Автор: Цховребашвили Людмила Михайловна
Место работы: МАОУ «Гимназия № 31» г. Перми
Должность: учитель начальных классов
План-конспект занятия
«Персональные данные и личная информация.
Защита персональных данных в сети Интернет.»
Тема занятия: Защита персональных данных и личной информации в сети Интернет»
Целевая аудитория: школьники в возрасте от 9 до 11 лет.
Цель занятия: ознакомление учащихся с понятием "персональные данные", формирование теоретических знаний и практических навыков безопасного поведения в сети Интернет.
Задачи занятия:
образовательные: формирование устойчивых знаний по теме «персональные данные».
развивающие: развитие коммуникационной компетенции, навыков индивидуальной практической деятельности.
воспитательные: формирование ответственного отношения к персональным данным и личной информации.
Тип занятия: изучение нового материала, обобщение и систематизация знаний.
Форма деятельности: фронтальная.
Методы обучения: словесно-визуальный.
Оборудование: проектор, проекционный экран, персональный компьютер.
Ход занятия:
Организационный этап (1 мин.): приветствие обучающихся, концентрация внимания обучающихся, определение их собранности и готовности к уроку.
Объявление темы и целей занятия (5 мин.):
Наш классный час хотелось бы начать с такого стихотворения, давайте прочитаем (Слайд 2):
Как узнать про все на свете?
Ну конечно, в Интернете!
Там музеи, книги, игры,
Музыка, живые тигры!
Можно все, друзья, найти
В этой сказочной сети!
Конечно, вы поняли о чем это стихотворение.
А что же такое Интернет? (ответы детей) (Слайд 3).
Бурное
развитие компьютерных технологий и широкое распространение сети Интернет
открывает перед людьми большие возможности для общения
и развития. Интернет – это безграничный мир информации.
Здесь вы найдете много интересного и полезного для учёбы, в Интернете можно общаться со знакомыми и даже заводить друзей.
(Слайд 4) Сегодня количество пользователей российской сети Интернет составляет десятки миллионов людей, и немалая часть из них - дети, которые могут не знать об опасностях мировой паутины. Интернет - это не только кладезь возможностей, но и источник угроз.
Таким образом, кроме хорошего, в виртуальном мире есть и плохое. (Слайд 5) Неправильное поведение в Интернете может принести вред не только вам, но также вашим друзьям, родным и близким.
(Слайд 6) Сегодня по статистике 80 % школьников проводят почти три часа в день в Интернете, при этом большую часть времени проводят в социальных сетях, сообщая сведения от своих физических данных до сведений о семье и материальных возможностях.
Опрос детей, направленный на демонстрацию школьникам актуальности предложенной темы классного часа:
Поднимите руки те ребята, кто ежедневно пользуется Интернетом.
Поднимите руки те ребята, кто зарегистрирован в социальных сетях.
Поднимите руки те ребята, кто оставлял в Интернете информацию о себе, такую как фамилия, имя, отчество, дата рождения, номер телефона, фотографии и т.д.
Давайте прочитаем еще одно стихотворение, и вы попробуете ответить о чем же мы будем говорить сегодня (Слайд 7):
Чтобы вор к нам не пришёл,
И чужой нас не нашёл,
Телефон свой, адрес, фото
В Интернет не помещай
И другим не сообщай.
Может быть, кто-то догадался, о чем мы будем сегодня беседовать? (Дети высказывают свои предположения).
Сегодня тема нашего урока звучит так: "Персональные данные и их защита в сети Интернет" (Слайд 8).
Для начала мы должны разобраться с Вами, а что же является персональными данными и у каждого ли человека они есть? (Слайд 9) (высказывают мнения, на доске появляются карточки: фамилия, имя, отчество, дата рождения, место рождения, место жительства, номер телефона, адрес электронной почты, фотография, возраст)
(Слайд 10). Персональные данные – это информация о конкретном человеке.
Так, если мы кому-то скажем, свои фамилию, имя, отчество и адрес места жительства, то нас вполне можно будет опознать как конкретное лицо. Но если мы исключим из этого набора данных, например, фамилию или адрес места жительства, то понять, о каком конкретном человеке идет речь будет невозможно.
Получается, что персональные данные - это не просто ваши фамилия или имя, персональные данные - это набор данных, их совокупность, которые позволяют идентифицировать вас.
Учитель проводит опрос детей: какие еще примеры персональных данных вы знаете? (ответы появляются на доске: № школы, данные свидетельства о рождении, место работы, паспортные данные, данные водительского удостоверения, пол, состояние здоровья и т.д.)
К персональным данным также относятся биометрические данные: отпечатки пальцев, цвет глаз, ДНК.
Таким образом, мы можем сделать вывод, что любые сведения, по которым можно узнать человека, относятся к персональным (или личным) данным.
Почему небезопасно выкладывать свои данные в интернете?
· кто-то использует эти данные для того, чтобы при помощи рекламы продать какую-то вещь;
· кому-то вы можете просто не нравиться, и в Интернете вас могут пытаться оскорбить, выставить вас в дурном свете, создать плохую репутацию о вас;
· с помощью персональных данных мошенники, воры, могут украсть деньги, шантажировать и заставлять совершать какие-то действия.
Предлагаю посмотреть видеоролик.
Просмотр видеоролика-1.
Почему подобные действия, которые совершил мальчик, привели к таким последствиям, которые мы увидели в видеоролике?
(ответ: мальчик сфотографировал чемодан, добавил в социальную сеть фото с хэштегами, указав, что его семья уезжает на море на 2 недели, также отметил геолокацию. Геолокация – определение точного местоположения электронного устройства, например, сотового телефона или компьютера, подключенного к сети Интернет. Злоумышленник воспользовался этими сведениями и ограбил квартиру).
