В последовательности введения компонентов певческого обучения видна определенная тенденция: формирование вокально-хоровых навыков как бы по спирали, то есть одновременное включение в работу почти всех элементов вокально-хоровой техники на первом этапе обучения и углубление их в последующие периоды. Последовательность и постепенность формирования вокальных и хоровых навыков выглядит так: вокальные навыки начинают формироваться с напевного звучания на основе элементарного овладения певческим дыханием.
Презентация Microsoft PowerPoint (7).pptx
Певческое дыхание
ПЕВЧЕСКОЕ ДЫХАНИЕ
Певческое дыхание
• В ПОСЛЕДОВАТЕЛЬНОСТИ ВВЕДЕНИЯ КОМПОНЕНТОВ
ПЕВЧЕСКОГО ОБУЧЕНИЯ ВИДНА ОПРЕДЕЛЕННАЯ ТЕНДЕНЦИЯ:
ФОРМИРОВАНИЕ ВОКАЛЬНО-ХОРОВЫХ НАВЫКОВ КАК БЫ ПО
СПИРАЛИ, ТО ЕСТЬ ОДНОВРЕМЕННОЕ ВКЛЮЧЕНИЕ В РАБОТУ
ПОЧТИ ВСЕХ ЭЛЕМЕНТОВ ВОКАЛЬНО-ХОРОВОЙ ТЕХНИКИ НА
ПЕРВОМ ЭТАПЕ ОБУЧЕНИЯ И УГЛУБЛЕНИЕ ИХ В ПОСЛЕДУЮЩИЕ
ПЕРИОДЫ. ПОСЛЕДОВАТЕЛЬНОСТЬ И ПОСТЕПЕННОСТЬ
ФОРМИРОВАНИЯ ВОКАЛЬНЫХ И ХОРОВЫХ НАВЫКОВ ВЫГЛЯДИТ
ТАК: ВОКАЛЬНЫЕ НАВЫКИ НАЧИНАЮТ ФОРМИРОВАТЬСЯ С
НАПЕВНОГО ЗВУЧАНИЯ НА ОСНОВЕ ЭЛЕМЕНТАРНОГО
ОВЛАДЕНИЯ ПЕВЧЕСКИМ ДЫХАНИЕМ.
Певческое дыхание
• ПЕВЧЕСКОЕ ДЫХАНИЕ ВО МНОГОМ ОТЛИЧАЕТСЯ ОТ ОБЫЧНОГО,
ФИЗИОЛОГИЧЕСКОГО. ВЫДОХ ЗНАЧИТЕЛЬНО УДЛИНЯЕТСЯ, А ВДОХ
УКОРАЧИВАЕТСЯ. ДЫХАТЕЛЬНЫЙ ПРОЦЕСС ИЗ АВТОМАТИЧЕСКОГО, НЕ
РЕГУЛИРУЕМОГО СОЗНАНИЕМ, ПЕРЕХОДИТ В ПРОИЗВОЛЬНО УПРАВЛЯЕМЫЙ,
ВОЛЕВОЙ. РАБОТА ДЫХАТЕЛЬНЫХ МЫШЦ СТАНОВИТСЯ БОЛЕЕ ИНТЕНСИВНОЙ.
• ОСНОВНОЙ ЗАДАЧЕЙ ПРОИЗВОЛЬНОГО УПРАВЛЕНИЯ ПЕВЧЕСКИМ ДЫХАНИЕМ
ЯВЛЯЕТСЯ ФОРМИРОВАНИЕ НАВЫКА ПЛАВНОГО И ЭКОНОМНОГО ВЫДОХА ВО ВРЕМЯ
ПЕНИЯ.
