«Утверждаю»
Заведующий МБДОУ ЦРР –
д/с №77 «Золотая рыбка»
г. Ставрополя
_________Н.Г. Труфанова
План работы кружка «Разноцветное настроение»
для детей старшего дошкольного возраста
МБДОУ ЦРР д/с №77 «Золотая рыбка» г. Ставрополя
на 2020-2021 учебный год
педагога-психолога Журавлевой С.А.
г. Ставрополь, 2020 г.
Цель: развитие эмоциональной сферы детей дошкольного возраста, снижение высокого уровня агрессивности у детей старшего дошкольного возраста.
Задачи:
1. Познакомить детей с основными эмоциями: интересом, радостью, удивлением, грустью, гневом, страхом, стыдом.
2. Научить детей понимать свои эмоциональные состояния и окружающих людей.
3. Дать представление о способах выражения собственных эмоций (мимика, жесты, поза, слова).
4. Способствовать открытому проявлению эмоций и чувств различными социально-приемлемыми способами (словесными, физическими, творческими и т.д.)
5. Совершенствовать способность управлять своими чувствами и эмоциями.
6. Снизить уровень тревожности у детей.
7. Обучить детей умению находить достоинства в самих себе и других людях, повышение самоуважения детей и самооценки.
8. Создавать атмосферу доброжелательности, расслабления.
9. Воспитывать уважение к окружающим и самому себе.
Основные приемы работы:
1. Психогимнастика.
2. Пальчиковые игры.
3. Подвижные игры.
4. Арт-терапевтические упражнения.
5. Релаксация.
6. Авторство детей.
7. Беседы.
8. Чтение художественной литературы.
9. Рассматривание иллюстраций и фотографий.
Пояснительная записка.
Для современного общества формирование коммуникативных навыков и эмоциональное развитие является актуальной проблемой, так как социально-психологическая готовность к эффективному коммуникативному взаимодействию между людьми в настоящее врем является необходимым условием развития личности уже в период дошкольного детства. Дошкольники в возрасте 5-7 лет относятся к аффективному возрастному этапу начальных предпосылок формирования личности. Дети в этом озрасте часто непосредственно реагируют на внешние события, эмоционально неустойчивы. Отличительной особенностью их внешнего мира является эмоциональная подвижность. За небольшой промежуток времени у ребенка можно наблюдать неоднократную смену чувств. Хотя эти переживания непродолжительны, они захватывают его полностью. Вот почему так горьки детские обиды, ярка ярость. Предлагаемый кружок помогает детям понять эмоции и чувства свои и окружающих его людей, что является важным моментом в становлении личности растущего человека. В процессе программного курса дети знакомятся с разнообразием эмоций, способами их самовыражения и разными способами регуляции своего эмоционального состояния. Занятия способствуют повышению самооценки детей и снижению уровня тревожности, что благоприятно влияет на психологическое здоровье ребенка.
Вся программа кружка состоит из игровых упражнений, тренингов, этюдов, направленных на социально-личностное развитие ребенка.
Кружок проводится с группой детей, состоящей из 21 человека, 2 раза в неделю. Длительность одного занятия – 30 минут.
Блок 1. Снятие состояния эмоционального дискомфорта. Развитие социальных эмоций – 6 занятий.
Блок 2. Коррекция тревожности. Формирование социального доверия – 7 занятий.
Блок 3. Гармонизация противоречивости личности. Формирование адекватной самооценки у детей – 4 занятия.
Блок 4. Коррекция зависимости от окружающих. Обучение умению самостоятельного решения проблемы – 4 занятия.
Блок 5. Снижение ситуаций конфликтов во взаимоотношениях со сверстниками. Развитие навыков общения – 4 занятия.
Блок 6. Игры, упражнения, тренинги, направленные на развитие навыков сплоченности в детском коллективе – 39 занятий.
Общее количество занятий – 64.
