Данная статья рассматривает взаимодействие первоклассников с медиамиром. В ней раскрыты основные угрозы, которые могут подстерегать младшего школьника в сети. Также статья показывает, что первоклассники активно используют социальные сети и мессенджеры, не подозревая об опасностях, которые их могут подстерегать.
Ключевые слова: младший школьник, первоклассник, социальная сеть, мессенджеры, медиаобразование, интернет.
Младший школьник в цифровом обществе1.docx
МЛАДШИЙ ШКОЛЬНИК В ЦИФРОВОМ ОБЩЕСТВЕ:
ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ ПЕРВОКЛАССНИКА С
СОЦИАЛЬНЫМИ СЕТЯМИ И МЕССЕНДЖЕРАМИ.
Рубинштейн Евгения Александровна магистрант, Московский педагогический
государственный университет, Москва
Аннотация:
Данная статья рассматривает взаимодействие
первоклассников с медиамиром. В ней раскрыты основные угрозы, которые
могут подстерегать младшего школьника в сети. Также статья показывает, что
первоклассники активно используют социальные сети и мессенджеры, не
подозревая об опасностях, которые их могут подстерегать.
Ключевые слова: младший школьник, первоклассник, социальная сеть,
мессенджеры, медиаобразование, интернет.
Трудно представить современное общество без сетевых коммуникаций,
без компьютеров и без продукции мультимедиа. Именно поэтому современное
общество можно назвать цифровым. Однако к цифровому обществу принято
относить тех людей, которые родились во время цифровой революции, когда
произошел переход от аналоговых технологий к цифровым.
Люди, рожденные в этот период, уже не могут представить свою жизнь без
взаимодействия с цифровыми технологиями.1
Уже с рождения происходит знакомство ребёнка с медиамиром. Родители
включают новорождённому различные аудиозаписи, будь это успокаивающие
звуки природы, или известные детские произведения в аудиоформате.
Помимо прослушивания колыбельных, малыш также постепенно
знакомится с экраном смартфона. Родителям всегда кажется, что их ребенок
растет очень быстро, поэтому нужно запечатлеть все мгновения, а с появлением
смартфонов это становится намного проще.
Интернет переполнен
1 Марком Пренски Digital Natives, Digital Immigrants, 2001 многочисленными фотоснимками и видеозаписями новорождённых ребят. Дети
так привыкают к присутствию смартфона, который следит за их каждым шагом,
что считают его неотъемлемой частью жизни.
Дальнейшее знакомство ребёнка с медиамиром происходит с помощью
экрана телевизора. Именно на экране можно увидеть любимые мультфильмы,
посмотреть красочные рекламы или узнать какойлибо совет.
Младший школьник становится активным зрителем ещё в далёком
детстве. «Согласно данным исследований, среднестатистический российский
ребёнок становится активным телезрителем с 2х лет.».2
В среднем, к 56 годам ребёнок начинает взаимодействовать с
компьютером. Современные дети довольно быстро осваивают компьютерную
технику, и это иногда приводит к тому, что дети и родители меняются местами.
Юные исследователи компьютерного мира демонстрируют, как найти ту или
иную информацию, «закачать» музыку или фильм и т.п. 2 Таким образом, к
концу дошкольного возраста дети уже близко знакомы с медиамиром.
Родители в основном позитивно относятся к взаимодействию младшего
школьника с цифровыми ресурсами. Практически у каждого первоклассника
есть свой собственный мобильный телефон, но не «старенькая модель», а
современный смартфон. Зачастую, родители забывают, что данный смартфон
может нести ряд угроз, а не только быть средством связи «родительмладший
школьник».
Одной из таких угроз является неконтролируемый выход в интернет.
Многие родители младших школьников поощряют подобный подход, в
частности, утверждая, что в сети доступно множество обучающих ресурсов и
программ.
2 Челышева И.В. Медиаобразование для родителей:освоение семейной
медиаграмотности Таганрог, 2008
2 Действительно, в этом с ними сложно не согласиться – уже в первом
классе ученики работают в различных образовательных порталах, например
«Учи.ру» и «Якласс», которые подразумевают выход в интернет. Но не стоит
забывать, что данная работа происходит под грамотным руководством
педагогов.
Если перестать контролировать нахождение младшего школьника в
интернете, тот тут и возникают угрозы, о которых родители могут даже не иметь
представления. Бесконтрольное нахождение в сети может способствовать к
легкодоступному получению нежелательной информации. Под нежелательной
информацией обычно понимают непристойные материалы или информацию о
насилии, наркотических веществах. Вся эта информация неблагоприятно может
отразиться на психическом состоянии младшего школьника.
