Технологическая карта урока химии
по теме «Классификация химических реакций»
Предмет, класс, дата |
Химия, 9 класс |
|
Тема урока |
«Классификация химических реакций»
|
|
Тип урока |
Усвоения новых знаний |
|
Цель урока |
Изучить классификацию химических реакций; Научить учащихся применять полученные знания о типах химических реакций на практике – определять типы химических реакций и характеризовать химические реакции на основе их классификации. |
|
Задачи урока |
Образовательные |
Систематизировать знания учащихся о классификации веществ, типах химических реакций, продолжить формирование умений наблюдать, записывать уравнения и предвидеть продукты химических реакций. |
Развивающие |
Совершенствовать умения учащихся сравнивать и обобщать; развивать память, устойчивое внимание, самостоятельное мышление, умение слушать и слышать другого человека; развивать аналитическое мышление. |
|
Воспитательные |
Доказать ведущую роль теории в познании практики; доказать материальность изучаемых процессов; воспитание самостоятельности, сотрудничества, способности к взаимовыручке, культуры речи, трудолюбия, усидчивости. |
|
Планируемые результаты |
Личностные |
Понимание значимости научного исследования природы, умение соблюдать дисциплину на уроке при работе в группах. |
Метапредметные |
Познавательные УУД: умение проводить элементарные исследования работать с различными источниками информации. Регулятивные: умение организовывать выполнение заданий учителя согласно установленным правилам в кабинете Коммуникативные: умение воспринимать информацию на слух. Обмениваться информацией с одноклассниками |
|
Предметные |
Знать: классификацию химических реакций по разнообразным признакам. Определение окислителя и восстановителя. Уметь: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке. |
|
Формы организации учебной деятельности |
Групповая, индивидуальная, фронтальная. |
|
Образовательные технологии |
· технология оценивания учебных успехов; · технология проблемного диалога; · информационные технологии, ИКТ; · личностно-ориентированные технологии; · технология педагогического сотрудничества; · здоровьесберегающий компонент (динамическая пауза) |
|
Методы обучения |
· метод проблемного изложения; · репродуктивный · иллюстративный метод; · эвристический метод; · поисковый метод; · метод анализа и синтеза. |
|
Методы познавания |
Самопознания |
|
Оборудование, средства обучения |
· учебник, рабочая тетрадь, презентация к уроку; · лабораторное оборудование – пробирки; спиртовка, спички, газоотводная трубочка, химический стакан, ложечка, штатив для пробирок; · химические вещества – пероксид водорода, оксид марганца (IV), серная кислота, хлорид бария, цинк, соляная кислота, сульфат меди (II), гидроксид натрия. |
|
Основные виды деятельности |
лабораторный опыт, самостоятельная работа |
Ход урока
Этап урока |
Деятельность учителя |
Деятельность учащихся |
Формируемые УУД
|
1. Организационный этап |
Приветствие учащихся, Психологический настрой, включение в деловой ритм.
|
Готовятся к началу урока. |
Личностные УУД Создание условий к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и самопознанию. |
2. Постановка цели и задач урока. Мотивационно - целевой
|
Эти явления знаете вы. В природе и в быту встречаются они, А отличают эти явления – взаимные превращения, Образуются всегда – новые вещества. - Что же это за явления?
Фронтальная беседа: А что такое химическая реакция?
Каковы признаки химических реакций?
Каковы условия возникновения химических реакций?
Что может помочь нам в изучении многообразия химических реакций? Что такое классификация?
Так как же звучит тема нашего урока?
Так что же будет являться целью нашего сегодняшнего урока?
Что мы будем изучать? |
Отвечают на вопрос. Ответ: Химические реакции.
Ответ: Это явление, при котором из одних веществ образуются другие. Ответ: Изменение цвета, выпадение осадка, выделение тепла и света, выделение газа - это признаки химических реакций.
