Конспект урока по русскому языку (письмо) для обучающихся 1 класса разработан по программе "Начальная школа 21 века», автор учебника Иванов С.В. (научный руководитель В.Ф. Виноградова). Содержит цели, задачи, характеристику деятельности учащихся, планируемые результаты, методы и формы работы, универсальный учебные действия.
Д а т а : 1 4 . 1 0 . 1 5
У р о к 32
Тема: П и с ь м о с т р о ч н о й б у к в ы Ы
Цели деятельности педагога :
Образовательные:
1) отработать начертание буквы ы; научить соотносить печатные и письменные гласные буквы;
сформировать в памяти зрительные образы изученных букв; способствовать развитию умения обозначать
гласные звуки буквами; способствовать развитию координации движений;
Развивающие:
2) создать условия для закрепления навыков письма, способствовать развитию образной памяти,
развитие познавательной активности учащихся, развития речи, фонематического слуха; обогащать словарный
запас, развивать умение следовать заданным вербальным инструкциям учителя; совершенствовать
мыслительные операции: анализа, синтеза, сравнения, сопоставления; развивать психические процессы:
память, мышление, воображение, восприятие, внимание, речь; мелкую моторику кистей рук; развивать
умение грамотно, логично, полно давать ответы на вопросы, уметь доказывать своё мнение;
Воспитательные:
3) создание благоприятного психологического климата для возможности раскрытия потенциала
каждого ребёнка; формирование качества аккуратности при выполнении заданий, ответственности,
любознательности; воспитание усидчивости, уверенности в своих возможностях, воспитывать положительное
отношение к письму.
Планируемые результаты обучения.
Предметные: знают поэлементный анализ и письмо строчной буквы ы, алгоритм выбора и прописывание
недостающей буквы с опорой на звуковые модели слов; умеют соблюдать правила посадки при письме;
получат возможность научиться письму строчной буквы ы.
Метапредметные (критерии сформированности/оценки компонентов универсальных учебных
действий – УУД):
П о зн а в а т е л ь н ы е : общеучебные – написание буквы по аналогии с предложенным в прописях и на доске
образцом начертания; выявление звукового состава слов; логические – осуществление анализа поэлементного
состава письменной строчной буквы ы.
Р е г у л я т ив н ы е : умеют планировать свое действие в соответствии с поставленной учебной задачей и
условиями ее реализации.
К о м м у н ик а т ив н ы е : умеют участвовать в учебном диалоге; соблюдать грамматические нормы устной
речи.
Личностные : понимают значение границ собственного знания и незнания; осознают необходимость
самосовершенствования; адекватно судят о причинах своего успеха/неуспеха в учении, связывая успехи с
собственными усилиями, трудолюбием.
Оборудование: образец написания буквы ы.
Х о д у р о к а
I. Организационный момент.
Мы услыхали от совы,
Что нету слов на букву Ы.
Е. Благинина
II. Изучение нового материала.
– Сегодня на уроке мы будем писать строчную букву ы. Что вы знаете об этой букве? На что она похожа?
– Есть слова на букву ы? –
Мы спросили у совы.
1Призадумалась сова
И переспросила: «А?».
Слух хороший у совы,
Но не знает слов на ы.
Ы нужна нам или нет –
Дайте, дети, мне ответ.
А. Евтушенко
1. Работа с образцом строчной буквы ы.
– Рассмотрите образец строчной буквы ы. Сравните печатную и письменную буквы. Одинаково или по
разному они пишутся? Почему нет заглавной буквы ы?
– Опишите направление движения руки при написании буквы ы. (Начинаем писать с верхней линии
рабочей строки. Ведем вниз; чуть не дойдя до нижней линии, закругляем вправо, продолжаем
закруглять до середины наклонной палочки. Затем пишем присоединительный элемент от середины
овала до верхней линии рабочей строки. Второй элемент – палочку с закруглением внизу – начинаем
писать от верхней линии рабочей строки. Ведем вниз; чуть не доходя до нижней линии рабочей строки,
ведем вверх вправо до середины рабочей строки.)
– Самостоятельно допишите элементы буквы ы и целиком букву ы на 1–4й строках.
2. Чтение и запись буквосочетаний.
– Прочитайте буквосочетания, записанные на следующих трех строках. (Учитель показывает образец
записи на доске, ученики пишут в прописи.)
3. Диктант по картинкам.
Учитель показывает картинки: аист, яблоко, обруч, ёлка, улитка, юла, экскаватор, енот.
– Запишите первую букву каждого слова на свободной строке. Что можете рассказать об этих буквах?
Какой гласной буквы нет среди записанных? Почему? (Нет буквы ы, так как в русском языке не бывает
слов, которые начинаются на эту букву.)
– Напишите букву ы.
Я возьму шар большой,
Подниму над головой,
Выгну спину – шарик кину.
4. Работа со схемами слов «сыр», «рыба», «ноты».
– Рассмотрите картинки. С помощью схем допишите в словах пропущенные буквы.
– Прочитайте слова. Какое слово называет множество предметов? (Ноты.)
– Измените слова «сыр» и «рыба» так, чтобы они называли несколько предметов. Сколько звуков «ы»
стало в этих словах?
5. Упражнение на внимание.
По вторникам над мостовой
Воздушный шар летал пустой.
Он тихо в воздухе парил…
Даниил Хармс
– В каждом воздушном шарике зачеркните «лишнюю» букву. (В зеленом шарике лишняя буква –
печатная ы. В желтом лишняя буква – письменная а. В синем – печатная ы или буква ь. В красном –
печатная ы или буква ю.)
26. Соотнесение печатных и письменных букв.
1) Рассмотрите буквы на следующей строке. Сформулируйте задание, которое надо выполнить. Замените
печатные буквы письменными.
2) Найдите пару каждой букве.
На доске – карточки с образцами написания заглавных и строчных письменных и печатных букв.
Ученик выходит к доске и составляет необходимую пару букв.
7. Выявление закономерности.
– Прочитайте сочетания букв на следующей строке. Допишите недостающее сочетание букв. (уы)
8. Самостоятельная работа учащихся.
– Посмотрите на только что написанные буквы и соединения букв. На пустых строчках напишите те
буквы и соединения букв, которые у вас не получились или которые вы хотели бы написать ещё лучше.
III. Итог урока.
– Какую букву научились писать? Расскажите об этой букве.
На столе у нас есть сыр –
Тот, который весь из дыр.
Ы заменим мы на О –
Сор и больше ничего
На столе увидим мы.
Вот что значит буква Ы!
Ч т е н и е б у к в и с л о в с д о с к и .
А. Евтушенко
Букву Ы мы в слове слышим,
Мышек отличим от мишек.
Ольга Красс
1) ы – ыл – … ыл (был, выл, мыл, ныл, пыл)
2 ) и – и л – … и л (бил, вил, мил, Нил, пил)
3