План-конспект открытого урока по литературе для 2 курса . Тема урока: «КАК ПРЕКРАСНА ЗЕМЛЯ, И НА НЕЙ ЧЕЛОВЕК!».

  • docx
  • 04.07.2021
Публикация в СМИ для учителей

Публикация в СМИ для учителей

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Иконка файла материала КОНСПЕКТ лит 10клАИ.docx

                        МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

                              «КАЛИНСКАЯ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА»            

                       

 

                                                                      План-конспект

открытого урока по литературе для 2 курса

Дата:25.12.2019г

Тема урока:

 

«КАК ПРЕКРАСНА ЗЕМЛЯ, И НА НЕЙ ЧЕЛОВЕК!».

 

 

            Подготовил  и провел преподаватель русского языка и литературы,

Алиева Лейла  Чигалиевна..

Директор ГБПОУ РД «Аграрный  колледж»

Сулейманова Маркизат Мусаибовна__________________.

_______________________________

                                                    2019г                                                        

                              КОНСПЕКТ «ОТКРЫТОГО» УРОКА ЛИТЕРАТУРЫ  ДЛЯ 2 КУРСА.

«КАК ПРЕКРАСНА ЗЕМЛЯ, И НА НЕЙ ЧЕЛОВЕК!»

Подготовил учитель русского языка и литературы,

 Алиева Лейла  Чигалиевна

Тема: Как прекрасна земля, и на ней человек! По роману Б.Васильева

                                        «Не стреляйте в белых лебедей».

Дата:25.12.2019

Учащихся-15

Тип урока: комбинированный

Метод ведения урока: исследовательский, проблемный

Форма организации познавательной деятельности: индивидуальная,

фронтальная

Оборудование: презентация, компьютер, проектор, экран, оформление стенда

«Человек и природа неразделимы»

Цели урока:

образовательные: показать предчувствие писателя, предвидевшего экологическую

катастрофу, пагубность потребительского отношения человека к природе, обучить

ведению дискуссии, развитию умения использования литературоведческих терминов,

обучение монологическому аргументированному ответу, развитие критического

мышления.

развивающие: развивать навыки целостного анализа художественного

произведения; умение самостоятельно мыслить, рассуждать, аргументировать свою

позицию; развивать коммуникативную культуру, навыки публичного выступления;

познавательный интерес к предмету через лингвистическую, языковую,

коммуникативную, культуроведческую компетенции различными средствами и

способами.

воспитательные: воспитывать интерес к нравственным и общечеловеческим

ценностям, экологическое воспитание учащихся, и бережное отношение к природе.

Эпиграф:

Человека не может не занимать природа,

он связан с нею тысячью неразрывных нитей; он сын ее.

(И.С.Тургенев)

Ход урока.

1.Организационный момент.

Учитель:

Добрый день и добрый час! Рада видеть вас сейчас! 2017 год объявлен в России

годом экологии. Сегодня в обществе много говорят о нарушении экологического

равновесия в природе. В результате развития промышленности, научно-технической

революции наметилась напряженность в отношениях человека и природы, углубившаяся

до опасных пределов. Но мне представляется, что «нарушение равновесия» наметилось и

в душах людей, и опустошение душ происходит незаметно Современный человек все

больше и больше утрачивает связи с окружающим миром.

Нельзя быть равнодушным к природе. Хочется, чтобы сегодня разговор взволновал

и убедил вас бережно относиться к окружающей природе, помнить, что человек-часть

природы, и от него зависит состояние окружающей среды. Чтобы каждый осознал свою

личную ответственность за судьбу природы, чтобы не было тех, кто остался бы

равнодушным к проблеме нашего общества. И поможет обсудить проблемные вопросы

бережного отношения человека к природе роман Б.Васильева «Не стреляйте в белых

лебедей».

2.Художественное восприятие романа Б.Васильева «Не стреляйте в белых

лебедей»

Вопросы:

1.Какое впечатление на вас произвел роман «Не стреляйте в белых лебедей?»

2.Кто из героев вас понравился?

3.Над какими вопросами размышляет автор?

(Учащиеся перечисляют темы романа. Роман «Не стреляйте в белых лебедей»

посвящен актуальнейшей проблеме - взаимоотношению человека и природы,

противостоянию добра (в романе эту мысль выражает Е.Полушкин и зла( в романе эту

мысль выражает- Федор Бурьянов.)

Учитель: Хотелось бы познакомиться поближе с краткой автобиографией Бориса

Васильева. Рассказ учащихся о биографии и творчестве писателя. (Индивидуальная

работа).

