План-конспект открытого урока по литературе для 2 курса . Тема урока: «КАК ПРЕКРАСНА ЗЕМЛЯ, И НА НЕЙ ЧЕЛОВЕК!».
Оценка 4.8

План-конспект открытого урока по литературе для 2 курса . Тема урока: «КАК ПРЕКРАСНА ЗЕМЛЯ, И НА НЕЙ ЧЕЛОВЕК!».

Оценка 4.8
docx
04.07.2021
План-конспект открытого урока по литературе для 2 курса . Тема урока:  «КАК ПРЕКРАСНА ЗЕМЛЯ, И НА НЕЙ ЧЕЛОВЕК!».
КОНСПЕКТ лит 10клАИ.docx

                        МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

                              «КАЛИНСКАЯ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА»            

                       

 

                                                                      План-конспект

открытого урока по литературе для 2 курса

Дата:25.12.2019г

Тема урока:

 

«КАК ПРЕКРАСНА ЗЕМЛЯ, И НА НЕЙ ЧЕЛОВЕК!».

 

 

            Подготовил  и провел преподаватель русского языка и литературы,

Алиева Лейла  Чигалиевна..

Директор ГБПОУ РД «Аграрный  колледж»

Сулейманова Маркизат Мусаибовна__________________.

_______________________________

                                                    2019г                                                        

                              КОНСПЕКТ «ОТКРЫТОГО» УРОКА ЛИТЕРАТУРЫ  ДЛЯ 2 КУРСА.

«КАК ПРЕКРАСНА ЗЕМЛЯ, И НА НЕЙ ЧЕЛОВЕК!»

Подготовил учитель русского языка и литературы,

 Алиева Лейла  Чигалиевна

Тема: Как прекрасна земля, и на ней человек! По роману Б.Васильева

                                        «Не стреляйте в белых лебедей».

Дата:25.12.2019

Учащихся-15

Тип урока: комбинированный

Метод ведения урока: исследовательский, проблемный

Форма организации познавательной деятельности: индивидуальная,

фронтальная

Оборудование: презентация, компьютер, проектор, экран, оформление стенда

«Человек и природа неразделимы»

Цели урока:

образовательные: показать предчувствие писателя, предвидевшего экологическую

катастрофу, пагубность потребительского отношения человека к природе, обучить

ведению дискуссии, развитию умения использования литературоведческих терминов,

обучение монологическому аргументированному ответу, развитие критического

мышления.

развивающие: развивать навыки целостного анализа художественного

произведения; умение самостоятельно мыслить, рассуждать, аргументировать свою

позицию; развивать коммуникативную культуру, навыки публичного выступления;

познавательный интерес к предмету через лингвистическую, языковую,

коммуникативную, культуроведческую компетенции различными средствами и

способами.

воспитательные: воспитывать интерес к нравственным и общечеловеческим

ценностям, экологическое воспитание учащихся, и бережное отношение к природе.

Эпиграф:

Человека не может не занимать природа,

он связан с нею тысячью неразрывных нитей; он сын ее.

(И.С.Тургенев)

Ход урока.

1.Организационный момент.

Учитель:

Добрый день и добрый час! Рада видеть вас сейчас! 2017 год объявлен в России

годом экологии. Сегодня в обществе много говорят о нарушении экологического

равновесия в природе. В результате развития промышленности, научно-технической

революции наметилась напряженность в отношениях человека и природы, углубившаяся

до опасных пределов. Но мне представляется, что «нарушение равновесия» наметилось и

в душах людей, и опустошение душ происходит незаметно Современный человек все

больше и больше утрачивает связи с окружающим миром.

Нельзя быть равнодушным к природе. Хочется, чтобы сегодня разговор взволновал

и убедил вас бережно относиться к окружающей природе, помнить, что человек-часть

природы, и от него зависит состояние окружающей среды. Чтобы каждый осознал свою

личную ответственность за судьбу природы, чтобы не было тех, кто остался бы

равнодушным к проблеме нашего общества. И поможет обсудить проблемные вопросы

бережного отношения человека к природе роман Б.Васильева «Не стреляйте в белых

лебедей».

