Что такое песочная терапия.
Песочная терапия – одна из разновидностей арт-терапии, которая строится на теории Юнга о том, что каждый предмет внешнего мира вызывает какой-либо символ в глубине бессознательного.
История возникновения
Корни песочной терапии лежат в символической игре детей.
Идея создания метода принадлежит Герберту Уэллсу
Идею подхватила педиатр и психолог Маргарет Ловенфельд, позволившая детям играть с песком в своем кабинете.
В 1950-х годах юнгианский психоаналитик Дора Калф,
изучив методику «построения мира» начала разрабатывать юнгианскую «Песочную терапию», ставшую в впоследствии самостоятельным направлением в психотерапии.
«Картина на песке может быть понята как трехмерное изображение какого-либо аспекта душевного состояния. Неосознанная проблема разыгрывается в песочнице, подобно драме, конфликт переносится из внутреннего мира во внешний и делается зримым»
(Дора Калф, «Sandplay», 1980).
ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ песочной терапии
Основная цель песочной терапии - достижение клиентом эффекта самоисцеления посредством спонтанного творческого выражения содержаний личного и коллективного бессознательного.
Основная задача песочной терапии – соприкосновение с вытесненным и подавленным материалом личного бессознательного, его включение в сознание.
Возможности песочной терапии
Позволяет проработать психотравмирующую ситуацию на символическом уровне.
Отреагировать негативный эмоциональный опыт в процессе творческого самовыражения.
Способствует изменению отношения к себе, к своему прошлому, настоящему и будущему, к значимым другим, в целом к своей судьбе.
Способствует регрессу клиента к прошлому опыту с целью повторного переживания и освобождения.
Служит дополнением к другим методам психотерапевтической работы.
Показания к песочной терапии
Рекомендуется предлагать песочную терапию и она успешно используется в случаях:
Трудности в общении
Взаимоотношения детей и родителей
Кризисные ситуации (развод, переезд)
Психологические травмы
Расстройства настроения
Страхи, тики, навязчивости и другие расстройства
Проблемы поведения (агрессия)
Ограничен в проявлении своих чувств;
Противопоказания к использованию песочной терапии
Песочную терапию нельзя проводить в следующих случаях:
Клиент характеризуется повышенной возбудимостью;
У клиента есть обсессивно-компульсивный синдром (невроз навязчивых состояний);
Аллергия и астма на пыль и мелкие частицы.
Кожные заболевания и порезы на руках.
Оснащение кабинета песочной терапии
1. Подносы с песком
Два деревянных ящика прямоугольной формы, традиционным размером 50*70*8 см.
Считается, что такой размер песочницы соответствует объему поля зрительного восприятия.
Один из подносов используется для сухого, а другой – для влажного песка.
2. Коллекция миниатюрных фигурок и предметов
Для песочной терапии необходимо подобрать предметы различной тематики:
Фигурки людей разного пола и возраста, представителей различных исторических эпох, разнообразных профессий. Кукольные семейства, фантастические существа, персонажи сказок, боги и богини разных народов, колдуны и пр.
Животные (наземные, летающие, водные обитатели), как дикие, так и домашние, а также вымершие и доисторические представители фауны, фантастические животные (единорог, грифон и т.п.)
Дома , другие жилища, мебель, мосты, лестницы, заборы, ворота, здания, имеющие специальное предназначение (вокзалы, больницы, школы и т.п.).
Продукты питания, домашняя утварь, орудия труда
Деревья, кусты, цветы и др. растения
Природный материал: камешки, мох, кора деревьев, плоды деревьев, ракушки, кораллы, перышки, сухие ветки, засушенные цветы.
Небесные объекты: солнце, луна, звезды, радуга и пр.
Транспортные средства: наземный, водный, воздушный.
Аксессуары: бусы, маски, ткани, пуговицы, пряжки, ювелирные изделия и пр.
ПРЕИМУЩЕСТВА ПереносА традиционных педагогических занятий в песочницу
Во-первых, усиливается желание ребенка узнавать что-то новое, экспериментировать или работать самостоятельно.
Во-вторых, в песочнице мощно развивается "тактильная" чувствительность как основа развития "ручного интеллекта".
В третьих, в играх с песком более гармонично и интенсивно развиваются все познавательные функции (восприятие, внимание, память, мышление), а также речь и моторика.
В четвертых, песок как и вода, способен "заземлять" отрицательную энергию.
Игра на песке с фигурками особенно плодотворна в работе с теми детьми, которые никак не могут выразить свои переживания
Дети с заниженной самооценкой, повышенной тревожностью и застенчивостью
Дети с неустойчивым вниманием
Агрессивные дети
Дети, пережившие психическую травму.
К.Г. Юнг утверждал, что процесс "игры в песок" высвобождает заблокированную энергию и "активизирует возможности самоисцеления, заложенные в человеческой психике".
Метод песочной терапии можно использовать в работе с детьми любого возраста (а также, как один из этапов в работе с подростками и взрослыми), со следующим спектром проблем:
различные формы нарушений поведения;
психосоматические заболевания;
повышенная тревожность, страхи;
неврозы;
сложности во взаимоотношениях со взрослыми (родителями, воспитателями, учителями) и сверстниками.
Преимущества песочной терапии:
помогает выразить те мысли и переживания, которые сложно сформулировать словами (особенно важно для детей и подростков);
освобождает творческий потенциал, внутренние силы для разрешения трудной ситуации; актуализирует воспоминания, возвращает к прошлому опыту с целью повторного переживания и освобождения;
дает возможность попробовать новые способы построения отношений и разрешения конфликтов, выбрать подходящий;
сложности, связанные с изменениями в семейной (развод, появление младшего ребенка, и т.д.) и в социальной ситуациях (детский сад, школа) адаптация в школе и детском саду.
Песочная терапия как один из методов эффективной работы по снятию страхов, агрессии, напряжений, у детей с ограниченными возможностями
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.