Впервые эта технология была применена в Дальтоне, город в США, где американский педагог Хелен Паркерхерст, изучив положение дел в школах, пришла к заключению о том, что в них осуществляется насильное обучение, подавляющее естественное желание детей свободно высказывать свои мысли, задавать вопросы, играть. Поэтому Паркерхерст поставила задачу найти новые подходы к организации жизнедеятельности людей в образовательном процессе.
МЕТОДИЧЕСКАЯ ЛАБОРАТОРИЯ
«Дальтон –
технология»
Образование –
величайшее из
земных благ, если
оно
наивысшего
качества.
В противном случае
оно совершенно
бесполезно.
http://linda6035.ucoz.ru/
Редьярд
Киплинг,
английский
писатель
Автор :Донцова Наталия Георгиевна
учитель начальных классов
Качество образования — это соответствие
образования (как результата, как процесса,
как социальной системы) многообразным
потребностям, интересам личности,
общества, государства. Педагогический терминологический словарь
5 . В о с н о в е С т а н д а р т а л е ж и т с и с т е м н о -
д е я т е л ь н о с т н ы й п о д х о д , к о т о р ы й
о б е с п е ч и в а е т :
- ф о р м и р о в а н и е г о т о в н о с т и к
с а м о р а з в и т и ю и н е п р е р ы в н о м у
- п р о е к т и р о в а н и е и к о н с т р у и р о в а н и е
о б р а з о в а н и ю ;
с о ц и а л ь н о й с р е д ы р а з в и т и я
о б у ч а ю щ и х с я в с и с т е м е о б р а з о в а н и я ;
- а к т и в н у ю у ч е б н о - п о з н а в а т е л ь н у ю
д е я т е л ь н о с т ь о б у ч а ю щ и х с я ;
- п о с т р о е н и е о б р а з о в а т е л ь н о й
д е я т е л ь н о с т и с у ч ё т о м и н д и в и д у а л ь н ы х
в о з р а с т н ы х , п с и х о л о г и ч е с к и х и
ф и з и о л о г и ч е с к и х о с о б е н н о с т е й
о б у ч а ю щ и х с я .
http://linda6035.ucoz.ru/
Впервые эта технология была применена в Дальтоне,
город в США, где американский педагог Хелен
Паркерхерст, изучив положение дел в школах, пришла к
заключению о том, что в них осуществляется насильное
обучение, подавляющее естественное желание детей
свободно высказывать свои мысли, задавать вопросы,
играть. Поэтому Паркерхерст поставила задачу найти
новые подходы к организации жизнедеятельности людей
в образовательном процессе.
Американский
педагог Хелен
Паркерхерст
разработала
«Лабораторный
план», имеющий
своей целью научить
детей
жить в социуме,
развивать ум, тело
http://linda6035.ucoz.ru/
Дальтон-технология ставит
Цели:
следующие
- обеспечить
индивидуализированное
развитие ученика;
- обеспечить развитие его
социального опыта за счёт
овладения навыками
сотрудничества,
ответсвенности в учебно-
познавательной
деятельности.
http://linda6035.ucoz.ru/
Принципы
Дальтон-
технологии
Свобода
Самостоятель
Сотрудничес
ность
тво
http://linda6035.ucoz.ru/
I. Принцип
Дальтон-
технологии
право выбора учеником
предмета, темы,
партнёра, источников
знаний, темпа, форм и
способов работы
Свобода
ответственнос
=
ть
=
ученик осуществляет
свободное учение,
самоконтроль,
взаимоконтроль
окончательно уровень
достижения цели оценивает
учитель по каждому
выполненному заданию
ученик индивидуально
отчитывается перед
учителем
http://linda6035.ucoz.ru/
II. Принцип
Дальтон-
технологии
выбор учеником уровня
познавательной деятельности
Самостоятельн
ость
выбор учеником маршрута
развития
http://linda6035.ucoz.ru/
III. Принцип
выбор учеником формы
учебно-познавательной
деятельности
возможность обращаться
за помощью (показать,
где и как искать ответ на
вопрос) к кому угодно:
одноклассникам,
учителям, родителям
Дальтон-
технологии
Сотрудничеств
о
не бояться
признать, что не
знаешь чего-либо
http://linda6035.ucoz.ru/
Идея
Дальтон-
технологии
спрашивае
шь у кого
хочешь
работаешь
с кем
хочешь
http://linda6035.ucoz.ru/
отвечаешь сам
за
выполнение
задания
Компоненты
Дальтон-
технологии
Задания
Дом
http://linda6035.ucoz.ru/
Компоненты Дальтон-
технологии
- задания должны носить творческий
характер;
Задания
- в каждом задании определяется
задача (проблема);
- задания формулируются на
уровневой основе;
- задания могут быть
исследовательского характера с
постановкой эксперимента,
разработкой проекта;
- задания могут ограничиватья
учебной программой или выходить
за её рамки;
- выполнение задания проверяется
http://linda6035.ucoz.ru/
учителем индивидуально у каждого
ученика;
- за задания отметка не ставится, а
только отмечается его выполнение
Х.
основой
для
опыт
(по
Когда
колличеству
Паркерхерст
разрабатывала Дальтонплан, то она
предлагала разделить весь учебный
материал по предмету на четыре
части
учебных
четвертей), затем каждую часть — на
колличество месяцев в четверти и
затем — на колличество недель. И это
было
определения
заданий на день, неделю, месяц.
