ПЕРСПЕКТИВНЫЙ ПЛАН РАБОТЫ
ПО ПАТРИОТИЧЕСКОМУ ВОСПИТАНИЮ
В ПОДГОТОВИТЕЛЬНОЙ К ШКОЛЕ ГРУППЕ
КОМПЕНСИРУЮЩЕЙ НАПРАВЛЕННОСТИ
ДЛЯ ДЕТЕЙ С ТНР
Дата |
Тема недели |
Название темы |
Задачи |
1 неделя сентября |
Комплексное логопедическое обследование |
Беседа о национальном празднике «День Знаний»
Чтение стихов о школе В. Степанов «Первое сентября», отгадывание загадок, Д/и «Что положу в портфель?»
|
Повышение интереса детей к обучению в школе, к истории и культуре нашей страны, знание национальных праздников, расширять кругозор, способствовать развитию речи. |
2 неделя сентября |
Комплексное логопедическое обследование |
Ситуация общения «Красна изба»
Рассматривание карты Древней Руси IX-XII в.в. Д/и «Древнерусская семья»
|
Дать представление о наших предках – славянах. Познакомить детей с жилищем наших предков: внешним видом избы, её расположением, материалом, из которого строится. Воспитывать уважение и восхищение мастерством человеческих рук. В доступной для детей форме дать понятия слов «славяне» и «предки», воспитывать интерес к истории Родины, чувство гордости за русский народ.
|
3 неделя сентября |
Комплексное логопедическое обследование |
Ситуация общения «Мир вокруг нас» (вселенная, страна)
Рассматривание плаката «Планеты Солнечной системы» Аппликация «Планета Земля осенью»
|
Дать детям понятие о солнечной системе, планетах, входящих в нее, о солнце, как об источнике жизни на Земле, через решение проблемных вопросов помочь осознать уникальность возникновения жизни на Земле; вызвать желание защищать и оберегать все живущее на нашей планете. Формировать представление детей о своей России. Воспитывать любовь и патриотические чувства к своей Родине, чувство гордости за родину, где мы родились и живем. Воспитывать чувства любви, доброты по отношению к окружающему миру.
|
4 неделя сентября |
«Осень. Осенние месяцы. Деревья осенью» |
Беседа «Что такое заповедник?»
Экскурсия в государственный заповедник «Орловское Полесье» Рассматривание иллюстраций редких животных. |
Познакомить детей с назначением заповедников, «Красной книги», воспитывать бережное отношение к природе, патриотические чувства. |
1 неделя октября |
«Овощи. Труд взрослых на полях и огородах» |
Беседа «Как татары хотели Русь завоевать» с.86 Г.Данилина
|
Используя былины, легенды, конкретные имени и исторические события, воспитывать желание узнавать историю жизни русских людей, умение отличать достойные поступки от недостойных, выделять и понимать лучшие человеческие качества
|
2 неделя октября |
«Фрукты. Труд взрослых в садах» |
Ситуация общения «Как на нашей улице» с.88 Г.Данилина
|
Формировать интерес к художественным произведениям русских мастеров; умение различать русскую игрушку – глиняную и деревянную; уточнять и расширять знания о ее характерных особенностях; познакомить с историей возникновения тряпичной куклы-самоделки и на ее примере дать представление о женском русском национальном костюме; воспитывать доброе, уважительное отношение к творениям рук человеческих, желание создавать красивые вещи
|
3 неделя октября |
«Насекомые. Подготовка насекомых к зиме» |
Ситуация общения «Россия на шаре земном» с.91 Г.Данилина
|
Расширять представления детей о нашей Родине, о ее месте на планете Земля; дать понятия: Северный и Южный полюс, Арктика и Антарктида, уточнить понятия пустыня, степь, океан, море, озеро; воспитывать интерес к Земле, на которой мы живем; пробудить в душе ребенка тревогу за будущее планеты, желание предотвратить экологическую опасность
|
4 неделя октября |
«Перелетные птицы. Подготовка птиц к отлету» |
Беседа «Александр Невский – освободитель земли русской» с.94 Г.Данилина
|
На примере конкретных исторических событий и личностей воспитывать интерес к истории своей Родины; объяснить, что народ с благодарностью чтит память защитников России; познакомить с понятием «кантата», композитором С.Прокофьевым
|
5 неделя октября |
«Водоплавающие птицы. Подготовка птиц к отлету» |
Беседа «Как строили избу на Руси» с.95 Г.Данилина
