В дошкольных образовательных учреждениях экспериментирование может быть организовано в трех основных направлениях: специально организованное обучение, совместная деятельность педагога с детьми и самостоятельная деятельность детей. Важно помнить, что занятие является итоговой формой работы исследовательской деятельности, позволяющей систематизировать представления детей.
Проблемные ситуации, эвристические задачи, экспериментирование могут быть также частью любого занятия с детьми (по математике, развитию речи, ознакомлению с окружающим, и т д.) ориентированного на разные виды деятельности (музыкальной, изобразительной, естественнонаучной и др.).
Перспективный план кружковой
работы по опытноэкспериментальной
деятельности
II младшая группа
2016– 2017 гг.
Воспитатели:
Шапошникова А.П.Пояснительная записка
В дошкольных образовательных учреждениях экспериментирование
может быть организовано в трех основных направлениях: специально
организованное обучение, совместная деятельность педагога с детьми и
самостоятельная деятельность детей. Важно помнить, что занятие является
итоговой формой работы исследовательской деятельности, позволяющей
систематизировать представления детей.
Проблемные ситуации, эвристические задачи, экспериментирование
могут быть также частью любого занятия с детьми (по математике, развитию
речи, ознакомлению с окружающим, и т д.) ориентированного на разные виды
деятельности (музыкальной, изобразительной, естественнонаучной и др.).
Материалы для организации
экспериментирования
(младший возраст)1. Бусинки, пуговицы.
2. Веревки, шнурки, тесьма, нитки.
3. Пластиковые бутылочки разного размера.
4. Разноцветные прищепки и резинки.
5. Камешки разных размеров.
6. Винтики, гайки, шурупы.
7. Пробки.
8. Пух и перья.
10. Фотопленки.
11. Полиэтиленовые пакетики.
12. Семена бобов, фасоли, гороха, косточки, скорлупа орехов.
13. Спилы дерева.
14. Вата, синтепон.
15. Деревянные катушки.
16. Киндерсюрпризы
17. Глина, песок.
18. Вода и пищевые красители.
19. Бумага разных сортов.
Содержание исследовательской деятельности детей
(младший дошкольный возраст)
Работа с детьми направлена на создание условий для сенсорного
развития в ходе ознакомления их с явлениями и объектами окружающего
мира. В процессе формирования обследовательских действий детей педагогам
задачи:
рекомендуется
следующие
решать
Сочетать показ ребенка с активным действием ребенка по его обследованию
(ощупывание, восприятие на вкус, запах и т.д.). Сравнивать сходные по
внешнему виду предметы. Учить детей сопоставлять факты и выводы из
рассуждений. Использовать опыт практической деятельности, игровой опыт.Основное содержание исследований предполагает формирование
следующих представлений:
1. О материалах (песок, глина, бумага, ткань, дерево).
2. О природных явлениях (ветер, снегопад, солнце, вода; игры с ветром, со
снегом и т.д).
3. О мире растений (способы выращивания из семян, луковицы, листа).
4. О способах исследования объекта.
5. О предметном мире.
В процессе исследованияэкспериментирования развивается словарь
детей за счет слов, обозначающих сенсорные признаки, свойства, явления или
объекта природы (цвет, форма, величина); мнется, ломается; высоко низко
далеко; мягкий твердый теплый и т.д.).
Перспективное планирование опытов и экспериментов
1.«Узнаем, какая вода»
Сентябрь
Цель: выявить свойства воды (прозрачная, без запаха, текучая, в ней
растворяются вещества).
2. «Игры с веерами и султанчиками»
Цель: познакомить детей с одним из свойств воздухадвижением; движение
воздухаэто ветер.
3. «Поиграем с солнышком»
Цель: определить, какие предметы нагреваются лучше (светлые или темные),
где это происходит быстрее (на солнышке или в тени).4. «Свойства песка»
Цель: познакомить со свойствами песка (состоит из песчинок, рыхлый,
мелкий, легко сыплется, пропускает воду, на песке остаются следы,
слипается, мокрый темнее сухого).
Октябрь
1.«Чудесный мешочек»
Цель: познакомить с органами чувств и их назначением.
2. «Поиграем с ветерком»
Цель: обнаружить движение воздуха в природе.
3. «Что в коробке»
Цель: познакомить со значением света, с источниками света (солнце, фонарик,
свеча, лампа), показать, что свет не проходит через непрозрачные предметы.
4. «Почему осенью бывает грязно»
Цель: познакомить с тем, что почва поразному пропускает воду.
