Перспективное планирование занимательного материала для детей старшего дошкольного возраста .
Месяц |
Название игры |
Цель |
Словарь |
Сентябрь |
«Цвет и форма» |
Упражнять в определении цвета, формы и нахождения похожих предметов в окружающем мире. |
Квадратный, круглый, овальный, треугольный, низкий, прямоугольный, многоугольный, широкий, узкий, высокий, форма, предмет, похожие, одинаковые, найди, рассмотри, объясни. |
«Одно свойство» |
Закрепить знания свойств геометрических фигур, развивать умение быстро выбирать нужную фигуру, описывая ее. |
Свойство, круг, квадрат, треугольник, прямоугольник, трапеция, овал, большой, маленький, средний, размер, цвет, разные, одинаковые, похожие, объясни, сравни, красный, синий, зеленый, желтый, разложи, свойство, очередность. |
|
«Кто в теремочке живет» |
Учить отвечать на вопрос «Сколько?». Количественный состав чисел из двух меньших в пределах 10. |
Сколько, сосчитай, назови, раздели, счет, составь, числа, цифра, насколько, больше, меньше. |
|
«Кто в домике живет» Лабиринты «Веселые палочки» «Смена позиций» |
Упражнять детей в определении расположения предметов на, над, под, верх, низ, рядом, справа, слева. Учить ориентировать по схеме, выкладывать символические изображения предметов из счетных палочек. Развитие логического мышления, смекалки и сообразительности, умения планировать очередной ход. |
Дорожка, путь, вверх, вниз, покажи, найди, проведи, помоги. На, над, под, вверх, вниз, рядом, влево, вправо, проведи, посмотри, проследи. Счетные палочки, схема, изображение, выложи, посмотри, рассмотри, посчитай, сравни. Игровое поле, фишка, правила, ход, смена позиций, вперед, назад, вправо, влево, прямо, диагональ, линия. |
|
Октябрь |
«Палочки Кюизенера» |
Развивать умение работать со схемой. Учить сравнивать, анализировать, делать выводы. Развитие аналитических способностей, интереса, сообразительности, творческого мышления. |
Палочки Кюизенера, палочки, схема, рассмотри, приложи, объясни, собери, цвета, длиннее, короче, выложи. |
«Сложи квадрат» |
Закрепление сенсорных эталонов формы, цвета и величины. Учить складывать фигуры из частей. |
Квадрат, часть, цвет, целое, сложи, собери, подбери, вариант, придумай. |
|
«Дюймовочка» «Лукоморье» «Найди различия» |
Развитие логического мышления, смекалки и сообразительности, умения планировать очередной ход. Упражнять детей в определении расположения предметов на, над, под, верх, низ, рядом, слева, справа. Учить находить различия путем сравнения. Развитие внимания, памяти. |
Игровое поле, фишка, правила, ход, вперед, назад, прямо, линия, старт, финиш, игрок. На, над, под, вверх, вниз, рядом, влево, вправо, рассмотри, сравни, объясни, найди, различия, где. |
|
Лабиринты «Докати шарик» «Волки и овцы» |
Ориентировка на листе бумаги, развитие внимания, глазомера. Развитие логического мышления, смекалки и сообразительности, умения планировать очередной ход. |
Дорожка, путь, вверх, вниз, покажи, найди, проведи, помоги, проследи. Игровое поле, фишка, правила, ход, вперед, назад, вправо, влево, прямо, диагональ, линия. |
|
Ноябрь |
«Логические блоки Дьенеша» «Смотри, играй, запоминай» |
Развитие мыслительных умений: сравнивать, анализировать, обобщать, абстрагировать. Усвоение элементарных навыков алгоритмической культуры мышления. |
Цвет, размер, форма, фигура, блоки, круг, квадрат, треугольник, прямоугольник, синий, красный, желтый, большой, маленький, толстый, тонкий, найди, подбери, сложи, построй, раздели. Толщина, форма, величина, цвет, свойства, изображение, карточка, силуэт, круглый, квадратный, прямоугольный, треугольный, блок. Лото, карточки, фигуры, игроки. |
«Волшебный круг» «Пифагор» |
Развитие сенсорных способностей у детей, пространственных представлений, образного и логического мышления, смекалки и сообразительности. Дети овладевают практическими и умственными действиями, направленными на анализ сложной формы и воссоздание ее из частей. |
Круг, части, схема, посмотри, разгляди, сложи, сравни, подумай, объясни, квадрат, силуэт, контур, изображение, придумай. |
|
«Встречный ход» |
Развитие логического мышления, смекалки и сообразительности, умения планировать очередной ход. |
