План-конспект занятия «Персональные данные и личная информация. Защита персональных данных в сети Интернет.»

План-конспект занятия «Персональные данные и личная информация. Защита персональных данных в сети Интернет.»

Работа в классе
docx
воспитательная работа
3 кл—4 кл
09.02.2020
Целевая аудитория: школьники в возрасте от 9 до 11 лет. Цель занятия: ознакомление учащихся с понятием "персональные данные", формирование теоретических знаний и практических навыков безопасного поведения в сети Интернет.

150.000₽ призовой фонд • 11 почетных документов • Свидетельство публикации в СМИ

Опубликовать материал

План-конспект.docx

Автор: Цховребашвили Людмила Михайловна

Место работы: МАОУ «Гимназия № 31» г. Перми

Должность: учитель начальных классов

 

План-конспект занятия

«Персональные данные и личная информация.

Защита персональных данных в сети Интернет.»

 

Тема занятия: Защита персональных данных и личной информации в сети Интернет»

Целевая аудитория: школьники в возрасте от 9 до 11 лет.

Цель занятия: ознакомление учащихся с понятием "персональные данные", формирование теоретических знаний и практических навыков безопасного поведения в сети Интернет.

Задачи занятия:

образовательные: формирование устойчивых знаний по теме «персональные данные».

развивающие: развитие коммуникационной компетенции, навыков индивидуальной практической деятельности.

воспитательные: формирование ответственного отношения к персональным данным и личной информации.

Тип занятия: изучение нового материала, обобщение и систематизация знаний.

Форма деятельности: фронтальная.

Методы обучения: словесно-визуальный.

Оборудование: проектор, проекционный экран, персональный компьютер.

Ход занятия:

Организационный этап (1 мин.): приветствие обучающихся, концентрация внимания обучающихся, определение их собранности и готовности к уроку.

Объявление темы и целей занятия (5 мин.):

Наш классный час хотелось бы начать с такого стихотворения, давайте прочитаем (Слайд 2):

 

Как узнать про все на свете?

Ну конечно, в Интернете!

Там музеи, книги, игры,

Музыка, живые тигры!

Можно все, друзья, найти

В этой сказочной сети!

 

Конечно, вы поняли о чем это стихотворение.

А что же такое Интернет? (ответы детей) (Слайд 3).

Бурное развитие компьютерных технологий и широкое распространение сети Интернет открывает перед людьми большие возможности для общения
и развития. Интернет – это безграничный мир информации.

Здесь вы найдете много интересного и полезного для учёбы, в Интернете можно общаться со знакомыми и даже заводить друзей.

(Слайд 4) Сегодня количество пользователей российской сети Интернет составляет десятки миллионов людей, и немалая часть из них - дети, которые могут не знать об опасностях мировой паутины. Интернет - это не только кладезь возможностей, но и источник угроз.

Таким образом, кроме хорошего, в виртуальном мире есть и плохое. (Слайд 5) Неправильное поведение в Интернете может принести вред не только вам, но также вашим друзьям, родным и близким.

(Слайд 6) Сегодня по статистике 80 % школьников проводят почти три часа в день в Интернете, при этом большую часть времени проводят в социальных сетях,  сообщая сведения от своих физических данных до сведений о семье и материальных возможностях.

Опрос детей, направленный на демонстрацию школьникам актуальности предложенной темы классного часа:

Поднимите руки те ребята, кто ежедневно пользуется Интернетом.

Поднимите руки те ребята, кто зарегистрирован в социальных сетях.

Поднимите руки те ребята, кто оставлял в Интернете информацию о себе, такую как фамилия, имя, отчество, дата рождения, номер телефона, фотографии и т.д.

Давайте прочитаем еще одно стихотворение, и вы попробуете ответить о чем же мы будем говорить сегодня (Слайд 7):

 

Чтобы вор к нам не пришёл,

И чужой нас не нашёл,

Телефон свой, адрес, фото

В Интернет не помещай

И другим не сообщай.

 

Может быть, кто-то  догадался, о чем мы будем сегодня беседовать? (Дети высказывают свои предположения).

Сегодня тема нашего урока звучит так: "Персональные данные и их защита в сети Интернет" (Слайд 8).