• В ПЕВЧЕСКОЙ ПРАКТИКЕ РАЗЛИЧАЮТ ЧЕТЫРЕ ОСНОВНЫХ ТИПА ДЫХАНИЯ:
• - КЛЮЧИЧНЫЙ ИЛИ ВЕРХНЕГРУДНОЙ, ПРИ КОТОРОМ АКТИВНО РАБОТАЮТ МЫШЦЫ
ПЛЕЧЕВОГО ПОЯСА, В РЕЗУЛЬТАТЕ ЧЕГО ПОДНИМАЮТСЯ ПЛЕЧИ. ТАКОЕ ДЫХАНИЕ
ДЛЯ ПЕНИЯ НЕПРИЕМЛЕМО;
• - ГРУДНОЙ - ВНЕШНИЕ ДЫХАТЕЛЬНЫЕ ДВИЖЕНИЯ СВОДЯТСЯ К АКТИВНЫМ
ДВИЖЕНИЯМ ГРУДНОЙ КЛЕТКИ; ДИАФРАГМА ПРИ ВДОХЕ ПОДНИМАЕТСЯ, А ЖИВОТ
ВТЯГИВАЕТСЯ;
• - БРЮШНОЙ ИЛИ ДИАФРАГМАЛЬНЫЙ,- ДЫХАНИЕ ОСУЩЕСТВЛЯЕТСЯ ЗА СЧЕТ
АКТИВНЫХ СОКРАЩЕНИЙ ДИАФРАГМЫ И МЫШЦ ЖИВОТА;
• - СМЕШАННЫЙ - ГРУДОБРЮШНОЕ ДЫХАНИЕ, ОСУЩЕСТВЛЯЕМОЕ ПРИ АКТИВНОЙ
РАБОТЕ МЫШЦ КАК ГРУДНОЙ, ТАК И БРЮШНОЙ ПОЛОСТИ, А ТАКЖЕ НИЖНЕГО
ОТДЕЛА СПИНЫ.
Певческое дыхание
• В ВОКАЛЬНОЙ ПРАКТИКЕ НАИБОЛЕЕ ЦЕЛЕСООБРАЗНЫМ СЧИТАЕТСЯ СМЕШАННЫЙ ТИП
ДЫХАНИЯ, ПРИ КОТОРОМ ДИАФРАГМА АКТИВНО УЧАСТВУЕТ В ЕГО РЕГУЛЯЦИИ И
ОБЕСПЕЧИВАЕТ ЕГО ГЛУБИНУ. ПРИ ВДОХЕ ОНА ОПУСКАЕТСЯ ВНИЗ И РАСТЯГИВАЕТСЯ
ВО ВСЕ СТОРОНЫ ПО СВОЕЙ ОКРУЖНОСТИ. В РЕЗУЛЬТАТЕ ТУЛОВИЩЕ ПЕВЦА КАК БЫ
УВЕЛИЧИВАЕТСЯ В ОБЪЕМЕ В ОБЛАСТИ ПОЯСА. НИЖНИЕ РЁБРА ГРУДНОЙ КЛЕТКИ ПРИ
ЭТОМ ОКАЗЫВАЮТСЯ СЛЕГКА РАЗДВИНУТЫМИ, А ВЕРХНИЕ ЕЁ ОТДЕЛЫ СОХРАНЯЮТ
НЕПОДВИЖНОЕ ПОЛОЖЕНИЕ. ВДОХ ПЕРЕД ПЕНИЕМ СЛЕДУЕТ БРАТЬ ДОСТАТОЧНО
АКТИВНО, НО БЕСШУМНО. ВДОХ ЧЕРЕЗ НОС СПОСОБСТВУЕТ УГЛУБЛЕНИЮ ДЫХАНИЯ.
• НАВЫК ДЫХАНИЯ В ПЕНИИ ТАКЖЕ СОСТОИТ ИЗ РЯДА ЭЛЕМЕНТОВ:
• - ПЕВЧЕСКАЯ УСТАНОВКА, ОБЕСПЕЧИВАЮЩАЯ ОПТИМАЛЬНЫЕ УСЛОВИЯ ДЛЯ РАБОТЫ
ДЫХАТЕЛЬНЫХ ОРГАНОВ;
• - ГЛУБОКИЙ, НО УМЕРЕННЫЙ ПО ОБЪЁМУ ВДОХ ПРИ ПОМОЩИ МЫШЦ ЖИВОТА И СПИНЫ
В ОБЛАСТИ ПОЯСА;
• - МОМЕНТ ЗАДЕРЖКИ ДЫХАНИЯ, В ТЕЧЕНИЕ КОТОРОГО ФИКСИРУЕТСЯ ПОЛОЖЕНИЕ
ВДОХА И ГОТОВИТСЯ АТАКА ЗВУКА НА ЗАДАННОЙ ВЫСОТЕ;
• - ПОСТЕПЕННЫЙ И ЭКОНОМНЫЙ ВЫДОХ;
• - УМЕНИЕ РАСПРЕДЕЛЯТЬ ДЫХАНИЕ НА ВСЮ МУЗЫКАЛЬНУЮ ФРАЗУ;
• - РЕГУЛИРОВАНИЕ ПОДАЧИ ДЫХАНИЯ В СВЯЗИ С ЗАДАЧЕЙ ПОСТЕПЕННОГО УСИЛЕНИЯ
ИЛИ ОСЛАБЛЕНИЯ ЗВУКА.