Игровое поле, фишка, правила, ход, вперед, назад, вправо, влево, прямо, диагональ, линия. |
|
«Веселый пасьянс» «Электронная муха» «Четверташки» «Черепаха» |
Упражнять детей в определении расположения предметов на, над, под, верх, низ, рядом, слева, справа. Ориентировка на листе бумаге. |
Пасьянс, рассмотри, сравни, лист, центральный квадрат, левый центральный квадрат, правый центральный квадрат, левый верхний угол, правый верхний угол, левый нижний угол, правый нижний угол, проследи, электронная муха, четверташки, передвинь. |
|
Декабрь |
«Кто мы?» «Подбери по смыслу» |
Закрепить знания свойств геометрических фигур, развивать умение быстро выбирать нужную фигуру, описывая ее. |
Квадратный, круглый, овальный, треугольный, низкий, прямоугольный, многоугольный, широкий, узкий, высокий, форма, предмет, похожие, одинаковые, найди, рассмотри, объясни., продолжи. |
«Прозрачный квадрат» «Логика» |
Знакомство с формой, величиной, соотношением целого и части. Развитие памяти, внимания, логического мышления, сенсорных и творческих способностей. |
Квадрат, льдинка, прозрачный, гибкий, треугольник, прямоугольник, составь, посмотри, схема, наложить, сравни, объясни, логика, собери. |
|
«Звездные войны» «Остров динозавров» «Домино» |
Развитие логического мышления, смекалки и сообразительности, умения планировать очередной ход. |
Войны, космос, планета, остров, динозавры, фишка, ход, вперед, правила, старт, финиш, игроки, кубик, посчитай. |
|
«Волшебная дощечка» «Складная цепь» «Илькульерк» |
Упражнять детей в воссоздании силуэтов по схеме, придумывать свои варианты. Развитие логического мышления, смекалки и сообразительности, умения планировать очередной ход. |
Резинка, фигурки, дощечка, гвоздик, силуэт, схема, рассмотри, сравни, одень, придумай, назови, складная цепь, сложи, фишки, ход, диагональ, правила, противник, срубить. |
|
Январь |
«Часть и форма» |
Закрепление сенсорных эталонов формы, цвета и величины. Учить видеть составляющие части предметов. |
Часть, целое, сравни, подбери, рассмотри, объясни, сложи. |
«Липучка» «Собери фигуру» |
Знакомство с формой, величиной, соотношением целого и части. Развитие памяти, внимания, логического мышления, сенсорных и творческих способностей. |
Липучка, мягкий, схема, собери, рассмотри, придумай. |
|
«Найди различия» «Подбери узор» |
Учить находить различия путем сравнения. Развитие внимания, памяти. |
Сложи, различия, объясни, узор, придумай. |
|
Шашки «Улыбнись» «Ку-ну» «Рэндзю» |
Развитие логического мышления, смекалки и сообразительности, умения планировать очередной ход. |
Ход, правила, фишки, шашки, рэндзю, ку-ну, дамка, вперёд, назад, срубить, диагональ. |
|
Февраль |
«Логическая цепочка» «Тайкон» |
Развитие сенсорных способностей у детей, пространственных представлении, образного и логического мышления, смекалки и сообразительности. Дети овладевают практическими и умственными действиями, направленными на анализ сложной формы и воссоздание ее из частей. |
Часть, целое, схема, сложи, сравни, придумай, объясни. |
Квадрат Воскобовича |
Усвоение формы и величины, знакомство со структурой геометрических фигур. Развитие мелкой моторики рук, пространственного мышления и творческого воображения, умения сравнивать, анализировать, сопоставлять. |
Согни, схема, квадрат, треугольник, прямоугольник, четырех угольник, угол, фигура, одноцветная фигура, разноцветная фигура, пятиугольник, многоугольник. |
|
«Мельница» |
Развитие логического мышления, смекалки и сообразительности, умения планировать очередной ход. |
Ход, мельница, правила, фишка, диагональ. |
|
«Ориентирование» Пятнашки «Сиджа» «Астар» |
Упражнять детей в определении расположения предметов на, над, под, верх, низ, рядом, слева, справа. Развитие логического мышления, смекалки и сообразительности, умения планировать очередной ход. |
На, над, под, верх, низ, рядом, справа, слева, где, пятнашки, передвигать, ход, фишка, игрок, сиджа, астар, диагональ, прямо, назад. |
|
Март |
«Танграм» |
Развитие сенсорных способностей у детей, пространственных представлении, образного и логического мышления, смекалки и сообразительности. Дети овладевают практическими и умственными действиями, направленными на анализ сложной формы и воссоздание ее из частей. |
