Тема урока : «Гражданская война в нашем крае»
Вид урока: комбинированный
Тип урока: урок - исследование
Форма урока: групповое практическое занятие
Используемые технологии: критического мышления, ИКТ.
Цель урока: раскрыть своеобразие Гражданской войны на территории Дагестана, подвести учащихся к пониманию, что трагедия гражданской войны учит отказу от ненависти, насилия, произвола как способа решения конфликта между разными политическими силами, как метода всей организации жизни, чтобы не допускать гражданские войны и конфликты.
Задачи урока:
1) познакомить учащихся с событиями Гражданской войны в Дагестане;
2) развивать навыки работы с историческими документами, умение исследовать их, умения оценивать события и их участников с позиций нравственности;
3) воспитывать чувство неприятия ненависти, насилия, произвола в общественных отношениях.
Оборудование:
1.Карта «Гражданская война 1919 – 1920г.»
2.Проектор
3.Раздаточный материал (памятка о плане исследования)
4.Записи на доске: Эпиграф
А я стою один меж них
В ревущем пламени и дыме.
И всеми силами своими
Молюсь за тех и за других.
М. Волошин
Этапы урока
1.Предварительная работа
1) Записи на доске: эпиграф, план урока.
План урока:
1.Гражданская война в России 1918 – 1920 годов.
2. Гражданская война в нашем крае.
2) Формирование учебных групп ( пары)
1. Мотивационная настройка учащихся
(слайд 1)
Звучит трагичная музыка ( Реквием Моцарта), на фоне музыки учитель объявляет тему урока.
Учитель:
-Тема сегодняшнего урока «Гражданская война в нашем крае» (слайд 1)
- Исходя из темы, определите цель нашего урока
Тема нашего урока актуальна: сегодня в соседнем с нами Украинском государстве не стихает начатая политиками Гражданская война, разрушившая привычную жизнь людей, унёсшая уже многие жизни. В советскую эпоху о Гражданской войне предпочитали умалчивать, а её история искажалась. В настоящее время история Гражданской войны изучается с новым интересом и новыми оценками. Вот и вам сегодня на уроке предстоит осознать характер фактов Гражданской войны и дать им свою оценку. Ваша самостоятельная работа с источниками организуется в паре. Это урок - исследование. На нём мы рассмотрим 2 вопроса:
1.Гражданская война в России 1918 – 1920 годов.
2. Гражданская война в нашем крае»
II.Работа по теме урока
Учитель: Работаем по1 пункту плана урока, повторяем материал о
Гражданской войне 1918 – 1920г.
События
Гражданской войны в Дагестане 1918-1921 гг.: их социальный характер и
последствия
Октябрьская революция 1917 года, свершившаяся
под лозунгами перехода от капитализма к социализму и приведшая к ломке всей
системы общественных отношений в многонациональной России, глубоко затронула и
народы Северного Кавказа. В Дагестане это произошло мирным путём. В начале
декабря 1917 года в Порт-Петровске (совр. Махачкала) и Дербенте установилась
власть Советов. При этом большевиков там в то время было немного, а реальную
силу представляла «Дагестанская социалистическая группа», созданная ещё в
период революции 1905-1907гг. представителями национальной интеллигенции.
Социалисты, которых возглавляли М. Дахадаев (1) и Д. Коркмасов (2),
последовательно отстаивали идеи социальной справедливости и выдвигали
демократические задачи в борьбе с феодально-клерикальными кругами.
Социалистам противостояли многочисленные и
хорошо организованные силы, объединённые под знаменем ислама. Их возглавил
крупный землевладелец и скотовод Н. Гоцинский, в августе 1917 года
провозглашённый имамом Чечни и Дагестана. Социалист А. Тахо-Годи назвал эти
силы «реакцией тёмной, как ночь» (3). Отряд Гоцинского в январе 1918 года
совершил поход на областной центр Темир-Хан-Шуру (совр. Буйнакск), с которого
началась гражданская война в Дагестане. Революционно настроенным силам во главе
с М. Дахадаевым и интернациональному полку во главе с У. Буйнакским удалось
отстоять Темир-Хан-Шуру и отсрочить падение советской власти.
Основной причиной гражданской войны были
экономические интересы зажиточных слоев населения, которые хотели любой ценой сохранить
свою собственность и не допустить её передела беднотой. Их поддерживала
подавляющая часть мусульманского духовенства и, в частности, фанатично
происламски настроенный шейх Узун-Хаджи, ставший опорой Гоцинского.
Феодально-клерикальные круги стремились к созданию в Дагестане теократического
государства и к тесному союзу с Турцией. В психологии значительной части горцев
продолжал действовать стереотип в отношении к русским, сложившийся в результате
Кавказской войны 1817-1864 гг., как к похитителям их свободы. Ещё свежи были в
памяти населения и результаты сурового подавления дагестанского восстания 1877
года, когда около 300 активных его участников были казнены, а более 5000
человек переселены в центральные губернии России (4).\
В результате военного похода в марте 1918 года
отряды Гоцинского ликвидировали советскую власть в Порт-Петровске. Цена этого
успеха составила около 1200 человек только погибшими, в числе которых были
представители многих дагестанских селений. «Тысячи вдов и сирот во всех аулах Дагестана
проклинали имя Гоцинского. Не было аула, откуда бы не было хотя бы одного-двух
убитых ...» (6).
