…Художник, так же, как поэтСюжет в себе переживаетОн оставляет в душах следХоть о последствиях не знает,Тут каждый штрих или мазокДушой художника сияетИ чем древней картины срокШедевр бесценность обретает.
Ведь то, что писано душойХраниться будет в душах вечноКак смерть не властна над строкойТворец живёт пусть бесконечно.
Шедевры пусть свои творитЧтоб Мир наш стал намного ярчеУж утро, он ещё не спитТворит, чтоб стали мы богаче.
Повещенко О.
Творчество Григория Сороки (27.11.1823-22.4.1864) - одна из самых светлых и в то же время трагических страниц истории отечественного искусства XIX века.
Григорий Васильев (Сорока) родился в деревне Покровской Вышневолоцкого уезда Тверской губернии и был «дворовым человеком» помещика Н.П. Милюкова.
Прозвище «Сорока», Григорий, вероятно, получил еще в детстве. Оно говорит о бойком, любознательном характере мальчика. Прозвище перешло в фамилию, Сорокиными стали потомки Григория.
В состав дворовых людей «Островков» крестьянин д. Покровское Григорий Сорока попал в промежуток между 1840 и весной 1842 года.
Соседом и приятелем Милюкова был Алексей Гаврилович Венецианов. Еще в начале 1820-х годов Венецианов начал брать к себе на содержание бедных мальчиков и обучать их живописи. Многие из учеников оправдали надежды учителя, составив «венециановскую школу».
Каким образом Н.П. Милюков выделил способности Григория Сороки и
отдал его в обучение А.Г. Венецианову - неизвестно. Это произошло,
вероятно, весной 1842 года.
Между Венециановым и Н.П. Милюковым была довольно интенсивная переписка, из которой можно заключить, что Милюков периодически отправлял Сороку на проживание и обучение в Сафонково. Венецианов сравнивает Сороку своими учениками. Всего за несколько месяцев обучения Сорока перерос, по словам Венецианова, мастера! Оценка учителя – свидетельство природного таланта и огромного трудолюбия Григория.
Первые известные 16 рисунков Сороки находятся в альбоме от 1842 года (хранится в Русском музее Санкт-Петербурга). Этот альбом интересен тем, что на рисунках изображены люди, которые окружали Сороку в Островках: повар, ключница, столяр, горшечник из Островков, молодая крестьянка в сарафане и др.
Первая крупная картина Сороки (из сохранившихся) «Гумно» написана в начале 1840-х годов.
По сюжету и композиции она явно перекликается с картиной Венецианова.
По воле Милюкова Сорока становится садовником. Крепостной не может заниматься только творчеством , но художник и садовник –гармоничное сочетание. Очередная картина Сороки «Вид на палисадник».
Еще одна картина Сороки – зимний пейзаж «Флигель в Островках». В 1844 году художник пишет «Кабинет в Островках» ,затем «Вид на плотину», «Рыбаки», «Вид в имении Спасское».
В эти же годы Сорока пишет портрет Венецианова. Этот портрет – самое позднее изображение Венецианова, и тем он особенно ценен для истории искусства. В апреле 1847 года Венецианов работает над большим заказом – пишет двадцать икон для иконостаса храма в Тверском пансионе для дворянского юношества. Работу предваряет подготовка эскизов, Сорока помогает учителю.
Смерть Венецианова 4 декабря 1847 года, трагически погибшего, оборвала последние надежды Сороки на освобождение из крепостной зависимости. К этому же времени относится совсем небольшой «Автопортрет» художника, написанный, скорее всего, для себя. Это единственное за всю жизнь его изображение.
Конец 1840-х гг. – наиболее плодотворный период в творчестве живописца. В Островках им написаны полотна: «Вид на озере
Молдино в усадьбе Островки», «Часовня в парке», «Вид в
Островках», а также портреты членов семьи Милюковых.
