План-конспект занятия на тему «Скороговорки. Чистоговорки. Упражнение для развития речи»
Оценка 4.6

План-конспект занятия на тему «Скороговорки. Чистоговорки. Упражнение для развития речи»

Оценка 4.6
Разработки уроков
docx
14.02.2022
План-конспект  занятия на тему «Скороговорки. Чистоговорки.  Упражнение для развития речи»
Цель: развитие творчески активной личности учащихся в театрально-исполнительской деятельности. Задачи: Образовательные: обучение актерскому мастерству; обучение раскрепощению и перевоплощению; формирование сознательного отношения к своей речи. Развивающие: развитие творческого воображения, речи, внимания, памяти, мышления; развитие навыков начально-технического мастерства. Воспитательные: побуждение интереса к разным видам театрального искусства; воспитание уважения друг к другу, взаимопомощи; привитие любви к литературе.
СКОРОГОВОРКИ.ЧИСТОГОВОРКИ.УПРАЖНЕНИЯ ДЛЯ РАЗВИТИЯ РЕЧИ..docx

 

МУНИЦИПАЛЬНОЕ  БЮДЖЕТНОЕ  УЧРЕЖДЕНИЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

«ДОРОГОБУЖСКИЙ ДОМ ДЕТСКОГО ТВОРЧЕСТВА»

 

 

 

 

 

 

 

 

План-конспект  занятия на тему

«Скороговорки. Чистоговорки.  Упражнение для развития речи»

 

 

 

 

Составила: педагог дополнительного образования

                                                     Березовская И.В.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

г.  Дорогобуж

2022 г.

Возраст обучающихся:  6-7 лет
Год обучения: 1 год
Тип занятия: комбинированное 

Цель: развитие творчески   активной личности учащихся в театрально-исполнительской деятельности.

Задачи:

Образовательные: обучение актерскому мастерству; обучение раскрепощению и перевоплощению; формирование сознательного отношения к своей речи.

Развивающие:  развитие творческого воображения, речи, внимания, памяти, мышления; развитие навыков начально-технического мастерства.

Воспитательные:  побуждение интереса к разным видам театрального искусства; воспитание уважения друг к другу, взаимопомощи; привитие любви к литературе.

Виды детской деятельности:   коммуникативная.

Форма занятия: речевое общение, беседа, словесная игра.

Методы проведения:

Словесный (слово педагога, объяснение, опрос, беседа, произношение  скороговорки, чистоговорки).

Практический  (выполнение упражнений и заданий).

Наглядный (наблюдение)

Игровой (творческая игра)

Технологии: здоровьесберегающие.

Технические средства обучения: музыкальный центр, фонограмма музыки к занятию.

Литература: чистоговорки, скороговорки,  упражнение для развития речи.

 

План урока:

I.Организационная часть

     II. Основная часть:

1.Опрос-беседа:

а) Беседа о скороговорке

б) Работа над скороговорками

2.Чистоговорка

      3. Физминутка «Бабочка»

      4. Упражнения для развития речи

      а) Упражнения на постановку ударения. Упражнения – игра «Доскажи

       словечко»

        б) Упражнения на развитие интонационной выразительности (силы голоса, логического ударения, темпоритма)

      III. Заключительная часть:

       1.Рефлексия

 

 

 

 

 

 

Ход занятия:

I.                  Организационная часть

Здравствуйте, ребята! Я очень рада вас всех видеть! Все красивые, опрятные, в хорошем настроении!  Сегодня на занятии мы познакомимся  с  жанрами  устного народного творчества – скороговоркой, чистоговоркой и с секретами   сценической речи.

  

 II.  Основная часть:

1.     Опрос-беседа.

а) Беседа о скороговорке

- Скороговорки   любят  и взрослые и дети. Что же такое скороговорка? Скороговорка  является одним из элементов творчества народа, его истории. Они относятся к народному фольклору и считаются особым шуточным жанром. В них отражается история и мировоззрение, создавшего их народа, его традиции, нравы, обычаи, здравый смысл и юмор.

- Скороговорки обязательный элемент на уроках театрального мастерства, потому что  правильная четкая речь нужна актерам, чтобы их было слышно со сцены без микрофона. Скороговорки учат чёткому и внятному произношению, помогают овладеть техникой речи.

- Польза  скороговорок: если правильно произносить скороговорки, делать это регулярно, то занятия будут способствовать: развитию внимательности, памяти, концентрации внимания; расширению словарного запаса; оттачиванию звуков; хорошему настроению и лучшей успеваемости в школе. Правильная речь и произношение играют огромную роль в становлении личности, делают человека уверенным в себе, способствуют развитию общения.

б) Работа со скороговорками

- Давайте проверим, как у нас работает речевой аппарат. Произнесем знакомую нам скороговорку «Шесть мышат в камышах шуршат» медленно,  шепотом. Теперь увеличиваем темп. Произносим, прибавляя громкость голоса, быстро.

- Следующее задание:

·        Произнести скороговорку «У кота икота – вспоминает кто-то» по слогам, как робот.

·        Произнести скороговорку «На горе Арарат рвёт Варвара виноград» медленно и плавно («черепаха»).