Часть, целое, схема, сложи, сравни, придумай, объясни, танграм. |
«Математический планшет» |
Упражнять детей в воссоздании силуэтов по схеме, при помощи резиночек. Самостоятельно придумывать новые варианты схем. |
Резинка, фигурки, математический планшет, гвоздик, силуэт, схема, рассмотри, сравни, одень, придумай, назови. |
|
«Все о времени» «Так-тиль» |
Закрепить временные понятия. Знакомство с часами. Развитие логического мышления, смекалки и сообразительности, умения планировать очередной ход. |
Час, минута, секунда, день, вечер, ночь, утро, сутки. |
|
«Сенегальские шашки» «Болотуду» Знакомство с шахматами |
Развитие логического мышления, смекалки и сообразительности, умения планировать очередной ход. |
Сенегальские шашки, болотуду, шахматы, конь, ладья, офицер (слон), пешка, король, королева (ферзь), поле, клетка, ход, диагональ, горизонталь, вертикаль, шах, мат, пат, рубить, ходить, передвигать, думать, фигура. |
|
Апрель |
«Колумбово яйцо» |
Развитие сенсорных способностей у детей, пространственных представлении, образного и логического мышления, смекалки и сообразительности. Дети овладевают практическими и умственными действиями, направленными на анализ сложной формы и воссоздание ее из частей. |
Часть, целое, схема, сложи, сравни, придумай, объясни. |
«Монгольская игра» «Вьетнамская игра» |
Развитие сенсорных способностей у детей, пространственных представлении, образного и логического мышления, смекалки и сообразительности. Дети овладевают практическими и умственными действиями, направленными на анализ сложной формы и воссоздание ее из частей. |
Часть, целое, схема, сложи, сравни, придумай, объясни, монгольская игра, вьетнамская игра. |
|
«Прозрачная цифра» |
Развитие сенсорных способностей; развитие психических способностей; предматематическая подготовка – ориентировка в пространстве, знакомство с цифрами, обучение счету. |
Цифры, счет, сложи, составь, схема. |
|
«Перевертыш» Железная головоломка «Волк и овцы» |
Развитие логического мышления, внимания, смекалки, сообразительности, умения планировать очередной ход. |
Ход, фишка, диагональ, вправо, влево, головоломка, гвоздь, повернуть, развернуть, подумать. |
|
Май |
Блоки Дьенеша |
Развитие мыслительных умений: сравнивать, анализировать, обобщать, абстрагировать. Усвоение элементарных навыков алгоритмической культуры мышления. |
Цвет, размер, форма, фигура, блоки, круг, квадрат, треугольник, прямоугольник, синий, красный, желтый, большой, маленький, толстый, тонкий, найди, подбери, сложи, построй, раздели. Толщина, форма, величина, цвет, свойства, изображение, карточка, силуэт, круглый, квадратный, прямоугольный, треугольный, блок. |
«Пентамино» «Сфинкс» |
Развитие сенсорных способностей у детей, пространственных представлении, образного и логического мышления, смекалки и сообразительности. Дети овладевают практическими и умственными действиями, направленными на анализ сложной формы и воссоздание ее из частей. |
Пентамино, сфинкс, часть, целое, схема, сложи, сравни, придумай, объясни. |
|
«Веселый распорядок дня» |
Закрепление знаний о временных отрезках. Учить понимать время по часам, соотносить с распорядком дня. |
Час, минута, секунда, день, вечер, ночь, утро, сутки. |
|
«Куры и лисы» «Леопарды и стадо» «Хасами шоги» Кубик Рубика, конус |
Развитие логического мышления, смекалки и сообразительности, умения планировать очередной ход. |
Ход, фишка, диагональ, вправо, влево, леопарды, стадо, рубить, повернуть, развернуть, сравнить. |
Презентация новых игр для детей осуществляется ежемесячно (по 4-6 шт.) в соответствии с индивидуальным уровнем развития ребенка. Также в плане работы педагога предполагается закрепление уже изученных ранее игр.
Чтение математической сказки планируется по одной в течение месяца.
Математические праздники проводятся ежеквартально.
Вечера досуга или математические развлечения – 1 раз в месяц.
Задачки-шутки, занимательные вопросы, загадки, считалки, задачи в стихотворной форме, стихи-шутки, головоломки могут использоваться как на занятиях, так и в свободной деятельности детей, в подвижных играх, викторинах, вечерах досуга, математических КВНах.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.