Сегодня, используя социальные сети недоброжелатели могут не только оскорблять человека в сообщениях, но и взламывать страницу жертвы или создавать поддельные страницы на имя жертвы, где будут размещаться обидные и непристойные сообщения.
Поэтому защита личной информации сегодня приравнивается к защите реальной личности и за это предусмотрена уголовная ответственность. И важно в первую очередь научиться правильно, безопасно обращаться со своими персональными данными.
Наибольший процент открытых профилей наблюдается у детей в возрасте от 9 до 12 лет, зарегистрировавшихся в социальных сетях, несмотря на возрастные ограничения (регистрация возможна с 14 лет).
Каждый третий ребенок выкладывает информацию о себе в максимально полном объеме (ФИО, возраст, фото, № школы, № телефона, домашний адрес, интересы, хобби).
Помимо того, что дети предоставляют открытый доступ к той или иной информации о себе, они нередко общаются в интернете с малознакомыми людьми и высылают информацию о себе.
На первый взгляд может показаться, что сведения о наших увлечениях и интересах не будут являться персональными данными, поскольку только по этим сведениям нельзя идентифицировать конкретного человека. Однако если незнакомый человек захочет вступить с нами в контакт ему будет достаточно проанализировать наши страницы в социальных сетях, чтобы узнать увлечения и интересы и, используя полученную информацию начать разговор.
(Слайд 11) Таким образом, возникает два главных вопроса:
1) как правильно распоряжаться личной информацией?
2) кому и в каком объеме можно ее предоставлять?
Я не призываю вас, придя сегодня домой, удалить все свои аккаунты в социальных сетях или вообще перестать пользоваться Интернетом, а только хочу, чтобы мы вместе озвучили (разработали) простые советы, которые научат ответственнее относиться к своим личным данным и осознавать те риски, с которыми вы можете столкнуться в очередной раз блуждая по всемирной сети.
Какой совет (или советы) вы дали бы этому мальчику, чтобы обезопасить себя и свою семью? Напишите этот совет на листочке.
(Листочки размещаются на доске, озвучить).
Пока дети пишут, раздать памятки.
Предлагаю ознакомиться с памятками, найдите те советы, которые не прозвучали.
Памятка
1. Ограничьте объем информации о себе, находящейся в Интернете. Удалите лишние фотографии, видео, адреса, номера телефонов, дату рождения, сведения о родных и близких.
2. Не отправляйте видео и фотографии людям, с которыми вы познакомились в Интернете и не знаете их в реальной жизни.
3. Отправляя кому-либо свои персональные данные или конфиденциальную информацию, убедитесь в том, что адресат — действительно тот, за кого себя выдает.
4. Если в сети Интернет кто-то просит предоставить ваши персональные данные, посоветуйтесь с родителями или взрослым человеком, которому вы доверяете.
5. Используйте только сложные пароли, разные для разных учетных записей и сервисов.
6. Старайтесь периодически менять пароли.
7. Заведите себе два адреса электронной почты — частный, для переписки (приватный и малоизвестный, который вы никогда не публикуете в общедоступных источниках), и публичный — для открытой деятельности (форумов, чатов и так далее).
8. Систематически проверяйте свои домашние компьютеры на наличие вирусов.
9. Делайте резервную копию важных данных.
10. Прежде чем вводить персональные данные в Интернете, убедитесь, что
ресурс использует защищенное соединение. Если в адресной строке браузера присутствует иконка замка, а сам адрес начинается с аббревиатуры https://
Дети всегда были и остаются самой уязвимой и незащищенной категорией граждан. В современном мире особенно хочется оградить вас от равнодушия и жестокости, от ненужной информации и раннего взросления.
Только взрослые могут сделать детство ярким и беззаботным.
Так, сотрудниками Роскомнадзора специально для детей был создан информационно-образовательный портал «Персональные данные. Дети». (Слайд 12).
Главная страница сайта выглядит следующим образом (Слайд 13) (советы детям, тесты, игры, информация о конкурсах).
http://xn--80aalcbc2bocdadlpp9nfk.xn--d1acj3b/multimedia/videorolik_o_zawite_detskih_personalnyh_dannyh1
Рефлексия.
Скажите, пожалуйста, тема, о которой мы сегодня с вами беседовали, является полезной для вас?
О чем всегда нужно помнить, находясь в сети Интернет? (грамотно и ответственно распоряжаться своими личными данными как в сети Интернет, так и в реальном мире).
Какие главные правила вы уяснили? (Ни в коем случае нельзя сообщать незнакомым людям свои личные данные; проходить в Интернете по незнакомым ссылкам) (Слайд 14).
И если вы сомневаетесь, как правильно поступить в той или иной ситуации, когда кто-то попросил вас предоставить свои персональные данные всегда посоветуйтесь со взрослым человеком, которому доверяете (родителям, учителю).
Предлагаю посмотреть еще один видеоролик о том, что говорят другие ребята о защите персональных данных.
Просмотр видеоролика-2.
А сейчас предлагаю оценить свою работу на уроке по 5-ти балльной шкале (5 – максимальный результат – центр мишени): раскрасьте цв.карандашом или текстовыделителем каждый сектор (узнал новое, было понятно, было интересно, активно участвовал).
Закончить урок я хотела бы следующими строками (Слайд 15):
Родители и государство
Вас оберегают,
Родители и государство
Вам совет дают:
«Меньше говорите
В Сети о себе,
И не разглашайте вы своих ПД».
Скачано с www.znanio.ru
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.