Письма с фронта. Урок
Оценка 4.7

Письма с фронта. Урок

Оценка 4.7
Разработки уроков
doc
русский язык
11 кл
25.06.2017
Письма с фронта. Урок
Задача методической разработки состоит в том, чтобы продолжить знакомство с эпистолярным жанром; актуализировать имеющиеся речеведческие знания и умения, полученные на уроках развития речи; совершенствовать монологическую речь учащихся и их правописную компетенцию; воспитывать чувство патриотизма, бережного отношения к прошлому, углубить и расширить представления об эпистолярном жанре посредством знакомства с письмами времен Великой Отечественной войны.
Урок Письма с фронта.doc
МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА С. ЗНАМЕНКА МУНИЦИПАЛЬНОГО РАЙОНА БЕЛЕБЕЕВСКИЙ РАЙОН РЕСПУБЛИКИ БАШКОРТОСТАН Урок русского языка  «Письма с фронта» 11 класс Учитель русского языка и литературы  Имангулова Н.А. Цель:  углубление и расширение представлений об эпистолярном жанре  посредством знакомства с письмами времен Великой Отечественной войны. Задачи:  продолжить знакомство с эпистолярным жанром; актуализировать имеющиеся речеведческие знания и умения, полученные на  уроках развития речи; совершенствовать монологическую речь учащихся и их правописную  компетенцию; воспитывать чувство патриотизма, бережного отношения к прошлому. Оснащение: песни военных лет, письма с фронта, поэтические сборники,  толковые словари русского языка, письмо с фронта Гурьянова М. Тип урока: интегрированный  Методические приемы: рассказ учителя, аналитическая беседа,  художественное чтение. Эпиграф к уроку:   Мы верили, Что письма вновь придут С знакомою печатью на конверте. Мы знали:  Каждый дом наш – наш редут. И каждая семья сильнее смерти. Константин Бельских Ход урока Звучит песня «Журавли» Мне кажется порою, что солдаты, С кровавых не пришедшие полей, Не в землю нашу полегли когда­то, А превратились в белых журавлей. Они до сей поры с времен тех дальних Летят и подают нам голоса. Не потому ль так часто и печально Мы замолкаем, глядя в небеса? Сегодня предвечернею порою Я вижу, как в тумане журавли Летят своим определенным строем, Как по земле людьми они брели. Они летят, свершают путь свои длинный И выкликают чьи­то имена. Не потому ли с кличем журавлиным От века речь аварская сходна? Летит, летит по небу клин усталый — Мои друзья былые и родня. И в их строю есть промежуток малый — Быть может, это место для меня! Настанет день, и с журавлиной стаей Я полечу в такой же сизой мгле, На языке аварском окликая Всех вас, кого оставил на земле. Перевод Наума Гребнева 1. Запись даты, темы урока.  2. Вызов (актуализация основных речеведческих.понятий) Создание речевой ситуации ­ Какую форму речи вы выберете, чтобы сообщить информацию на дальнее  расстояние? ­ Каким типом речи вы будете пользоваться, чтобы передать какую­либо  информацию? ­ Какой стиль речи вы будете использовать? ­ В какой ситуации используют этот стиль? ­ Назовите приметы разговорного стиля. Слушаются ответы учащихся 3. Вступительное слово учителя  Умение писать письма – древнее, благородное, но, к сожалению, утраченное  нами искусство. А ведь письма сокращают расстояние, дают возможность на  несколько минут приблизить дорогого, близкого человека. Они дают  возможность состояться содержательному, взаимообогащенному диалогу.  Письма в какой­то степени формируют характер человека, потому что  в них  он сосредотачивается, сам себя познает, объясняет себя другому. Мы должны помнить о важности, значимости эпистолярного жанра. (Чтение эпиграфа). Мы верили, Что письма вновь придут С знакомою печатью на конверте. Мы знали:  Каждый дом наш – наш редут. И каждая семья сильнее смерти. Константин Бельских А поговорим мы сегодня о письмах военных лет. 4. Лексико­орфографическая работа  Но что обозначает слово эпистола, каково значение слова письмо? Имеет 4  значения, какое из них мы выберем?   (3) Эпистола (греч.) – письмо, послание Письмо – 1. Умение, навыки писать, а также само писание. 2. Система графических знаков, употребляемых для писания. 3. Бумага с написанным текстом, посылаемая кому­либо для сообщения чего­ либо. 4. Стиль, манера художественного изображения. 