Вознесенская ООШ филиал МБОУ СОШ № 3
ПЛАН РАБОТЫ
ШКОЛЬНОГО УПОЛНОМОЧЕННОГО
ПО ПРАВАМ РЕБЁНКА
Деница
Натальи Алексеевны
2020-2021 учебный год
Утвержден
Директор МБОУ СОШ № 3
_____________Е. П. Васютина
План работы
уполномоченного по правам ребенка
Вознесенской ООШ филиал МБОУ СОШ № 3
Цель работы:
- Создание целостной
системы нравственной, социальной, психологической и правовой поддержки каждого
ребёнка в решении школьных проблем.
- Обеспечение и защита конституционных прав несовершеннолетних на
получение основного общего образования и законных интересов других участников
образовательного процесса.
Задачи:
- Повышение уровня правовой грамотности обучающихся, педагогов
и родителей.
- Взаимодействие образовательного учреждения с семьёй с целью
формирования гражданской позиции и правового самосознания участников
образовательного процесса.
- Оказание помощи родителям в трудной жизненной ситуации их детей, в регулировании взаимоотношений в конфликтных ситуациях, формирование у детей навыков самостоятельной жизни.
- Содействие правовому просвещению участников образовательного процесса.
- Обеспечение гарантий защиты прав и законных интересов ребенка.
Основные функции Уполномоченного:
· Содействует правовому просвещению участников образовательного процесса.
· Содействует восстановлению нарушенных прав участников образовательного процесса.
· Оказывает помощь законным представителям несовершеннолетних в регулировании взаимоотношений родителей с детьми в конфликтных ситуациях.
· Обеспечивает взаимодействие обучающихся, их родителей (законных представителей), семей, педагогических работников и других участников образовательного процесса по вопросам защиты их прав.
Методическая работа
· Изучение нормативно – правовой базы по защите прав человека.
· Утверждение регламента работы Уполномоченного по защите прав участников образовательного процесса.
· Ведение журнала регистрации обращений.
· Оформление информационно - правового стенда в школе для родителей и учащихся. Обновление стенда
· Непрерывное самообразование Уполномоченного по правам и изучение новой информации.
· Участие в семинарах, совещаниях института уполномоченных по защите прав участников образовательного процесса.
Основные направления деятельности уполномоченного по
правам в школе:
1. Совершенствовать систему правового и психологического сопровождения
образовательного процесса в школе.
2. Активизировать деятельность ученического и родительского сообщества.
3. Продолжить просветительскую деятельность среди всех участников
образовательного процесса.
Основные понятия, с которыми знакомятся учащиеся:
- правила, право, обязанности, закон, правонарушения;
- Устав школы, Конвенция о правах ребенка, Конституция РФ;
- право на жизнь, право на имя, право на гражданство, право на национальность, право на заботу родителей, право на жилье, право на образование, право на охрану здоровья, право на индивидуальность;
- правила общения в коллективе;
- правила безопасной жизнедеятельности.
Порядок рассмотрения Уполномоченным жалоб (обращений)
Уполномоченный рассматривает только жалобы участников образовательного процесса (обучающихся, учителей, родителей обучающихся), касающихся нарушения их прав и свобод, связанных с осуществлением образовательного процесса.
План работы
№ п/п |
Содержание работы (форма и цели) |
Сроки |
Ответственные |
1 |
- Информирование учащихся и их родителей о наличии Уполномоченного в школе и специфике его деятельности. -Декларация прав человека, Конвенция о правах ребёнка (информация на стенде). -Проведение тематических классных часов «Правила школьной жизни». -Создание и ведение журнала регистрации обращений. -Обновление стенда информации от уполномоченного.
|
Сентябрь- октябрь |
Уполномоченный по правам ребёнка, классные руководители. |
2 |
Разработка материалов к тематическим родительским собраниям «Ответственность родителей в российском законодательстве». Знакомство участников образовательного процесса с нормативными документами, регламентирующими деятельность ОУ по формированию установок толерантного сознания и профилактике экстремизма в обществе (классные часы, КТД, родительские собрания). |
в течение года |
Уполномоченный по правам ребёнка. |
3 |
-Правовое просвещение учителей и родителей. -Работа с родителями: проведение индивидуальных консультаций по вопросам защиты прав. -Индивидуальное консультирование обучающихся по вопросам прав ребенка. |
в течение года |
Уполномоченный по правам ребёнка. |
4 |
-Мониторинг загруженности учащихся при выполнении домашних заданий в 1-4 классах. -Неделя правовых знаний. -День правовых знаний по «Конвенции о правах ребенка». |
Ноябрь -декабрь |
Уполномоченный по правам ребёнка, классные руководители. |
5 |
-Непрерывное повышение квалификации уполномоченного по правам и освоение новой информации. -Изучение нормативно - правовой базы по защите прав детей. -Работа «Ящика доверия». -Разбор жалоб участников образовательного процесса, беседы, консультирование (по мере обращения). |
в течение года |
Уполномоченный по правам ребёнка. |
6 |
-Проведение недели правовых знаний. -Родительское собрание «Об основных гарантиях прав ребенка в РФ». |
ноябрь |
Уполномоченный по правам ребёнка. |
7 |
Международный день инвалидов: - организация выставки работ детей-инвалидов; - проведение классных часов.
