Межпредметные связи в изучении предмета "Музыка"
Оценка 4.9

Межпредметные связи в изучении предмета "Музыка"

Оценка 4.9
docx
05.04.2022
Межпредметные связи в изучении предмета "Музыка"
Музыка и межпредметные связи в изучении курса.docx

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Межпредметные связи в изучении предмета «Музыка»

 

 

 

 

 

 

Подготовила учитель музыки

ЧОУ-СОШ «Новый путь»

Прилепина А.С.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2022


 

«Учение – это труд, полный активности и мысли»

К. Д. Ушинский

 

Федеральные государственные образовательные стандарты и современная система образования ставят перед школой основную задачу – качественное обучение каждого ученика на основе системно-деятельностного подхода. Это означает необходимость активного участия школьников в образовательном процессе, позволяющего ему самостоятельно приобретать новые знания в ходе учебного процесса, углублять их.

Обучение нельзя представить без наличия активности обучающегося, без его «работы навстречу».

Модернизация содержания образования, обновление методов и средств обучения являются основой новых педагогических поисков. Поскольку учебные предметы строятся в логике конкретных наук, и все они в той или иной степени связаны друг с другом, возникает необходимость установления межпредметных связей.

Всестороннее исследование проблемы межпредметных связей имеет принципиально важное значение как для развития научных, теоретических основ педагогики, так и для практической деятельности учителей.

Что же такое межпредметные связи или интеграция?

Интегра́ция (от лат. integratio — «восстановление», «восполнение», «соединение») — процесс объединения частей в целое. 

Интеграция в обучении:

- во-первых, это создание у школьников целостного представления об окружающем мире (здесь интеграция рассматривается как цель обучения);

- во-вторых, это нахождение общей платформы сближения предметных знаний (здесь интеграция - средство обучения).

Уровни интеграции

Внутрипредметная– интеграция понятий, знаний, умений и т.п. внутри отдельных учебных предметов.

Межпредметная– синтез фактов, понятий, принципов и т.д. двух и более дисциплин.

Транспредметная– синтез компонентов основного и дополнительного содержания образования.

Интегрированный урок – это  специально организованный урок, цель которого может быть достигнута лишь при объединении знаний из разных предметов, направленный на рассмотрение и решение какой-либо проблемы, позволяющий добиться целостного, синтезированного восприятия учащимися исследуемого вопроса, гармонично сочетающий в себе методы различных наук, имеющий практическую направленность.

Преимущества интегрированных уроков

-              Учащиеся получают глубокие разносторонние знания об объектах изучения, используя информацию из различных предметов, по-новому осмысливают события, явления.

-              Материал усваивается глубже, поскольку установлены связи между процессами и явлениями.

-              Знания приобретают осознанность, гибкость.

-              Активизация познавательной творческой деятельности учащихся, развитие познавательного интереса через проблемное обучение.

-              Вовлечение учащихся в самостоятельную практическую деятельность.

-              Развитие исследовательских навыков и умения.

-              Формирование у учащихся современных представлений о целостности и развитии природы.

-              Формирование системного мышления и глубокое осознанное усвоение понятий.

-              Уроки по форме нестандартные и увлекательные. Они снимают утомляемость, перенапряжение учащихся за счет переключений на разнообразные виды деятельности.

-              Повышается качество знаний учащихся.

 

Признаки интегрированного урока

ü специально организованный урок,

ü цель специфическая (объединённая);

ü широкое использование знаний из разных дисциплин, т. е. углублённое осуществление межпредметных связей;

ü большая информативная ёмкость учебного материала, используемого на уроке;

ü предельная четкость, компактность, логичность, сжатость интегрируемых предметов на каждом этапе урока.

 

Методика интегрированного урока

Первый этап - подготовительный: планирование, организация творческой группы, конструирование содержания урока, репетиция.

Второй этап подготовки и проведения урока – исполнительский. Цель этого этапа – вызвать интерес учащихся к теме урока, к его содержанию.

В заключительной части урока необходимо:

1. обобщить всё сказанное на уроке;

2. подвести итог рассуждениям учеников;

3. сформулировать чёткие выводы.

Третий этап – рефлексивный. Проводится анализ урока, необходимо учесть все его достоинства и недостатки.

 

Планирование и организация интегрированных уроков

Важно правильно определить главную цель интегрированного урока; из содержания предметов берутся только те сведения, которые необходимы для реализации цели; требуется тщательное определение оптимальной нагрузки по различным видам деятельности учащихся на уроке; при проведении интегрированного урока учителями (ведущими разные предметы) требуется тщательная координация действий.

