Первые шаги в пластилинографию для детей раннего возраста. (из опыта работы)
Оценка 4.7
Лекции
docx
искусство
Детсад
18.02.2018
Когда человек рождается, он начинает познавать мир, причём делает это самым эффективным и безотказным способом - всё нужно увидеть, услышать, пощупать руками и попробовать на зуб. Ребёнок узнаёт мир с помощью манипуляций, то есть действий с различными предметами, которые позволяют ему узнать и изучить их свойства, при этом, познавая и свои творческие способности, изменить то, к чему прикасается. Одним из помощников ребёнка в этом важнейшем для его развития деле является пластилин. Прежде чем говорить непосредственно о пластилине, о рисовании этим материалом, надо сказать о том, на какие стороны формирующейся личности ребёнка он оказывает своё благотворное влияние. Тактильная активность, особенно ярко проявляемая детьми именно при играх с пластилином.напрямую влияет на формирование фантазии. Психологи указывают на прямую взаимосвязь между степенью развития у малыша фантазии и его складывающимися интеллектуальными способностями. Таким образом, стимулируя с помощью поделок из пластилина развитие фантазии ребёнка, его способность представлять перед собой образы предметов, которых в действительности нет перед его глазами в данный момент, мы закладываем базу для развития интеллекта ребёнка.Прежде чем говорить непосредственно о пластилине, о рисовании этим материалом, надо сказать о том, на какие стороны формирующейся личности ребёнка он оказывает своё благотворное влияние. Тактильная активность, особенно ярко проявляемая детьми именно при играх с пластилином.напрямую влияет на формирование фантазии. Психологи указывают на прямую взаимосвязь между степенью развития у малыша фантазии и его складывающимися интеллектуальными способностями. Таким образом, стимулируя с помощью поделок из пластилина развитие фантазии ребёнка, его способность представлять перед собой образы предметов, которых в действительности нет перед его глазами в данный момент, мы закладываем базу для развития интеллекта ребёнка.
Первые шаги в пластилинографию.docx
Первые шаги в пластилинографию для детей раннего
возраста.
(из опыта работы)
1. Актуальность проблемы.
Когда человек рождается, он начинает познавать
мир, причём делает это самым эффективным и безотказным
способом - всё нужно увидеть, услышать, пощупать руками и
попробовать на зуб. Ребёнок узнаёт мир с помощью
манипуляций, то есть действий с различными предметами,
которые позволяют ему узнать и изучить их свойства, при
этом, познавая и свои творческие способности, изменить то,
к чему прикасается. Одним из помощников ребёнка в этом
важнейшем для его развития деле является пластилин.
Прежде чем говорить непосредственно о
пластилине, о рисовании этим материалом, надо сказать о
том, на какие стороны формирующейся личности ребёнка он
оказывает своё благотворное влияние. Тактильная
активность, особенно ярко проявляемая детьми именно при
играх с пластилином.напрямую влияет на формирование
фантазии. Психологи указывают на прямую взаимосвязь
между степенью развития у малыша фантазии и его
складывающимися интеллектуальными способностями.
Таким образом, стимулируя с помощью поделок из
пластилина развитие фантазии ребёнка, его способность
представлять перед собой образы предметов, которых в
действительности нет перед его глазами в данный момент,
мы закладываем базу для развития интеллекта ребёнка.
Учёными выявлена связь между активным движением
пальцев ребёнка и формированием его речевого аппарата.
Фактически руки в данный период жизни являются для
малыша дополнительным речевым органом. Функции
двигательной активности и речи формируются параллельно.
В случае, если развитие двигательной активности рук
отстаёт от нормального течения, то задерживается и речевое
развитие, хотя общая физическая активность при этом может
быть нормальной и даже выше нормы. Поэтому рисование пластилином благотворно скажется и на развивающемся
вербальном аппарате ребёнка.
В процессе занятий с пластилином малыш начинает
проявлять творческие способности, значение которых для
формирования здоровой и гармонично развитой личности
трудно переоценить. Помимо этого, не стоит забывать и о
таком аспекте, как подготовка кистей рук к занятию
письмом. Которое в наше время нередко начинается ещё до
того, как ребёнок отправится учиться в школу.
Итак, стало окончательно ясно, что занятия с
пластилином играют чрезвычайно важную роль в
полноценном творческом развитии малыша.