|
Поддерживать интерес к доброй русской традиции «помочь»; познакомить с жилищем русского человека – «избой рубленой»; уточнить представления о природных богатствах своего края, о продуктах питания, предметах быта; упражнять в использовании основных приемов лепки: раскатывания прямого м кругового, вдавливания, оттягивания, прищипывания, сглаживания; стимулировать положительные эмоции, желание и умение общаться со сверстниками и взрослыми; воспитывать желание помогать ближнему
|
1 неделя ноября |
«Поздняя осень. Грибы, ягоды» |
Беседа «Тайны русского леса» с.101 Г.Данилина |
Уточнить представления детей о том, что такое природа; расширять знания о лесе: березовая роща, дубрава, сосновый бор, ельник, смешанный лес; закрепить понятия лиственный – хвойный; воспитывать любознательность, ощущение личной причастности к природе
|
2 неделя ноября |
«Домашние животные и их детеныши. Содержание домашних животных человеком» |
Беседа «Минин и Пожарский – защитники земли русской» с.128 Г.Данилина |
Продолжать знакомить детей с историей нашей Родины на основе конкретных исторических событий и личностей; пробуждать интерес к жизни предков
|
3 неделя ноября |
«Дикие животные и их детеныши. Подготовка животных к зиме» |
Беседа «Дмитрий Донской – освободитель земли русской» с.103 Г.Данилина |
На примере конкретных исторических событий формировать интерес к истории нашей Родины; познакомить с исторической личностью – князем Дмитрием Донским, сумевшим объединить князей русских; закрепить понятия святой, монах
|
4 неделя ноября |
«Осенние одежда, обувь, головные уборы»
|
Беседа «Во что одевались на Руси» с.155 Г.Данилина |
Пробуждать интерес детей к русскому национальному костюму; подчеркнуть основное назначение одежды – беречь человека, предохранять от болезней и неприятностей; пояснить, что многие виды современной одежды пришли к нам из глубокой старины; обратить внимание детей на то, что русский национальный костюм - это труд, творчество, мастерство русских женщин; воспитывать интерес к жизни предков, уважение к ним
|
1 неделя декабря |
«Зима. Зимние месяцы. Зимующие птицы. Дикие животные зимой» |
Беседа «Зимушка-зима» с.143 Г.Данилина |
С помощью произведений русских поэтов обобщить знания детей о зимних явлениях природы: установить взаимосвязь между жизнью растений, насекомых, животных, птиц, человека и временем года; подчеркнуть, что у природы наши предки учились мудрости, трудолюбию и доброте; воспитывать интерес к русской поэзии, любовь к своей Родине, уважение к своим предкам и благодарность им
|
2 неделя декабря |
«Мебель. Назначение мебели. Части мебели. Материалы, из которых сделана мебель» |
Беседа «Устройство русской избы» с.99 Г.Данилина |
Продолжать знакомить с жилищем русских людей в старину, объясняя детям назначение его составных частей (дать возможность применять в игре подлинные предметы); воспитывать интерес к жизни предков
|
3 неделя декабря |
«Посуда. Виды посуды. Материалы, из которых сделана посуда» |
Беседа «Иван Сусанин» с.120 Г.Данилина |
На примере конкретных исторических событий знакомить детей с героическими подвигами русских людей; показать, что благодарность им и память народа о них живет в произведениях искусства; воспитывать чувства патриотизма
|
4 неделя декабря |
«Новый год» |
Ситуация общения «Праздник – Новый год»
Чтение стихотворений, сказок и рассказов. Выставка книг «Новогодний калейдоскоп» Выставка поделок Мастерская Деда Мороза
|
Формировать понятие «государственный» праздник, «религиозный», «народный». Способствовать развитию познавательной активности, повышать интерес к истории и культуре нашей страны, чувство патриотизма и уважения к своему народу. |
5 неделя декабря |
«Новый год» |
Беседа «Царь Петр 1»
|
Познакомить детей с отдельными событиями в истории России времен Петра I (создание русского флота, основание г. Санкт-Петербурга), указ о праздновании Нового года; воспитывать в детях интерес к своей родине, чувство гордости за нее.