1 ученик:

ВАСИЛЬЕВ БОРИС ЛЬВОВИЧ. Родился писатель земли Русской в Смоленске,21

мая в 1924 году. Родители его были дворянами, отец – офицер, служивший в Царской, а

затем в Красной Армии. Когда началась война, Борис Васильев пошел добровольцем на

фронт после окончания 9 класса, служил в истребительном батальоне, затем в десантных

войсках. В 1943, после контузии, направлен был в Военную академию бронетанковых и

механизированных войск. Окончил ее в 1948, работал на Урале. Печатается с 1954года.

Мать — из известной семьи народников, участвовавших в организации кружка

«чайковцев» и «фурьеристских» коммун в Америке. В 1954 году он понял, что призвание

его – литература, уволился из армии и стал писать.

Истинный успех пришел к Васильеву после публикации повести «А зори здесь

тихие» в1969 году, а Государственной премией СССР был награжден в 1975 году.

Основная тема его творчества – это несовместимость естественного человеческого, и

милосердного начала и трагизм неизбежной гибели благородных и бескорыстных душ в

столкновении с жестокостью и несправедливостью.

2 ученик: История создания романа. Роман «Не стреляйте в белых лебедей» был

создан Б.Васильевым в 1973 году, в этом же году был опубликован в журнале» Юность».В

1980 году на киностудии «Мосфильм» создали фильм. Б.Васильев создал цельный и

бескорыстный образ Егора Полушкина, который стоит в одном ряду с традиционными

образами в русской литературе, героями Ф.М.Достоевского и В.М.Шукшина, «святыми»

чудаками, гибнущий в борьбе с браконьерами, покушающимися в корыстных целях на

жизнь природы. Б. Васильев выражает мысль о ложности и опасности насильственного

вторжения человека в естественный и прекрасный ход бытия.

Учитель: Почему Б.Васильева в 1973 году интересовала тема жестокого обращения

человека к природе и материального обогащения за её счёт?

Ответы учащихся:

Б.Васильев пишет с душевной болью о взаимоотношениях человека и природы .

Его роман «Не стреляйте в белых лебедей» - произведение о современной жизни.

Главные герои противопоставлены друг другу: те, кто понимает и любит природу, и те,

кто жестоко и безжалостно к ней относится. Главный герой Егор Полушкин, тесно связан

с природой, при виде того, как уничтожаются ее богатства, страдает всей душой.

Учитель:

Действие повести сопряжено с жизнью природы, которая не только является фоном

и местом действия, но и становится своеобразным героем произведения. И лес, и река, и

Чёрное озеро, и деревенские собаки, и даже засохшее дерево, превращённое стараниями

главного героя повести Егора Полушкина в скульптуру, — всё это активно участвует в

движении сюжета и в выявлении человеческих чувств.

Именно отношение к природе разделяет персонажей произведения на два лагеря:

на тех, кто понимает, любит, бережет её, кто охраняет и созидает красоту природы, и на

тех, кто способен лишь обогащаться за счет природы, убивать животных, бездумно и

безжалостно уничтожать всё на своём пути. ради эгоистической личной выгоды.

Учитель: А теперь, ребята, давайте на анализе прочитанного романа посмотрим,

какие образы создал Б.Васильев, чтобы показать читателю и чувство заботы человека и

любви к природе, и варварское отношение к ней. В центре повести образ Егора

Полушкина. Странным он казался для людей, не понимали его окружающие, часто ругали,

даже били друзья - шабашники за излишнюю, на их взгляд, честность и порядочность. Но

он ни на кого не обижался.

3. Осмысление художественного текста. Учащиеся работают по группам. У

каждой группы индивидуальное задание.

- Представьте результаты вашего исследования.

1 группа ребят работает над вопросом: «Егор Полушкин – победитель над злом.»

- Каким изображен Егор Полушкин в романе?

- Как он относится к семье, к работе, к людям?

- Почему его назвали «бедоносцем»?

(Справку дает ученик, обратившись к словарю Даля: полушка – в старину медная

монета в четверть копейки)

-Имя Егор означает – победитель. Егор – победитель над злом. Так ли это?

Подтвердите примерами из текста.

Как вы понимаете его слова: «Поступать надо не с прицелом, не для одобрения

свыше, а как велит совесть»?

(Выступления учащихся. Ответ ученика :Егор Полушкин принадлежит к числу

людей, которые обладают даром испытывать радость от труда. Что бы ни делал Егор, где

бы он ни работал — плотником в строительной бригаде, на лодочной ли станции или

позднее лесником — он всегда трудится, «как сердце велело».

