Первоцветы-улыбка весны
Оценка 4.9

Первоцветы-улыбка весны

Оценка 4.9
docx
естествознание
04.11.2023
Первоцветы-улыбка весны
Первоцветы улыбка весны.docx

Внеклассное мероприятие: «Первоцветы – улыбка  весны»

Подготовила: Краевская Надежда Ивановна педагог дополнительного образования МБУ ДО «Станция юных натуралистов» Грайворонского района Белгородской области

 

 

Пояснительная записка

 

С первой половины XIX века резко сократилась численность некоторых дикорастущих первоцветов. Основными факторами, вызывающими сокращение их численности является массовый сбор на продажу и на букеты. Некоторые виды из-за своей привлекательности сейчас находятся на грани истребления. Единственной возможностью сохранить эти растения в естественной среде их обитания является ограничение их сбора. Наше мероприятие  проводится с целью ознакомления с раннецветущими растениями и защитой их от уничтожения.

 

Цель: формирование  у обучающихся ценностного  представление о раннецветущих растениях родного края.

Задачи:

- познакомить обучающихся с раннецветущими растениями нашей местности;

- развивать познавательный интерес к  жизни растений весной;

- воспитывать у обучающихся бережное отношение к первоцветам, формировать эстетическое восприятие природы;

Метод проведения: словесный, игровой, практический..

Возраст детей: 10 - 12лет.

Оборудование: плакат «Сохраним первоцветы!», листовки «Берегите первоцветы», фото с изображением первоцветов, цветные карандаши.

Условия для проведения мероприятия:   учебный кабинет

.

Методические советы на подготовительный период:

1.Был сформирован определенный уровень информированности детей о первоцветах, местах их произрастания, что способствовало развитию эрудиции и познавательных интересов.

2.Проведение  беседы на тему охраны первоцветов.

3. Самостоятельное чтение познавательной литературы о первоцветах.

4. Заучивание стихов о первоцветах.

5. Подборка  фотографий и рисунков с изображением раннецветущих растений.

 

 

План мероприятия.

I. Организационный момент.

II. Подготовительный этап.

III. Основной этап.

IV.Конкурсная программа.

V. Практическая часть

VII.Рефлексия.

Ход мероприятия.

 

I. Организационный момент.

Создание психологического настроя на учебную деятельность, активизация внимания.

II. Подготовительный этап.

Сообщение темы, цели, задач внеклассного мероприятия.

Вступительное слово педагога.

Весна – это пробуждение природы. Ещё только начал таять снег, побежали     весенние ручьи, а в лесу распускаются цветы.  Цветение наступает обычно уже в марте – апреле и продолжается   до середины мая. Такие растения называют первоцветами. Это самые первые и самые храбрые цветы. Многие растения этой группы находятся под охраной и занесены в Красную книгу. К растениям первоцветам относят:  пион тонколистный, адонис, ветреница, чистяк, подснежник фиалка лесная, первоцвет, прострел, пролеска, хохлатка, и многие другие.

 Много интересных тайн хранит в себе мир раннецветущих  растений. А какие – вы сегодня узнаете.

 

Ученик: Цветок весны, идущий к нам по снегу-

Простой цветок, но сколько он несёт

Добра и радости, и счастья человеку

Педагог: Отгадайте загадку:

« Пробивается росток,

Удивительный цветок.

Из-под снега вырастает,

Солнце глянет – расцветает»  (подснежник)

 

Ученик: Первый весенний цветочек,

Нежный зелёный росточек,

 Сквозь вьюгу и снег пробивался – и

На земле показался.

Когда пригрело солнышко,

 Не стало больше вьюг,

Сидеть ему под снегом,

 Стало недосуг.

 

 Педагог: Действительно, подснежник – один из самых первых вестников весны. Дословно означает -  «молочный белый цветок». Едва растает снег, а подснежник уже раскрывает свои цветочки.

 

 Педагог:  Отгадайте этот цветок: «Зацветает ранней весной один из  первых. Именно эта особенность и дала ему название». (первоцвет)

Ученик: Первоцвет весенний – золотой цветок.