Находясь в оппозиции, социалисты во главе с М.
Дахадаевым и Д. Коркмасовым решительно и последовательно отстаивали идею
социальной справедливости. В сложившихся обстоятельствах многие горцы оказались
перед дилеммой: исламисты, которые обещают возврат к прошлому и основную ставку
делают на угрозы, шантаж, насильственные методы для привлечения на свою
сторону, или социалисты, которые пропагандируют справедливость, а ставку делают
на убеждение.
В своей антисоветской пропаганде Н. Гоцинский не
обещал «ничего на этом свете, разве только на том - мусульманский рай со всеми
его прелестями. Правда, он обещал часть добычи, по шариату полагающуюся
бойцу... Это одна сторона дела, а другая - Нажмудин внушал массам через свой
агитпроп – мулл, шейхов, что каждый, кто откажется от участия в движении по
созданию имамата, теряет свое "мусульманство". И люди шли. Одних
привлекала перспектива подработки, другими двигала боязнь оказаться вне
"мусульманства"» (8). Сподвижник Гоцинского шейх Узун-Хаджи обещал
повесить на одной веревке «всех, кто пишет слева направо», – комиссаров,
инженеров, учителей (9).
Агитация и пропаганда социалистов была более
реалистичной и больше соответствовала социальным настроениям: национализация
собственности, эмансипация женщин, передача земли крестьянам. По отношению к
исламу они сначала занимали очень жёсткую позицию, но постепенно смягчали её,
учитывая устойчивую религиозность населения.
Гражданская война в Дагестане приняла затяжной
характер, что было обусловлено и тем, что на стороне противников советской
власти выступали иностранные державы, в частности турецкие интервенты. Свою
лепту в дезорганизацию общества внесли белогвардейские войска генерала А.И.
Деникина, казачьи отряды Л. Бичерахова, контрреволюция к тому же получала
помощь вооружением от грузинских меньшевиков. В мае 1919 года деникинцы начали
оккупацию Дагестана, а многие местные контрреволюционеры примкнули к армии
Деникина для борьбы против советской власти.
В архивных фондах и литературе не сохранились
обобщённые данные о материальных и людских потерях Дагестана от пребывания
здесь деникинцев, но и имеющие/37/ся частичные сведения дают более или менее
наглядную картину этого ущерба. Так, в Даргинском округе деникинцами был убит
121 человек. В том числе в селении Мекеги – 70 человек и ранено 50, а сумма
материального ущерба составила 508 500 рублей (10).
Свою лепту в дезорганизацию социальных отношений
за недолгое пребывание в области внесли также турецкие интервенты, о чем
сохранились свидетельства очевидцев. Вот одно из них: «По приходе турок,
которых масса встретила очень радушно как единоверцев, они пользовались среди
масс громадным авторитетом и доверием, но впоследствии, когда масса увидела
своими глазами их воровство, грабежи, пьянство, разврат, массы от них
откололись, стали переходить на сторону большевиков.
В конце марта 1920 года частями советской 11-й
армии от деникинцев были освобождены Дербент, Темир-Хан-Шура, Порт-Петровск и
восстановлена советская власть в области. Однако гражданская война на этом не
закончилась. Сложная военно-политическая ситуация была усугублена обострением
социально-экономической обстановки в крае. Особенно это было характерно для
горных районов Западного Дагестана, который с сентября 1920 по май 1921 года
был охвачен восстанием.
Это восстание обусловливалось главным образом
тем, что горцы почти ничего из обещанного большевиками не получили и при этом
были доведены до отчаяния экономической нуждой. По сути это был социальный
конфликт между горской беднотой и новой социалистической властью. Используя
ситуацию, во главе восстания встали всё те же Н. Гоцинский и Узун-Хаджи, к
которым примкнули полковники царской армии К. Алиханов и М. Джафаров.
Действительно, гражданская война 1918 – 1920 г.- это величайшая трагедия. Своими ответами, ребята, вы доказали это. Исторический опыт свидетельствует, что гражданскую войну легче предотвратить, чем остановить. Независимо от того, кто победил, мы должны помнить, что в гражданской войне не может быть ни победителей, ни побеждённых, есть только жертва – это человек, его жизнь, которая является самой высшей ценностью. Мы не можем судить историю и её участников, а можем только сожалеть о произошедшем и извлекать уроки из него и, как сказано в эпиграфе к уроку, «всеми силами своими молиться за тех и за других»
IV. Рефлексия.
V. Подведение итогов, оценка работы учащихся на уроке.
VI. Домашнее задание: повторить параграфы с 9 по 13 , подготовиться к проверочной работе.
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.