В воспитании ребёнка нет, и не может быть мелочей, и
такая забавная и не серьёзная, на первый взгляд, вещь, как
пластилин, может при грамотном подходе сыграть немалую
роль в том, чтобы малыши выросли всесторонне развитыми.
2. Рисование пластилином с детьми раннего
возраста.
Именно в детстве впервые все мы узнаём о
существовании пластилина. Но, оказывается, этот материал
может служить незаменимым художественным средством
для работы в живописном жанре. Да. Пластилином можно
рисовать картины. Это один из самых молодых видов
живописи, который стали использовать художники совсем
недавно.
Рисование пластилином – замечательный по своим
возможностям вид изобразительной деятельности. Оно
позволяет ребёнку освоить объём, сделать картинку
рельефной и за счёт этого более выразительной и живой. Но,
кроме того, это ещё и способ задать детским пальчикам
хорошую мышечную нагрузку. Особенно там, где требуется
размазывать пластилин по плоскости, покрывать цветным
фоном поверхность картона, стекла или пластмассы.
Описание методики. Рисование пластилиновых картин с детьми раннего
возраста можно начать с создания коллективных композиций
в сотворчестве с воспитателем. Так как у детей этого
возраста преобладает предметное мышление, в силу
небогатого жизненного опыта, то и рисование идёт
предметное. Однако постепенно мы можем расширить эти
границы до несложного сюжета.
Первоначальными приёмами обучения в рисовании
пластилином являются: скатывание пластилиновых шариков,
очень небольших размеров (не более 3), их надавливание,
размазывание по поверхности основы (плотный картон) для
создания плоского или полурельефного изображения.
Задания с использованием описанных приёмов
рисования можно разделить на следующие виды:
1. Использование только приёма надавливания.
2. Использование только приёма размазывания.
3. Использование обоих приёмов.
Обучение происходит поэтапно с возрастанием уровня
сложности – от простого к сложному.
Рисование пластилином не занимает много времени у
ребёнка, хотя требует от воспитателя тщательной
подготовки основы. Например, воспитатель рисует
пластилином зебру, намечает примерное расположение
полосок на её туловище, на занятиии дети рисуют эти
полоски. Вносятся дополнения: трава, солнце, по желанию. В
результате получается красивая композиция. Таким же
образом можно изобразить красивого петушка (перья на
крыле и хвосте рисуют дети), солнышко – вёдрышко (дети
рисуют лучики, глазки, ротик).
Формируя навыки надавливания и размазывания, важно
научить детей прилагать усилия пальчиками. Воспитатель
показывает приёмы, а при необходимости берёт
указательный пальчик ребёнка и помогает нарисовать
пластилиновую линию, поворачивает пальчик в нужном направлении. Основные направления размазывания – сверху
вниз, слева направо.
Во время работы необходимо следить за тем, чтобы
палец ребёнка не загибался, а оставался прямым и
напряжённым; чтобы он действовал подушечкой пальца, а не
царапал пластилин ногтем. В звисимости от тематики
занятия предоставляйте детям возможность самостоятельно
выбрать цвет пластилина.
Для работы с детьми раннего возраста выбирайте
пластилин чистых цветов, мягкий, не липнущий к рукам и не
токсичный. Основа – плотный картон (не глянцевый), к
которому хорошо прилипает пластилин. Хорошо иметь
цветной картон или тонировать белый самостоятельно. Это
придаст колорит вашим будущим композициям. Также при
создании пластилиновых картин необходимо иметь
подручные материалы для придания объёма и
декоративности: колпачки фломастеров, трубочки,
зубочистки, расчёски, стеки. Эти предметы способствуют
развитию мелкой моторики. На занятиях с детьми
используйте простые сюжеты, близкие опыту детей:
травушка – муравушка, дождь – проказник, плывёт, плывёт
кораблик, шубка для ёжика и т.д.
Организация работы с детьми по созданию
пластилиновых картин.
В первой младшей группе ежемесячно планируют 4-5
занятий по рисованию. Ориентируясь на «Программу…», и на
индивидуальные особенности детей своей группы
воспитатель самостоятельно может решить, сколько занятий
в месяц он может уделить рисованию карандашами,
красками и пластилином. Если учитывать, что рисование
пластилином очень замечательный вид изобразительного
искусства, активно способствующий сенсорному развитию, не
требующий длительной подготовки, а в дальнейшем и
уборки рабочего места, то можно запланировать 2 занятия в
месяц, или по усмотрению воспитателя перенести 1 занятие
в свободную деятельность. Каждое занятие проводится по подгруппам в 5-6 человек,
длительностью 15 мин. и носит характер коллективного
рисования в сотворчестве с воспитателем. В раннем возрасте
дети знакомятся с пластилином и его свойствами на
специальных занятиях по лепке и вне занятий: отщипывают
комочки, мнут их, прикрепляют. Поэтому вводить знакомство
с пластическими материалами в занятия по рисованию
пластилином вовсе не нужно. А нужно лишь показать приёмы
рисования этим материалом.