 Потянулся к солнцу нежный лепесток.

 Первоцвет весенний – ключик от весны,

 Не тебе ли снятся золотые сны?

Будь же осторожен, не сорви его,

Мягкого, душистого друга моего.

 Педагог: Первоцвет в народе назвали золотые ключи весны. Цветы этого растения и вправду похожи на связку ключей, которые открывают начало весне. Первоцвет не только красивое, но и целебное растение. Ещё древние греки знали о его лекарственных свойствах  и называли его цветком двенадцати богов.

Педагог:  Отгадайте загадку:

«Белые горошки

На зелёной ножке».    (ландыш) 

 

Ученик: О, ландыш! Отчего так радуешь ты взоры?

 Другие есть цветы роскошней и пышней,

И ярче краски в них и веселей узоры,-

Но прелести в них нет таинственной твоей.

 

Педагог: Этот майский цветок очень похож на колокольчик, но бутоны белого цвета. Ландыш с сильным и резким запахом используют для изготовления духов и является  лекарственным растением. Его применяют для лечения сердечных болезней

III. Основной этап.

Педагог: Сегодня мы поговорим о первоцветах, которые растут в наших лесах и парках.

Педагог:  Когда расцветают ландыши, кажется, сам воздух в лесу напитан их ароматом. Стебелек его  унизан белыми кувшинчиками, перевернутыми горлышками вниз, и из каждого из них льется тончайший, ни с чем несравнимый аромат. Отцветает ландыш, и на месте осыпавшихся цветов появляются красные ягоды. Одна из легенд уверяет, что это вовсе не ягодки, а слезы, которыми ландыш оплакивает свое расставание с весной. Весна хоть и полюбила ландыш, но ненадолго.

 

Ученик:     Растут у нас анютины глазки,

Они распускаются быстро, как в сказке.

Чуть робкое солнце пригреет в апреле,

Анютины глазки уже засинели.

На волю они пробиваются смело,

Зимою под снегом им спать надоело.

 

Педагог: Анютины глазки – нежные бархатистые цветы разных расцветок: белых, желтых, фиолетовых. По легенде  древней Греции будто бы Зевс превратил в анютины глазки любопытных людей, которые подглядывали, из-за кустов за богиней Афродитой.

 Мать-и-мачеха. Это растение зацветает одним из первых, как только сойдет снег. Еще нет зелени, а уже появляются маленькие золотисто-желтые цветочки. Секрет в том, что мать-и-мачеха расцветает еще под снегом, но раскрывает свои цветки она только навстречу солнцу. Ночью и в пасмурные дни цветок спит, сложив лепестки в бутон и опустив головку. Свое название растение получило за листья, у которых верхняя сторона их гладкая, холодная – «мачеха», а нижняя – мягкая, теплая – «мать».

Медуница.  Не успеет сойти снег, как появляются короткие стебельки медуницы с красивыми яркими цветками. Чуть позже на одном и том же стебельке можно увидеть цветки разной окраски: розовые, фиолетовые и синие. Это цветочки разного возраста: молодые, зрелые и старые. Свое название медуница получила за то, что в ее цветках много нектара. Чаще всего пчелы посещают фиолетовые цветки – в них нектара больше всего, а в розовых цветках нектара еще мало, а в синих – уже мало.

Калужница болотная. Название этого цветка происходит от старорусского слова «калужина», что значит – «лужа». Растет калужница в болотах, по берегам водоемов, в сырых местах. Растет калужница медленно и зацветает лишь через несколько лет. Поэтому и корни свои с запасом питательных веществ она прячет в воде, чтобы не вытоптали люди и животные. Иногда осенью калужница зацветает во второй раз, но тогда увидеть ее цветы могут лишь самые наблюдательные, т.к. они малозаметны на фоне опадающей желтой листвы.