|
декабрь |
Уполномоченный по правам ребёнка. |
8 |
-Ознакомление с изменениями в законодательстве в области образования (выступление на МО классных руководителей).
|
январь |
Классные руководители. Уполномоченный по правам ребёнка. |
9 |
-Индивидуальные профилактические беседы с подростками группы риска. -Встреча с работниками правоохранительных органов. |
январь |
Уполномоченный по правам ребёнка |
10 |
-Выставка книг в школьной библиотеке «Твои права!»
|
январь |
Библиотекарь. |
11 |
-Обновление странички «Уполномоченный по правам участников образовательного процесса» на сайте школы. -Анализ еженедельных отчетов классных руководителей о пропусках обучающихся и выявлению детей с признаками насилия. -Работа по отчетам классных руководителей о пропусках обучающихся и выявлению детей, пропускающих занятия без уважительной причины. Беседы с родителями и детьми.
|
в течение года |
Уполномоченный по правам ребёнка. |
12 |
-Оформление классных уголков по правам детей. - Беседы с обучающимися, состоящими на внутришкольном учёте, группы риска. |
февраль |
Уполномоченный по правам ребёнка. Классные руководители. |
13 |
-Тематические классные часы «Толерантность». |
февраль |
Уполномоченный по правам ребёнка. Классные руководители. |
14. |
-Круглый стол «Взаимодействие образовательного учреждения с родительским сообществом». |
март |
Уполномоченный по правам ребёнка.
|
15 |
Аналитический доклад работы за год. Выступление на Управляющем Совете школы. Самообразование.
|
апрель |
Уполномоченный по правам ребёнка.
|
16 |
-Правовой час «Правила школьной жизни», «Мои права и обязанности ученика». |
В течение года |
Классные руководители, учителя. |
17 |
-Отчёт о деятельности Уполномоченного. -Работа над перспективным планом деятельности Уполномоченного на новый учебный год. |
Май |
Администрация школы, уполномоченный по правам ребёнка.
|
Перспективные направления деятельности Уполномоченного по защите прав участников образовательного процесса в школе в течение года:
-работа с обращениями участников образовательного процесса;
-консультации по правовым и социальным вопросам;
-контроль соблюдения норм СанПин;
-ежемесячное участие в работе Совета по профилактике;
-работа с обращениями, поступившими через «Почту доверия»;
-выход на Управляющий совет школы для совместного плана работы.
Директор школы: Е.П. Васютина
Школьный уполномоченный
по правам ребёнка: Н.А. Деница
Литература:
Гордеева В.В. Правовое воспитание в школе. 9-11 кл. Разработки организационно - деятельностных игр/В.В.Гордеева, Волгоград, «Учитель», 2007, с. 207.
Дик Н.Ф. Правовые классные часы в 7-9 кл. «Подросток и закон»/Н.Ф.Дик, Ростов-на-Дону, ! Феникс», 2006, с.315.
Кашанина Т.В. Российское право. Учебник для ВУЗов./Т.В.Кашанина, А.В.Кашанин, Вита-Пресс, 2007.
Никитин А.Ф. Воспитание школьников в духе прав человека // Педагогика. - 1992. - №1-2.
Палаткина Г.В. Этнотолерантность в мультикультурных регионах // Школьные технологии. - 2003. - №3.
Права ребенка: Нормативные правовые документы. - М., 2005.
Права ребенка: Сборник документов и статей. - М., 1992.
Смирнов В.А. Детский правовой клуб: технология создания и развития. Методическое пособие./В.А.Смирнов, Кострома, «Авантиум», 2006.
Степанов П.В. Воспитание детей в духе толерантности // Классный руководитель. - 2002. - №2.
