Первые шаги к речи.Часть 4. Методическое пособие для родителей и учителей. Для детей с недостатками слуха.

  • Документация
  • Домашнее обучение
  • Иллюстрации
  • Карточки-задания
  • Памятки
  • Работа с родителями
  • Рабочие листы
  • Рабочие тетради
  • Руководства для учителя
  • doc
  • 04.02.2024
Публикация в СМИ для учителей

Публикация в СМИ для учителей

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Первые шаги к речи.Часть 4. Методическое пособие для родителей и учителей. Для детей с недостатками слуха
Иконка файла материала ПЕРВЫЕ ШАГИ К РЕЧИ 4 часть . ПРАКТ МАТЕР.doc

Дорогие родители !

      Перед Вами четвертый выпуск  пособия « Первые шаги к речи». Он продолжает серию  заданий и рекомендаций, составленных для Вас, с целью дальнейшего оказания помощи в развитии речи и произношения  Вашего ребенка.  Если Вы точно следовали всем рекомендациям уже изданных ранее пособий ( 1,2 3 выпуск) то вы можете смело приступать к выполнению заданий данного четвертого выпуска. 

       Если у Вас возникли трудности  по выполнению заданий предыдущих пособий, то Вам следует сперва  закрепить  и закончить выполнение заданий предыдущих выпусков  данной серии, и только после этого приступить к выполнению заданий четвертого выпуска, помня о том, что пособие носит рекомендательный характер и для каждого ребенка требуется  индивидуальный подход в развитии и обучении.

       Мы настоятельно рекомендуем Вам, дорогие родители, быть терпеливыми , последовательными, придерживаться системы в обучении , не прерывать занятий, а  в случае  возникших затруднений, обязательно связаться со специалистами Центра психолого-педагогической поддержки семьям, имеющих детей с недостатками слуха .

 Желаем Вам успехов !

       

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Составитель пособия учитель- дефектолог высшей квалификационной категории, руководитель методического объединения сурдопедагогов

Тесленко Антонина Георгиевна .

АРТИКУЛЯЦИОННАЯ ГИМНАСТИКА.

Выполняется ежедневно, по 5 - 10 минут. Упражнения выполняются не все сразу, а по степени усвоения.

 

 

 

 

Чистим зубки

  • улыбнуться, открыть рот
  • кончиком языка с внутренней стороны "почистить" поочередно нижние и верхние зубы

http://www.ourbaby.ru/files/tru1-2.jpg

 

Месим тесто

  • улыбнуться
  • пошлепать языком между губами - "пя-пя-пя-пя-пя"
  • покусать кончик языка зубками (чередовать эти два движения)

http://www.ourbaby.ru/files/tru1-3.jpg

 

Чашечка

  • улыбнуться
  • широко открыть рот
  • высунуть широкий язык и придать ему форму "чашечки" (т. е. слегка приподнять кончик языка)

http://www.ourbaby.ru/files/tru1-4.jpg

 

Дудочка

  • с напряжением вытянуть вперед губы (зубы сомкнуты)

http://www.ourbaby.ru/files/tru1-5.jpg

 

Заборчик

  • улыбнуться, с напряжением обнажив сомкнутые зубы

http://www.ourbaby.ru/files/tru1-6.jpg

 

 

 

 

 

Маляр

  • губы в улыбке
  • приоткрыть рот
  • кончиком языка погладить ("покрасить") нёбо

http://www.ourbaby.ru/files/tru1-7.jpg

Грибочек

  • улыбнуться
  • поцокатъ языком, будто едешь на лошадке
  • присосать широкий язык к нёбу

http://www.ourbaby.ru/files/tru1-8.jpg

Киска

  • губы в улыбке, рот открыт
  • кончик языка упирается в нижние зубы
  • выгнуть язык горкой, упираясь кончиком языка в нижние зубы

http://www.ourbaby.ru/files/tru1-9.jpg

Поймаем мышку

  • губы в улыбке
  • приоткрыть рот
  • произнести "а-а" и прикусить широкий кончик языка (поймали мышку за хвостик)

http://www.ourbaby.ru/files/tru1-10.jpg

Лошадка

  • вытянуть губы
  • приоткрыть рот
  • поцокатъ "узким" языком (как цокают копытами лошадки)

http://www.ourbaby.ru/files/tru1-11.jpg

Пароход гудит

  • губы в улыбке
  • открыть рот
  • с напряжением произнести долгое "ы-ы-ы..."

http://www.ourbaby.ru/files/tru1-12.jpg

 

 

 

 

УПАРАЖНЕНИЯ НА ДЫХАНИЕ

1.    Медленная ходьба :

- на 2 шага  вдох , на 2 шага – выдох;

- на 4 шага  вдох, на 4 шага выдох ;

- на 6, 8 шагов – вдох, на 6,8 шагов – выдох.