1.«Волшебные дощечки»
Ноябрь
Цель: определить с помощью пальцев форму, структуру поверхности.
2. «Легкий тяжелый»
Цель: показать, что предметы бывают легкие и тяжелые, научить определять
вес предметов и группировать предметы по весу.
3. «Найди по звуку»
Цель: определять и различать издаваемые шумовые звуки.
4. «Глина, ее качества и свойства»
Цель: научить узнавать предметы, сделанные из глины, определять качество
глины (мягкость, пластичность, степень прочности) и свойства (мнется,
бьется, размокает).
1.«Горячохолодно»
ДекабрьЦель: научить определять температуру веществ и предметов.
2. «Чудесный мешочек»
Цель: познакомить с предметами, проводящими тепло; определять на ощупь
самый твердый предмет.
3. «Окрашивание воды»
Цель: выяснить свойства воды (вода прозрачная, но может менять свою
окраску, когда в ней растворяются окрашенные вещества).
4. «Снег, какой он?»
Цель: познакомить со свойствами снега во время снегопада (белый, пушистый,
холодный, липкий, тает в тепле).
1.«Игры с соломинкой»
Январь
Цель: дать представление о том, что люди дышат воздухом, вдыхая его
легкими; воздух можно почувствовать и увидеть.
2. «Снег. Какой он?»
Цель: познакомить со свойствами снега в морозную погоду (холодный,
блестящий, сверкающий, рассыпчатый, плохо лепится)
3. «Как из снега получить воду»
Цель: формировать простейшие представления о свойствах снега (тает в
тепле).
4. «Как воду превратить в лед»
Цель: познакомить со свойствами воды (превращается в лед при низких
температурах).
Февраль
1. «Изготовление цветных льдинок»
Цель: познакомить с одним из свойств воды.
2. «Мороз и снег»Цель: закрепить знания о свойствах снега в зависимости от температуры
воздуха.
3. «Свойства льда»
Цель: познакомить со свойствами льда (ледэто твердая вода, в тепле лед
тает), учить устанавливать простейшие закономерности.
4. «Ветер по морю гуляет»
Цель: познакомить детей с таким природным явлением, как ветер, научить
различать его силу.
1.«Плаваеттонет»
Март
Цель: учить детей определять легкие и тяжелые предметы (одни остаются на
поверхности воды, другие тонут)
2. «Бумага, ее качества и свойства»
Цель: научить узнавать предметы, сделанные из бумаги, определять ее
качества (цвет, гладкость, толщину, впитывающую способность) и свойства
(мнется, рвется, режется, горит).
3. «Посадка лука»
Цель: уточнить представления о луковице, показать необходимость наличия
света и воды для роста и развития растений.
4. «Поплывет не поплывет»
Цель: развивать представление о весе предметов.
1. «Здравствуй, солнечный зайчик»
Апрель
Цель: дать представление о том, что «солнечный зайчик» это луч солнечного
света, отраженного от зеркальной поверхности.
2. «Веточка березы»Цель: наблюдать за появлением листочков на веточках, поставленных в воду.
3. «Древесина, ее качества и свойства»
Цель: учить узнавать предметы, изготовленные из древесины, определять ее
качество (твердость, структуру поверхности; толщину, степень прочности) и
свойства (режется, горит, не бьется, не тонет в воде).
4. «Что в пакете»
Цель: дать детям понятие о том, что воздух находится вокруг нас, он может
быть холодным, теплым, влажным.
1. «Спрячь пуговку»
Май
Цель: способствовать накоплению представлений о свойствах воды (жидкая,
прозрачная, бесцветная), вода изменяет цвет.
2. «Пирожки для Мишки»
Цель: расширять знания о свойствах песка, развивать умение с ним
обращаться, сравнивать, делать выводы.
3. «Сравнение песка, почвы и глины»
Цель: познакомить со свойствами песка, почвы и глины.
4. «Ткань, ее качества и свойства»
Цель: учить узнавать вещи из ткани, определять ее качество (толщину, степень
прочности, мягкость) и свойства (мнется, режется, рвется, намокает, горит).
Список использованной литературы
1. Николаева С. Н. «Методика экологического воспитания в детском саду». –
М. 1999.2. Перельман Я. И. «Занимательные задачи и опыты». Екатеринбург, 1995.
3. Мурудова Е. И. «Ознакомление дошкольников с окружающим миром»
Детствопресс 2010.
4. Дыбина О. В. «Занятия по ознакомлению с окружающим миром во второй
младшей группе детского сада» М.: Мозаика Синтез, 2007 (методическое
пособие).