План-конспект урока по литературному чтению учителя начальных классов первой квалификационной категории МБОУ «СОШ№7»РТ г.Лениногорска Князькиной Татьяны Ивановны
УМК «Школа России»
Учебник Литературное чтение 3 класс. Учебник для общеобразовательных учреждений В.2ч Авторы: Л.Ф.Климанова, В.Г.Горецкий, М.В. Голованова, Л.А.Виноградская, М.В. Бойкина, 3 класс часть 1.
ТЕМА: Басня И. А. Крылова «Ворона и лисица»
Педагогические задачи: создать условия для ознакомления с творчеством И. А. Крылова, взглядами великого баснописца на жизнь, реальные отношения людей в обществе; обучения определению морали басен, использованию слов морального вывода в определенных случаях повседневной жизни; работе над выразительным чтением (инсценированием)
Планируемые результаты
Предметные:
Проявляют способность осознанно воспринимать и оценивать содержание и специфику текста басни, участвуют в их обсуждении, дают и обосновывают нравственную оценку поступков героев. Определяют литературоведческие понятия: «басня», «мораль». Различают сказку и басню, сравнивают героев басни, выделяют особенности басен.
Метапредметные:
познавательные: сравнивают и сопоставляют произведения между собой, называя общее и различное в них (басню и сказку);
регулятивные: выбирают вместе с группой (в паре) форму оценивания результатов, вырабатывают совместно с группой (в паре) критерии оценивания результатов; оценивают свои достижения и результаты сверстников;
коммуникативные: находят нужную информацию через беседу со взрослыми, учебные книги, словари, справочники, энциклопедии для детей, периодическую печать и СМИ, включая Интернет
Личностные: высказывают своё мнение ,подтверждая собственными аргументами, уважают мнение других по обсуждаемой проблеме.
Образовательные ресурсы: портрет писателя И. А. Крылова, выставка книг И. А. Крылова.
Тип урока: Усвоение знаний и способов действий.
Методы урока: словесные, наглядные, творческая деятельность, объяснительно-иллюстративный, репродуктивный, поисковый.
Ход урока
I.Организационный момент.
Начинается
урок.
Наши ушки на макушке.
Глазки шире открываем,
Слушаем и запоминаем.
Ни минуты не теряем.
2.Речевая разминка
Осип орёт, Архип не отстаёт.
Кто кого переорёт?
Осип охрип. Архип осип.
-Прочитайте медленно. Что это? (Это скороговорка)
-Прочитаем орфографически (как пишем)
-Прочитаем орфоэпически (как произносим)
- Прочитайте медленно, затем с ускорением.
-Потренируйтесь в скорочтении.
-Что высмеивает народ этой скороговоркой?
II.Постановка цели урока
-Прочитайте, что написано на доске, только справа налево (тренировка произвольного внимания):
АЦИСИЛ и АНОРОВ
-Правильно. Сегодня мы с вами прочитаем басню Ивана Андреевича Крылова «Ворона и Лисица». Разберём её смысл, будем учиться читать выразительно.
III. Изучение нового материала.
-Актуализация знаний.
-Кто из вас знает, что такое басня? (Ответы детей)
-Правильно. Это небольшой рассказ в стихах или в прозе, в котором действуют звери или птицы. Обычно они умеют говорить.
-На какой жанр литературы похожа басня, если животные там разговаривают и действуют, как люди? (на сказку)
-И.А. Крылов показал нам целый зверинец в своих баснях. Но под видом животных он изображал людей. За этими воронами, лисицами, обезьянами показывал он человеческие характеры, смеялся то зло, то мягко над недостатками людей, обличал и осуждал людские пороки.
- Ещё в басне всегда есть поучение или мораль, совет. В морали осуждаются глупые или плохие поступки. Мы должны сегодня найти в басне мораль и понять, что же хотел сказать нам своей басней И.А. Крылов.
Учитель читает басню.
-Понравилась ли вам басня?
-Что было непонятно?
Лесть - лицемерное, угодливое восхваление;
Льстец – льстивый человек;
Гнусный – внушающий отвращение, омерзительный;
Взгромоздиться – взобраться с усилием на что-то высокое;
Пленил – привлёк внимание, привели в восторг;
Вещуньина – принадлежащая вещунье;
Зоб – у птиц, где накапливается и предварительно обрабатывается пища.
IV.Физкультминутка
V. Продолжение работы над басней.
1.Беседа.
- Почему Крылов говорит , что лесть вредна, ведь каждому приятно слышать о себе хорошие слова?(Приятно, когда о тебе говорят правду).
- Почему на роль льстеца выбрана Лисица, а её доверчивой слушательницей стала Ворона? (В сказках лисица чаще изображается ,ёё как хитрая, ловкая, коварная. А ворона воплощает в себе образ глуповатого, невнимательного человека)
- Прочитайте, как характеризует Крылов Лисицу (находят отрывок).
- Прочитайте ласковые слова, с которыми Лисица обращается к Вороне. (Дети читают эти слова)
- Как автор передаёт радость Вороны от льстивых слов Лисицы? ( Находят отрывок)
2.Выразительное чтение басни
- Приготовьтесь к выразительному чтению басни (Даётся время для подготовки)
-Прочитайте выразительно в лицах. (Слушаем несколько выступлений)
VI.Итог урока
- В чём сила басни?
- Что высмеивают, обличают басни Крылова?
VI.Рефлексия
- Довольны своей работой?
- Как оцениваете свою работу?
- Что удалось?
- Что было трудно?
- Что планируете для улучшения результата?
VII.Домашнее задание
- Выучить наизусть басню И.А.Крылова «Ворона и Лисица»
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.