2.Художественное восприятие романа Б.Васильева «Не стреляйте в белых

лебедей»

Вопросы:

1.Какое впечатление на вас произвел роман «Не стреляйте в белых лебедей?»

2.Кто из героев вас понравился?

3.Над какими вопросами размышляет автор?

(Учащиеся перечисляют темы романа. Роман «Не стреляйте в белых лебедей»

посвящен актуальнейшей проблеме - взаимоотношению человека и природы,

противостоянию добра (в романе эту мысль выражает Е.Полушкин и зла( в романе эту

мысль выражает- Федор Бурьянов.)

Учитель: Хотелось бы познакомиться поближе с краткой автобиографией Бориса

Васильева. Рассказ учащихся о биографии и творчестве писателя. (Индивидуальная

работа).

1 ученик:

ВАСИЛЬЕВ БОРИС ЛЬВОВИЧ. Родился писатель земли Русской в Смоленске,21

мая в 1924 году. Родители его были дворянами, отец – офицер, служивший в Царской, а

затем в Красной Армии. Когда началась война, Борис Васильев пошел добровольцем на

фронт после окончания 9 класса, служил в истребительном батальоне, затем в десантных

войсках. В 1943, после контузии, направлен был в Военную академию бронетанковых и

механизированных войск. Окончил ее в 1948, работал на Урале. Печатается с 1954года.

Мать — из известной семьи народников, участвовавших в организации кружка

«чайковцев» и «фурьеристских» коммун в Америке. В 1954 году он понял, что призвание

его – литература, уволился из армии и стал писать.

Истинный успех пришел к Васильеву после публикации повести «А зори здесь

тихие» в1969 году, а Государственной премией СССР был награжден в 1975 году.

Основная тема его творчества – это несовместимость естественного человеческого, и

милосердного начала и трагизм неизбежной гибели благородных и бескорыстных душ в

столкновении с жестокостью и несправедливостью.

2 ученик: История создания романа. Роман «Не стреляйте в белых лебедей» был

создан Б.Васильевым в 1973 году, в этом же году был опубликован в журнале» Юность».В

1980 году на киностудии «Мосфильм» создали фильм. Б.Васильев создал цельный и

бескорыстный образ Егора Полушкина, который стоит в одном ряду с традиционными

образами в русской литературе, героями Ф.М.Достоевского и В.М.Шукшина, «святыми»

чудаками, гибнущий в борьбе с браконьерами, покушающимися в корыстных целях на

жизнь природы. Б. Васильев выражает мысль о ложности и опасности насильственного

вторжения человека в естественный и прекрасный ход бытия.

Учитель: Почему Б.Васильева в 1973 году интересовала тема жестокого обращения

человека к природе и материального обогащения за её счёт?

Ответы учащихся:

Б.Васильев пишет с душевной болью о взаимоотношениях человека и природы .

Его роман «Не стреляйте в белых лебедей» - произведение о современной жизни.

Главные герои противопоставлены друг другу: те, кто понимает и любит природу, и те,

кто жестоко и безжалостно к ней относится. Главный герой Егор Полушкин, тесно связан

с природой, при виде того, как уничтожаются ее богатства, страдает всей душой.

Учитель:

Действие повести сопряжено с жизнью природы, которая не только является фоном

и местом действия, но и становится своеобразным героем произведения. И лес, и река, и

Чёрное озеро, и деревенские собаки, и даже засохшее дерево, превращённое стараниями

главного героя повести Егора Полушкина в скульптуру, — всё это активно участвует в

движении сюжета и в выявлении человеческих чувств.

Именно отношение к природе разделяет персонажей произведения на два лагеря:

на тех, кто понимает, любит, бережет её, кто охраняет и созидает красоту природы, и на

тех, кто способен лишь обогащаться за счет природы, убивать животных, бездумно и

безжалостно уничтожать всё на своём пути. ради эгоистической личной выгоды.

