Урок 90
Тема: Написание Ы после ц
в окончаниях слов-названий предметов
Цели деятельности учителя: дать понятие «общая часть (корень)»; учить применять основное правило написания буквы и и ы после ц в корне слова; формировать умение пользоваться обратным словарем.
Планируемые результаты (предметные): научатся самостоятельно применять основное правило написания гласных после ц в корне и окончании слов; находить необходимую информацию в обратном словаре, анализировать ее содержание.
Критерии сформированности (оценки) компонентов УУД (метапредметных): регулятивные – принимают и сохраняют учебную задачу, соответствующую этапу обучения; познавательные – используют различные способы поиска, сбора, обработки, анализа, организации, передачи и интерпретации информации в соответствии с коммуникативными и познавательными задачами и технологиями учебного предмета; коммуникативные – умеют излагать свое мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий; принимают другое мнение и позицию, допускают существование различных точек зрения; личностные – осознают свои возможности в учении; способны адекватно судить о причинах своего успеха или неуспеха в учении, связывая успехи с усилиями, трудолюбием.
Сценарий урока
I. Работа над каллиграфией.
– Какие орфограммы в данных словах?
II. Актуализация опорных знаний. (Регулятивные: принимают и сохраняют учебную задачу при выполнении заданий; действуют с учетом выделенных учителем ориентиров; адекватно воспринимают оценку учителя. Коммуникативные: строят понятные речевые высказывания; формулируют и аргументируют собственное мнение.)
– Какую букву надо писать после ц в корне? Какую букву надо писать после ц в окончаниях слов-названий предметов? Прочитайте правило Летучей Мыши.
– В окончаниях слов-названий предметов после ц всегда пишется ы?
– Прочитайте, какое стихотворение сочинил Миша.
– Все ли слова (упражнение 16), выделенные цветом, стоят в форме множественного числа? (Все.)
– Какой звук вы произносите и слышите на конце этих слов? (Звук [ы].)
– Придумайте с этими словами словосочетания:
слово-назва-ние признака + слово-название предмета. (Черные скворц; хорошие певц
, голодные птенц
; соленые огурц
.)
– Выделите окончания.
III. Изучение нового материала. (Познавательные: общеучебные – осуществляют поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием учебника и словаря; логические – дополняют и расширяют имеющиеся знания и представления о правилах орфографии. Регулятивные: принимают и сохраняют учебную задачу при выполнении заданий; действуют с учетом выделенных учителем ориентиров; осуществляют итоговый и пошаговый контроль.)
– Прочитайте задание (упражнение 17). Откройте обратный словарь на букву ц. Прочитайте список слов-названий предметов.
– Поставьте слово «пловец» в форму множественного числа. (Пловец – пловцы.)
– Какой звук вы произносите на конце слова? (Звук [ы].) Какую букву напишете? (Букву ы.)
– Запишите пять слов, стоящих после слова «пловец», в форме множественного числа. А сосед – следующие пять слов в этой же форме.
– Выделите окончания. (Молодец – молодц; стрелец – стрельц
; кузнец – кузнец
; конец – конц
; тунец – тунц
; юнец – юнц
; храбрец – храбрец
; дворец – дворц
; скворец – скворц
; огурец – огурц
.)
– Прочитайте сочетания слов (упражнение 18). Сколько разных правил надо знать, чтобы после ц написать нужную букву? (Три правила.)
– Проверьте написание слов в каждом словосочетании. После ц пишется ы в окончаниях слов-названий предметов, стоящих во множественном числе: ресницы, голубцы, китайцы и немцы. После ц пишется и в корнях слов-названий предметов, если звук [ц] находится под ударением, например: цифры, цинковый, цитрусы, циркуль, цикл. После ц пишется ы в корнях слов-названий предметов, если это слова-исключения или родственные им слова, например цыплячий, цыкать, на цыпочках, цыганочка, цыпки.
– Прочитайте задание (упражнение 19). Откройте обратный словарь на букву а.
– Найдите группу слов на -ица.
– Запишите каждое из них в форме множественного числа.
– Выделите окончание -ы. (Девиц, певиц
, львиц
, медведиц
, верблюдиц
, таблиц
, улиц
.)
(Коммуникативные: участвуют в учебном диалоге; строят понятные речевые высказывания; формулируют и аргументируют собственное мнение.)
Работа в печатной тетради: задания 18, 19.
Задание 18.
– Прочитайте. Сравните звуковые схемы слова лото и слова, которое должно получиться. (Общее: четыре звука, два гласных и два согласных. Отличия: в слове лото первый звук [л] – согласный, звонкий, твердый. Во втором слове первый звук – согласный, звонкий, мягкий.)
– Назовите буквы, которые на письме обозначают гласный звук и показывают мягкость предшествующего согласного. (Это буквы-гласные: е, е, и, ю, я.) Если в слове лото изменить букву гласного звука после буквы л, то мы получим слово, которое соответствует данной звуковой схеме. Поставив после буквы л букву е, получаем слово лето.
Слова: лето, миска, пар, форма, белка, леска, слива, кот.
– Выполните задание 19 (аналогично).
IV. Итог урока. Рефлексия. (Регулятивные: действуют с учетом выделенных учителем ориентиров; прогнозируют результаты уровня усвоения изучаемого материала.)
Работа в печатной тетради: задание 20.
– Форма огурцы – это форма множественного числа слова огурец. В форме огурцы -ы – окончание. Правило: в окончаниях слов-названий предметов во множественном числе после ц пишется ы. Слово цыкнул – родственное слову цыц (цыкнул – сказал цыц). В словах цыпленок, цыган, цыц, цыпочки в корне слова после ц пишется ы. Эти слова надо запомнить. Следовательно, в словах цыпленок и цыкнул после ц пишется ы.
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.