Структура игровых сеансов включает следующие элементы: ритуал приветствия, разминка, основное содержание (2-4 упражнения), рефлексия, ритуал прощания. Игровые сеансы строятся на материале, близком и понятном детям, связанном с актуальными для них проблемами.
Предполагаемые результаты:
Развитие эмоционально-волевой сферы, коммуникативных навыков дошкольников, снижение тревожности, повышение самооценки. Снижение проявлений признаков агрессивности в поведении детей.
План проведения занятий кружка
Раздел и темы |
Цель (развивающей материал) |
Кол-во занятий |
Примечание |
Блок 1 Снятие состояния эмоционального дискомфорта. Развитие социальных эмоций. |
Снизить эмоциональное напряжение, создать положительное эмоциональное настроение и атмосферу принятия каждого; развить способности понимать эмоциональное состояние другого и умение выразить свое, обучить приемам ауторелаксации. |
6 |
|
1. «Знакомство» «Мое имя» (начало) «Угадай, кого не стало», «Узнай по голосу» Рисование на тему «Автопортрет». Игра «Кто быстрее», «Зоопарк», «Волшебное меню» |
Дети знакомятся, называют имена, ропевают свои имена, делятся на две команды, называют имена друг друга. |
2 |
Самоукина Н.В. «Игры в школе и дома» М. 1996 г. Чистякова М.И. «Психогимнастика» М. 1995 г. |
2. «Мое имя» «Связующая нить», «Прогулка в лес», «Мое имя» (продолжение), «Угадай, кто я?», «Возьми и передай». Рисование «Я в трех зеркалах» |
Клубок ниток. Рассматривание художественных изображений. Рисование |
1 |
Клюева Н.В., Косаткина Ю.В. «Учим детей общению» М. 1996 г. Ермолаева М.В. «Психология развивающей и коррекционной работы с детьми» М. 1998 г. |
3. «Я люблю» «Переходы», «Разыщи радость», «Подари движение». Рисование «Я люблю больше всего…» |
Приветствие. Беседа (назвать все вещи, события, явления, которые приносят нам радость). Рисунки сложить в специальную папу. Завести книгу-тетрадь: - качества, которые нравятся людям; - дела, которые удается делать хорошо; - вещи, которые люблю; - любимые сказочные герои; - наши мечты. |
1 |
Кряжева Н.Л. «Развитие эмоционального мира детей» Яр. 1997 г. |
4. «Настроение» «Солнечный зайчик» «Тренируем эмоции» «Передай улыбку другому» Рисование «Мое настроение» |
Чтение англ. Народной песенки в переводе С.Я. Маршака «Два маленьких котенка поссорились в углу» Беседа о самочувствии во время прослушивания песенки. Этюд. |
2 |
Кряжева Н.Л. «Развитие эмоционального мира детей» Яр. 1997 г. |
Блок 2. Коррекция тревожности. Формирование социального доверия. |
Помочь в преодолении негативных переживаний и снятии страхов, уменьшить тревожность, воспитать уверенность в себе, снизить эмоциональное напряжение. |
7 |
|
5. «Настроение» (продолжение) «На что похоже настроение?» «Настроение и походка» Сценка «Котята» Игра «Хоровод» Рисование на тему сценки. |
Беседа о настроении. Рисование на мокром листе красками. Беседа по рисункам. Тренинг эмоций (бумага, цветные карандаши) |
2 |
Кряжева Н.Л. «Развитие эмоционального мира детей» Яр. 1997 г. |
6. «Наши страхи» Сценка «Тараканище» Расскажи свой страх. «Мозаика» Рисование «Нарисуй свой страх» |
Беседа «Как можно повысить настроение». Карточки-пиктограммы «Страх» (собираем из частей). Этюд «Один дома» |