Ответ: Измельчение, нагревание, соприкосновение, растворение и смешивание веществ - это условия проведения реакций. Ответ: Классификация химических реакций. Ответ: Деление на группы. Формулируют тему урока. Формулируют цели и задачи урока, определив границы знания и незнания. Планируют способы достижения цели. Отвечают на вопросы. Дети высказывают предположения, объясняя ход своих мыслей. Путем общего обсуждения делается вывод |
Личностные УУД Интерес к учебному материалу Метапредметные: - Регулятивные: участвовать в коллективном обсуждении проблемы, интересоваться чужим мнением, высказывать свое - коммуникативные: слушать товарища и обосновывать свое мнение; выражать свои мысли и идеи. Регулятивные: Самостоятельно определять цель учебной деятельности, искать пути решения проблемы и средства достижения цели.
|
3. Актуализация знаний учащихся |
1) Работа у доски: дописать уравнения реакции Fe+ CuCl2= Cu+ FeCl2 AgNO3+ KI = KNO3 + AgI↓ Al2O3+ 6HCl =2AlCl3+ 3H2O Cu(OH)2 = CuO+ H2O 2Fe(OH)3= Fe2O3 +3H2O 2H2 + O2 = 2H2O CaO +H2O = Ca(OH)2 2K + 2H2O = 2KOH + H2↑
|
Работа у доски учащихся.
|
|
4. Первичное усвоение новых знаний |
Учитель: Откройте учебники на стр. 30-32. Какую вам предлагают информацию? Изучите таблицу «Классификации химических реакций». Самостоятельную работу с текстом учебника вы проведите в форме кластера.
По числу и составу исходных веществ и продуктов реакции · Соединение; · Разложение; · Замещение; · Обмен. 1. По тепловому эффекту · Экзотермические (+ Q). · Эндотермические (-Q). 2. По признаку обратимости · Обратимые реакции – протекают одновременно в двух противоположных направлениях · Необратимые реакции – протекают только в одном направлении 3. По агрегатному состоянию веществ · Гетерогенные реакции – протекают в неоднородной среде, на поверхности раздела фаз (т-г, т-ж, ж-г, т-т). · Гомогенные реакции – протекают между веществами в однородной. 4. По наличию катализатора · Каталитические. · Некаталитические 5. По изменению степеней окисления химических элементов · Окислительно-восстановительные. · Не окислительно-восстановительные. (С. О. – const) |
Слушают учителя. Поиск и обработка информации из разных источников.
Творческая работа: в тетрадях составляют кластер
|
Личностные результаты 1.Стремится к речевому самосовершенствованию. 2.Развивать эстетическое чувство при чтении и восприятии художественного текста Познавательные УУД 1.Владеть приемами отбора и систематизации материала. 2.Извлекать и преобразовывать информацию из одной формы в другую (план, текст, иллюстрации) Коммуникативные УУД 1.Оформлять свои мысли в устной форме. 2.Владеть приемами монологической и диалогической речи, гибкого чтения и рационального слушания. 3.Осуществлять речевой самоконтроль в процессе речевой деятельности. |
5. Физминутка |
Предлагаю немного отдохнуть и устроить «стрельбу глазами». З а д а н и я. 1). В периодической системе найдите элемент-неметалл - самый сильный окислитель:VII группа, главная подгруппа, 2-й период. (F.) 2). Переведите свой взгляд влево, на элемент, стоящий в том же периоде в III группе. (В.) 3). Переведите взгляд вниз, на «самый сильный» металл. Он в 7-м периоде.(Fr.) 4). Переведите взгляд вверх и вправо, на элемент VI группы, главной подгруппы, 2-го периода, образующий вещество, которое поддерживает горение. (О.) 5). Переведите взгляд вниз и влево, на элемент, атомы которого образуют металл, содержащийся в градусниках. (Hg.) 6). Переведите взгляд вверх и вправо, на элемент с относительной атомной массой 35,5. (Сl.) |
Выполняют различные действия, с использованием таблицы химических элементов, предлагаемые учителем. |
Регулятивные УУД: Умение организовать выполнение заданий учителя. |
6. Первичное усвоение новых знаний |
