План-конспект беседы «Мир без конфронтаций: учимся решать конфликты»
Оценка 4.9

План-конспект беседы «Мир без конфронтаций: учимся решать конфликты»

Оценка 4.9
docx
08.03.2024
План-конспект беседы «Мир без конфронтаций: учимся решать конфликты»
конфронтация.docx

План-конспект беседы «Мир без конфронтаций: учимся решать конфликты»

Цель: Формирование конфликтной компетентности учащихся.

Задачи:

1.   определить понятия “конфликтная ситуация” и “конфликт”;

2.   рассмотреть функции конфликта в обществе и его структуру;

3.   на конкретных примерах рассмотреть модели поведения личности в конфликтных ситуациях.

Основные понятия: конфликтология, конфликтная ситуация, конфликт, инцидент, толерантность.

Учащиеся садятся по группам.

Психолог. Конфликт – это столкновение отдельных людей или социальных групп, выражающих различные, а нередко и противоположные цели, интересы и взгляды. Для возникновения конфликта необходима конфликтная ситуация. Конфликтная ситуация – это наличие противоречивых позиций, разногласий сторон по какому-либо поводу. Это могут быть различные цели интересы и желания либо различные способы их достижения. Но далеко не каждая ситуация ведет к конфликту. Должен быть инцидент. Инцидент – это стечение обстоятельств, являющихся поводом для начала непосредственного столкновения сторон

(Учащиеся знакомятся с основными понятиями.) 

И даже в этом случае конфликт еще можно предотвратить, так как все зависит от того, как личность воспринимает и оценивает эту ситуацию. Если личность оценивает эту ситуацию как конфликтную, то она становится реальной. Происходит конфликтное взаимодействие. Конфликт начинает жить своей жизнью. Действия конфликтующих сторон “подгоняются” под конфликтную ситуацию, втягиваются новые силы и способы конфронтации. Начинается эскалация конфликта. Последний этап – это спад конфликта и его разрешение. В зависимости от способов разрешения оно может быть конструктивным и деструктивным.

МОДЕЛЬ КОНФЛИКТА.

hello_html_12118ca1.gif

Психолог. Прошу вас обратить внимание на два момента. Во-первых, очень многое зависит от позиции самого человека. Именно он определяет ситуацию как обычную или как конфликтную для себя. На каком еще этапе ход конфликтной ситуации зависит от самого человека? Совершенно верно, на этапе разрешения конфликта. Человек сам принимает решение о том, как будет эту ситуацию разрешать. Во-вторых, вероятность разрешения конфликта на разных его этапах развития различная. Как вы думаете, на каком этапе она наибольшая? Правильно, в фазе возникновения разногласий. В этом случае вероятность разрешения конфликта – 92%. При конфликтном взаимодействии она равняется 46%, при эскалации конфликта всего лишь 5% и на этапе разрешения – 20%. Стоит задуматься над тем, как научиться “отлавливать” конфликты еще до их начала! Хотелось бы, чтобы вы понимали, что конфликты, это необходимое явление социальной жизни. Если они существуют, то, значит, выполняют какие-то важные функции в жизни человека и общества. Причем эти функции могут быть как позитивные, так и негативные. Предлагаем вам дополнить схему “Функции конфликта”. Учащиеся дополняют схему и проверяют ее. (Схема может быть воспроизведена на доске или на экране). 

ФУНКЦИИ КОНФЛИКТА

По данным социологического опроса, проведенного психологом в нашей школе, причинами конфликтов чаще всего являются: 1) неумение людей общаться, 2) разница в интеллектуальном уровне, 3) расовые и национальные различия. Если вторая и третья причина объективна, то неумение людей общаться – это тот субъективный фактор, который человек всегда может восполнить. Практически психологи предлагают нам использовать в конфликтных ситуациях следующий алгоритм действия. 

АЛГОРИТМ ДЕЙСТВИЯ В КОНФЛИКТНОЙ СИТУАЦИИ.

1.   Выделить суть проблемы.

2.   Увидеть ее со стороны.

3.   Поставить себя на место другого человека.

4.   Найти конструктивное решение проблемы.

Далее рассматриваются конкретные жизненные ситуации, которые предлагают учащиеся, и с точки зрения полученных новых знаний проанализировать пути выхода из них.

Предлагаются любые типичные конфликтные ситуации.

Завершается работа над схемой «Модель конфликта». (Учащиеся под руководством психолога дополняют схему, отмечают в ней пути разрешения конфликта.

РАЗРЕШЕНИЕ КОНФЛИКТА.

Уступка

Компромисс

Сотрудничество

Осознание позиций сторон

1.   Угрозы, насилие

2.   Грубость, унижение

3.   Переход на личности

4.   Уход от решения проблемы

5.   Разрыв отношений

Психолог. Как видите, путей выхода из конфликта множество. Так что, если вы не заметили, как попали в сложную ситуацию, грозящую выйти из-под контроля, вам придется применить все свое обаяние, интеллект и умение общаться, чтобы выйти из конфликта с наименьшими потерями. Здесь вы можете проявить творчество и придумать новые способы нейтрализации конфликтов.

На доске демонстрируется схема “Взаимосвязь способов разрешения конфликтов и отношений”.