|
2 неделя января |
Свободная деятельность |
Беседа «Климатические зоны России»
Д/и «Узнай по описанию», Чтение стихотворений В. Степанов «Таёжная картинка», «Байкал»
|
Формировать в представлении детей образ огромной по территории Родины, познакомить детей с климатическими зонами России: тундрой, тайгой, средней полосой, степью; воспитывать патриотические чувства |
3 неделя января |
«Транспорт. Виды транспорта. Профессии на транспорте. Трудовые действия» |
Беседа «Голубые реки России»
Рассматривание иллюстраций Чтение стихотворений В. Степанов «На Волге», «Байкал» Чтение рассказов о жизни речных обитателей
|
Познакомить детей с названиями крупных рек России: Волга, Лена, Обь, Енисей, Ангара, озеро Байкал. Формировать понимание значения воды в жизни для жизни всего живого. Побуждать детей бережно относиться к природным богатствам России. |
4 неделя января |
«Профессии взрослых. Трудовые действия» |
Беседа «Какие народы живут в России»
Рассматривание иллюстраций, фотографий Чтение сказок народов России.
|
Познакомить детей с разными народами, населяющими РФ, воспитывать уважительное, доброжелательное отношение к многонациональной культуре нашей Родины. Закрепить и обобщить знания детей о народах, населяющих Россию: русских, татарах, чувашах, чукчах, мордве. Побуждать детей уважительно относиться к культуре разных народов, любоваться образцами народно-прикладного творчества.
|
1 неделя февраля |
«Труд на селе зимой» Орудия труда. Инструменты» |
Беседа «Зима в моем городе»
Пластический этюд «Снежинки» Презентация «Зима в моем городе» Отгадывание загадок Игра-забава «Наш попугай не знает какой зима бывает» |
Систематизировать представления детей о зиме, зимних явлениях. Закреплять умение подбирать слова-признаки. Формировать умение проявлять эмоциональное состояние. Совершенствовать слуховое восприятие. Способствовать развитию личностных компонентов познавательной деятельности (активность, самостоятельность, произвольность). Формировать навыки сотрудничества и общения, доброжелательности, самостоятельности. Помочь получить эстетическое наслаждение, проявить эмоциональное состояние. Воспитывать патриотические чувства, интерес к познанию своего города. · |
2 неделя февраля |
«Животные жарких стран, повадки, детеныши» |
«История огня»
Беседа «Откуда пришел огонь» Рисование «Природный огонь» Исследовательская деятельность: потри ладошкой о ладошку, увеличительное стекло и солнце |
Знакомство детей с историей появления огня у человека. Показать существование огня в природе: огонь из недр земли (извержение вулканов, огонь с неба (гроза, огонь от солнца (солнечная энергия, огонь добытый трением (объяснить, что такое трение, огонь от электрической энергии) Способствовать развитию памяти, мышлении, любознательности. Напомнить и закрепить знания детей об опасных ситуациях, причинах возникновения пожаров и правилах поведения при пожаре. Воспитывать у детей понимание собственной безопасности, уверенность в своих действиях. Активизировать словарный запас.