В 1852 году, в возрасте 28 лет Григорий создает семью - по меркам того времени брак очень поздний. В семье родились два сына и две дочери.
В это время основным источником существования Сороки и его семьи становится иконопись. Есть свидетельства о писании икон и расписывании стен в храмах Николо-Теребенского монастыря на реке Мологе, в с. Маковище, в с. Дубровском, в с. Поддубье.
О неплохих доходах от иконописи говорит то,
что у его семьи единственный в Покровском двухэтажный дом со светелкой, превращенной в иконописную мастерскую. Собрав вокруг себя крестьянских детей, он пытается заниматься с ними
и живописью, но развития это не получило.
Манифест об освобождении крестьян из крепостной зависимости объявили в Твери 6 марта 1861 года. Среди ярых противников освобождения крестьян – Николай Петрович Милюков. Мировые посредники зачитывали Манифесты и договоры о выкупе земли на сельских сходах. Кабальные условия выкупа земли провоцировали волнения среди крестьян.
Милюков продолжал относиться к крестьянам как к своим крепостным. Крестьяне писали жалобы, посылали в Тверь и в Санкт-Петербург ходоков. Вероятно, как человек, владеющий грамотой, Сорока писал от имени крестьянской общины прошения по инстанциям.
Н.К. Милюков в своих заметках пишет, что “Сорока явился агитатором против моего деда, которому он, конечно, не мог простить того, что он его, художника, не отпустил на волю. Была ли успешна агитация Сороки среди крестьян, я не знаю. Но, кажется, он был судим за что-то и приговорен к телесному наказанию”.
Отношения Сороки с Милюковым обострились до предела к апрелю 1864 года. Сорока писал жалобы на помещика от крестьянской общины, Милюков - на Сороку “за подстрекательства”. Неоднократно выяснение отношений происходило на сходах публично.
В ходе очередного конфликта Сороке было назначено наказание, что и привело его к самоубийству. Обстоятельства его смерти подробно зафиксированы в «Определении Вышневолоцкого Уездного Суда
11 мая 1864 года по Записке об удавившемся крестьянине деревни Покровской Григории Васильеве».
Сегодня место его захоронения утеряно, но т.к. руины храма
и остатки кладбища сохранились, его можно определить
с точностью до 50 метров. Был похоронен в селе Поддубье,
за кладбищенской оградой, так как не отпет, как самоубийца.
Наказание было наложено, но не реализовано. Однако очередной капли унижения оказалось достаточно. На момент смерти Сороке было всего
41 год! Еще можно многое успеть: долгожданная свобода от крепостной зависимости получена. Так ушел из жизни один из замечательных «воспевателей» русской жизни и природы, Григорий Сорока.
В 1914 году Н.К. Милюков впервые опубликовал заметки о Сороке.
В 1920 сотрудник Тверской губернской коллегии по делам музеев художник А.В. Скалон и передает часть картин Сороки в
Тверской краеведческий музей. В последующие годы
были собраны и остальные известные картины Сороки.
Важным этапом в открытии имени Сороки стало издание
в 1928 году альбома его рисунков и публикация в 1931 году.
Подлинное открытие Сороки, не только для специалистов,
но и для широкой общественности состоялось лишь на выставке
1974 года, показанной сначала в Ленинграде, а затем в
Калинине и Москве.
Впервые воедино были собраны картины и рисунки художника, изданы художественные каталоги, буклеты, наборы репродукций, календари, справочники.
В последующем неоднократно картины Сороки вывозились для показа за рубеж.
Сливалась с вечностью душа,Вбирая небо, реку, сушу:Художник жил - горя, спеша,На холст выплёскивая душу…
Список ,использованных материалов
Николай Архангельский История Удомельского края» https://mydomlya.ru/upload/123/pdf/book/statiy_arhangelskiy.pdf
Краеведческий альманах «Удомельская старина»
https://udomlya-starina.ru/?module=articles&action=view&id=10532
http://starina.tverlib.ru/us-331.htm
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.