 

ВЗАИМОСВЯЗЬ СПОСОБОВ РАЗРЕШЕНИЯ КОНФЛИКТА И ОТНОШЕНИЙ.

hello_html_m18f8996c.gif

Обратите внимание, что от вас самих зависят ваши отношения с окружающими, а значит и ваше настроение.



Упражнение«SORRY,КОНФЛИКТА НЕ БУДЕТ»

Отработать прием, который помогает избежать конфликта из-за пустяка.
 

Содержание

Перед началом упражнения тренер рассказывает участникам о том, что многих конфликтов можно избежать, если вовремя остановиться. Так, например, в нашей культуре, для того чтобы не доводить дело до конфликта, принято извиняться. Один человек берет на себя роль виновного и просит извинения, а второй отвечает ему: «Ничего страшного». Англичане поступают еще проще, они не выясняют, кто был виноват, — извиняются обе стороны. Например, если в магазине кто-то нечаянно задел кого-то и попросил извинения: «I’m sorry», он услышит в ответ: «I’m sorry». Первое «I’m sorry» означает: «Простите, что я задел вас», второе «I’m sorry» — «Простите, что я встал на дороге в тот момент, когда вы проходили». Если же кто-то умышленно задевает другого, потому что у него плохое настроение, он снова услышит в ответ «Sorry», что означает: «Извините, но конфликта не будет» или «Я очень сожалею, что у вас плохое настроение, но мне совсем не хочется ругаться с вами».
Выполняя данное упражнение, участникам предстоит действовать в соответствии с правилами английского этикета. По команде тренера все начинают свободно перемещаться по аудитории, стараясь не задевать друг друга. По определенному сигналу (например, звук колокольчика), каждый участник находит себе пару и ладонью, локтем или плечом легонько дотрагивается до плеча партнера. Оба участника пары извиняются любым способом: «Sorry», «Извините, пожалуйста», «Простите», «Сожалею о случившемся» или на любом другом языке в любой другой форме. После этого участники приветливо машут друг другу рукой и пары меняются. По следующему сигналу ведущего участники снова перемещаются по аудитории, стараясь не задевать друг друга. 

Обсуждение

Участники рассказывают о своих чувствах и о том, как и в каких жизненных ситуациях можно использовать данный прием. Как правило, участники замечают, что можно не произносить вслух слова: «Извините, конфликта не будет», а просто вспомнить их и вовремя остановиться, если, конечно, речь идет о незначительной для человека ситуации и конфликт, который мог бы разгореться, никому не нужен.
Далее тренер просит участников смоделировать ситуации в общении с родителями, в которых применение данного приема было бы эффективно и целесообразно. 

Методические рекомендации

Смысл данного упражнения заключается не в том, чтобы не выяснять, кто прав, кто виноват, а в том, чтобы продемонстрировать свою вежливость, и варианты ответов: «Ах, что вы. Это я вас задела», «Нет, нет, это вы меня извините», «Ну что вы, какой пустяк, это вы простите меня» — в данном случае неприемлемы. Поэтому до начала игры можно предупредить участников об этом. Если кто-то из участников считает, что нет смысла извиняться в ситуации, в которой ты не виноват, можно напомнить старую поговорку: «В любом конфликте виноват тот, кто умнее». Мы извиняемся не потому, что сделали что-то не так, а потому, что мы выше конфликтов, которые происходят из-за пустяков, потому что мы уверены в своем поведении. Мы извинились или высказали свое сожаление о том, что случилось, и забыли. Мы сделали все, чтобы избежать конфликта, который нам не нужен. Мы остались в хорошем настроении, потому что держали себя на высоте.

Обсуждение.

* Что нового для себя вы узнали сегодня?

* Изменилось ли ваше мнение о конфликте?

 http://xn--80ailgo6c.xn--p1ai/index.php/643-volonterskoe-dvizhenie-волонтерское дв(картошка)

 http://xn--80ailgo6c.xn--p1ai/index.php/1783-profilakticheskie-meropriyatiya круглый стол

http://xn--80ailgo6c.xn--p1ai/index.php/1801-vystavka-monet-marok-znachkov выставка марок и значков

http://xn--80ailgo6c.xn--p1ai/index.php/1508-doklad


 

Скачано с www.znanio.ru

План-конспект беседы «Мир без конфронтаций: учимся решать конфликты»

План-конспект беседы «Мир без конфронтаций: учимся решать конфликты»

Совершенно верно, на этапе разрешения конфликта

Совершенно верно, на этапе разрешения конфликта

Уход от решения проблемы 2.

Уход от решения проблемы 2.

По определенному сигналу (например, звук колокольчика), каждый участник находит себе пару и ладонью, локтем или плечом легонько дотрагивается до плеча партнера

По определенному сигналу (например, звук колокольчика), каждый участник находит себе пару и ладонью, локтем или плечом легонько дотрагивается до плеча партнера

http://xn--80ailgo6c.xn--p1ai/index.php/1801-vystavka-monet-marok-znachkov выставка марок и значков http://xn--80ailgo6c.xn--p1ai/index.php/1508-doklad

http://xn--80ailgo6c.xn--p1ai/index.php/1801-vystavka-monet-marok-znachkov выставка марок и значков http://xn--80ailgo6c.xn--p1ai/index.php/1508-doklad
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
08.03.2024