Учет каналов восприятия в процессе обучения слушания и понимания музыкального искусства как средство развития познавательного интереса.
Оценка 4.7

Учет каналов восприятия в процессе обучения слушания и понимания музыкального искусства как средство развития познавательного интереса.

Оценка 4.7
docx
05.04.2022
Учет каналов восприятия в процессе обучения слушания и понимания  музыкального искусства как средство развития познавательного интереса.
Обучение.docx

Учет каналов восприятия в процессе обучения слушания и понимания  музыкального искусства как средство развития познавательного интереса.

Только величайшее искусство — музыка — способно коснуться глубин души.

Максим Горький

 

Известный факт, что музыка оказывает огромнейшее влияние на нашу жизнь, на состояние души, именно об этом и говорит Максим Горький.

На уроках музыки мы не только знакомим учащихся с композиторами и их произведениями, но и учим слушать и понимать музыку. Сегодня я бы хотела поговорить о психофизических особенностях восприятия информации детей и как это может помочь нам научить детей слушать,понимать и чувствовать музыку.

Обучение – весьма сложный процесс.Мы по-разному воспринимаем одну и ту же информацию, которая приходит в одно время и от одного и того же источника.

Процесс восприятия и усвоения информации напрямую зависит от ведущего канала восприятия.У КАЖДОГО ЧЕЛОВЕКА СВОЯ ТОЧКА ДОСТУПА!По-научному такой вход называется репрезентативная система (или модальность), в которой человек обрабатывает поступающую информацию! Для людей характерно наличие четырех каналов, по которым они познают мир: Аудиалы, Визуалы, Кинестеты, Дигиталы или Дискреты

 

Характеристики по каналам:

Ребёнок-визуал

1. Хорошо собирает по образцу (картинка готового варианта и прочее).
2. Очень наблюдателен, заметит любую мелочь: крошку на полу, пятнышко на одежде и т. д.
3. Хорошо складывает пазлы.
4. Ему очень нравится раскрашивать.
5. Хорошо запоминает то, что видит.
6. Важно опрятно выглядеть.
7. Любит смотреть картинки во время чтения книжки.
8. Редко начинает говорить первым, чаще просто отвечает, когда спрашивают.
9. При общении всегда смотрит в глаза.
10. Легко успокоить, отвлечь, показав что-то интересное.

Ребёнок-аудиал

1. Любит общаться, много разговаривает.
2. Любит слушать музыку, аудиосказки.
3. Любит слушать книжки, наличие картинок неважно.
4. Чётко и быстро выполняет устные инструкции.
5. Когда играет один, разговаривает, проговаривает сюжет, постоянно «бурчит» что-то себе под нос.
6. Ему нравится самому придумывать игры.
7. Очень хорошо развито звукоподражание.
8. Очень часто первым начинает разговаривать, «затрагивает» к общению.
9. Нравится общаться с более старшими по возрасту детьми и взрослыми, а не с ровесниками.
10. Очень любит рифмованные рассказы (стихи).

Ребёнок-кинестетик

1. Не любит слушать книжки, убегает, трудно удерживать внимание во время чтения.
2. Любит подвижные игры.
3. Редко сидит спокойно.
4. Любит «обнимашки».
5. Любит всё пробовать на ощупь, на вкус.
6. Любит танцевать, слушая музыку.
7. Сильно нажимает на карандаш, фломастер, кисточку и т. п.
8. Часто имеет неопрятный вид.
9. При общении любит дотрагиваться до собеседника, до его одежды, аксессуаров.
10. В одежде любит мягкие, приятные ткани. Протестует при попытках надеть колючую шерстяную одежду.

 

Безусловно, любой человек в своей жизни, и ребёнок в том числе, использует самые разные каналы восприятия. Он может быть по своей природе визуалом, и это не значит, что другие органы чувств у него практически не работают. Их можно и нужно развивать. Чем больше каналов открыто для восприятия информации, тем эффективнее развиваются творческие способности обучающихся. Психологи считают, что за счёт понимания типа восприятия своих учеников, можно увеличить качество и скорость обучения. Существует несколько методов, как определить визуала, аудиала, кинестетика и дигитала. Это наблюдения за детьми, психологические тесты.

Рекомендации по обучению каждого типа восприятия информации:

Рекомендации для Визуала

·         Обучайтесь самостоятельно, а не в группах. Большинство визуалов учится намного эффективнее наедине с собой.

·         Делайте карточки для запоминания новых слов, понятий, формул и т.п. На одной стороне напишите понятие, а на другой - его значение, объяснение и применение.

·         Когда видите новую информацию, обязательно записывайте в специальную тетрадь, при этом группируя по смыслу. Записывание помогает запомнить информацию.

·         Когда Вы слышите новое слово, попробуйте мысленно представить картинку, которую обозначает это слово, и буквы, из которых оно состоит.

·         Записывайте новые понятия в файл на компьютере и используйте его, чтобы повторять слова. Используйте специальные программы для запоминания новых слов.

·         Для того чтобы развить свои аудиальные способности, когда Вы слушаете запись, имейте при себе текст этой записи. При первом прослушивании незнакомого текста параллельно читайте про себя этот текст из книги, учебника или другого источника. Второй раз просто слушайте.

·         Иногда поступайте наоборот, то есть первый раз просто прослушивайте запись и только при втором прослушивании прибегайте к помощи текста.