2 |
Кряжева Н.Л. «Развитие эмоционального мира детей» Яр. 1997 г. |
7. «Наши страхи» (продолжение) Беседа о страхах. «Стойкий оловянный солдатик». Сценка «Котенок по имени Гав». Рисование «Я тебя больше не боюсь» |
Работа с дидактическим материалом. Карточки с изображением разных эмоций. |
2 |
Кряжева Н.Л. «Развитие эмоционального мира детей» Яр. 1997 г. |
8. «Я больше не боюсь» «Смелые ребята» «В темной норе» «На лесной полянке» «Тень» «Слепой и поводырь» |
Беседа о чувстве страха. Чтение отрывков из произедений К.И, Чуковского. Задание: изобрази эмоцию. Препятствие (столы, шкафы, стулья) |
1 |
«Диагностика и коррекция психического развития дошкольника» под ред. Панько Е.А., Коломенского Я.А, Мн. 1997 г. |
Блок 3. Гармонизация противоречивости личности. Формирование адекватной самооценки у детей. |
Корректировать поведение с помощью ролевых игр. Учить распознавать эмоции по внешним сигналам. Формировать моральные представления. Снять эмоциональное напряжение. Тренировать психомоторные функции. |
4 |
|
9. «Новичок» «Молчок», «Три характера», «Скучно», «Дракон кусает свой хвост», «Комплименты». Рисование «Три характера» |
Чтение стихотворения А.Бродского «Новичок». Этюд «Робкий ребенок». Пиктограммы (злюка, плакса, ревушка). Игра «Дракон» |
1 |
Кряжева Н.Л. «Развитие эмоционального мира детей» Яр. 1997 г. Чистякова М.И. «Психогимнастика» М. 1995 г. |
10. «Ласка» «Назови и покажи», «Страшный зверь», «Ласка», «Минута шалости», «Волшебный сон». Рисование «Страшный зверь». |
Игра с котенком. Превращение в пушистых озорных котят. Мимика. Зеркало. |
1 |
Чистякова М.И. «Психогимнастика» М. 1995 г. Клюева Н.В., Косаткина Ю.В. «Учим детей общению» М. 1996 г.
|
11. «Общая история» Сочиняем общую историю. «Колдун», «Иголка и нитка». Коллективный рисунок «Общая история» |
Выбрать тему сказки. Волшебная палочка. Обсуждение. |
1 |
Клюева Н.В., Косаткина Ю.В. «Учим детей общению» М. 1996 г.
|
12. «Волшебный лес» «Ежик», «Ежики смеются», «Тропинка», «Танец». Рисование «Волшебный лес» |
Беседа о временах года. Чтение рассказа «Ежик» (Г.Циферова). Танцевальные движения (бабочка, зайчик, ежик веселый, дерево, цветок и т.д.) |
1 |
Урунтаева Г.А., Афонькина Ю.А. «Как я расту. Советы психолога родителям» М., 1996 г. |
Блок 4. Коррекция зависимости от окружающих. Обучение умению самостоятельно решать проблемы. |
Дать возможность почувствовать себя самостоятельным и уверенны человеком. Прививать новые формы поведения. Учить самостоятельно принимать верные решения. Учить навыкам саморасслабления. |
4 |
|
13. «Сказочная шкатулка» «Волшебное колечко», «Сказочная шкатулка», «Принц и принцесса», «Танец». Рисование «Волшебное зеркало» |
Игра, колечко, бумага, цветные карандаши. Выполнение танцевальных движений. Зеркало. |
1 |
Субботина Л.Ю. «Развитие воображения у детей» Яр., 1996 г. |
14. «Доброта» «Злодей», «Не смей!», «Впереди всех». Проигрывание ситуаций. Рисование «Доброта» |
Поведенческий тренинг. Упр. «Нежданная доброта». Бумага, цветные карандаши. |
1 |
Урунтаева Г.А., Афонькина Ю.А. «Как я расту. Советы психолога родителям» М., 1996 г. Клюева Н.В., Косаткина Ю.В. «Учим детей общению» М. 1996 г. |