|
3 неделя февраля |
«Комнатные растения, размножение и уход» |
«Города России»
Беседа о великих городах России (Москва, Санкт-Петербург) Дидактическая игра «Построй башню»
|
Продолжать знакомить детей с достопримечательностями, памятными местами нашей Родины. Развивать сознание детей новым содержанием, способствующим накоплению представлений о Родине. Формировать любовь к родной стране. Обогащать первоначальные представления о великих городах России. Стимулировать проявление познавательного интереса к явлениям истории и культуры городов России. |
4 неделя февраля |
«Животный мир морей и океанов. Пресноводные и аквариумные рыбы» |
«История мореплавания»
Рассматривание картинок: челн, каяк, плот, корабль; глобуса. Рассказ о мореплавателях. Игра «Что нужно путешественнику?»
|
Способствовать уточнению представления у детей о глобусе и географической карте, материках. Содействовать расширению кругозора детей через знакомство с первыми мореплавателями; побуждать детей употреблять слова «глобус, карта, материки, первооткрыватели»; способствовать развитию любознательности детей, желания получать информацию о великих открытиях. Способствовать формированию представления о том, что всегда ценится способность человека точно планировать свои действия. Способствовать воспитанию чувства гражданственности, уважения к подвигу предков.
|
1 неделя марта |
«Ранняя весна. Мамин праздник» |
«В гостях у тетушки Алены» с.124 Г.Данилина
|
Продолжать развивать интерес к русским традициям: гостеприимству, почитанию старости. Уточнять представления о церкви, храме, иконе. Воспитывать потребность в хороших, добрых делах и поступках
|
2 неделя марта |
«Весенние месяцы. Первые весенние цветы.» |
А.Суворов – великий русский полководец» с.146 Г.Данилина
|
Познакомить с великим русским полководцем А.Суворовым. Помочь детям осознать, что для того, чтобы стать мастером своего дела надо много над собой работать; воспитывать в детях уважение к русскому воину, храбрость, доброту, дисциплинированность, преданность своему делу.
|
3 неделя марта |
«Наша Родина – Россия» |
«Что мы знаем о России» с.84 Г.Данилина |
Пробуждать интерес детей к истории и культуре России; выяснить, как дети помнят и понимают ранее изученный материал; воспитывать доброту, заботу друг о друге, умение решать вопросы сообща.
|
4 неделя марта |
«Москва – столица России» |
«Москва златоглавая» с.121 Г.Данилина |
Познакомить детей с историей возникновения Москвы, жизнью москвичей; помочь детям понять и прочувствовать, что только сильные люди могли пройти испытания, которые выпали на их долю, что только сильные, умные и добрые люди могли построить такой город, как наша столица. А силу эту им дала любовь - любовь к своей Родине, любовь к своему народу.
|
5 неделя марта |
«Наш родной город» |
«Мой город» с.113 Г.Данилина
|
Вызвать интерес к истории возникновения своего города, людям, жившим столетия назад; формировать понятие о том, что природные богатства дают возможность человеку жить, а человек своим умом и трудом жизнь обустраивает; подвести детей к пониманию того, что города, появившиеся на Земле – это творение рук человеческих; воспитывать чувство ответственности за свой город.
|
1 неделя апреля |
«Мы читаем. Знакомство с творчеством С.Я. Маршака» |
«Литературный день. Мы читаем С.Маршака»
Выставка книг С.Я.Маршака Устроить выставку рисунков к произведениям С.Я. Маршака.