2. Прогнувшись назад, вдохнуть через нос наклоняясь вперед, выдохнуть, произнося  каждый раз  новую гласную  - А, А, У, Э .

3. На выдохе :

БИММ        БОММ       БОНН     ДОНН   ДОММ

4. Глубоко вдохнуть на выдохе  произносить:

МОММ   МИММ  МАММ   МУММ

 5. Глубоко вдохнуть. На одном выдохе произнести сначала коротко, а затем протяжно  один из открытых слогов:

 МО – МОО    МИ – МИИ     МУ - МУУ     МЭ – МЭЭ

6. На выдохе произносить О и У и слова :

 Нараспев : ОКО   ОКНО   ОЛОВО   МОЛОКО   МУКА

7. Длительное изолированное произнесение звука О :

 О______

О_______

О______

О_______О_____О______

О________О______О_______

8. Краткое произнесение  О :      О   О     О     О     О

ФОНЕТИЧЕСКАЯ РИТМИКА

 

 

 http://t0.gstatic.com/images?q=tbn:-GzEddewYaeLDM:http://image.subscribe.ru/list/digest/sport/ru3.jpg                               ПО

 

 

 

 

http://t3.gstatic.com/images?q=tbn:XhpfAto3metDxM:http://www.my-zozh.ru/wp-content/uploads/zaryadka.jpghttp://t1.gstatic.com/images?q=tbn:7br1AJavyARHEM:http://www.rb.ru/photo/231667.jpg                         ИА

 

 

1. МА - МА – МА

    Это  МАМА.

 

2.                                                      ПА - ПА – ПА

                                                                                               Это  ПАПА

 

3.  ОМ - ОМ - ОМ ,

     ВОТ – СОМ .

                                                                              4. УП - УП- УП

                                                                                   ЭТО – СУП.

                                                    

 

 

СЕРИЯ « Мой словарь».

 Центр психолого – педагогической поддержки.

Слова , состоящие из одного слога.

 

                                                                  МЯЧ

 

                                                                   ЛУК

 

                                                                         СОК

 

                                                               СЛОН

 

                                                                   СТОЛ

 

                                                              ВОЛК

 

                                                                     ЛЕВ

 

                                                                   СТУЛ

 

                                                                      ДОМ

 

 

                                                                     ЖУК

 

                                                                         ХЛЕБ

 

 

 

 

Серия « Ознакомление с окружающим миром» .

 Центр психолого – педагогической поддержки.

ЗИМА. ЛЕТО .

ХОЛОДНО .ЖАРКО

        

                                                   

 

                                           

 

                                            

 

                                                

 

                                                

 

МАТЕМАТИКА.

Группы временного пребывания.

Центр психолого-педагогической поддержки.

 

СКОЛЬКО? Счёт от 1 до 5.

 

 

 

                                

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                               

                                    

 

 

 

 

 

 

 

                                             

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                                                      

 

 

 

 

 

 

 

 

                                       

 

 

 

Серия «Звуки вокруг нас». Животные . (Группы врем .преб.)

 

                   МЯУ -  МЯУ

 

 

        МУУ____МУУ_____

 

              ЭЭ____ЭЭ____

 

 

                 АВ---АВ---АВ---АВ

 

 

 

               БИ---БИ---БИ

  УУ___УУ____УУУУУУ

 

http://t1.gstatic.com/images?q=tbn:FU5JVTpMjpvpzM:http://www.drumspeech.com/image/review/ahead/1.jpg 

                                                                                                  БАМ ___БАМ___БАМ_

  НО___НО___НО___ ИГО_ГО

 

http://t0.gstatic.com/images?q=tbn:zGAIxkG0XqrauM:http://zhirafik.ru/files/images/rebenok_plachet.jpg                А____А___А____А___

