Конспект урока по русскому языку (письмо) для обучающихся 1 класса разработан по программе "Начальная школа 21 века», автор учебника Иванов С.В. (научный руководитель В.Ф. Виноградова). Содержит цели, задачи, характеристику деятельности учащихся, планируемые результаты, методы и формы работы, универсальный учебные действия.
Дата:23.11.18
Урок:56
Тема:
Цель урока: организовать деятельность обучающихся по изучению темы «Письмо заглавной и строчной букв Б (б)»
Задачи:
Обучающие:
Письмо заглавной и строчной букв Б (б)
1) научить писать и сформировать в памяти образ буквы Б, б; способствовать развитию умения соотносить
печатный и письменный текст;
Развивающие:
2) создать условия для развития фонематического слуха, рефлексивноаналитических способностей, умения
осознавать правильность/ошибочность своих действий; развивать умение грамотно, логично, полно давать ответы на
вопросы, уметь доказывать своё мнение; расширение кругозора и словарного запаса;
Воспитательные:
3) создание благоприятного психологического климата для возможности раскрытия потенциала каждого
ребёнка; формирование качества взаимовыручки, аккуратности при выполнении заданий, ответственности,
любознательности; воспитание усидчивости, уверенности в своих возможностях, интереса к предмету, создать
условия для развития умения самостоятельно и мотивированно организовывать свою деятельность, использовать
приобретённые знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни.
Планируемые результаты обучения.
Предметные: знают правила выполнения поэлементного анализа заглавной и строчной буквы Б, б, правила
написания букв; умеют преобразовывать печатный шрифт в письменный; дифференцировать буквы д – б; определять
ударный слог; получат возможность научиться писать и сформировать в памяти образ буквы Б, б.
Метапредметные (критерии сформированности/оценки компонентов универсальных учебных действий –
УУД):
П о з н а в а т е л ь н ы е : общеучебные – усвоение смыслоразличительных функций твердых и мягких согласных
звуков, звонких и глухих; логические – осуществление звукового анализа слов; классификация звуков по заданному
основанию; моделирование звукового состава слова.
Р е г у л я т и в н ы е : умеют принимать и сохранять учебную задачу; составлять план и последовательность работы;
удерживать внимание при выполнении необходимых действий.
К о м м у н и к а т и в н ы е : умеют участвовать в учебном диалоге; формулировать собственное мнение и позицию в
высказываниях; задавать вопросы по существу; использовать речь для регуляции своего действия; соблюдать
правильность устной речи.
Л и ч н о с т н ы е : сохраняют мотивацию к учебе; ориентируются на понимание причин успеха в практической
деятельности; выражают интерес к новому учебному материалу; осуществляют самоконтроль деятельности;
проявляют инициативу в процессе работы; обнаруживают настойчивость в преодолении трудностей при освоении
новой информации.
Тип урока: урок открытия нового знания.
Формы работы: фронтальная, индивидуальная, парная.
Методы: словесный, наглядный, практический.
Оборудование: схемы на доске, фишки разного цвета.
Х о д у р о к а
I. Вступительное слово учителя.
– Сегодня на уроке мы научимся писать заглавную и строчную буквы Б, б, которые нужны для обозначения
твердого согласного [б] и мягкого [б’] звуков в слове.
И г р а «Снежный ком».
Ученики придумывают слова с буквой б в начале слова. Игра проводится по рядам.
Бровь, бык.
1 Бровь, бык, булка.
Бровь, бык, булка, белка.
II. Изучение нового материала.
1. Работа с образцом заглавной буквы Б.
– Рассмотрите образец заглавной буквы Б. Опишите направление движения руки при написании буквы Б.
(Заглавная буква Б состоит из трех элементов. Начинаем писать чуть ниже середины широкой
вспомогательной строки. Ведем линию вниз, пересекаем верхнюю линию рабочей строки, ведем дальше вниз.
Чуть не доходя до нижней линии рабочей строки, закругляем вверх влево, поднимаемся над нижней линией
рабочей строки.
Второй элемент начинаем писать немного ниже верхней линии рабочей строки. Ведем вверх вправо округлую
линию, доводим до верхней линии рабочей строки, ведем вниз, закругляя влево; доводим до нижней линии
рабочей строки, закругляем вверх влево, чуть поднимаясь над нижней линией рабочей строки.)
С а м о с т о я т е л ь н а я р а б о т а на 1–3й строчках.
2. Чтение и запись имен собственных.
– Прочитайте слова. Что их объединяет? Запишите имена людей и клички животных.
– Запишите под диктовку предложение: У Бори кот Барсик.
– Найдите и обведите красным карандашом одинаковый элемент у букв Ю, Н, К, Б. Напишите каждую из данных
заглавных букв в соединении со строчной. (Юю, Нн, Кк, Бб.)
ДОЖДИК
Дождик, дождик, дождик, лей.
Нам с тобою веселей.
Не боимся сырости,
Только лучше вырастем.
(Учащиеся выполняют упражнения за учителем.)
3. Работа с образцом строчной буквы б.
– Рассмотрите образец строчной буквы б. Сравните заглавную и строчную письменные буквы. Одинаково или по
разному они пишутся? Опишите направление движения руки при написании буквы б. (Начинаем писать букву б чуть
ниже верхней линии рабочей строки. Ведем вверх, закругляя чуть вправо, и доводим до верхней линии рабочей
строки. Затем ведем округлую линию вниз до нижней линии рабочей строки, поднимаемся вверх вправо до
начала письма. Затем начинаем писать второй элемент: пишем вверх палочку; не доходя до середины широкой
вспомогательной строки, делаем плавный поворот вправо.)
С а м о с т о я т е л ь н а я р а б о т а на 1–3й строчках.
4. Чтение и запись слов и предложения по образцу.
5. Списывание с печатного текста.
6. Подбор слов к моделям.
Д а н ы с л о в а : булка, банка.
– Проанализируйте буквы Б – Д, б – д. Чем они похожи? Выделите в них общий элемент. Чем отличаются?
7. «Буква б или д?».
– Спишите предложение: На дубе дом белки.
III. Итог урока.
Заранее подготовленные дети разыгрывают сценку из книги А. Лопатина, М. Скребцова «Добрая азбука в
сказках, стихах и раскрасках».
– Бебе, беда, буква Б потерялась. Бусы у девочки превратились в усы, а ей усы не нужны. Болото, подари нам
БУКВЫ ВЕСЕЛОГО АЛФАВИТА
БУКВА Б
букву Б, – блеял барашек на берегу болота.
– Буква Б мне самому нужна, – булькнуло в ответ болото.
Тогда барашек побежал к бабушке и попросил у нее:
2– Бабушка, помоги. Нам буква Б нужна.
– Если я отдам свою букву Б, у девочки не будет бабушки, – сказала бабушка и вдруг охнула: – Беда, у меня
блинчики подгорают.
Бабушка успела спасти блинчики, и беда исчезла, осталась только вкусная еда. Бабушка, барашек и девочка в
блестящих бусах ели вкусные блинчики и приговаривали:
– Хорошо, что беду превратили мы в еду.
3