5. Словарная диктовка Эпистолярный жанр, адресат, отправитель, получатель, долгожданная  весточка, полевая почта, информация, обращение, здравствуйте, привет,  благодарю, до встречи. ­ Объясните словосочетание полевая почта. ­ Найдите синонимы. ­  Проведите морфемный и словообразовательный разбор слова долгожданная. Учитель: Письма бывают разные, но есть советы для написания всех писем. Мы назовём их языковые особенности. 6. Беседа: Что является неотъемлемой частью письма? (Обращение). ­ Какие слова надо употреблять в письме, чтобы установить  доброжелательный контакт? Этикетные слова (здравствуйте, спасибо, пожалуйста, до свидания и другие) ­ Какое письмо будет интереснее: с одним типом речи или со всеми? Почему? Смешение типов речи. ­ Какой стиль речи будет доминирующим? Разговорный. Но возможен и научный, и художественный.  ­ Какой элемент, на ваш взгляд, необходим в конце письма? И почему? Дата написания письма.  ­Каковы основные правила написания письма? Основные правила написания письма. Мысли должны быть хорошо продуманы и логически выстроены, тщательно  подобраны слова и фразы; Важно дать верный тон своему письму, т. е. уметь сообразоваться с возрастом; с уважением, с душевным состоянием лиц, к которым мы пишем. Писать  нужно просто, задушевно. Почерк должен быть разборчивым, аккуратным, исключающим неправильное  прочтение слова. Невежливо отправлять письма с грамматическими ошибками. Ни в коем случае нельзя писать письма карандашом – худшего проявления  невоспитанности вряд ли можно придумать. 7. Беседа с учащимися. Тема урока «Письма с фронта». Давайте перенесёмся в те далёкие годы и  вслушаемся в солдатские письма. Письма с войны… С их страниц мы слышим  голоса павших, тех, кто отдал свои жизни за нас, за то, чтобы мы жили и сделали то, что они не успели сделать. Сколько таит в себе треугольник,  сложенный солдатской рукой? Когда, где, при каких обстоятельствах попал  он в почтовый ящик? Да и в руки адресата доставлялся он не сразу – почта  военного времени нередко задерживалась… И каждая весточка с фронта – это и радость, что пришла новость о солдате, и холодящая душу тревога: “Не  случилось ли чего?”А письма из дома переносили в мирную довоенную жизнь,  согревали душу. Слова в строке бежали ровно, прямо, И вдруг сквозь них далекий образ встал. Любимая, вся как живая, мама! Солдат в десятый раз письмо читал. Заботы, беспокойства – как знакомо! Вся мама, в каждом слове и строке. Казалось: вот прижми письмо к щеке, И ощутишь тепло и запах дома… Почему письма сложены треугольником?                   О чем думал солдат, когда,  склонившись над листком бумаги, торопливо  сочинял письмо домой – родителям, жене, невесте? Конечно, не о вечности, не о том, чтобы оставить память потомкам о себе, о товарищах, о войне. Он  спешил поделиться своими радостями и горестями, бедами и победами,  спешил рассказать о солдатском своем житье. Главная его забота – успокоить  близких, сообщить, что жив ­ здоров, воюет, бьет врага, и заверить, что  вернется с победой. К теме письма обращались многие поэты и среди них Э. Асадов.  Звучит стихотворение Эдуарда Асадова «Письмо с фронта» Мама! Тебе эти строки пишу я, Тебе посылаю сыновний привет, Тебя вспоминаю, такую родную, Такую хорошую – слов даже нет! Читаешь письмо ты, а видишь мальчишку, Немного лентяя и вечно не в срок Бегущего утром с портфелем под мышкой, Свистя беззаботно, на первый урок. Грустила ты, если мне физик, бывало, Суровою двойкой дневник «украшал», Гордилась, когда я под сводами зала Стихи свои с жаром ребятам читал. Мы были беспечными, глупыми были, Мы все, что имели, не очень ценили, А поняли, может, лишь тут, на войне: Приятели, книжки, московские споры – Все – сказка, все в дымке, как снежные горы… Пусть так, возвратимся – оценим вдвойне! Сейчас передышка. Сойдясь у опушки,             Застыли орудья, как стадо слонов, И где­то по­мирному в гуще лесов, Как в детстве, мне слышится голос кукушки… За жизнь, за тебя, за родные края Иду я навстречу свинцовому ветру. И пусть между нами сейчас километры – Ты здесь, ты со мной, родная моя! В холодной ночи, под неласковым небом, Склонившись, мне тихую песню поешь И вместе со мною к далеким победам Солдатской дорогой незримо идешь. И чем бы в пути мне война не грозила, Ты  знай, я не сдамся, покуда дышу! Я знаю, что ты меня благословила, И утром, не дрогнув, я в бой ухожу! ­ О чем говорит в строках письма боец?  ­ В его письме воспоминания о далёком  беспечном детстве, о беззаботной  школьной жизни. Эти воспоминания греют душу ему, и согреют матери, когда  она прочтёт строки письма. ­ Звучит сожаление о том, как беспечно воспринимал он в мирное время всё,  что имел, и надеется, что вдвойне оценит это вернувшись, непременно  вернувшись с войны ­ Говорит о том, что в любых испытаниях с ним она – его ангел­ хранитель –  мама. Он верит в победу и это главное, что помогает выжить. Стихотворение Асадова « Письмо с фронта» ­ это не только художественно  выразительные строки, это живое свидетельство, душевный разговор о  прочувствованном, о пережитом. Война – тяжелое и жестокое испытание для души человека. Что помогало  выжить, выдержать, вступить в яростный, непримиримый бой со всем, что мешает людям жить, честно работать, верить и побеждать. Письма. Связь с  домом, уверенность, что ты защищаешь свою семью, что тебя ждут, давала  силы воевать и верить в победу. Кто был на фронте, верно, испытали, Что означают письма для бойца, Как эти письма биться заставляли В сраженьях огрубевшие сердца. Как их с волненьем люди ожидали, От них порою увлажнялся взгляд. Настанет день – придумают медали За ласковые письма для солдат!   Перед вами письмо. Это письмо с войны… Прочитаем его. Как много значили письма для тех, кто был на передовой, и для тех, кто  трудился ради победы в тылу. Об этом говорит поэт К. Симонов. Немного о поэте.  Что вы знаете о стихотворении Симонова «Жди меня» Ответы учащихся.  Популярным было стихотворение К.Симонова «Жди меня», посвящённое  любимой женщине поэта – Валентине Серовой. Судьба этого произведения  складывалась счастливо. Написанное в 1941 году, уже в феврале 1942 года,  когда под ударами советских войск гитлеровцы откатились от Москвы,  «Правда» опубликовала это стихотворение, завоевавшее вскоре сердца  читателей. Солдаты вырезали его из газет, переписывали, сидя в окопах,  заучивали наизусть и посылали в письмах женам и невестам. Его находили в  нагрудных карманах раненых и убитых.… Поэт Константин Симонов так объяснял историю создания стихотворения  “Жди меня”: “Просто, я уехал на фронт, а женщина, которую я любил, была  на Урале, в тылу. И я ей написал письмо в стихах. Потом это письмо было  напечатано в газете и стало стихотворением”. Предлагаю послушать его и ответить на вопрос: «В чем сила этого  стихотворения?» Звучит стихотворение К.Симонова «Жди меня»  Жди меня, и я  вернусь.  Только очень жди.  Жди, когда наводят  грусть  Желтые дожди,   Жди, когда снега  метут,  Жди, когда жара.  Жди, когда других  не ждут,  Позабыв вчера.  Жди, когда из  дальних мест  Писем не придет.  Жди, когда уж  надоест  Всем, кто вместе  ждет. Жди  меня, и я   вернусь.  Не желай добра  Всем, кто знает  наизусть,  Что забыть пора.  Пусть поверят сын и  мать  В то, что нет меня,  Пусть друзья устанут ждать,  Сядут у огня,  Выпьют горькое вино  На помин души…  Жди. И с ними  заодно   Выпить не спеши. Жди меня, и я  вернусь  Всем смертям назло.  Кто не ждал меня,  тот пусть   Скажет: «Повезло»  Не понять, не  ждавшим, им,  Как среди огня   Ожиданием своим   Ты спасла меня.  Как я выжил, будем  знать  Только мы с тобой, ­  Просто ты умела  ждать,  Как никто другой ­Стихотворение звучит как заклинание, как молитва. Такое ощущение  создается настойчивым повторением слов «жди меня», «жди». Автор уверен,  что именно от этой способности женщины ждать  зависит в конечном итоге  жизнь и победа. 8. Рефлексия (закрепление материала, проверка усвоения) Сегодня вы познакомились с фронтовыми письмами. Как вы думаете, каково  значение писем военных лет? ­ Фронтовые письма – это частичка нашей истории. В них сама жизнь. ­  В письмах с фронта переданы чувства, понятные и близкие каждому, в них  звучат темы мужества, патриотизма, верности. ­ Такая поэзия помогала выжить в нечеловеческих условиях, отвечала на  вечные и бесконечные жизненные вопросы. Домашнее задание: написать письмо «Письмо в 1941­й год».

Письма с фронта. Урок

Письма с фронта. Урок

Письма с фронта. Урок

Письма с фронта. Урок

Письма с фронта. Урок

Письма с фронта. Урок

Письма с фронта. Урок

Письма с фронта. Урок

Письма с фронта. Урок

Письма с фронта. Урок

Письма с фронта. Урок

Письма с фронта. Урок

Письма с фронта. Урок

Письма с фронта. Урок

Письма с фронта. Урок

Письма с фронта. Урок

Письма с фронта. Урок

Письма с фронта. Урок
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
25.06.2017