Трудится он с сознанием огромной ответственности за дело. Труд, по его

убеждению, «на радость людям производится». Мастер — золотые руки, умелец,

которыми богата наша земля, Егор Полушкин любое дело хочет сделать так, «чтобы не

маялась совесть».

2 группа ребят работает над вопросом: «Бережное отношение Егора Полушкина к

природе»

Вопросы:

-Какие эпизоды романа доказывают, что Егор Полушкин бережно относится к

природе и проявляет душевную чуткость к природе? (Учащиеся приводят примеры о

прорытой траншее, о сожженном муравейнике, о порядке в лесу, о приобретении

лебедей).

-Какие поступки героя доказывают, что он бескорыстно заботится об окружающей

его природе?

-О чем была произнесена речь Егора в Москве?

-Какими поступками Егор Полушкин вырабатывает культуру бережного

отношения человека к природе у читателя?

Ответы учащихся: «Он поступал не по соображениям ума, а так, как велела

совесть», — не раз скажет о нём автор.

Труженик и созидатель, Егор не только влюблён в природу, но сердцем понимает

кровную нерасторжимость с нею. Его тревожат всё обостряющиеся противоречия между

человеком и природой: «Сиротиночки мы: с землёй-матушкой в разладе, с лесом-

батюшкой в ссоре, с речкой-сестричкой в разлуке горькой. И стоять не на чем, и

прислониться не к чему», — приводят ученики цитату из текста.

3 группа ребят работает над вопросом: «Федор Бурьянов - лесник, основательный

хозяин, разрушитель». Обращение к презентации

-Как Федор Бурьянов исполнял должность лесничего?

-Докажите эпизодами из текста, что он основательный хозяин?

-Какие эпизоды из текста доказывают, что материальные блага для него значат

выше нравственных?

-Почему Б.Васильев считает этого героя разрушителем?

Ответы учащихся: Он — лесник, человек основательный, трезвый, хозяин. «И

держал себя в соответствии, и рублю, и слову цену знал». Главное в его натуре —

хищничество. Пользуясь своей должностью, он ворует заповедный лес, браконьерствует

на озере, возами возит для продажи лыко, беспощадно губит лес. Нажива — его страсть,

он подчинил ей всю жизнь. Фёдор всегда и во всём — разрушитель.

4 группа ребят работает над вопросом: «Варварское отношение Федора Бурьянова

к природе?»

- Какие эпизоды доказывают, что Федор Бурьянов использует природные богатства

для личной наживы?

- При каких обстоятельствах Федора Бурьянова увольняют с должности лесничего?

Ответы учащихся: Ф.Бурьянов- хозяин жизни, рублю и слову цену знает. Он

показал туристам рыбное место, перебросил их за 10 километров на берег Черного озера,

за это получил деньги. А ведь эта зона была запретная, охранная. Б.Васильев в этом

образе показал, что люди не выполняют своих должностных обязанностей, используют

служебное положение для материального достатка лишь бы деньги шли. Стремясь к

наживе, обогащению, Федор черствеет душой, становится равнодушным к работе,

природе, людям. Васильев предупреждают: равнодушные люди опасны, они жестоки.

Уничтожая природу, лес, изводя тоннами рыбу, убивая самых прекрасных птиц-лебедей,

Бурьянов недалек от того, чтобы поднять руку на человека. Что он и сделал в конце

повести. В душе Бурьянова не оказалось места для добра, любви к людям, к природе.

Духовая, эмоциональная неразвитость является одной из причин варварского отношения к

природе. Человек, губящий природу, губит, прежде всего, себя, калечит жизнь близким.

Учитель: Ребята, как вы думаете, почему автор использует противопоставление в

создании героев? Е.Полушкин - Ф.Бурьянов, человек- природа? Как называется такой

прием в литературе?

Ответ учащихся: Антитеза - композиционный прием произведения -

противопоставление . Б.Васильев высказывает мысль, что личность человека

преображается через слово ,искусство. В отношении к природе проявляется для писателя

внутренняя духовная сущность человека, его героев. Писатель бережно относился к

природе, верил в ее мощь, был убежден, что человек - часть природы, а не ее хозяин и

всегда помнил о своем родстве с миром природы.

Учитель: Смысл жизни родителей – это их дети. Б.Васильев показал на примере

детей: Егора Полушкина-Кольки и Федора Бурьянова -Вовки, что на формирование

характера, воспитание и отношении к жизни большую роль играют родители.

-Какими чертами характера наделён Колька Полушкин, а какими - Вовка Бурьянов?

-«Чистоглазиком» звали Кольку, сына Егора Полушкина. Есть ли в нем отцовские

черты? Как они в нем проявляются?

