План анализа стихотворения:
1. Автор и название стихотворения.
2.
История создания стихотворения (когда написано, по
какому поводу, кому посвящено).
Место данного стихотворения в творчестве поэта или в ряду стихотворений на
подобную тему (с подобным мотивом, сюжетом, структурой и т.п.)
3. Тема, идея, основная мысль (о чём стихотворение). Если автор принадлежит к какой-либо литературной группировке: символист, акмеист, футурист, - то необходимо подобрать примеры, доказывающие, что перед нами произведение поэта-символиста, акмеиста или футуриста. Цитаты из текста, подтверждающие выводы.
Тема
стихотворения:
- пейзаж;
-
общественно-политическая;
-
любовная/интимная;
- философская.
Сюжет:
- есть сюжет: образы
событий (...каких именно...);
- без сюжета: образы
чувств (...).
4.
Художественные средства, с помощью которых созданы эти
образы:
Какую лексику использует автор:
- бытовую, повседневную
- литературную, книжную
- публицистическую
- архаизмы, устаревшие слова
5.
Композиция лирического произведения.
Необходимо:
- определить ведущее переживание, чувство, настроение, отразившееся в
поэтическом произведении;
- выяснить стройность композиционного построения, его подчинённость выражению
определённой мысли;
- определить лирическую ситуацию, представленную в стихотворении (конфликт
героя с собой; внутренняя несвобода героя и т.д.)
- определить жизненную ситуацию, которая, предположительно, могла вызвать это
переживание;
- выделить основные части поэтического произведения: показать их связь
(определить эмоциональный "рисунок").
Композиция стихотворения, его деление на строфы (как соотносится смысл
стихотворения и его деление на строфы).
Представляет ли каждая строфа законченную мысль или в строфе раскрывается часть
основной мысли.
Сопоставлен или противопоставлен смысл строф.
Значима ли для раскрытия идеи стихотворения последняя строфа, содержит ли
вывод.
Композиция:
размер, рифма, ритм.
Размер:
акцентный стих;
_ _' _ амфибрахий;
_ _ _' анапест;
верлибр (свободный или
белый стих);
'_ _ _ дактиль;
дольник;
'_ _ / '_ _ / '_ _ хорей
3-стопный;
_ _' / _ _' / _ _' /_ _'
ямб 4-стопный (ударение на каждом втором слоге);
Рифма:
аабб - парная;
абаб -
перекрёстная;
абба - кольцевая.
анафоры (одинаковое
начало строчек)- как бы дополнительная рифма, только в начале стиха.
переносы (значение
переносимого слова подчёркивается, на нём делается смысловой акцент).
6.
Поэтическая лексика.
Необходимо выяснить активность использования отдельных групп слов
общеупотребительной лексики - антонимов, архаизмов, неологизмов, омонимов,
синонимов.
- выяснить меру близости поэтического языка с разговорным;
- определить своеобразие и активность использования тропов.
Тропы
- слова и обороты, которые употребляются не в прямом, а в образном, переносном
значении:
- аллегория - иносказательное
изображение абстрактного понятия/явления через конкретные образы и
предметы;
- гипербола -
художественное преувеличение;
- ирония - скрытая
насмешка;
- литота - художественное
преуменьшение;
- метафора - скрытое
сравнение, построенное на похожести/контрасте явлений, в котором слова
"как", "словно" - отсутствуют;
- олицетворение -
например: куст, который разговаривает, думает, чувствует;
- паралеллизм;
- сравнение;
- эпитет - художественное
определение.
7.
Стилистические фигуры:
Поэтический синтаксис (синтаксические приёмы или фигуры поэтической речи)
- антитеза/противопоставление;
- градация - например: светлый - бледный - едва заметный;
- инверсия - необычный порядок слов в предложении с очевидным нарушением
синтаксической конструкции;
- повторы/рефрен;
- риторический вопрос, обращение - повышают внимание читателя и не требуют
ответа;
- умолчание - незаконченное, неожиданно оборванное предложение, в котором мысль
высказана не полностью, читатель додумывает её сам.
8.
Поэтическая фонетика:
Использование звукоподражаний, звукозаписи - звуковых повторов, создающих
своеобразный звуковой "рисунок" речи.
- аллитерация - повторение одинаковых согласных;
- анафора - единоначатие, повторение слова или группы слов в начале нескольких
фраз или строф;
- ассонанс - повторение гласных;
- эпифора - противоположна анафоре - повторение одинаковых слов в конце
нескольких фраз или строф.
9.
Образ лирического героя, авторское "Я".
- сам автор,
- рассказ от лица персонажа,
- автор играет какую-то роль.
10. Литературное направление: романтизм, реализм, сюрреализм, символизм, акмеизм, сентиментализм, авангардизм, футуризм, модернизм и т.д.
11. Жанр: эпиграмма (сатирический портрет), эпитафия (посмертное), элегия (грустное стихотворение, чаще всего о любви), ода, поэма, баллада, роман в стихах, песня, сонет и т.д.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.