МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«КАЛИНСКАЯ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА»
План-конспект
открытого урока по литературе для 2 курса
Дата:25.12.2019г
Тема урока:
«КАК ПРЕКРАСНА ЗЕМЛЯ, И НА НЕЙ ЧЕЛОВЕК!».
Подготовил и провел преподаватель русского языка и литературы,
Алиева Лейла Чигалиевна..
Директор ГБПОУ РД «Аграрный колледж»
Сулейманова Маркизат Мусаибовна__________________.
_______________________________
2019г
КОНСПЕКТ «ОТКРЫТОГО» УРОКА ЛИТЕРАТУРЫ ДЛЯ 2 КУРСА.
«КАК ПРЕКРАСНА ЗЕМЛЯ, И НА НЕЙ ЧЕЛОВЕК!»
Подготовил учитель русского языка и литературы,
Алиева Лейла Чигалиевна
Тема: Как прекрасна земля, и на ней человек! По роману Б.Васильева
«Не стреляйте в белых лебедей».
Дата:25.12.2019
Учащихся-15
Тип урока: комбинированный
Метод ведения урока: исследовательский, проблемный
Форма организации познавательной деятельности: индивидуальная,
фронтальная
Оборудование: презентация, компьютер, проектор, экран, оформление стенда
«Человек и природа неразделимы»
Цели урока:
образовательные: показать предчувствие писателя, предвидевшего экологическую
катастрофу, пагубность потребительского отношения человека к природе, обучить
ведению дискуссии, развитию умения использования литературоведческих терминов,
обучение монологическому аргументированному ответу, развитие критического
мышления.
развивающие: развивать навыки целостного анализа художественного
произведения; умение самостоятельно мыслить, рассуждать, аргументировать свою
позицию; развивать коммуникативную культуру, навыки публичного выступления;
познавательный интерес к предмету через лингвистическую, языковую,
коммуникативную, культуроведческую компетенции различными средствами и
способами.
воспитательные: воспитывать интерес к нравственным и общечеловеческим
ценностям, экологическое воспитание учащихся, и бережное отношение к природе.
Эпиграф:
Человека не может не занимать природа,
он связан с нею тысячью неразрывных нитей; он сын ее.
(И.С.Тургенев)
Ход урока.
1.Организационный момент.
Учитель:
Добрый день и добрый час! Рада видеть вас сейчас! 2017 год объявлен в России
годом экологии. Сегодня в обществе много говорят о нарушении экологического
равновесия в природе. В результате развития промышленности, научно-технической
революции наметилась напряженность в отношениях человека и природы, углубившаяся
до опасных пределов. Но мне представляется, что «нарушение равновесия» наметилось и
в душах людей, и опустошение душ происходит незаметно Современный человек все
больше и больше утрачивает связи с окружающим миром.
Нельзя быть равнодушным к природе. Хочется, чтобы сегодня разговор взволновал
и убедил вас бережно относиться к окружающей природе, помнить, что человек-часть
природы, и от него зависит состояние окружающей среды. Чтобы каждый осознал свою
личную ответственность за судьбу природы, чтобы не было тех, кто остался бы
равнодушным к проблеме нашего общества. И поможет обсудить проблемные вопросы
бережного отношения человека к природе роман Б.Васильева «Не стреляйте в белых
лебедей».
2.Художественное восприятие романа Б.Васильева «Не стреляйте в белых
лебедей»
Вопросы:
1.Какое впечатление на вас произвел роман «Не стреляйте в белых лебедей?»
2.Кто из героев вас понравился?
3.Над какими вопросами размышляет автор?
(Учащиеся перечисляют темы романа. Роман «Не стреляйте в белых лебедей»
посвящен актуальнейшей проблеме - взаимоотношению человека и природы,
противостоянию добра (в романе эту мысль выражает Е.Полушкин и зла( в романе эту
мысль выражает- Федор Бурьянов.)
Учитель: Хотелось бы познакомиться поближе с краткой автобиографией Бориса
Васильева. Рассказ учащихся о биографии и творчестве писателя. (Индивидуальная
работа).
1 ученик:
ВАСИЛЬЕВ БОРИС ЛЬВОВИЧ. Родился писатель земли Русской в Смоленске,21
мая в 1924 году. Родители его были дворянами, отец – офицер, служивший в Царской, а
затем в Красной Армии. Когда началась война, Борис Васильев пошел добровольцем на
фронт после окончания 9 класса, служил в истребительном батальоне, затем в десантных
войсках. В 1943, после контузии, направлен был в Военную академию бронетанковых и
механизированных войск. Окончил ее в 1948, работал на Урале. Печатается с 1954года.
