать для себя тот уровень изучения истории, биологии, математики, который для них желателен: углублённый, или базовый. В параллели тогда было 3 класса и разбивка на потоки, выстраивание в связи с этим расписания не вызывало особых проблем. В параллели ребята тогда разошлись на 2 базовых группы и одну углублённую. Причём на разных предметах состав этих групп был разным. Были ли случаи перехода? Да, один. Из одной базовой в другую, т.к. возникли конфликтные отношения с педагогом. Больше переходов не было.
Ребята из углублённых потоков сдали лучше выпускные ОГЭ: заинтересованность и примерно равный уровень способностей и достижений.
Ребята из базовых потоков сдали ОГЭ лучше, чем учащиеся предшествующих лет: учитель предъявлял требования, которые могли быть выполнены всеми учащимися. Ребята тоже поверили в свои силы.
И вот спустя 10 лет после опыта работы в модели индивидуальных образовательных маршрутов школа вышла на уровень перехода к апробации модели персонализированного обучения. Мы работаем с использованием образовательной платформы «СберКласс».
Что получилось и не получилось пока в нашей работе? Сложнее всего оказалась работа по мотивированию родителей. Именно они должны были дать согласие на обучение детей с использованием платформы «СберКласс».
Но в чём же разница в индивидуализации обучения и в персонализации? На первый взгляд понятия синонимичные. Но разница принципиальная: при индивидуализации педагог определяет задания для ученика с учётом его возможностей (способностей), при персонализации ученик сам определяет желаемый для достижения уровень по данному предмету. Например, у меня есть очень способный ученик-гуманитарий, который легко усваивает, обобщает, анализирует исторический материал. Но этому ученику для его будущего профессионального выбора требуется углублённое изучение химии и биологии. Зная об этом, я понимаю, почему он ставит для себя уровень 3.0 на изучение данной темы, а не 4.0. Или наоборот. Есть дети, увлечённые историей, много занимающиеся сверх программы, но имеющие низкие учебные способности. Выбирая уровень творческий 4.0 они способны его достичь, потому что не имеют стереотипа восприятия себя как «неудачника». Образовательная платформа даёт им возможность дорабатывать задания бесконечно. Каждый раз они получают персональное замечание-рекомендацию от учителя.
И вот мы подошли к важному моменту: от отметки мы перешли к радости достижения.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.