Класс разделен на 3 группы, задания напечатаны в рабочих листах. Инструктаж по технике безопасности. 1 группа Задание: проведите химические реакции, которые относятся к первому признаку классификации (по числу и составу исходных веществ и продуктов реакции) Оборудование: химический стакан, пробирка. Вещества: цинк, соляная кислота, карбонат натрия, соляная кислота. Выполнение работы: 1. На дно пробирки поместите 2 гранулы цинка и прилейте 2 мл раствора соляной кислоты. Что наблюдаете? 2. В пробирку налейте 2 мл раствора карбоната натрия и прилейте 2 мл раствора соляной кислоты. Что наблюдаете 3. Оформите отчет о проделанной работе: - запишите уравнения реакций; - наблюдения; - сделайте выводы (классифицируйте реакции по заданному признаку). 2 группа Задание: проведите химические реакции, которые относятся ко второму и третьему признаку классификации (обратимость и тепловой эффект) Оборудование: штатив для пробирок, пробирки, Вещества: раствор сульфата меди, раствор гидроксида натрия, раствор серной кислоты. Выполнение работы: 1. В пробирку налейте 1 мл раствора сульфата меди и столько же раствора гидроксида натрия. Что наблюдаете? 2. В пробирку налейте 2 мл раствора гидроксида натрия и столько же раствора серной кислоты. Что вы ощущаете прикасаясь к пробирке? 3. Оформите отчет о проделанной работе: - запишите уравнения реакций; - наблюдения; - сделайте выводы (классифицируйте реакции по заданному признаку). 3 группа Задание: проведите химические реакции, которые относятся к четвертому признаку классификации (изменение степеней окисления элементов в молекулах реагирующих веществ) и Оборудование: штатив с пробирками. Вещества: раствор серной кислоты, раствор иодида калия, 3% раствор пероксида водорода, оксид марганца (IV). Выполнение работы: 1. В пробирку налейте немного раствора иодида калия и подкислите его серной кислотой. Прибавьте 3% раствор пероксида водорода. Налейте полученный раствор в пробирку с крахмалом. Что наблюдаете? 2. В пробирку налейте 2 мл 3% раствора пероксида водорода и насыпьте немного оксид марганца (IV). Что наблюдаете? 3. Оформите отчет о проделанной работе: - запишите уравнения реакций; - наблюдения; - сделайте выводы (расставьте степени окисления атомов, классифицируйте реакции по заданному признаку). |
Слушают учителя. Делятся на 3 группы.
Выполняют лабораторную работу, соблюдая правила техники безопасности.
Оформляют работу в тетрадях, записывают вывод.
|
Регулятивные: Контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном с целью обнаружения отклонений от него; выделение и осознание учащимися того, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению, оценивание качества и уровня усвоения; |
7. Закрепление изученного материала |
- Напомните задачи, которые мы ставили в начале урока для изучения данной темы. - Какие из них нам удалось решить? Самостоятельная работа по вариантам
Закрепление знаний. 1. Самостоятельная работа - Дайте характеристику следующим реакциям: 1 вариант: C (тв.) + 2Н2 ↔ СН4 +Q 2 вариант: 2 HgO(тв.) =2Hg (ж.) + О2(г.) – Q
2. Тестовая работа «Классификация химических реакций» - подготовка к ОГЭ. Вариант 1. 1. К реакциям соединения относится: а) горение фосфора в) реакция между медью и раствором азотной кислоты б) реакция между калием и водой г) реакция между мелом и соляной кислотой 2. Верно утверждение, что реакция нейтрализации – это реакция: а) окислительно-восстановительная; б) обмена; в) всегда обратимая; г) каталитическая. 3. Из перечисленных ниже процессов к химической реакции относится: а) горение; б) кипение в) возгонка; г) плавление 4. Необратимой является реакция: а) разложения угольной кислоты; б) получения сернистой кислоты из оксида серы(IV) и воды; в) разложения гидроксида меди (П); г) получения аммиака из простых веществ. 5. К реакциям ионного обмена относится реакция между: а) раствором гидроксида калия и соляной кислотой; б) магнием и серой; в) цинком и соляной кислотой; г) раствором хлорида меди (II) и железом.