Мать — из известной семьи народников, участвовавших в организации кружка
«чайковцев» и «фурьеристских» коммун в Америке. В 1954 году он понял, что призвание
его – литература, уволился из армии и стал писать.
Истинный успех пришел к Васильеву после публикации повести «А зори здесь
тихие» в1969 году, а Государственной премией СССР был награжден в 1975 году.
Основная тема его творчества – это несовместимость естественного человеческого, и
милосердного начала и трагизм неизбежной гибели благородных и бескорыстных душ в
столкновении с жестокостью и несправедливостью.
2 ученик: История создания романа. Роман «Не стреляйте в белых лебедей» был
создан Б.Васильевым в 1973 году, в этом же году был опубликован в журнале» Юность».В
1980 году на киностудии «Мосфильм» создали фильм. Б.Васильев создал цельный и
бескорыстный образ Егора Полушкина, который стоит в одном ряду с традиционными
образами в русской литературе, героями Ф.М.Достоевского и В.М.Шукшина, «святыми»
чудаками, гибнущий в борьбе с браконьерами, покушающимися в корыстных целях на
жизнь природы. Б. Васильев выражает мысль о ложности и опасности насильственного
вторжения человека в естественный и прекрасный ход бытия.
Учитель: Почему Б.Васильева в 1973 году интересовала тема жестокого обращения
человека к природе и материального обогащения за её счёт?
Ответы учащихся:
Б.Васильев пишет с душевной болью о взаимоотношениях человека и природы .
Его роман «Не стреляйте в белых лебедей» - произведение о современной жизни.
Главные герои противопоставлены друг другу: те, кто понимает и любит природу, и те,
кто жестоко и безжалостно к ней относится. Главный герой Егор Полушкин, тесно связан
с природой, при виде того, как уничтожаются ее богатства, страдает всей душой.
Учитель:
Действие повести сопряжено с жизнью природы, которая не только является фоном
и местом действия, но и становится своеобразным героем произведения. И лес, и река, и
Чёрное озеро, и деревенские собаки, и даже засохшее дерево, превращённое стараниями
главного героя повести Егора Полушкина в скульптуру, — всё это активно участвует в
движении сюжета и в выявлении человеческих чувств.
Именно отношение к природе разделяет персонажей произведения на два лагеря:
на тех, кто понимает, любит, бережет её, кто охраняет и созидает красоту природы, и на
тех, кто способен лишь обогащаться за счет природы, убивать животных, бездумно и
безжалостно уничтожать всё на своём пути. ради эгоистической личной выгоды.
Учитель: А теперь, ребята, давайте на анализе прочитанного романа посмотрим,
какие образы создал Б.Васильев, чтобы показать читателю и чувство заботы человека и
любви к природе, и варварское отношение к ней. В центре повести образ Егора
Полушкина. Странным он казался для людей, не понимали его окружающие, часто ругали,
даже били друзья - шабашники за излишнюю, на их взгляд, честность и порядочность. Но
он ни на кого не обижался.
3. Осмысление художественного текста. Учащиеся работают по группам. У
каждой группы индивидуальное задание.
- Представьте результаты вашего исследования.
1 группа ребят работает над вопросом: «Егор Полушкин – победитель над злом.»
- Каким изображен Егор Полушкин в романе?
- Как он относится к семье, к работе, к людям?
- Почему его назвали «бедоносцем»?
(Справку дает ученик, обратившись к словарю Даля: полушка – в старину медная
монета в четверть копейки)
-Имя Егор означает – победитель. Егор – победитель над злом. Так ли это?
Подтвердите примерами из текста.
Как вы понимаете его слова: «Поступать надо не с прицелом, не для одобрения
свыше, а как велит совесть»?
(Выступления учащихся. Ответ ученика :Егор Полушкин принадлежит к числу
людей, которые обладают даром испытывать радость от труда. Что бы ни делал Егор, где
бы он ни работал — плотником в строительной бригаде, на лодочной ли станции или
позднее лесником — он всегда трудится, «как сердце велело».
Трудится он с сознанием огромной ответственности за дело. Труд, по его
убеждению, «на радость людям производится». Мастер — золотые руки, умелец,
которыми богата наша земля, Егор Полушкин любое дело хочет сделать так, «чтобы не
маялась совесть».