Учитель: А теперь, ребята, давайте на анализе прочитанного романа посмотрим,

какие образы создал Б.Васильев, чтобы показать читателю и чувство заботы человека и

любви к природе, и варварское отношение к ней. В центре повести образ Егора

Полушкина. Странным он казался для людей, не понимали его окружающие, часто ругали,

даже били друзья - шабашники за излишнюю, на их взгляд, честность и порядочность. Но

он ни на кого не обижался.

3. Осмысление художественного текста. Учащиеся работают по группам. У

каждой группы индивидуальное задание.

- Представьте результаты вашего исследования.

1 группа ребят работает над вопросом: «Егор Полушкин – победитель над злом.»

- Каким изображен Егор Полушкин в романе?

- Как он относится к семье, к работе, к людям?

- Почему его назвали «бедоносцем»?

(Справку дает ученик, обратившись к словарю Даля: полушка – в старину медная

монета в четверть копейки)

-Имя Егор означает – победитель. Егор – победитель над злом. Так ли это?

Подтвердите примерами из текста.

Как вы понимаете его слова: «Поступать надо не с прицелом, не для одобрения

свыше, а как велит совесть»?

(Выступления учащихся. Ответ ученика :Егор Полушкин принадлежит к числу

людей, которые обладают даром испытывать радость от труда. Что бы ни делал Егор, где

бы он ни работал — плотником в строительной бригаде, на лодочной ли станции или

позднее лесником — он всегда трудится, «как сердце велело».

Трудится он с сознанием огромной ответственности за дело. Труд, по его

убеждению, «на радость людям производится». Мастер — золотые руки, умелец,

которыми богата наша земля, Егор Полушкин любое дело хочет сделать так, «чтобы не

маялась совесть».

2 группа ребят работает над вопросом: «Бережное отношение Егора Полушкина к

природе»

Вопросы:

-Какие эпизоды романа доказывают, что Егор Полушкин бережно относится к

природе и проявляет душевную чуткость к природе? (Учащиеся приводят примеры о

прорытой траншее, о сожженном муравейнике, о порядке в лесу, о приобретении

лебедей).

-Какие поступки героя доказывают, что он бескорыстно заботится об окружающей

его природе?

-О чем была произнесена речь Егора в Москве?

-Какими поступками Егор Полушкин вырабатывает культуру бережного

отношения человека к природе у читателя?

Ответы учащихся: «Он поступал не по соображениям ума, а так, как велела

совесть», — не раз скажет о нём автор.

Труженик и созидатель, Егор не только влюблён в природу, но сердцем понимает

кровную нерасторжимость с нею. Его тревожат всё обостряющиеся противоречия между

человеком и природой: «Сиротиночки мы: с землёй-матушкой в разладе, с лесом-

батюшкой в ссоре, с речкой-сестричкой в разлуке горькой. И стоять не на чем, и

прислониться не к чему», — приводят ученики цитату из текста.

3 группа ребят работает над вопросом: «Федор Бурьянов - лесник, основательный

хозяин, разрушитель». Обращение к презентации

-Как Федор Бурьянов исполнял должность лесничего?

-Докажите эпизодами из текста, что он основательный хозяин?

-Какие эпизоды из текста доказывают, что материальные блага для него значат

выше нравственных?

-Почему Б.Васильев считает этого героя разрушителем?

Ответы учащихся: Он — лесник, человек основательный, трезвый, хозяин. «И

держал себя в соответствии, и рублю, и слову цену знал». Главное в его натуре —

хищничество. Пользуясь своей должностью, он ворует заповедный лес, браконьерствует

на озере, возами возит для продажи лыко, беспощадно губит лес. Нажива — его страсть,

он подчинил ей всю жизнь. Фёдор всегда и во всём — разрушитель.

4 группа ребят работает над вопросом: «Варварское отношение Федора Бурьянова

к природе?»