• ПРАВИЛЬНОЕ ПЕВЧЕСКОЕ ДЫХАНИЕ СУЩЕСТВЕННО ВЛИЯЕТ НА ЧИСТОТУ И КРАСОТУ
ЗВУКА, ВЫРАЗИТЕЛЬНОСТЬ ИСПОЛНЕНИЯ. КАК ПОКАЗАЛИ ИССЛЕДОВАНИЯ, РАЗВИТИЕ
ПЕВЧЕСКОГО ДЫХАНИЯ ЗАВИСИТ ОТ РЕПЕРТУАРА, ВОКАЛЬНЫХ УПРАЖНЕНИЙ,
ОРГАНИЗАЦИИ И ДОЗИРОВКИ ПЕВЧЕСКОГО ТРЕНАЖА.
Певческое дыхание
• НА ПЕРВОМ ГОДУ ЗАНЯТИЙ МУЗЫКАЛЬНЫЙ МАТЕРИАЛ
(КОРОТКИЕ МУЗЫКАЛЬНЫЕ ФРАЗЫ, УМЕРЕННЫЕ ТЕМПЫ) НЕ
МЕШАЕТ ВОСПИТАНИЮ НЕПРОДОЛЖИТЕЛЬНОГО И
НЕГЛУБОКОГО ДЫХАНИЯ У МАЛЕНЬКИХ ДЕТЕЙ. В
ДАЛЬНЕЙШЕМ ПОСТЕПЕННО ПРОДОЛЖИТЕЛЬНОСТЬ ВЫДОХА
УВЕЛИЧИВАЕТСЯ, ДЫХАНИЕ УКРЕПЛЯЕТСЯ. ЗАТЕМ
ПОЯВЛЯЕТСЯ ЗАДАЧА — ВЫРАБОТКА БЫСТРОГО, НО
СПОКОЙНОГО ВДОХА В ПЕСНЯХ ПОДВИЖНЫХ И МЕЖДУ
ФРАЗАМИ, НЕ РАЗДЕЛЕННЫМИ ПАУЗАМИ. ДАЛЕЕ ОТ ДЕТЕЙ
ТРЕБУЕТСЯ УМЕНИЕ РАСПРЕДЕЛЯТЬ ДЫХАНИЕ В ПЕСНЯХ
НАПЕВНОГО ХАРАКТЕРА С РАЗЛИЧНЫМИ ДИНАМИЧЕСКИМИ
ОТТЕНКАМИ И ПРИ УСИЛЕНИИ И ОСЛАБЛЕНИИ ЗВУЧНОСТИ.
ВЫРАБАТЫВАЕТСЯ ТАКЖЕ НАВЫК ЦЕПНОГО ДЫХАНИЯ. ВСЕ
УКАЗАННЫЕ ЗАДАЧИ, СВЯЗАННЫЕ С ПЕВЧЕСКИМ ДЫХАНИЕМ,
РАСПРЕДЕЛЯЮТСЯ НА ГОДЫ ОБУЧЕНИЯ С 1 ПО 8 КЛАССЫ.
Певческое дыхание
• ЦЕПНОЕ ДЫХАНИЕ - ЭТО КОЛЛЕКТИВНЫЙ НАВЫК,
КОТОРЫЙ БАЗИРУЕТСЯ НА ВОСПИТАНИИ ЧУВСТВА
АНСАМБЛЯ У ПЕВЦОВ. ОСНОВНЫЕ ПРАВИЛА ЦЕПНОГО
ДЫХАНИЯ:
• - НЕ ДЕЛАТЬ ВДОХ ОДНОВРЕМЕННО С РЯДОМ СИДЯЩИМ
СОСЕДОМ;
• - НЕ ДЕЛАТЬ ВДОХ НА СТЫКЕ МУЗЫКАЛЬНЫХ ФРАЗ, А, ПО
ВОЗМОЖНОСТИ, ВНУТРИ ДЛИННЫХ НОТ;
• - ДЫХАНИЕ БРАТЬ НЕЗАМЕТНО И БЫСТРО;
• - ВЛИВАТЬСЯ В ОБЩЕЕ ЗВУЧАНИЕ ХОРА БЕЗ ТОЛЧКА, С
МЯГКОЙ АТАКОЙ ЗВУКА, ИНТОНАЦИОННО ТОЧНО;
• - ЧУТКО ПРИСЛУШИВАТЬСЯ К ПЕНИЮ СВОИХ СОСЕДЕЙ И
ОБЩЕМУ ЗВУЧАНИЮ ХОРА.
Певческое дыхание
СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.