Вариант 2. 1. Гомогенной является реакция: а) горение фосфора б) реакция между оксидом фосфора (V) и водой в) окисление оксида азота (II) кислородом г) реакция между мелом и соляной кислотой 2. Верно утверждение, что реакция: Zn + 2 HCl = ZnCl2 + Н2 а) окислительно-восстановительная; б) обмена; в) обратимая; г) каталитическая. 3. Из перечисленных ниже процессов к химической реакции не относится: а) горение магния; б) ржавление железа в) кипение воды; г) разложение карбоната кальция 4. Сокращённому ионному уравнению реакции Ва2+ +СО3 2- =ВаСО3 соответствует взаимодействие между: а) оксидом бария и угольной кислотой в) гидроксидом бария и карбонатом кальция б) хлоридом бария и карбонатом натрия г) барием и карбонатом калия 5. К реакциям ионного обмена относится реакция между: а) натрием и водой; б) железом и серой; в) магнием и соляной кислотой; г) раствором хлорида бария и раствором сульфата натрия. Ключи: I вариант: 1-а; 2-б; 3-а; 4-в; 5-а; II вариант: 1-в; 2-1; 3-в; 4-; 5-а; Критерии, оценки (на доске) «5»-нет ошибок «4»- одна ошибка «3»-две ошибки Более двух ошибок Вам стоит постараться 3) Выступление учащихся с творческими проектами: «Химические реакции на кухне» (видеофрагмент), «Типы химических реакций», «Значение химических реакций», «Оловянная чума». |
Фронтальная работа
Выполняют задания самостоятельной работы.
Оценивают и корректируют свои знания.
|
Регулятивные: контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном с целью обнаружения отклонений от него; выделение и осознание учащимися того, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению, оценивание качества и уровня усвоения. |
8. Рефлексия. |
Составьте синквейн по теме урока. «Правильный путь таков: усвой все, что сделали сегодня, и иди дальше». Л.Н.Толстой Повторим цель урока. Если цель достигнута, подайте сигнал (поднятые руки). Сформулируйте вывод по химии. Вывод: Без химических реакций невозможна жизнь и все многообразие веществ. И задача человека, изучив этот мир, постараться использовать полученные знания во благо. |
Самооценивание Учащиеся отмечают новое содержание, изученное на уроке, производят оценку личного вклада в совместную учебную деятельность, достижение поставленной цели. |
Познавательные УДД Осознанное и произвольное построение речевого высказывания. Определение основной и второстепенной информации. Коммуникативные УУД Аргументация своего мнения. Учет различных мнений, координирование в сотрудничестве различных позиций. Личностные УУД Осознание ответственности за личное дело. |
9. Домашнее задание, инструктаж по выполнению. |
По выбору: 1. Работа с КИМами ОГЭ. 2. Работа с компьютером (ЦОР). Продвинутая группа: 1. Расчетная задача повышенного уровня сложности. 2. Сообщения на тему: «Химические реакции в нашей жизни». |
Записывают домашнее задание.
|
|
Приложение 1.
Кластер «Явления»
|
|||||||||||||||||||||
|
|||||||||||||||||||||
|
|||||||||||||||||||||
|
|||||||||||||||||||||
|
|
||||||||||||||||||||
Приложение 2.
Синквейн «Типы химических реакций»
1. Реакция
2. Экзотермическая, эндотермическая
3. Изучили, повторили, закрепили
4. Без химических реакций невозможна жизнь
5. Явление
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.