|
Познакомить детей с известным автором детских книг и его произведениями. Прививать интерес к чтению. Пополнять словарный запас детей через творческую деятельность Развивать воображение, внимание, мышление, культуру общения. Воспитывать любовь к родному языку, творчеству С. Я. Маршака. |
2 неделя апреля |
«Мы читаем. Знакомство с творчеством К.И. Чуковского» |
«День космонавтики»
Чтение или просмотр мультфильма «Приключения Незнайки на Луне» Рассматривание иллюстраций с изображением космоса Просмотр видеоролика «Полет Ю. Гагарина.- «Поехали»
|
Дать детям понятие о космосе, космическом пространстве; объяснить, что первый шаг в освоении космоса был сделан 12 апреля 1961 года советским человеком Ю. А. Гагариным; расширять представление о значении космических исследований в наше время; воспитывать уважение к трудной и опасной профессии космонавтов. |
3 неделя апреля |
«Мы читаем. Знакомство с творчеством С.В. Михалкова |
«Литературный день. Мы читаем С.Михалкова»
Пение песни «Песенка друзей» на стихи С. Михалкова Просмотр презентации «С. В. Михалков – великий сын своей земли» Чтение «Упрямый лягушонок» |
Формировать интерес к книге, используя творчество детского писателя С. В. Михалкова, обогащать и систематизировать знания детей о жизни и творчестве С. В. Михалкова формировать умение высказывать предположения и делать простейшие умозаключения; обогащать и активизировать словарь, развивать познавательную активность детей, любознательность; расширять кругозор, воспитывать интерес к культуре родной страны, воспитывать культуру поведения при общей дискуссии
|
4 неделя апреля |
«Мы читаем. Знакомство с творчеством А.С.Пушкина» |
«Мы читаем А.Пушкина»
Беседа о жизни и творчестве А.Пушкина. Дидактическая игра «Из какой сказки предмет» Рисование «Мой любимый сказочный герой»
|
Продолжать знакомить детей с жизнью и творчеством А.С. Пушкина. Обращать внимание детей на выразительные средства языка, используемые поэтом (выразительность, музыкальность, точность). Продолжать учить читать выразительно стихотворения. Обогащать и расширять словарный запас детей. Воспитывать любовь и интерес к поэту, к русской литературе.
|
1 неделя мая |
Свободная деятельность |
«Война с немецко-фашистскими захватчиками» с.166 Г.Данилина
|
Обобщить и систематизировать знания детей о подвиге наших соотечественников в годы Великой Отечественной войны. Воспитывать чувство патриотизма, стремление быть похожими на таких героев.
|
2 неделя мая |
«Поздняя весна. Растения и животные весной»
|
«Русские народные промыслы» с.21 Г.Данилина |
Формировать интерес к русскому прикладному искусству – глиняной и деревянной игрушке; установить связь между поделками и людьми, их сделавшими; дать возможность детям ощутить радость, любовь, доброту, которые приносят людям эти игрушки, желание самим создавать и творить по мотивам русского народного творчества.
|
3 неделя мая |
«Перелетные птицы весной» |
«История письменности»
Сказка Р.Киплинга «Как было написано первое письмо», «Как появился алфавит» Рисование на глиняных дощечках
|
Уточнить представление детей о том, какой путь прошла наша письменность; помочь понять и запомнить те приёмы, которыми люди пользовались в далёком прошлом; воспитывать умение внимательно слушать, целенаправленно и с интересом рассматривать картинки, слушать художественные произведения, развивать воображение, умение передавать свои впечатления на глиняных дощечках |
4 неделя мая |
«Скоро в школу. Школьные принадлежности» |
«До свидания детский сад, здравствуй, школа» (изменение позиции человека с возрастом)
Создание газет «Вот как мы выросли!», «Мой любимый детский сад!» Оформление группы к выпускному вечеру Выпускной вечер |
Развитие представлений о временной перспективе личности, об изменении позиции человека с возрастом (ребенок посещает детски сад, школьник учится, взрослый работает, пожилой человек передает свои опыт другим поколениям). Углубление представлений ребенка о себе в прошлом, настоящем и будущем. Формирование представлений о себе как об активном члене коллектива через проектную деятельность, охватывающую детей младших возрастных групп и родителей, участие в жизни дошкольного учреждения. Расширение представлений детей об их обязанностях, прежде всего в связи с подготовкой к школе. Привлечение детей к созданию развивающей среды дошкольного учреждения (мини-музеев выставок, библиотеки, конструкторских мастерских и др.).
|
|
|
|
|
-
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.