- Какие эпизоды доказывают, что Федор Бурьянов использует природные богатства

для личной наживы?

- При каких обстоятельствах Федора Бурьянова увольняют с должности лесничего?

Ответы учащихся: Ф.Бурьянов- хозяин жизни, рублю и слову цену знает. Он

показал туристам рыбное место, перебросил их за 10 километров на берег Черного озера,

за это получил деньги. А ведь эта зона была запретная, охранная. Б.Васильев в этом

образе показал, что люди не выполняют своих должностных обязанностей, используют

служебное положение для материального достатка лишь бы деньги шли. Стремясь к

наживе, обогащению, Федор черствеет душой, становится равнодушным к работе,

природе, людям. Васильев предупреждают: равнодушные люди опасны, они жестоки.

Уничтожая природу, лес, изводя тоннами рыбу, убивая самых прекрасных птиц-лебедей,

Бурьянов недалек от того, чтобы поднять руку на человека. Что он и сделал в конце

повести. В душе Бурьянова не оказалось места для добра, любви к людям, к природе.

Духовая, эмоциональная неразвитость является одной из причин варварского отношения к

природе. Человек, губящий природу, губит, прежде всего, себя, калечит жизнь близким.

Учитель: Ребята, как вы думаете, почему автор использует противопоставление в

создании героев? Е.Полушкин - Ф.Бурьянов, человек- природа? Как называется такой

прием в литературе?

Ответ учащихся: Антитеза - композиционный прием произведения -

противопоставление . Б.Васильев высказывает мысль, что личность человека

преображается через слово ,искусство. В отношении к природе проявляется для писателя

внутренняя духовная сущность человека, его героев. Писатель бережно относился к

природе, верил в ее мощь, был убежден, что человек - часть природы, а не ее хозяин и

всегда помнил о своем родстве с миром природы.

Учитель: Смысл жизни родителей – это их дети. Б.Васильев показал на примере

детей: Егора Полушкина-Кольки и Федора Бурьянова -Вовки, что на формирование

характера, воспитание и отношении к жизни большую роль играют родители.

-Какими чертами характера наделён Колька Полушкин, а какими - Вовка Бурьянов?

-«Чистоглазиком» звали Кольку, сына Егора Полушкина. Есть ли в нем отцовские

черты? Как они в нем проявляются?

- Как повторится характер Федора Ипатыча в его сыне – Вовке? Что оставят после

себя Егор Полушкин и Федор Бурьянов (Ответы учащихся )

5 группа ребят работает над вопросом: «Егор Полушкин- трагический образ»

-Как вы думаете, кто из героев продолжит его дело?

Учитель: Ребята, как вы думаете, почему именно в образе Е.Полушкина запечатлен

призыв Б.Васильева»: Как прекрасна Земля, и на ней человек!»

Ответы учащихся. Учитель читает вступление к роману. Обращение к слайду.

Когда я вхожу в лес, я слышу Егорову жизнь. В хлопотливом лепете осинников, в

сосновых вздохах, в тяжелом взмахе еловых лап. И я ищу Егора. Я нахожу его в июньском

краснолесье — неутомимого и неунывающего. Я встречаю его в осенней мокряди —

серьезного и взъерошенного. Я жду его в морозной тишине — задумчивого и светлого. Я

вижу его в весеннем цветении — терпеливого и нетерпеливого одновременно. И всегда

поражаюсь, каким же он был разным — разным для людей и разным для себя. И разной

была его жизнь — жизнь для себя и жизнь для людей. А может быть, все жизни разные?

Разные для себя и разные для людей? Только всегда ли есть сумма в этих разностях?

Представляясь или являясь разными, всегда ли мы едины в своем существе? Егор был

единым, потому что всегда оставался самим собой. Он не умел и не пытался казаться

иным — ни лучше, ни хуже. И поступал не по соображениям ума, не с прицелом, не для

одобрения свыше, а так, как велела совесть.