Для начала мы должны разобраться с Вами, а что же является персональными данными и у каждого ли человека они есть? (Слайд 9) (высказывают мнения, на доске появляются карточки: фамилия, имя, отчество, дата рождения, место рождения, место жительства, номер телефона, адрес электронной почты, фотография, возраст)

(Слайд 10). Персональные данные – это информация о конкретном человеке.

Так, если мы кому-то скажем, свои фамилию, имя, отчество и адрес места жительства, то нас вполне можно будет опознать как конкретное лицо. Но если мы исключим из этого набора данных, например, фамилию или адрес места жительства, то понять, о каком конкретном человеке идет речь будет невозможно.

Получается, что персональные данные - это не просто ваши фамилия или имя, персональные данные - это набор данных, их совокупность, которые позволяют идентифицировать вас.

Учитель проводит опрос детей: какие еще примеры персональных данных вы знаете? (ответы появляются на доске: № школы, данные свидетельства о рождении, место работы, паспортные данные, данные водительского удостоверения, пол, состояние здоровья и т.д.)

К персональным данным также относятся биометрические данные: отпечатки пальцев, цвет глаз, ДНК.

Таким образом, мы можем сделать вывод, что любые сведения, по которым можно узнать человека, относятся к персональным (или личным) данным.

Почему небезопасно выкладывать свои данные в интернете?

·     кто-то использует эти данные для того, чтобы при помощи рекламы продать какую-то вещь;

·     кому-то вы можете просто не нравиться, и в Интернете вас могут пытаться оскорбить, выставить вас в дурном свете, создать плохую репутацию о вас;

·     с помощью персональных данных мошенники, воры, могут украсть деньги, шантажировать и заставлять совершать какие-то действия.

Предлагаю посмотреть видеоролик.

Просмотр видеоролика-1.

Почему подобные действия, которые совершил мальчик, привели к таким последствиям, которые мы увидели в видеоролике?

(ответ: мальчик сфотографировал чемодан, добавил в социальную сеть фото с хэштегами, указав, что его семья уезжает на море на 2 недели, также отметил геолокацию. Геолокация – определение точного местоположения электронного устройства, например, сотового телефона или компьютера, подключенного к сети Интернет. Злоумышленник воспользовался этими сведениями и ограбил квартиру).

Сегодня, используя социальные сети недоброжелатели могут не только оскорблять человека в сообщениях, но и взламывать страницу жертвы или создавать поддельные страницы на имя жертвы, где будут размещаться обидные и непристойные сообщения.

Поэтому защита личной информации сегодня приравнивается к защите реальной личности и за это предусмотрена уголовная ответственность. И важно в первую очередь научиться правильно, безопасно обращаться со своими персональными данными. 

Наибольший процент открытых профилей наблюдается у детей в возрасте от 9 до 12 лет, зарегистрировавшихся в социальных сетях, несмотря на возрастные ограничения (регистрация возможна с 14 лет).

Каждый третий ребенок выкладывает информацию о себе в максимально полном объеме (ФИО, возраст, фото, № школы, № телефона, домашний адрес, интересы, хобби).

Помимо того, что дети предоставляют открытый доступ к той или иной информации о себе, они нередко общаются в интернете с малознакомыми людьми и высылают информацию о себе.

На первый взгляд может показаться, что сведения о наших увлечениях и интересах не будут являться персональными данными, поскольку только по этим сведениям нельзя идентифицировать конкретного человека. Однако если незнакомый человек захочет вступить с нами в контакт ему будет достаточно проанализировать наши страницы в социальных сетях, чтобы узнать увлечения и интересы и, используя полученную информацию начать разговор.

(Слайд 11) Таким образом, возникает два главных вопроса:

1)    как правильно распоряжаться личной информацией?

2)    кому и в каком объеме можно ее предоставлять?

Я не призываю вас, придя сегодня домой, удалить все свои аккаунты в социальных сетях или вообще перестать пользоваться Интернетом, а только хочу, чтобы мы вместе озвучили (разработали) простые советы, которые научат ответственнее относиться к своим личным данным и осознавать те риски, с которыми вы можете столкнуться в очередной раз блуждая по всемирной сети.