Ветреница дубравная. Это небольшое растение с белым, желтыми, как звездочка, цветком на верхушке стебля. Цветки ветреницы очень быстро отцветают, и на их месте появляются семена. Вскоре и стебли растения с листьями засыхают, но в земле сохраняются корневища, похожие на червячков. Свое название растение получило за то, что его тонкий нежный стебелек качается от малейшего ветерка, по второй версии когда цветет ветреница, дуют сильные ветра. Растение это ядовито и опасно для животных.

А кто из вас знает: какие из этих первоцветов используются в лечебных целях?

(Ответы детей).

 

Педагог: Мать-и-мачеху используют как средство от простудных болезней, от кашля. Листья ее заваривают и пьют как чай или полощут горло.

Медуницу неясную не зря называют еще «легочницей». Для лечения болезней легких заваривают надземную часть растения и пьют как чай.

Ветреницу дубравную используют для лечения суставов. Собирают надземную часть растения  и готовят настой на спирту, растирая  им больные места. Растение ядовито, поэтому с ним надо обращаться осторожно.

IV.Конкурсная программа.

1.Викторина «Знаешь ли ты первоцветы?»

 

 

1. Название этот цветок получил благодаря своим листьям, нижняя поверхность которых тёплая, бархатистая и её сопоставляют с матерью, а верхняя холодная, гладкая, её сравнивают с мачехой. (мать-и-мачеха)

 

2. Это растение четыре раза меняет цвет лепестков: розовый, голубой, синий, фиолетовый. Поэтому этот цветок называют цветок-колдунья. (медуница)

3. Этот цветок, особенно молодой, почти всегда стоит поникшим, как будто спит. Медицина подтвердила, действительно в нём содержатся вещества, обладающие снотворным и успокаивающим действием. (сон-трава)

 

4. Это растение как будто всё время спешит: скорее выбраться из-под земли, скорее зацвести. За торопливым цветением следует быстрое увядание. Всего несколько дней радует нас цветок своей красотой. (хохлатка)

5. Это растение образует целые поляны, цветет только в сезон сильных весенних ветров.

(ветреница)

 

2. Конкурс «Кто больше назовет первоцветов наших лесов и парков?»

(Дети называют раннецветущие растения)

3.Конкурс  «Краски весны»

в) Назовите три желтых весенних цветка:

Мать-и-мачеха

Ветреница лютиковая

Калужница

Гусиный лук

Первоцвет

Чистяк

 

а) Назовите три синих весенних цветка :

Прострел

Пролеска

Незабудка

 

 б) Назовите три  фиолетовых весенних цветка:

Хохлатка

Печёночница

Медуница

г) Назовите три белых весенних цветка:

Ветреница дубравная

Подснежник белоснежный

Ландыш

 

4. Конкурс «Паровозик с загадками»     

1.  На лесной проталинке

Вырос цветик маленький.

Прячется в валежник

Беленький ...(Подснежник)

 

2. И матушке родная,

И мачехе злая

Бок о бок живут –

Через стеночку.   (Мать-и-мачеха)

 

3. Разбрелись в лесу сестрицы,

 Синеглазки …(Медуницы)

 

4. Цветёт он майскою порой,

 Его найдёшь в тени лесной:

 На стебельке, как бусы в ряд,

 Цветы душистые висят. (Ландыш)

 

5. Цветочек этот голубой

 Напоминает нам с тобой

 О небе — чистом-чистом,

 И солнышке лучистом! (Незабудка)

 

6. Я шариком пушистым

 Белею в поле чистом,

 А дунул ветерок -

 Остался стебелёк. (Одуванчик)     

 

Педагог: конкурсы подошли к концу, сейчас мы с вами определим победителя, настоящего знатока раннецветущих растений  нашего края.

 

V. Практическая часть

 Изготовление  рисунков и  рекламной  листовки «Первоцветы – украшение  планеты».

По всей стране сейчас рано весной  проходит   акция «Первоцвет». В природе все меньше и меньше становится этих растений от того, что их безжалостно и в очень большом количестве люди вырывают  на букеты. И вскоре может наступить такой момент, что когда сойдет снег, мы не увидим этих первых вестников весны. Чтобы спасти первоцветы от исчезновения,  не будем их уничтожать , ими  только можно любоваться в их естественном месте обитания.