15. «Радость» «Утро», «Радость», «Я все люблю», «Шарик». Рисование «Я люблю» |
Набор картинок с изображением животных, людей в различных эмоциональных состояниях. Игрушечный домик, бумага, цветные карандаши. |
1 |
Урунтаева Г.А., Афонькина Ю.А. «Как я расту. Советы психолога родителям» М., 1996 г. |
16. «Волшебники» «Взаимоотношения», «Солидарность», «Передай по кругу», «Волшебники», «Цветок». Рисование «Волшебство» |
Беседа, тренинг эмоций. Мяч. |
1 |
Урунтаева Г.А., Афонькина Ю.А. «Как я расту. Советы психолога родителям» М., 1996 г. Клюева Н.В., Косаткина Ю.В. «Учим детей общению» М. 1996 г. |
Блок 5. Снижение враждебности во взаимоотношениях со сверстниками. Развитие навыков общения. |
Корректировать поведение с помощью ролевых игр. Формировать адекватные формы поведения, учить осознавать свое поведение, работать над выразительностью движений, регулировать поведение в коллективе. |
4 |
|
17. «Солнце в ладошке». «Встреча сказочных героев», «Мальчик (девочка) наоборот», «Солнце в ладошке», «Просто так», «Клеевой дождик», «Идем за синей птицей». |
Выставка картин. Упр. «Настроение Бабы Яги». Рисование по теме. Тренинг эмоций. |
1 |
Чистякова М.И. «Психогимнастика» М. 1995 г. Клюева Н.В., Косаткина Ю.В. «Учим детей общению» М. 1996 г. |
18. «Встреча с другом» «Два друга», «Окажи внимание другому», «Мозаика». Проигрывание ситуаций. Рисование «Мои друзья» |
Поведенческий тренинг. Бумага, цветные карандаши. |
1 |
Клюева Н.В., Косаткина Ю.В. «Учим детей общению» М. 1996 г. Овчарова Р.В. «Справочная книга школьного психолога» М., 1996 г. |
19. «Помирились» «Поссорились и помирились», «Мирная считалка», «Вежливый ребенок». Разыгрывание ситуаций «Примирение» |
Поведенческий тренинг, беседа о ссоре, чтение считалочки, анализ конфликтных ситуаций. |
1 |
Чистякова М.И. «Психогимнастика» М. 1995 г. Клюева Н.В., Косаткина Ю.В. «Учим детей общению» М. 1996 г. |
20. «Правила дружбы» «Найди друга», «Секрет», «Цветик-семицветик», «Улыбка», «Правила дружбы». Рисование «Новоселье» |
Чтение рассказа, беседа по рассказу. Бумага, цветные карандаши. Тренинг эмоций |
1 |
Клюева Н.В., Косаткина Ю.В. «Учим детей общению» М. 1996 г Кряжева Н.Л. «Развитие эмоционального мира детей» Яр. 1997 г. |
Блок 6. Преодоление трудностей общения. |
Создать положительное эмоциональное настроение. |
39 |
|
21. «Мозаика» Игра «Передай апельсин», «Ежик», «Фотомомент», «Айболит» |
Тренинг эмоций. Расскажи о своем настроении. |
1 |
«Психология. Игры, упражнения, тренинги» Изд. Корифей Т.Д. Пан, Волгоград 2005 г. |
22. «Котелок настроения» Упр. «Животное». Рисование «Настроение» |
Цветопись настроения. Бумага, цветные карандаши. Пантомима, тренинг эмоций. |
1 |
«Психология. Игры, упражнения, тренинги» Изд. Корифей Т.Д. Пан, Волгоград 2005 г. |
23. «Кривое зеркало» «Вежливые слова». Этюды, упражнения. |
Тренинг эмоций, игра «Рукавички», чтение рассказа |
1 |
«Психология. Игры, упражнения, тренинги» Изд. Корифей Т.Д. Пан, Волгоград 2005 г. |
24. Упр-разминка «Теремок» Упр. «Ролевая разминка» |
Беседа по сказке «Теремок». Тренинг эмоций. Игра «Волшебная подушка» |