·         Используйте визуальные словари, энциклопедии и т.п.

·         Выделяйте цветом важные слова, которые Вам встречаются в тексте или учебнике, новые правила и т.п.

·         Чтобы запомнить новые слова, Вы можете рисовать соответствующие им картинки, на обратное стороне которых можно написать их значение.

·         Делайте пометки в тетради, когда слушаете объяснение новых правил и другую полезную информацию.

·         Рисуйте таблицы, графики, которые помогут Вам сгруппировать и запомнить новую информацию.

·         Читайте книги и журналы настолько много, насколько это возможно.

·         Если Вы занимаетесь в группе с преподавателем, садитесь за первую парту, записывайте важную информацию с доски.

 

Рекомендации для Аудиала

·         Старайтесь найти того, с кем Вы будете учить материал. Это может быть друг, преподаватель, одноклассник.

·         Постоянно повторяйте новые слова, понятия,формулы, произнося их громко вслух.

·         Слушайте радио, телевизионные передачи, аудио-подкасты, подходящие для Вашихцелей. Если необходимо, прослушивайте одну и ту же запись несколько раз.

·         Читайте вслух учебники, конспекты.

·         Для того чтобы улучшить Ваши навыки чтения и письма, слушайте запись, параллельно читая текст. Делайте это упражнение периодически.

·         После прочтения книги обсудите с кем-нибудь то, что Вы прочитали. Если Вы один, перескажите содержание книги вслух.

·         Посещайте разговорные группы и другие мероприятия, где обсуждают нужную тему..

·         Пойте песни на нужную тему.

·         Задавайте вопросы и участвуйте в дискуссиях.

·         Во время процесса обучения старайтесь избегать звуковых раздражителей (фоновая музыка, шум).

·         Слушайте аудиокниги, пока занимаетесь чем-то другим (например, во время занятий споротом, уборки).

·         Используйте компьютерные программы для запоминания.

 

Рекомендации для Кинестетика

·         Когда Вы учите новые понятия, старайтесь производить соответствующее действие или касаться соответствующих предметов. Если это невозможно, пытайтесь нарисовать то, что обозначает новое понятие.

·         Делайте перерывы во время занятий, чередуйте разноплановые упражнения.

·         Занимайтесь в том положении, которое Вам удобно. Рабочее место - это необязательно стол и стул. Если Вам удобнее заниматься лежа, почему бы и нет?

·         Когда читаете, попробуйте держать книгу в руках, а не на столе.

·         Повторяйте материал во время прогулок или занятий спортом - слушайте аудио, вспоминайте тексты и т.д.

·         Если Вы занимаетесь в группе, садитесь ближе к преподавателю и активно участвуйте в уроке, чтобы быстро не заскучать.

·         Если во время лекции Вам трудно сосредоточиться, запишите ее на диктофон и прослушайте во время прогулки или пробежки.

·         Для самопроверки используйте тесты.

·         Когда Вы учите новые понятия, напишите их несколько раз или напечатайте на компьютере.

·         Используйте интерактивные методы обучения.

·         Посещайте форумы, мероприятия по Вашим интересам.

·         Давайте другим инструкции по теме.

·         Разыгрывайте сценки, играйте в ролевые игры.

·         Во время чтения книг делайте пометки.

 

 

Используем полученные данные на практике.

Давайте рассмотрим фрагмент урока по теме «П.И. Чайковский «Детский альбом»: «Утренняя молитва», «Марш деревянных солдатиков», «Болезнь куклы», «Жаворонок» (произведения для прослушивания выбираем яркие по своему характеру).

Подобранные задания направлены на каждый канал восприятия – кинестетики манипулируют с карточками, визуалы видят яркие цвета, картинки. Самая благодарная публика – аудиалы. 

Цель урока: Приобщить детей к творчеству П.И.Чайковского. Результат урока – создание художественного музыкального альбома.

1.      На столах у детей по одной карточке (случайный выбор), иллюстрирующей произведение, которое будет прослушиваться на уроке.

2.      Перед прослушиванием учитель дает задание: Прослушайте произведение, определите характер, поднимите ту картинку, которая подходит к данному произведению и объясните свой выбор.

3.      Определите (выберите), какие цвета подходят для раскрашивания страничек музыкального альбома.

4.      Какое произведение вам понравилось больше всего? Какую страничку альбома будете раскрашивать?

5.      Дети раскрашивают выбранные картинки под музыку «Альбома».

 

Вывод: Учет сенсорный особенностей учеников, владение приемами воздействия на зрительный, аудиальный и кинестетический канал восприятия позволяет учителю избежать многих трудностей при обучении, помогает заложить более прочную базу знаний и значительно повысить эффективность учебного процесса.
Спасибо за внимание!

 

 

 


 

Учет каналов восприятия в процессе обучения слушания и понимания музыкального искусства как средство развития познавательного интереса

Учет каналов восприятия в процессе обучения слушания и понимания музыкального искусства как средство развития познавательного интереса

Нравится общаться с более старшими по возрасту детьми и взрослыми, а не с ровесниками

Нравится общаться с более старшими по возрасту детьми и взрослыми, а не с ровесниками

Делайте пометки в тетради, когда слушаете объяснение новых правил и другую полезную информацию

Делайте пометки в тетради, когда слушаете объяснение новых правил и другую полезную информацию

Используем полученные данные на практике

Используем полученные данные на практике
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
05.04.2022