План-конспект урока русского языка по теме "Словари русского языка" 5 класс
Оценка 4.6

План-конспект урока русского языка по теме "Словари русского языка" 5 класс

Оценка 4.6
docx
20.01.2020
План-конспект урока русского языка по теме "Словари русского языка" 5 класс
урок русского языка 5 класс Словари русского языка.docx

Учитель русского языка МБОУ "ООШ п. Синда" Суворина Е.Н.

Тема:   Словари русского языка.   (5 класс).   

Тип урока: обобщение изученного материала.

Форма урока: Урок – конференция.

Цели деятельности учителя: способствовать формированию умений пользоваться словарями, составлять лингвистический рассказ.

Планируемые результаты:

  Предметные - ориентируются в словарях русского языка, умеют самостоятельно ими пользоваться, составляют рассказ на лингвистическую тему по плану.

   Метапредметные:

  Личностные - воспринимают речь учителя, одноклассников, выражают положительное отношение к процессу познания, оценивают собственную учебную деятельность.

   Познавательные - осознанно и произвольно строят речевое высказывание в устной и письменной форме, структурируют знания, читают и слушают, извлекая нужную информацию, делают обобщения и выводы.

   Регулятивные - принимают и сохраняют учебную задачу, планируют свое действие в соответствии с поставленной задачей, вносят необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учета характера сделанных ошибок, умеют оценивать правильность выполнения действия на уровне объективной ретроспективной оценки, адекватно воспринимают оценку учителя.

   Коммуникативные- умеют формулировать собственное мнение и позицию, задавать вопросы.

 

      Методическое обоснование: урок проходит в виде конференции, где каждый из учащихся  рассказывает о своем словаре и о том, как им пользоваться. Данные о словарях (автор, название, место и год издания, количество слов и выражений, пример словарной статьи) записываются на доске и в тетрадях учеников на специальной страничке.

 

Ход урока

1. Организационный момент.

2. Работа по теме:

 

а) Работа с текстом.

Нет ничего такого в жизни и в нашем сознании, что нельзя было бы передать русским языком. Звучание музыки, блеск красок, игру света, шум и тень садов, неясность сна, тяжелое громыхание грозы, детский шепот и шорох морского гравия. Нет таких звуков, красок, образов и мыслей, для которых не нашлось бы в нашем языке точного выражения.

                                                    (К. Паустовский)

 

-Сколько же слов должно быть в языке, чтобы передать все то, о чем пишет Паустовский? Как вы думаете, сколько слов  в русском языке?

*Ученые считают, что в русском языке более 500 тысяч слов.

-Где же они хранятся?

*В словарях.

 

Информация для любознательных (запись на доске):

 

17-томный Словарь современного русского литературного языка содержит – 120.480 слов.

Словарь взрослого человека, имеющего высшее образование – 12.000 слов.

Словарь школьника (10-11 лет) – 3.600 слов.

 

Какую задачу мы должны перед собой поставить?

 

     «Узнавать как можно больше слов, обогащать свой словарный запас».

 ( Это один из советов русского писателя М. Горького школьникам).

 

б) Запишем предложение.

Словари – наши добрые спутники.

- Объясните орфограммы в корнях слов.

 

А вот как о словарях высказался французский писатель Анатоль Франс.

А. Франс писал: «Словарь-это вселенная в алфавитном порядке».

Запишите предложение и объясните орфограммы в корне слов.

 

         в) Каких только словарей нет! (Обращаемся к выставке словарей)

 

Если вы хотите узнать обо всем, что вас интересует, найти ответы на вопросы из разных областей знаний, к нашим услугам 30 томов «Большой Советской энциклопедии» или 10 томов «Малой Советской энциклопедии», а также «Энциклопедический словарь». Есть и «Детская энциклопедия».

Существуют энциклопедические словари более узкого назначения.

Есть отдельно языковые словари: лингвистические, филологические, орфографические, синонимические, словари иностранных слов, крылатых выражений, толковые словари.

Все они могут стать вашими друзьями и помощниками.

 

 

   Послушайте одно поэтическое признание:

Всегда я под рукою их имел,

За словарями отводил я душу.

Как музыку Бетховена я слышал,

Так вслушиваться в слово я умел.

 

Слова-бойцы, слова-богатыри,

Слова для мира и слова для сечи...

Безбрежен океан славянской речи,

Читать часами надо словари.

 

*Запишите  совет поэта, объясните орфограммы в корнях слов.

 

г) А теперь поговорим подробно о самом важном для нас, о словарях.

Учащиеся индивидуально рассказывают о каком-либо словаре, его значении, использовании в практической деятельности по плану (план записан на доске):

 

1. Название словаря.

2. Сведения об авторе.

3. Библиографические данные (место, год издания,        издательство).

4. Количество слов и выражений.

5. Примеры словарных статей.

 

Класс кратко конспектируют представленный материал в тетрадях.

 

4. Рефлексия.

 

Что показалось привлекательным в сегодняшнем уроке?

Что было полезным?

Составьте синквейн о значимости словарей.

 

5. Домашнее задание.

 

Написать лингвистическое сочинение «Что я знаю о словарях русского языка».

 

 

План-конспект урока русского языка по теме "Словари русского языка" 5 класс

План-конспект урока русского языка по теме "Словари русского языка" 5 класс

План-конспект урока русского языка по теме "Словари русского языка" 5 класс

План-конспект урока русского языка по теме "Словари русского языка" 5 класс

План-конспект урока русского языка по теме "Словари русского языка" 5 класс

План-конспект урока русского языка по теме "Словари русского языка" 5 класс
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
20.01.2020