- Как повторится характер Федора Ипатыча в его сыне – Вовке? Что оставят после

себя Егор Полушкин и Федор Бурьянов (Ответы учащихся )

5 группа ребят работает над вопросом: «Егор Полушкин- трагический образ»

-Как вы думаете, кто из героев продолжит его дело?

Учитель: Ребята, как вы думаете, почему именно в образе Е.Полушкина запечатлен

призыв Б.Васильева»: Как прекрасна Земля, и на ней человек!»

Ответы учащихся. Учитель читает вступление к роману. Обращение к слайду.

Когда я вхожу в лес, я слышу Егорову жизнь. В хлопотливом лепете осинников, в

сосновых вздохах, в тяжелом взмахе еловых лап. И я ищу Егора. Я нахожу его в июньском

краснолесье — неутомимого и неунывающего. Я встречаю его в осенней мокряди —

серьезного и взъерошенного. Я жду его в морозной тишине — задумчивого и светлого. Я

вижу его в весеннем цветении — терпеливого и нетерпеливого одновременно. И всегда

поражаюсь, каким же он был разным — разным для людей и разным для себя. И разной

была его жизнь — жизнь для себя и жизнь для людей. А может быть, все жизни разные?

Разные для себя и разные для людей? Только всегда ли есть сумма в этих разностях?

Представляясь или являясь разными, всегда ли мы едины в своем существе? Егор был

единым, потому что всегда оставался самим собой. Он не умел и не пытался казаться

иным — ни лучше, ни хуже. И поступал не по соображениям ума, не с прицелом, не для

одобрения свыше, а так, как велела совесть.

Учитель: Как вы понимаете заглавие романа «Не стреляйте в белых лебедей» ?

Ответы учащихся: Образы лебедей не случайно возникают в произведении и даже

вынесены автором в его название. Этот образ имеет богатую традицию поэтических и

историко-мифологических интерпретаций. В античной мифологии лебедь выступал

символом поэта; эта птица была посвящена Аполлону, покровителю искусств. В русской

литературе он присутствует в поэзии Г. Державина («Лебедь»), В. Жуковского

(«Царскосельский лебедь»), в лицейском цикле Пушкина, в лирике Анненского

(«Микулич»), Н.Гумилёва («Памяти Анненского») и других поэтов.

Встраивая своё произведение в эту литературную традицию, Васильев

подчёркивает поэтическую натуру, нравственную силу главного героя — человека,

наделённого тонким чувством прекрасного, хранителя и защитника природы.

Учитель:

- Чем интересен роман для читателя сегодня?

- Изменилось ли отношение человека к природе в нашем обществе?

4.Творческая работа. Учащиеся пишут сочинение – миниатюру по группам.

1 гр - Почему человек должен видеть в природе прекрасное и чувствовать

ответственность за нее?

2гр -Почему тема жестокого обращения с природой особенно актуальна в наши

дни?

3 гр - Как вы понимаете слова Ф.М.Достоевского :»Кто не любит природу, тот не

любит Родину?

Учитель: Как вы понимаете слова учительницы о Егоре Полушкине? «Он куда

более интеллигентнее, чем некто с 3 дипломами»?

Что значит, человек высокой культуры? Достаточно ли для этого быть

образованным, много знающим, умным?

5.Релаксация: Звучит музыка «Живые звуки природы». Обобщение по теме урока.

Учитель читает: Если человек хочет сохранить Землю и всех живущих на ней, он

обязан бережно, ответственно относиться к природе. Помнить, что все живое имеет душу.

Русская классическая литература создала образ природы, который всегда очеловечен,

наделен чувствами и душой. Природа ранима и терпелива, кратка и величественна.

Ученик читает четверостишие Е.Евтушенко:

«Берегите эти земли, эти воды

Даже малую былиночку любя

Берегите всех зверей внутри природы,

Убивайте лишь зверей внутри себя!»

Учитель: К чему призывает Евгений Александрович Евтушенко читателя? Повесть

«Не стреляйте белых лебедей»- это удивительная книга о красоте человеческой души, об

умении чувствовать красоту природы, понимать ее, отдавать все лучшее, что есть в

человеке, природе - матери, ничего не требуя взамен, лишь любуясь и радуясь чудесному

облику природы.

6.Подведение итогов. Объявление оценок.

7.Домашнее задание: Если бы вам предложили написать письмо депутатам, каким

бы было ваше обращение.

Список используемой литературы:

1.Б.Васильев «Не стреляйте в белых лебедей» сайт электронной книги.

http://ofap.ru/pisatel/368/book/25273/vasilev_boris_lvovich/ne_strelyayte_v_belyih_lebedey