 Давайте нарисуем  листовки с призывом не рвать первоцветы и рисунки для ознакомления с раннецветущими растениями.

 

VI .Подведение итогов мероприятия.

Педагог:  Первоцветы радуют глаз, украшают природу, почти все являются лекарственными, но они нуждаются в защите. Прежде, чем сорвать цветок, в лесу  подумайте, может он вам не так уж и нужен. Ведь если он останется в природе, полюбоваться им смогут люди через много лет и красота не исчезнет с нашей Земля.

 

Ученик: Вот букет: он брошен вместе с сором.

Умирают, сжавшись, лепестки…

 Это мы срывали без разбора

Беззащитные тугие стебельки.

Для чего мы рвали их? Не знаю!

 Ведь подснежники не могут нам сказать:

«Наслаждайтесь нашей красотою –

 Только очень просим нас не рвать!»

Педагог: К природе надо относиться с бережливостью. Но порой беззаботно  и расточительно ведём себя мы по отношению к ней. Мы  уничтожаем природу своим отношением к ней.

 

Ученик: Первоцветы цветут, мы их рвём не щадя

А цветочек моля, говорит весь дрожа:

- Ну не рви ты меня, я ещё молодой,

Только жизнь я обрёл этой ранней весной

 

Ученик: Берегите цветы, не губите!

Творенье природы не рвите!

Заботясь о своей Земле, мы продлеваем её век.

 Береги первоцветы – если ты человек!

 

Педагог  благодарит всех присутствующих за внимание, активную помощь в проведении мероприятия.

 

IX. Рефлексия.

На доске зеленая поляна. У каждого обучающегося по 3 цветка: красный, желтый,  фиолетовый.

- если вы считаете, что работали активно, то возьмите красный цветок и прикрепите  его на поляну;

- если вы работали хорошо, возьмите желтый цветок и прикрепите  его на поляну;

- если на уроке вы затруднялись, возьмите цветок и прикрепите его  на поляну.

 

Методические советы на период ближайшего последействия.

Для закрепления знаний, полученных в ходе мероприятия,  необходимо организовать расклеивание листовок, призывающих к охране первоцветов.

 

Список использованной литературы.

1.Клепиков М.А. Первоцветы. Методическое пособие. Москва, 1999.

2.Литвинова Л.С. Пойми живой язык природы, Воронеж, 2006.

3.Петров В.В. Растительный мир нашей Родины, М.: Просвещение,1981. 

4.Популярная энциклопедия  растений. - Санкт-Петербург: МиМ – Экспресс, 1997.


 

Скачано с www.znanio.ru

Внеклассное мероприятие : «Первоцветы – улыбка весны»

Внеклассное мероприятие : «Первоцветы – улыбка весны»

Самостоятельное чтение познавательной литературы о первоцветах

Самостоятельное чтение познавательной литературы о первоцветах

Добра и радости, и счастья человеку

Добра и радости, и счастья человеку

Другие есть цветы роскошней и пышней,

Другие есть цветы роскошней и пышней,

Медуница. Не успеет сойти снег, как появляются короткие стебельки медуницы с красивыми яркими цветками

Медуница. Не успеет сойти снег, как появляются короткие стебельки медуницы с красивыми яркими цветками

Название этот цветок получил благодаря своим листьям, нижняя поверхность которых тёплая, бархатистая и её сопоставляют с матерью, а верхняя холодная, гладкая, её сравнивают с мачехой

Название этот цветок получил благодаря своим листьям, нижняя поверхность которых тёплая, бархатистая и её сопоставляют с матерью, а верхняя холодная, гладкая, её сравнивают с мачехой

Медуница г) Назовите три белых весенних цветка:

Медуница г) Назовите три белых весенних цветка:

V . Практическая часть Изготовление рисунков и рекламной листовки «Первоцветы – украшение планеты»

V . Практическая часть Изготовление рисунков и рекламной листовки «Первоцветы – украшение планеты»

Творенье природы не рвите! Заботясь о своей

Творенье природы не рвите! Заботясь о своей
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
04.11.2023