Тема: НАПИСАНИЕ Ы ПОСЛЕ Ц В ОКОНЧАНИЯХ СЛОВ-НАЗВАНИЙ ПРЕДМЕТОВ

  • Разработки уроков
  • rtf
  • 18.06.2025
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

поурочная разработка по русскому языку 2 класс "Школа России"
Иконка файла материала Написание ы после ц в окончаниях слов-названий предметов.rtf

Урок 90
Тема: Написание Ы после ц
в окончаниях слов-названий предметов

Цели деятельности учителя: дать понятие «общая часть (корень)»; учить применять основное правило написания буквы и и ы после ц в корне слова; формировать умение пользоваться обратным словарем.

Планируемые результаты (предметные): научатся самостоятельно применять основное правило написания гласных после ц в корне и окончании слов; находить необходимую информацию в обратном словаре, анализировать ее содержание.

Критерии сформированности (оценки) компонентов УУД (метапредметных): регулятивные – принимают и сохраняют учебную задачу, соответствующую этапу обучения; познавательные – используют различные способы поиска, сбора, обработки, анализа, организации, передачи и интерпретации информации в соответствии с коммуникативными и познавательными задачами и технологиями учебного предмета; коммуникативные – умеют излагать свое мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий; принимают другое мнение и позицию, допускают существование различных точек зрения; личностные – осознают свои возможности в учении; способны адекватно судить о причинах своего успеха или неуспеха в учении, связывая успехи с усилиями, трудолюбием.

Сценарий урока

I. Работа над каллиграфией.

– Какие орфограммы в данных словах?

II. Актуализация опорных знаний. (Регулятивные: принимают и сохраняют учебную задачу при выполнении заданий; действуют с учетом выделенных учителем ориентиров; адекватно воспринимают оценку учителя. Коммуникативные: строят понятные речевые высказывания; формулируют и аргументируют собственное мнение.)

– Какую букву надо писать после ц в корне? Какую букву надо писать после ц в окончаниях слов-названий предметов? Прочитайте правило Летучей Мыши.

– В окончаниях слов-названий предметов после ц всегда пишется ы?

– Прочитайте, какое стихотворение сочинил Миша.

– Все ли слова (упражнение 16), выделенные цветом, стоят в форме множественного числа? (Все.)

– Какой звук вы произносите и слышите на конце этих слов? (Звук [ы].)

– Придумайте с этими словами словосочетания: слово-назва-ние признака + слово-название предмета. (Черные скворц; хорошие певц, голодные птенц; соленые огурц.)

– Выделите окончания.

III. Изучение нового материала. (Познавательные: общеучебные – осуществляют поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием учебника и словаря; логические – дополняют и расширяют имеющиеся знания и представления о правилах орфографии. Регулятивные: принимают и сохраняют учебную задачу при выполнении заданий; действуют с учетом выделенных учителем ориентиров; осуществляют итоговый и пошаговый контроль.)

– Прочитайте задание (упражнение 17). Откройте обратный словарь на букву ц. Прочитайте список слов-названий предметов.

– Поставьте слово «пловец» в форму множественного числа. (Пловец – пловцы.)

– Какой звук вы произносите на конце слова? (Звук [ы].) Какую букву напишете? (Букву ы.)

– Запишите пять слов, стоящих после слова «пловец», в форме множественного числа. А сосед – следующие пять слов в этой же форме.

– Выделите окончания. (Молодец – молодц; стрелец – стрельц; кузнец – кузнец; конец – конц; тунец – тунц; юнец – юнц; храбрец – храбрец;  дворец – дворц;  скворец – скворц;  огурец – огурц.)

– Прочитайте сочетания слов (упражнение 18). Сколько разных правил надо знать, чтобы после ц написать нужную букву? (Три правила.)

– Проверьте написание слов в каждом словосочетании. После ц пишется ы в окончаниях слов-названий предметов, стоящих во множественном числе: ресницы, голубцы, китайцы и немцы. После ц пишется и в корнях слов-названий предметов, если звук [ц] находится под ударением, например: цифры, цинковый, цитрусы, циркуль, цикл. После ц пишется ы в корнях слов-названий предметов, если это слова-исключения или родственные им слова, например цыплячий, цыкать, на цыпочках, цыганочка, цыпки.

– Прочитайте задание (упражнение 19). Откройте обратный словарь на букву а.

– Найдите группу слов на -ица.

– Запишите каждое из них в форме множественного числа.

– Выделите окончание -ы. (Девиц, певиц, львиц, медведиц, верблюдиц, таблиц, улиц.)

(Коммуникативные: участвуют в учебном диалоге; строят понятные речевые высказывания; формулируют и аргументируют собственное мнение.)

Работа в печатной тетради: задания 18, 19.

Задание 18.

– Прочитайте. Сравните звуковые схемы слова лото и слова, которое должно получиться. (Общее: четыре звука, два гласных и два согласных. Отличия: в слове лото первый звук [л] – согласный, звонкий, твердый. Во втором слове первый звук – согласный, звонкий, мягкий.)

– Назовите буквы, которые на письме обозначают гласный звук и показывают мягкость предшествующего согласного. (Это буквы-гласные: е, е, и, ю, я.) Если в слове лото изменить букву гласного звука после буквы л, то мы получим слово, которое соответствует данной звуковой схеме. Поставив после буквы л букву е, получаем слово лето.

Слова: лето, миска, пар, форма, белка, леска, слива, кот.

– Выполните задание 19 (аналогично).

IV. Итог урока. Рефлексия. (Регулятивные: действуют с учетом выделенных учителем ориентиров; прогнозируют результаты уровня усвоения изучаемого материала.)

Работа в печатной тетради: задание 20.

– Форма огурцы – это форма множественного числа слова огурец. В форме огурцы -ы – окончание. Правило: в окончаниях слов-названий предметов во множественном числе после ц пишется ы. Слово цыкнул – родственное слову цыц (цыкнул – сказал цыц). В словах цыпленок, цыган, цыц, цыпочки в корне слова после ц пишется ы. Эти слова надо запомнить. Следовательно, в словах цыпленок и цыкнул после ц пишется ы.

Посмотрите также