2 группа ребят работает над вопросом: «Бережное отношение Егора Полушкина к
природе»
Вопросы:
-Какие эпизоды романа доказывают, что Егор Полушкин бережно относится к
природе и проявляет душевную чуткость к природе? (Учащиеся приводят примеры о
прорытой траншее, о сожженном муравейнике, о порядке в лесу, о приобретении
лебедей).
-Какие поступки героя доказывают, что он бескорыстно заботится об окружающей
его природе?
-О чем была произнесена речь Егора в Москве?
-Какими поступками Егор Полушкин вырабатывает культуру бережного
отношения человека к природе у читателя?
Ответы учащихся: «Он поступал не по соображениям ума, а так, как велела
совесть», — не раз скажет о нём автор.
Труженик и созидатель, Егор не только влюблён в природу, но сердцем понимает
кровную нерасторжимость с нею. Его тревожат всё обостряющиеся противоречия между
человеком и природой: «Сиротиночки мы: с землёй-матушкой в разладе, с лесом-
батюшкой в ссоре, с речкой-сестричкой в разлуке горькой. И стоять не на чем, и
прислониться не к чему», — приводят ученики цитату из текста.
3 группа ребят работает над вопросом: «Федор Бурьянов - лесник, основательный
хозяин, разрушитель». Обращение к презентации
-Как Федор Бурьянов исполнял должность лесничего?
-Докажите эпизодами из текста, что он основательный хозяин?
-Какие эпизоды из текста доказывают, что материальные блага для него значат
выше нравственных?
-Почему Б.Васильев считает этого героя разрушителем?
Ответы учащихся: Он — лесник, человек основательный, трезвый, хозяин. «И
держал себя в соответствии, и рублю, и слову цену знал». Главное в его натуре —
хищничество. Пользуясь своей должностью, он ворует заповедный лес, браконьерствует
на озере, возами возит для продажи лыко, беспощадно губит лес. Нажива — его страсть,
он подчинил ей всю жизнь. Фёдор всегда и во всём — разрушитель.
4 группа ребят работает над вопросом: «Варварское отношение Федора Бурьянова
к природе?»
- Какие эпизоды доказывают, что Федор Бурьянов использует природные богатства
для личной наживы?
- При каких обстоятельствах Федора Бурьянова увольняют с должности лесничего?
Ответы учащихся: Ф.Бурьянов- хозяин жизни, рублю и слову цену знает. Он
показал туристам рыбное место, перебросил их за 10 километров на берег Черного озера,
за это получил деньги. А ведь эта зона была запретная, охранная. Б.Васильев в этом
образе показал, что люди не выполняют своих должностных обязанностей, используют
служебное положение для материального достатка лишь бы деньги шли. Стремясь к
наживе, обогащению, Федор черствеет душой, становится равнодушным к работе,
природе, людям. Васильев предупреждают: равнодушные люди опасны, они жестоки.
Уничтожая природу, лес, изводя тоннами рыбу, убивая самых прекрасных птиц-лебедей,
Бурьянов недалек от того, чтобы поднять руку на человека. Что он и сделал в конце
повести. В душе Бурьянова не оказалось места для добра, любви к людям, к природе.
Духовая, эмоциональная неразвитость является одной из причин варварского отношения к
природе. Человек, губящий природу, губит, прежде всего, себя, калечит жизнь близким.
Учитель: Ребята, как вы думаете, почему автор использует противопоставление в
создании героев? Е.Полушкин - Ф.Бурьянов, человек- природа? Как называется такой
прием в литературе?
Ответ учащихся: Антитеза - композиционный прием произведения -
противопоставление . Б.Васильев высказывает мысль, что личность человека
преображается через слово ,искусство. В отношении к природе проявляется для писателя
внутренняя духовная сущность человека, его героев. Писатель бережно относился к
природе, верил в ее мощь, был убежден, что человек - часть природы, а не ее хозяин и
всегда помнил о своем родстве с миром природы.
Учитель: Смысл жизни родителей – это их дети. Б.Васильев показал на примере
детей: Егора Полушкина-Кольки и Федора Бурьянова -Вовки, что на формирование
характера, воспитание и отношении к жизни большую роль играют родители.
-Какими чертами характера наделён Колька Полушкин, а какими - Вовка Бурьянов?
-«Чистоглазиком» звали Кольку, сына Егора Полушкина. Есть ли в нем отцовские
черты? Как они в нем проявляются?
- Как повторится характер Федора Ипатыча в его сыне – Вовке? Что оставят после
себя Егор Полушкин и Федор Бурьянов (Ответы учащихся )
5 группа ребят работает над вопросом: «Егор Полушкин- трагический образ»
-Как вы думаете, кто из героев продолжит его дело?