 

              БУЛЬ –БУЛЬ--БУЛЬ

 

CA4H2F4T                     ЗЗЗЗЗЗ- ЗЗЗЗЗЗЗЗ

 

 

CACLWJIF                            ДУУУУ-ДУУУУ

 

поезд                     ТУУУУ-ТУУУУ

CASNAPGF                      КВА – КВА – КВА

 

 

CAY3WTMR                                ЖЖЖЖ-ЖЖЖЖ

 

default                      КАП - КАП -КАП

 

 

 

 

              Серия « Мои первые буквы»

 

 

А     А    О  

 

И     У     А

 

О     И     А   

 

 

 У     О    И

М___       В___

В___А____

М____А____

МА___МА__

МАМА

П   П   П

ПА___ПА___

ПА   ПА
ПА   ПА
ПАПА

ВА___ВА___

ВАВА

ВО___ВА___

ВОВА

МАМА

ПАПА

ВАВА

С_____

С___О___

С___О___М_

Посмотри на картинку и выполни действие.

(Группы временного пребывания)

                         

                         

                                        

 

Человек.

 

ГОЛОВА(лицо)

                                                                                                                    уши

                                                                                                       лоб                                                                                                             

                                                                                                                     брови

                                                                                                                     волосы

CA028GFR                                                   нос                                            

                                                                                                                            глаза

                                                                                                                            рот

                                                                                                                           щёки

                                                                                                                       подбородок

 

 

 

 

 

ДОРОГИЕ РОДИТЕЛИ!

          Ваши дети обучаются  в специальной школе. Мы понимаем , с каким трудностями, Вам приходится сталкиваться, сколько терпения и любви надо  иметь, чтобы помочь ребёнку научиться говорить и слушать . Вот почему специалисты Центра психолого –педагогической поддержки  всегда рады прийти  к Вам  на помощь, оказать не только консультативную , но и действенную практическую помощь в организации самостоятельной работы с детьми в домашних условиях .

          Более подробную консультацию Вы сможете получить у сурдопедагога  в индивидуальном порядке, так как мы осуществляем индивидуальный и дифференцированный  подход в обучении каждого ребёнка.

1. ВАЖНО ПОМНИТЬ, что  невозможно научить ребёнка понимать речь и говорить, если мы это делаем только  на занятиях в школе.  Это только часть работы . Важно тесное сотрудничество родителей и учителей.

 Конечной целью  является научить ребёнка  умению  понимать речь и говорить .

2.  ДЛЯ ЭТОГО НЕОБХОДИМО:

  -  постоянно  проговаривать фразы , которые мы употребляем в течение дня  :  Доброе утро, добрый день,  добрый вечер, иди завтракать, будем кушать, пей чай, ешь кашу , ешь суп, иди сюда и т. д .

- развивать фонематический слух. Например :

 Сом – ком, дом – дым,  сам – вам, коса – коза. 

 -  развивать умение контролировать свою речь . Для этого надо всё время привлекать внимание ребёнка на то, как он говорит , исправлять ошибки.

- развивать слуховую память  : разучивание стихов, запоминание слов, различение слов на слух.

- развивать интерес к звукам: распознавание различных звуков , игры, выполнение заданий по типу «Какой буквы нет ?».

 3. ВАЖНО, чтобы  у всех участников обучения и у родителей, и у детей были  адекватные  ожидания результатов, настрой на длительные занятия с сурдопедагогом и , главное, самостоятельные занятия дома. Здесь надо проявить терпение и такт. Нельзя  торопить ребёнка с результатами, если  у ребёнка слабая память и ему трудно запоминать слова, надо проявить терпение и помочь ребёнку. Давать посильные задания, не перегружать ребёнка и не заставлять  выполнять   те задания, которые ,как Вам кажется, для него будут выполнимы . Это далеко не так.  Надо настроить и себя, и ребёнка на длительные занятия., сопряженные с постоянным повторением  речевого материала . Даже если Вам кажется, что ребёнок усвоил  слово, все равно надо постоянно возвращаться к повторению пройденного речевого  материала с одновременным  изучением нового. Всё это проводится в различных формах обучения .

 ( играх, ситуациях и т . д. )

 

 

 

 


Скачано с www.znanio.ru