1 |
«Психология. Игры, упражнения, тренинги» Изд. Корифей Т.Д. Пан, Волгоград 2005 г. |
25. «Передай по кругу» «Мои хорошие качества». Игра «Друг к дружке». Рисование по теме. |
Бумага, цветные карандаши, совместное пение. |
1 |
«Психология. Игры, упражнения, тренинги» Изд. Корифей Т.Д. Пан, Волгоград 2005 г. |
26. Арт-терапийная игра «Нарисуем гнев» |
Тренинг эмоций. Текст для прослушивания |
1 |
«Психология. Игры, упражнения, тренинги» Изд. Корифей Т.Д. Пан, Волгоград 2005 г. |
27. «Паровозики» Ролевая игра «Случай лесу. Релаксация «Звери отдыхают» |
Игровая ситуация, беседа о добрых людях. |
1 |
«Психология. Игры, упражнения, тренинги» Изд. Корифей Т.Д. Пан, Волгоград 2005 г. |
28. «Головомяч» Коррекционно-развивающие упражнения, игры, тренинги «Дружные ребята» |
Упр. «Волшебный мешочек» Расширение представлений детей об эмоциях, развитие мимики, пантомимики. Формирование положительной эмоциональной сферы ребенка. |
1 |
«Психология. Игры, упражнения, тренинги» Изд. Корифей Т.Д. Пан, Волгоград 2005 г. |
29. «Радость» Беседа, этюд «Что такое радость», «Новая кукла», рассматривание иллючтраций. Рисование «Веселые облака» |
Путешествие в страну радостных человечков. Работа с иллюстрациями радости, обсуждение. Муз. «От улыбки» |
2 |
«Психология. Игры, упражнения, тренинги» Изд. Корифей Т.Д. Пан, Волгоград 2005 г. |
30. «Печаль» Беседа «Остров плакс», игра «Пантомимика», «Повтори фразу». Рисование «Девочка грустит» |
Путешествие в страну грустных и печальных человечков. Беседа о грустной музыке, этюд. |
2 |
«Психология. Игры, упражнения, тренинги» Изд. Корифей Т.Д. Пан, Волгоград 2005 г. |
31. «Гнев» Страна сердитых человечков. Этюд «Сердитый дедушка», «Баба Яга», упр. «Школа злости» |
Путешествие в страну сердитых человечков. Пиктограмма «Гнев». Мишень для бросания мешочков. |
2 |
«Психология. Игры, упражнения, тренинги» Изд. Корифей Т.Д. Пан, Волгоград 2005 г. |
32. «Страх» Отгадывание эмоций. Этюд «Один дома», «Потерялся», «Лисенок боится» Игра «Гуси-лебеди». Рисование «Мой страх» |
Рассказ «Сердитый дог Бульдог». Бумага, цветные карандаши. Карточки со схематическим изображением эмоций. |
5 |
Крюкова С.В. «Здравствуй. Я - сам» |
33. «Удивление» Рассматривание иллюстраций, «Объяснялки», этюд «Фокус», игра «Море волнуется», «Фантазии», «Хоровод». Рисование оп теме. |
Пиктограмма «Удивление». Картинки с изображением клоунов в различных эмоциональных состояниях. Бумага, цветные карандаши |
5 |
Крюкова С.В. «Здравствуй. Я - сам» |
34. «Азбука настроения» Беседа об эмоциях. Игра «Узнай эмоцию на ощупь». Рисование «Мое настроение». |
Картинки с изображением сказочных персонажей. Бумага, краски, цветные карандаши. |
2 |
Крюкова С.В. «Здравствуй. Я - сам» |
35. «День рождения Карлсона» Беседа, рассматривание картинок с эмоцией радости, игра «Маски», рисование на тему. |
Игрушка Карлсон. Картинки с изображением разных эмоций, бумага, цветные карандаши. |
1 |
Крюкова С.В. «Здравствуй. Я - сам» |
36. «В стране эмоций» Игра «Притворщик», «Мир эмоций». Рисование «Звери добрые и злые» |
Карточки к игре «Мир эмоций», бумага, цветные карандаши. |
1 |
Крюкова С.В. «Здравствуй. Я - сам» |