Учитель: Как вы понимаете заглавие романа «Не стреляйте в белых лебедей» ?

Ответы учащихся: Образы лебедей не случайно возникают в произведении и даже

вынесены автором в его название. Этот образ имеет богатую традицию поэтических и

историко-мифологических интерпретаций. В античной мифологии лебедь выступал

символом поэта; эта птица была посвящена Аполлону, покровителю искусств. В русской

литературе он присутствует в поэзии Г. Державина («Лебедь»), В. Жуковского

(«Царскосельский лебедь»), в лицейском цикле Пушкина, в лирике Анненского

(«Микулич»), Н.Гумилёва («Памяти Анненского») и других поэтов.

Встраивая своё произведение в эту литературную традицию, Васильев

подчёркивает поэтическую натуру, нравственную силу главного героя — человека,

наделённого тонким чувством прекрасного, хранителя и защитника природы.

Учитель:

- Чем интересен роман для читателя сегодня?

- Изменилось ли отношение человека к природе в нашем обществе?

4.Творческая работа. Учащиеся пишут сочинение – миниатюру по группам.

1 гр - Почему человек должен видеть в природе прекрасное и чувствовать

ответственность за нее?

2гр -Почему тема жестокого обращения с природой особенно актуальна в наши

дни?

3 гр - Как вы понимаете слова Ф.М.Достоевского :»Кто не любит природу, тот не

любит Родину?

Учитель: Как вы понимаете слова учительницы о Егоре Полушкине? «Он куда

более интеллигентнее, чем некто с 3 дипломами»?

Что значит, человек высокой культуры? Достаточно ли для этого быть

образованным, много знающим, умным?

5.Релаксация: Звучит музыка «Живые звуки природы». Обобщение по теме урока.

Учитель читает: Если человек хочет сохранить Землю и всех живущих на ней, он

обязан бережно, ответственно относиться к природе. Помнить, что все живое имеет душу.

Русская классическая литература создала образ природы, который всегда очеловечен,

наделен чувствами и душой. Природа ранима и терпелива, кратка и величественна.

Ученик читает четверостишие Е.Евтушенко:

«Берегите эти земли, эти воды

Даже малую былиночку любя

Берегите всех зверей внутри природы,

Убивайте лишь зверей внутри себя!»

Учитель: К чему призывает Евгений Александрович Евтушенко читателя? Повесть

«Не стреляйте белых лебедей»- это удивительная книга о красоте человеческой души, об

умении чувствовать красоту природы, понимать ее, отдавать все лучшее, что есть в

человеке, природе - матери, ничего не требуя взамен, лишь любуясь и радуясь чудесному

облику природы.

6.Подведение итогов. Объявление оценок.

7.Домашнее задание: Если бы вам предложили написать письмо депутатам, каким

бы было ваше обращение.

Список используемой литературы:

1.Б.Васильев «Не стреляйте в белых лебедей» сайт электронной книги.

http://ofap.ru/pisatel/368/book/25273/vasilev_boris_lvovich/ne_strelyayte_v_belyih_lebedey


 

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ

КОНСПЕКТ «ОТКРЫТОГО» УРОКА ЛИТЕРАТУРЫ

КОНСПЕКТ «ОТКРЫТОГО» УРОКА ЛИТЕРАТУРЫ

Но мне представляется, что «нарушение равновесия» наметилось и в душах людей, и опустошение душ происходит незаметно

Но мне представляется, что «нарушение равновесия» наметилось и в душах людей, и опустошение душ происходит незаметно

История создания романа. Роман «Не стреляйте в белых лебедей» был создан

История создания романа. Роман «Не стреляйте в белых лебедей» был создан

Егор Полушкин – победитель над злом

Егор Полушкин – победитель над злом

Почему Б.Васильев считает этого героя разрушителем?

Почему Б.Васильев считает этого героя разрушителем?

Как повторится характер Федора

Как повторится характер Федора

Что значит, человек высокой культуры?

Что значит, человек высокой культуры?
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
04.07.2021