Первым этапом образовательной программы наставничества является адаптация. На данном этапе обычно проходит знакомство профессионала и молодого специалиста. Мне необходимо было определить пробелы в подготовке наставляемой, её сильные и слабые стороны, наличие определённых навыков и умений. Для формирования направлений работы и ее содержания я провела полноценную диагностику и выявила проблемы, которые испытывала моя коллега в начале своей профессиональной деятельности.
Я была готова к тому, что поначалу коллега будет испытывать некую зажатость и стеснение(ведь далеко не каждый человек способен моментально освоиться в новом статусе и выработать определенную модель поведения), поэтому на личном примере я показала ей несколько приёмов для преодоления неуверенного состояния и борьбы со страхом сделать что-то не так. В комфортной обстановке мы обсудили план дальнейших действий, который состоял из следующих пунктов:
-знакомство с учениками и их интересами;
-выстраивание доверительных, уважительных отношений «учитель-ученик»;
-выявление особых приемов( так называемых «фишек») наставника в ходе непосредственного присутствия молодого специалиста на уроке;
-обсуждение поведения учащихся на проведённых занятиях и методов его постепенной координации;
-получение необходимой теоретической базы от профессионала и закрепление ее на практике;
-обмен мыслями и идеями по созданию и внедрению новых образовательных методик;
-получение навыка доносить сложный по своей форме и содержанию материал четко и доступно;
-применение индивидуального похода к каждому ученику;
-выработка умения заинтересовывать ребят и направлять их внимание на глубокое изучение предмета.
В ходе адаптационного этапа мы выполнили все поставленные задачи. Моя наставляемая избавилась от неуверенности в себе, приобрела способность интересно объяснять материал предмета и свободно общаться с детьми. Также нам удалось познакомиться с интересами друг друга и сделать наше взаимодействие и общение более комфортным.
Избавившись от имеющихся затруднений и проблем в начальной педагогической деятельности, моя коллега постепенно стала готовиться к повышению своего профессионального уровня,продуктивности своей работы и результативности учебно-воспитательного процесса в образовательном учреждении, выстраиванию собственной программы самосовершенствования, выработке уникальных методов преподавания. В свою очередь, я оказывала необходимую помощь и поддержку наставляемой, развивала и дополняла ее идеи, делилась опытом и давала советы. К слову, подобное взаимодействие с молодым специалистом мне очень понравилось и даже вдохновило на создание новых образовательных методик. Адаптация завершилась, и мы с коллегой перешли к основному этапу наставничества.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.