Для этого перед занятием готовят необходимое
оборудование: мольберт с иллюстрациями по теме, карточки
с художественным словом, полуготовый рисунок – основу
будущей композиции на картоне или бархатной бумаге
(размер примерно 30х30), небольшие комочки мягкого
пластилина на каждого (от 1 до 3), цвет выбирается в
зависимости от замысла, досочки, тканевые салфетки,
подручные материалы: колпачки, стеки, трубочки и т.д.
Изготовление картинки – основы для будущей
композиции.
Для начала воспитатель подбирает сюжет для
будущей совместной работы с детьми. Нужно учесть, что в
работе должны принять участие все дети и поэтому картинка
должна содержать множество мелких деталей, которые
будут нарисованы всеми детьми, например: ёж – иголочки,
дерево – листики, кораблик – волны, гусеница – бусинки и
т.д. Далее изображение переносят с помощью копировальной
бумаги на картон и вырезают трафарет. Трафарет
прикладывают к цветному фону (картону) и покрывают
пластилином нужного цвета; аккуратно снимают с основы,
где остаётся красивое ровное изображение. Далее на этом
пластилиновом рисунке рисуют дети в сотворчестве с
воспитателем.
Успех каждого занятия будет зависеть от
эмоциональной речи и доброжелательного тона воспитателя,
а также от умения заинтересовать детей предстоящей
работой. Структура занятий.
Занятия по рисованию пластилином ничем не
отличаются от традиционных занятий, только как сменой
изобразительного материала. Структура может быть гибкой
и изменяться от целей и задач, но включает в себя 3 части:
вводную, основную и заключительную.
Вводная часть начинается с организационного
момента. Именно здесь нужно создать эмоциональный
настрой у детей, сосредоточить внимание на игровом
персонаже, на необходимости ему помочь, на развитии
игрового замысла. Во вводной части дети могут свободно
передвигаться, подходить к мольберту, стоя слушать рассказ
воспитателя. Воспитатель в свою очередь использует
различные приёмы: чтение художественного слова,
обыгрывание персонажа, подвижную или пальчиковую игру.
В основной части детей усаживают за рабочий стол,
непосредственно на месте воспитатель объясняет и
показывает приёмы рисования пластилином. Далее дети
выполняют практическое задание – дорисовывание
необходимых элементов в общей композиции (лучиков,
капелек, ножек, иголочек и т.д.). При необходимости педагог
помогает индивидуально, а также проводит физминутку,
если дети устали.
В заключительной части дети встают, переходят на
ковер или к мольберту. Воспитатель подводит итог занятия:
детей хвалят за помощь персонажу, за их труд, отмечают
красоту созданной композиции.
Для рисования пластилином нет ограничений. Всё
зависит от смелости творческой мысли, яркости идей и
художественной фантазии.
С помощью пластилина, как и среди акварелей, масляных
картин и гуашевых композиций вспыхивают необыкновенные
пейзажи, аппетитные натюрморты и узнаваемые портреты.
Эти пластилиновые «сочинения» пронизаны теплом рук художников, которые их создавали, и
может быть, поэтому они излучают какую-то особенную
энергию, похожую на маленькую сказку. И сказка эта
открывается только тем, кто умеет впускать её в свой
будничный мир, не давая ему зачерстветь.
Первые шаги в пластилинографию для детей раннего возраста. (из опыта работы)
Первые шаги в пластилинографию для детей раннего возраста. (из опыта работы)
Первые шаги в пластилинографию для детей раннего возраста. (из опыта работы)
Первые шаги в пластилинографию для детей раннего возраста. (из опыта работы)
Первые шаги в пластилинографию для детей раннего возраста. (из опыта работы)
Первые шаги в пластилинографию для детей раннего возраста. (из опыта работы)
Первые шаги в пластилинографию для детей раннего возраста. (из опыта работы)
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.