Учитель: Ребята, как вы думаете, почему именно в образе Е.Полушкина запечатлен
призыв Б.Васильева»: Как прекрасна Земля, и на ней человек!»
Ответы учащихся. Учитель читает вступление к роману. Обращение к слайду.
Когда я вхожу в лес, я слышу Егорову жизнь. В хлопотливом лепете осинников, в
сосновых вздохах, в тяжелом взмахе еловых лап. И я ищу Егора. Я нахожу его в июньском
краснолесье — неутомимого и неунывающего. Я встречаю его в осенней мокряди —
серьезного и взъерошенного. Я жду его в морозной тишине — задумчивого и светлого. Я
вижу его в весеннем цветении — терпеливого и нетерпеливого одновременно. И всегда
поражаюсь, каким же он был разным — разным для людей и разным для себя. И разной
была его жизнь — жизнь для себя и жизнь для людей. А может быть, все жизни разные?
Разные для себя и разные для людей? Только всегда ли есть сумма в этих разностях?
Представляясь или являясь разными, всегда ли мы едины в своем существе? Егор был
единым, потому что всегда оставался самим собой. Он не умел и не пытался казаться
иным — ни лучше, ни хуже. И поступал не по соображениям ума, не с прицелом, не для
одобрения свыше, а так, как велела совесть.
Учитель: Как вы понимаете заглавие романа «Не стреляйте в белых лебедей» ?
Ответы учащихся: Образы лебедей не случайно возникают в произведении и даже
вынесены автором в его название. Этот образ имеет богатую традицию поэтических и
историко-мифологических интерпретаций. В античной мифологии лебедь выступал
символом поэта; эта птица была посвящена Аполлону, покровителю искусств. В русской
литературе он присутствует в поэзии Г. Державина («Лебедь»), В. Жуковского
(«Царскосельский лебедь»), в лицейском цикле Пушкина, в лирике Анненского
(«Микулич»), Н.Гумилёва («Памяти Анненского») и других поэтов.
Встраивая своё произведение в эту литературную традицию, Васильев
подчёркивает поэтическую натуру, нравственную силу главного героя — человека,
наделённого тонким чувством прекрасного, хранителя и защитника природы.
Учитель:
- Чем интересен роман для читателя сегодня?
- Изменилось ли отношение человека к природе в нашем обществе?
4.Творческая работа. Учащиеся пишут сочинение – миниатюру по группам.
1 гр - Почему человек должен видеть в природе прекрасное и чувствовать
ответственность за нее?
2гр -Почему тема жестокого обращения с природой особенно актуальна в наши
дни?
3 гр - Как вы понимаете слова Ф.М.Достоевского :»Кто не любит природу, тот не
любит Родину?
Учитель: Как вы понимаете слова учительницы о Егоре Полушкине? «Он куда
более интеллигентнее, чем некто с 3 дипломами»?
Что значит, человек высокой культуры? Достаточно ли для этого быть
образованным, много знающим, умным?
5.Релаксация: Звучит музыка «Живые звуки природы». Обобщение по теме урока.
Учитель читает: Если человек хочет сохранить Землю и всех живущих на ней, он
обязан бережно, ответственно относиться к природе. Помнить, что все живое имеет душу.
Русская классическая литература создала образ природы, который всегда очеловечен,
наделен чувствами и душой. Природа ранима и терпелива, кратка и величественна.
Ученик читает четверостишие Е.Евтушенко:
«Берегите эти земли, эти воды
Даже малую былиночку любя
Берегите всех зверей внутри природы,
Убивайте лишь зверей внутри себя!»
Учитель: К чему призывает Евгений Александрович Евтушенко читателя? Повесть
«Не стреляйте белых лебедей»- это удивительная книга о красоте человеческой души, об
умении чувствовать красоту природы, понимать ее, отдавать все лучшее, что есть в
человеке, природе - матери, ничего не требуя взамен, лишь любуясь и радуясь чудесному
облику природы.
6.Подведение итогов. Объявление оценок.
7.Домашнее задание: Если бы вам предложили написать письмо депутатам, каким
бы было ваше обращение.
Список используемой литературы:
1.Б.Васильев «Не стреляйте в белых лебедей» сайт электронной книги.
http://ofap.ru/pisatel/368/book/25273/vasilev_boris_lvovich/ne_strelyayte_v_belyih_lebedey
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.