Оградить ученика начальных классов от нежелательной информации
можно с помощью специальных настроек в браузере, которые называются
«Родительский контроль». Но не стоит ограничиваться только настройками
браузера. Родителям следует пояснять правила пользования интернетом, где
будут обговорены важные моменты, направленные на безопасность ребёнка.3
Цифровое общество невозможно представить без социальных сетей и
мессенджеров. Социальная сеть предполагает размещение информации о себе и
возможность коммуницировать между зарегистрированными пользователями.
Мессенджер это специальная программа или приложение для
мгновенного обмена сообщениями с одним человеком, или несколькими людьми,
состоящими в специально созданной группе. Современные мессенджеры уже
стали полноценными коммуникационными центрами, которые помимо обмена
текстовыми сообщениями предоставляют голосовую и видеосвязь, обмен
файлами.
Уже в младшем школьном возрасте дети становятся активными
пользователями социальных сетей. Начиная с первого класса ученики
3 ИнтернетКонтроль «Дети в интернете» регистрируются в таких социальных сетях, как «ВКонтакте» и « Instagram».
Первоклассники активно пользуются «мессенджерами», такими как «WhatsApp»
и «Viber», создавая различные группы для обмена фотографиями и голосовыми
сообщениями.
Из таблицы можно увидеть сколько человек в первом классе непросто
знакомы с социальными сетями и мессенджерами, а активно их используют.
Многие убеждены, что использование месенджеров учениками младших
классов это прежде всего удобно. Родители и дети могут общаться друг с
другом, обмениваться фотографиями и видеозаписями, находясь в разных
местах. Уже первоклассники создают в месенджерах групповые чаты, где
происходит общение между одноклассниками.
Использование социальных сетей и мессенджеров младшими школьниками
на первый взгляд кажется безобидной вещью, но не стоит забывать об
опасностях, которые могут подстерегать несовершеннолетнего ребенка. Многие дети, заполняя свою страничку в социальной сети, бывают
чрезмерно откровенными. Они сообщают личные интересы, в какой школе и
классе обучается, сообщают свой номер телефона, свой адрес. Такая страничка,
к сожалению, станет находкой для любого, кто может представлять угрозу
ребёнку – похитители, растлители и прочие преступники.
Одной из самых актуальных угроз для младшего школьника является
травля в интернете или кибербуллинг. Очень часто ученик начальной школы
становится объектом подобной травли – она может иметь широкую аудиторию,
так как информация в сети довольно быстро распространяется. Усугубляется
это тем, что хулиган круглосуточно имеет доступ к жертве, нападки не
прекращаются и после уроков. Помимо анонимной травли в интернете возможна
и открытая травля ученика начальных классов с помощью технических средств,
когда в групповом чате происходит обсуждение конкретной жертвы.
Многие дети хотя бы однажды сталкивались с интернетугрозами, но при
этом они не ставили в известность своих родителей. Специалист «Лаборатории
Касперского» по детской интернетбезопасности Мария Наместникова считает,
что родителям просто необходимо знать о существовании программ онлайн
безопасности для детей.4 Такие программы способны сообщить о нежелательных
действиях ребенка в сети, указать на опасные группы в социальных сетях, в
которых состоит младший школьник. В итоге родители не просто узнают больше
о своем ребенке, но и получают информацию о его «слабых точках».
Многие специалисты советуют на этапе знакомства младшего школьника с
социальными сетями договориться о том, что выход в интернет не будет мешать
учебе и будут соблюдены правила виртуального поведения. Так как в
большинстве социальных сетей регистрация возможна с 14 лет, то решение о
доступе к сети младшего школьника определяет не закон, а родители.
4 Мария Наместникова «Дети в сети: как защитить ребёнка от интернетугроз»,
2017 Таким образом, родители предоставляют ученику начальных классов
возможность использовать мессенджеры и социальные сети, но одновременно с
предоставлением особого права они несут ответственность за безопасность и
развитие младшего школьника.
Список цитируемой литературы:
1. ИнтернетКонтроль «Дети в интернете». (http://www.internet
kontrol.ru/stati/detivinternete.html)
2. Мария Наместникова «Дети в сети: как защитить ребёнка от интернет
угроз», 2017.
3. Марком Пренски Digital Natives, Digital Immigrants, 2001
4. Челышева И.В. Медиаобразование для родителей:освоение семейной
медиаграмотности Таганрог, 2008.
Первоклассник в социальных сетях
Первоклассник в социальных сетях
Первоклассник в социальных сетях
Первоклассник в социальных сетях
Первоклассник в социальных сетях
Первоклассник в социальных сетях
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.