·        Произнести скороговорку «Съел Филимон с улыбкой лимон» быстро («ракета»).

·        Произнести скороговорку «На сосне сидит сова,

                                                       Под сосной стоит лиса» удивлённо.

·        Произнести скороговорку «Шапка да шубка –

                                                       Вот и наш Мишутка» радостно.

·        Произнести скороговорку «В саду у Дуси утки и гуси» грустно.

·        Произнести скороговорку «За деревней с утра тарахтят трактора»  командным тоном, как президент.

 

2.     Чистоговорка.

- А что же такое чистоговорка? Чистоговорка – это рифмованная фраза, в которой часто повторяется какой-либо звук. Она служит для отработки звукопроизношения, развития силы голоса, темпа речи, чувства рифмы, речевого дыхания, а также для коррекции лексико-грамматической и фонетико-фонематической стороны речи.

Чистоговорки (произносим чётко, громко, не спеша)

Са-са-са: на столе оса (в клетке спит лиса).
Су-су-су: боимся мы осу (смотрим на лису).
Сы-сы-сы: жало у осы (хвост пушистый у лисы).
Се-се-се: кисель дадим осе (знаем сказку о лисе).

Ли-ли-ли: в синем море корабли (сели на мели).
Ля-ля-ля: мачта корабля (в книге есть поля).
Ле-ле-ле: гнезда на скале (казак сидит в седле).
Лю-лю-лю: мамочку люблю (соломку постелю).

Ла-ла-ла: отвесная скала (маму ждут дела).
Лу-лу-лу: обойдем скалу (мусор на полу).
Лы-лы-лы: (сели слева от скалы).
Ло-ло-ло: в лодке есть весло (всадник сел в седло).

Ас-ас-ас: бегут детишки в класс (сладкий ананас).
Ос-ос-ос: в классе много ос (на столе кокос).
Ус-ус-ус: Саша любит мусс (малыш совсем не трус).
Ес-ес-ес: сани едут в лес (каков у штанги вес?).
Ыс-ыс-ыс: коты бегут от крыс (Соня, пей кумыс).

Ал-ал-ал: гуляли возле скал (папа наш устал).
Ол-ол-ол: сели все за стол (в классе чистый пол).
Ул-ул-ул: сломался новый стул (в зале слышен гул).
Ыл-ыл-ыл: Саня уши мыл (чай уже остыл).

 

3.     Физминутка  «Бабочка»

Наша бабочка встряхнулась,
Улыбнулась, потянулась.
Раз – росой она умылась.
Два – изящно покружилась.
Три – нагнулась и присела.
И нектара всласть поела.
                    (Дети выполняют движения в соответствии с текстом)

 

4. Упражнения для развития речи

а) Упражнения на постановку ударения. Упражнения – игра «Доскажи словечко»

Был бы друг,

Будет и ….(досуг)

 

Сладок он, друзья, на вкус,

А зовут его    …(арбуз)

(В. Нестеренко)

Кран открой – пойдёт вода.

Как она пришла сюда?

 -В дом, сад, огород

Провели….(водопровод).

(М. Лапыгин)

Хоть я сахарной зовусь,

Но от дождя я не размокла.

Крупна, кругла,

Сладка на вкус,

Узнали вы? Я….(свёкла)

(Н. Френкель)

Цапля важная,  носатая,

Целый день стоит, как ….(статуя)

(С. Маршак)

Плачет кукла Алёнка:

Почти три недели,

Как шпионка,

Сидит она в тесном  …(портфеле)

(Л.Фадеева)

Мы вернулись из кино –

Дома пусто и …(темно).

(С. Михалков)

 

Прочитать стихотворение орфоэпически:

Как на горке  - снег, снег.

И под горкой снег, снег.

И на ёлке – снег,  снег.

И под ёлкой снег, снег.

А под снегом спит медведь.

Тише, тише…Не шуметь!        (И. Токмакова)

 

б) Упражнения на развитие интонационной выразительности (силы голоса, логического ударения, темпоритма)

- Сила голоса – это степень его громкости, его усиления или ослабления.

 

1.Тише, жабы!              (Тихо,  тоном предупреждения.           

   Ни гугу –                     Можно использовать жест

                                                                       палец к губам.)  

 

Ходит цапля на лугу.      (Тихо – тоном испуга)

 

Чтобы не было беды,      (Совсем тихо, шёпотом)

Наберите в рот воды.

 

 III. Заключительная часть:

Рефлексия

Дети встают в круг и прощаются по-разному: сдержанно, радостно, тихо, громко, медленно, быстро.   

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 



 

 

 

 



 

 

 

 

 


 

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ

Возраст обучающихся : 6-7 лет

Возраст обучающихся : 6-7 лет

Ход занятия: I.

Ход занятия: I.

А что же такое чистоговорка? Чистоговорка – это рифмованная фраза, в которой часто повторяется какой-либо звук

А что же такое чистоговорка? Чистоговорка – это рифмованная фраза, в которой часто повторяется какой-либо звук

Сладок он, друзья, на вкус,

Сладок он, друзья, на вкус,

III . Заключительная часть:

III . Заключительная часть:
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
14.02.2022