Проблема урока
Почему мораль, в отличие от религии и права, не располагает социальным институтом?
В чем заключается сила воздействия средств морали на людей?
Как она взаимодействует с такими соц. институтами, как полиция, суд, прокуратура?
Мораль
Система социальных норм, ценностей, принципов и правил, регулирующих человеческие отношения с позиции добра и зла, справедливости и несправедливости.
XXV в. до н.э., древнешумерский мудрец Шурупаку
"Сын мой, совет хочу дать, прими совет мой..., не пренебрегай…,Что скажу я, не переступай.Всемогущи наставления отцов, будь им послушен...Не ручайся - да не будешь зависим...Не кради - себя не губи.В дом не врывайся, на сыто чужое не зарься,Вор-то - лев, а схватил его - раб.Дитя мое, не соверши убийства!..С молодицей замужнею не болтай, злословье всесильно…Слово не нарушай, твое слово - основа...Краденым не прельщайся,Много прибыли не получишь...Пути черного не избирай, добро его - злое...Дитя мое, тогда и перед злым человеком ты устоишь...Слов матери твоей и бога-хранителя твоего не оспаривай…К совету отца да будь внимателен…"
Десять заповедей
Не делай себе кумира
Не произноси имени Господа, Бога твоего, напрасно
Соблюдай день субботний
Почитай отца твоего и матерь твою
Не убивай.
Не прелюбодействуй.
Не кради.
Не произноси ложного свидетельства на ближнего твоего.
Не желай жены ближнего твоего, и не желай дома ближнего твоего, ни поля его, ни раба его, ни рабыни его, ни вола его и т.д.
Признаки морали
Императивный (повелительный) характер морали
Существует в сознании людей
Не имеет четкого момента возникновения и исчезновения
Нет институтов, устанавливающих мораль
Носит рекомендательный характер (поддерживается общественным мнением и убеждением)
Регулирует все виды социальных отношений (моральная оценка)
Функции морали
Познавательная – отражает действительность, определенные потребности
Регулирующая – регулирует все сферы на основе норм и принципов
Воспитательная – способствует развитию личности
Оценочная – задает критерии оценки поведения людей
Мораль в контексте всемирной истории
Традиционное общество | Индустриальное | Постиндустриальное | |
Особенности морального регулирования | Кровная месть (талион) | Разнообразие моральных стандартов | Организованы, рациональны |
Базовые ценности | Коллективизм | Свобода, прогресс, материальное благополучие | Самореализация плюрализм |
Подумаем
Кого можно считать нравственным человеком?
Почему один и тот же поступок может по-разному оцениваться различными людьми?
Может ли школа оказать реальное влияние на улучшение нравов в обществе?
Почему моральные нормы могут по форме совпадать с религиозными и правовыми?
Может ли мораль выступать судьей по отношению к другим формам общественного сознания (науке, политике и т.д.)?
Является ли моральная норма продуктом творчества людей или дана свыше?
Каким требованиям отвечает новая нравственная норма, чтобы претендовать на статус общеобязательной?
Что такое моральный выбор?
Каков механизм утверждения новой нормы в нравственном сознании на личном и групповом уровнях?
Категории
Долг – осознанная человеком необходимость выполнения моральных норм.
Честь и достоинство – наличие у человека определенных качеств: благородства, ответственности и т.д.
Совесть – внутренний самоконтроль поведения человека.
Мораль | Право | |
Способ формирования | В процессе развития моральных взглядов | Установлены государством |
Обязательность исполнения | Привычка, внутренние убеждения | Обязательны |
Как реализуются | Совесть, общественное мнение | Сила гос-ва |
Где зафиксированы | Устные | Официал. доки |
Наказание | Осуждение со стороны общества | Штраф, арест |
Мера свободы, регулируют общественные отношения |
Проблема урока
Почему мораль, в отличие от религии и права, не располагает социальным институтом?
В чем заключается сила воздействия средств морали на людей?
Как она взаимодействует с такими соц. институтами, как полиция, суд, прокуратура?
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.