         Какой совет (или советы) вы дали бы этому мальчику, чтобы обезопасить себя и свою семью? Напишите этот совет на листочке.

(Листочки размещаются на доске, озвучить).

Пока дети пишут, раздать памятки.

Предлагаю ознакомиться с памятками, найдите те советы, которые не прозвучали.

 

Памятка

1.         Ограничьте объем информации о себе, находящейся в Интернете. Удалите лишние фотографии, видео, адреса, номера телефонов, дату рождения, сведения о родных и близких.

2.         Не отправляйте видео и фотографии людям, с которыми вы познакомились в Интернете и не знаете их в реальной жизни.

3.       Отправляя кому-либо свои персональные данные или конфиденциальную информацию, убедитесь в том, что адресат — действительно тот, за кого себя выдает.

4.       Если в сети Интернет кто-то просит предоставить ваши персональные данные, посоветуйтесь с родителями или взрослым человеком, которому вы доверяете.

5.       Используйте только сложные пароли, разные для разных учетных записей и сервисов.

6.       Старайтесь периодически менять пароли.

7.       Заведите себе два адреса электронной почты — частный, для переписки (приватный и малоизвестный, который вы никогда не публикуете в общедоступных источниках), и публичный — для открытой деятельности (форумов, чатов и так далее).

8.       Систематически проверяйте свои домашние компьютеры на наличие вирусов.

9.     Делайте резервную копию важных данных.

10.   Прежде чем вводить персональные данные в Интернете, убедитесь, что

ресурс использует защищенное соединение. Если в адресной строке браузера присутствует иконка замка, а сам адрес начинается с аббревиатуры https://

Дети всегда были и остаются самой уязвимой и незащищенной категорией граждан. В современном мире особенно хочется оградить вас от равнодушия и жестокости, от ненужной информации и раннего взросления.

Только взрослые могут сделать детство ярким и беззаботным.

Так, сотрудниками Роскомнадзора специально для детей был создан информационно-образовательный портал «Персональные данные. Дети». (Слайд 12).

Главная страница сайта выглядит следующим образом (Слайд 13) (советы детям, тесты, игры,  информация о конкурсах).

http://xn--80aalcbc2bocdadlpp9nfk.xn--d1acj3b/multimedia/videorolik_o_zawite_detskih_personalnyh_dannyh1

 

Рефлексия.

Скажите, пожалуйста, тема, о которой мы сегодня с вами беседовали, является полезной для вас?

О чем всегда нужно помнить, находясь в сети Интернет? (грамотно и ответственно распоряжаться своими личными данными как в сети Интернет, так и в реальном мире).

Какие главные правила вы уяснили? (Ни в коем случае нельзя сообщать незнакомым людям свои личные данные; проходить в Интернете по незнакомым ссылкам) (Слайд 14).

И если вы сомневаетесь, как правильно поступить в той или иной ситуации, когда кто-то попросил вас предоставить свои персональные данные всегда посоветуйтесь со взрослым человеком, которому доверяете (родителям, учителю).

Предлагаю посмотреть еще один видеоролик о том, что говорят другие ребята о защите персональных данных.

Просмотр видеоролика-2.

 

А сейчас предлагаю оценить свою работу на уроке по 5-ти балльной шкале (5 – максимальный результат – центр мишени): раскрасьте цв.карандашом или текстовыделителем каждый сектор (узнал новое, было понятно, было интересно, активно участвовал).

Закончить урок я хотела бы следующими строками (Слайд 15):

Родители и государство

Вас оберегают,

Родители и государство

Вам совет дают:

«Меньше говорите

В Сети о себе,

И не разглашайте вы своих ПД».


 

Скачано с www.znanio.ru

скачать по прямой ссылке
Заполните анкету и получите свидетельство финалиста.
Олимпиада-аукцион для вас и ваших учеников с мгновенными наградами.
Друзья! Добро пожаловать на обновленный сайт «Знанио»!

Если у вас уже есть кабинет, вы можете войти в него, используя обычные данные.

Что-то не получается или не работает? Мы всегда на связи ;)