Однако это всё же формальный
подход. И
действительно
показал, что основой деления должны
быть логически завершённые части
учебной программы.
http://linda6035.ucoz.ru/
Компоненты Дальтон-
http://linda6035.ucoz.ru/
Задания
технологии
Требования, предъявляемые к
заданиям:
- должны носить уровневый характер;
- охватывать достаточный объём
учебного материала;
- чётко формулируется цель задания,
а значит и результат выполнения;
- должны быть понятны и интересны
ученику;
- рассчитаны на возможность ученика
самостоятельно справиться с ним
(даются указания, литература, сроки
выполнения);
- предполагают различные формы их
выполнения, возможность
сотрудничества с другими;
- предусматривается возможность для
самоконтроля и контроля;
- ученику должно быть ясно, когда и к
кому можно обращаться за помощью;
- содержание задания предполагает
предварительное и последующее
Компоненты Дальтон-
технологии
Время в расписании
ученика, отведённое для
самостоятельно работы
над заданием,
а также для участия в
учебных занятиях.
http://linda6035.ucoz.ru/
Компоненты Дальтон-
технологии
Дом
Наличие места, где ученику комфортно
работать; свобода выбора патрнёра в работе;
наличие группы консультантов, готовых в
любой момент оказать помощь.
http://linda6035.ucoz.ru/
Выстраиваться система занятий может примерно так:
могут проводиться специальные занятия по изучению новых знаний,
дискуссии, конференции, но обязательно имеют место «лаборатории» в
форме Дальтончаса, Дальтондня, Дальтоннедели. Можно начать с
малого.
Проведение Дальтон-
часа
- Дальтон-час проводится один раз в неделю
.Например, каждый вторник второй урок — работа
учащихся в разных лабораториях по выполнению
заданий
- учащиеся получают заранее учебные
задания, при этом указываются сроки их
выполнения
- все необходимые для работы
учащихся кабинеты открыты, в них
находятся учителя, психологи
- обязательно работает библиотека
http://linda6035.ucoz.ru/
Проведение Дальтон-
Правила для ученика
часа
1. Выбери себе лабораторию, партнёров, место
работы, предмет и порядок выполнения задания.
2. Работа может быть индивидуальной, парной,
групповой.
3. Организуй рабочее место с хорошей
освещенностью, с минимумом зрительных и звуковых
раздражителей, необходимыми средствами обучения и
начинай работать.
4. Вчитайся в задание, определи его цели. Работай
интенсивно и независимо. Выполняй задание в удобном
для себя темпе.
5. Будь настойчивым. Не позволяй мелочам
отвлекать тебя.
6. Работай сейчас. Береги время. Ничего не
откладывай «на потом».
http://linda6035.ucoz.ru/
ученика
Правила для
7. С разрешения учителя можно пойти работать в библиотеку,
для этого надо иметь карточку – допуск с указанием нужных
книг.
8. Не допускай более 2-х переходов за урок из лаборатории в
лабораторию (библиотеку).
9. Если непонятно, спрашивай у учителя, у товарищей, ищи в
книгах, памятках. Используй взаимное с товарищем
репетиторство. Спрашивай у одноклассников, объясняй им сам.
Думайте вместе! Объясняя материал или решение кому-то, ты
сам лучше его поймешь.
10. Записи по каждому предмету веди отдельно. Перепроверяй
себя. Для записей можно использовать различные цвета.
11. Держи словарь, справочники под рукой и пользуйся ими, как
только в чем-то не уверен.
http://linda6035.ucoz.ru/
Правила для ученика
часа
Проведение Дальтон-
12. Изучай себя. Делай акцент на положительном. Определи, на
чём спотыкаешься, и реши, как этого избежать в следующий
раз.
13. Учись на ошибках. Получив проверенную работу, не смотри
только на отметку. Пройдись по каждому заданию, повтори, что
знаешь, и обрати внимание, где надо приложить больше
усилий.
14. Старайся выполненные задания сдавать по мере их
выполнения до указанного учителем срока.
15. Помни, что от учителя ученик на Дальтон-часе получает
только консультацию, подсказку, где найти ответ, а не готовый
ответ.
16. Некоторые задания можно выполнить дома. Важно
выполнить их хорошо, вовремя и самостоятельно.
http://linda6035.ucoz.ru/
Поскольку в Дальтонтехнологии учащимся предоставляется большая
свобода выбора, то естественно, что она должна сочетаться с формированием у
них ответственности. На первых порах дети далеко не все, получив свободу,
правильно её используют. Поэтому необходим учёт результатов работы и
сочетание самоконтроля учащихся с контролем учителя.
Учёт выполнения заданий и их качества осуществляется и учеником, и
Учёт выполнения
ведёт специальный
журнал, где записано
всё, что должно быть
выполнено за неделю,
две недели, месяц
учителем.
карточка, в которой
ребёнок отмечает
выполнение заданий по
дням недели
заданий
http://linda6035.ucoz.ru/
Критерии оценки
результативности
Дальтон-технологии
- уровень сформированности у ребёнка умений
использовать научные методы познания
(наблюдение, гипотеза, эксперимент)
- познавательная самостоятельность
ученика
- стратегия поведения ученика в
процессе взаимодействия с
другими обучающимися
http://linda6035.ucoz.ru/
Преимущества Дальтон-
технологии
- развитие у ученика познавательной
самостоятельности, навыков сотрудничества,
овладение исследовательскими умениями
- снижение нагрузки учащихся за счёт учения с интересом в
условиях индивидуального темпа работы
- возможность личностного развития за счёт обогащения
социальным опытом других учащихся и взрослых
- могут быть использованы
технологии
- интегративный характер
технологии:
- полного усвоения знаний,
-
-
-
уровневой дифференциации,
коллективного способа обучения,
модульная и проектная
технологии
http://linda6035.ucoz.ru/