37. «Обобщающее занятие». Игры, которые нравились детям больше всего (3-4 игры) |
Формирование доброжелательного отношения, развитие эмоционально-волевой сферы, расслабление. |
1 |
|
38. «Сильный человек – это человек с сильной волей» Беседа, «Мысленная картинка», работа со сказкой «Щекоталки», «Хочухалки» |
Беседа о человеке с сильной волей, рассматривание иллюстраций с различными эмоциями, расслабление. |
2 |
«Справочник педагога-психолога», №7, 2012 г. |
39. «Дружба – это помощь» Мысленная картинка, «Водопад», «Помоги другу», «На кого дует ветер», «Рукавичка» |
Сплочение коллектива, формирование доброжелательного отношения к сверстнику. Расслабление. Научить договариваться с собой. |
3 |
«Справочник педагога-психолога», №7, 2012 |
40. Тренинг «Спеши делать добро» Игра «Добрые мысли, добрые чувства». Пословицы, обсуждения, беседа о душевном здоровье. Игра «Добрые дела, добрые слова», «Ромашка». Рисование «Каким я представляю добро». Релаксация. |
Развивать способность помогать, сочувствовать людям. Беседа о добрых мыслях. Беседа по рисунку. Лепестки, бумага, цветные карандаши. |
2 |
«Психология. Игры, упражнения, тренинги» Изд. Корифей Т.Д. Пан, Волгоград 2005 г |
41. Тренинг «Давай подумаем о счастье». Беседа, игра «Ромашка», рисование по теме. |
Создание для ребенка возможностей расширить представление о ситуации, которая поможет настроить на успех и определить этапы для достижения успеха. Ручки по количеству детей, колокольчик, свечи, цветные карандаши. |
1 |
«Психология. Игры, упражнения, тренинги» Изд. Корифей Т.Д. Пан, Волгоград 2005 г |
42. «Обобщающее». «Превратиться я смогу и в слона, и в кенгуру» |
Поиграть игры, которые понравились детям больше всего (3-4 игры). Игра-рисунок «Пальцы-звери добрые, пальцы-звери злые» |
1 |
«Психология. Игры, упражнения, тренинги» Изд. Корифей Т.Д. Пан, Волгоград 2005 г |
Список литературы.
1. Ануфриева А.Б.. Игры и занятия для старших дошкольников. – М., 2009 г.
2. Алябьева Е.А. Нравственно-эстетические беседы и игры с дошкольниками. – М., 2009 г.
3. Бондаренко А.К. Словесные игры в детском саду. – М., 2015 г.
4. Гуреева И.В. Психология. Упражнения, игры, тренинги. – Изд. «Корифей», Волгоград, 2012 г.
5. Диагностика и коррекция психического развития дошкольника / под ред. Панько Е.А,, Коломенского Я.А. – Минск, 2007 г.
6. Ермолаева М.В. Психология развивающей и коррекционной работы с детьми. – М., 2008 г.
7. Клюева Н.В., Косаткина Ю.В. Учим детей общению. – М., 2006 г.
8. Крюкова С.В, Здравствуй, Я – сам. – М., 2010 г.
9. Кряжева Н.Л., Развитие эмоционального мира детей. – Ярославль, 2013 г.
10.Овчарова Р.В. Справочная книга дошкольного психолога. – М., 2016 г.
11.Петерна С.В. Воспитание культуры поведения у детей дошкольного возраста. – М., 2015 г.
12.Самоукина Н.В. Игры в школе и дома. – М., 2014 г.
13.Справочник педагога-психолога. Журнал. – М., 2010-2019 г.г.
14.Субботина Л.Ю. Развитие воображения у детей. – Ярославль, 2006 г.
15.Урунтаева Г.А,, Афонькина Ю.А. Как я расту. Советы психолога родителям. – М., 2011 г.
16.Чистякова М.И. Психогимнастика. – М., 2005 г.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.