 

Условия для проведения ИУ

ü правильное определение объекта изучения, тщательный отбор содержания урока;

ü высокие профессиональные качества педагогов, обеспечивающие творческое сотрудничество учителей и учащихся при подготовке урока;

ü включение самообразования учащихся в учебный процесс;

ü использование методов проблемного обучения, активизация мыслительной деятельности учащихся на всех этапах урока;

ü продуманное сочетание индивидуальных и групповых форм работы;

ü обязательный учет возрастных психологических особенностей обучающихся.

 

Музыкальное искусство является по своей природе интердисциплинарным, объединяющим знания об интонационном наполнении речи, литературы и поэзии; изобразительных возможностях музыкального искусства; о его взаимосвязи с хореографией; ассимиляции «прекрасного» и «доброго»; психологических и физиологических особенностях восприятия; происхождении и физических свойствах звука; математических пропорциях и логике; геометрических симметрии и соразмерности; о географическом расположении государств и народов, их населяющих, с характерной для них музыкальной культурой.

Давайте рассмотрим, как и в каких направлениях (темах) мы можем применить интеграцию.

1.     Музыка и физкультура

В начальной школе, особенно в первых классах, неотъемлемой частью урока должны быть физ. минутки. И, конечно, на уроках музыки они становятся танцами и играми.

2.     Музыка и изобразительное искусство

Многие лирические сочинения Чайковского и Рахманинова заставляют вспомнить русскую природу, картины русских художников-пейзажистов. Можно не сомневаться, что учащиеся вспомнят о пейзажах Левитана или Саврасова, но этого никогда не случится при слушании музыки Бетховена или Хачатуряна.

Если, на пример, показать ученикам репродукции картин Мане «Флейтист», Караваджо «Лютнист», Грекова «Трубачи Первой Конной армии» и др. Можно, не колеблясь, сказать, что не найдется среди них ни одного, кто сказал бы, что эти картины «не звучат», что они безмолвны. Более того, можно с большой долей вероятности утверждать, что, глядя на эти картины, всматриваясь и «вслушиваясь» в них, дети услышат своим внутренним слухом звучание инструментов и даже смогут рассказать о характере исполняемой музыки.

3.     Музыка, история и география.

В процессе ознакомления учащихся с музыкальной культурой народов ближнего зарубежья рекомендуется использовать знания, получаемые школьниками на уроках географии и истории.

4.     Музыка и литература.

Приучая школьников работать с книгами о музыке, музыкальными справочниками, журналами, полезно опираться на их умения пользоваться справочными материалами, полученные на уроках русского языка и литературы, - умение собирать и систематизировать материал.
При изучении темы "День, полный событий" 4 класс привлекаются знания, полученные учащимися на уроках литературы: начальные сведения об образности художественной литературы, понятия "художественный образ", "тема и идея произведения"; понятие о диалоге и монологе, о литературном герое; портрет литературного героя. В данной теме произведения А.С.Пушкина мы рассматриваем в гармонии с музыкальными произведениями.

5.     Музыка и математика

На отдельных уроках возможно даже обращение к математике. Как иначе объяснить учащимся, что значит половинная, четвертная или восьмая длительности? Можно привести пример, как разделить целое яблоко на двоих, на троих и на четверых человек.

Да и какую бы тему на уроках мы не преподаем учащимся, ни один урок не обходится без применения межпредметных связей. Главное, чтобы при подготовке своих уроков каждый учитель подходил творчески. Очень часто нужна консультация других учителей – предметников. И если учитель будет стремиться обогатить свои знания из других областей, то тогда уроки музыки в общеобразовательной школе будут интересными, поучительными, эстетическими и нравственными.


 

Межпредметные связи в изучении предмета «Музыка»

Межпредметные связи в изучении предмета «Музыка»

Учение – это труд, полный активности и мысли»

Учение – это труд, полный активности и мысли»

Преимущества интегрированных уроков -

Преимущества интегрированных уроков -

Третий этап – рефлексивный . Проводится анализ урока, необходимо учесть все его достоинства и недостатки

Третий этап – рефлексивный . Проводится анализ урока, необходимо учесть все его достоинства и недостатки

Если, на пример, показать ученикам репродукции картин

Если, на пример, показать ученикам репродукции картин
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
05.04.2022