Литература для учащегося:
Конституция РФ 1993 г.
Конвенция о правах ребенка-М.2009 г.
Всеобщая декларация прав человека и гражданина-М.2009 г.
ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в РФ»
Кодекс РФ об административных правонарушениях-М. «Кодекс»,2009 г.
Гражданский Кодекс РФ-М. «Кодекс»,2008 г.
Трудовой Кодекс РФ-М. «Кодекс»,2007 г.
Уголовный кодекс РФ-М. «Норма»,2008 г.
Уголовно-процессуальный кодекс РФ-М. «Норма», 2008г.
Ветров Н.И. Уголовное право. Учебник для ВУЗов./Н.И.Ветров - М. Юриспруденция, 2007 г.
Лазарев В.В. Конституционное право. Учебник для ВУЗов./В.В.Лазарев-М.2004 г.
Кашанина Т.В. Основы права 10-11 кл./Т.В.Кашанина, А.В.Кашанин-Ростов-на-Дону, Вита-Пресс,2007 г.
Никитин А.Ф. Школьный юридический словарь./А.Ф.Никитин-М. «Дрофа»,2007 г.
Шабельник Е.С., Каширцева Е.Г. Ваши права: Книга для учащихся начальных классов. - М., 1995 г.
Элиасберг Н.И. Права ребенка - это ваши права! - СПб., 2004 г.
Тематика классных часов по правовому воспитанию
Начальная школа
1 Знакомство с правилами школьной жизни.
2 Правила общения.
3 Главные ценности нашей жизни (дом, семья, Родина...).
4 Правила личной безопасности.
5Что такое «хорошо» и что такое «плохо»?
6 Человек в мире правил (правила поведения в общественных местах, дома, в школе).
7 Государственная символика.
8 Основные обязанности и права ученика.
Основная школа
5 класс
1 Что такое закон? (Правила нашей жизни, Устав школы, Правила поведения в школе).
2 Равенство прав людей от рождения.
3 Ответственность. Мораль и законы.
4 Декларация прав ребенка.
5 Конкурс проектов «Твой вариант декларации прав человека».
6 Твоя уличная компания. Как попадают в преступную группу?
6 класс
1 Правовое государство (Понятие правового государства).
2 Правоохранительные органы (Задачи и их функции).
3 Права человека и порядок в обществе.
4 За что ставят на учет в милицию?
5 Правопорядок в школе. За что ставят на внутришкольный учет?
6 Давление среды (наркотики, алкоголь, сигареты).
7 класс
1 Конституция - основной закон государства.
2 Правонарушение и наказание (Поступок-проступок-преступление).
3 Административная и уголовная ответственность.
4 Виды наказаний, назначаемые несовершеннолетним. Детская воспитательная колония.
5 Моя ответственность за дисциплину в школе.
8 класс
1 Уголовное право. Преступление.
2 Ответственность за употребление алкогольной продукции и наркотических веществ.
3 Дискуссия «От безответственности до преступления один шаг».
4 Задержание. Допрос. Протокол. (Что делать, если ты попал в полицию?).
5 Я и дисциплина в школе.
6 Семья, отношения в ней взрослых и детей.
9 класс
1 Гражданственность. Какой смысл вкладывается в это понятие с точки зрения права?
2 Трудовое право.
3 Трудности профессионального самоопределения (классификация профессий для ориентации в мире труда, алгоритм выбора профессии).
4 Гражданское право.
5 Уголовное право (Ответственность за преступления).
6 Практикум: анализ ситуаций «Как привлекают подростков.
Тематика родительских собраний и лекций для родителей
Начальная школа
1. Адаптация учащихся в 1-м классе. Правила поведения в школе.
2. Осторожно, дорога. Опасные игры.
3. Основы физиологии и гигиены младшего школьника.
4. Психологический климат в семье и успешное обучение в школе.
5. Занятость ребёнка.
6. Трудно - почему?
7. Режим дня. Для чего он нужен?
8. Поведение детей в школе и дома.
9. Как играют дети.
10. Досуг в семье.
11. Дорожная азбука.
12. Учим ребёнка общаться.
13. Экологическое воспитание в семье.
14. Воспитание вежливости.
15. Устав школы.
16. Воспитание трудом.
17. Права и обязанности родителей.
18. Воспитание уважения и любви к родителям, родной земле и истории своей семьи.
19. «Хочу» и «должен» (по профилактике правонарушений).
20. Забота о детях, их воспитание - равное право и обязанность родителей.
Основная школа
1. Основы физиологии и гигиены подросткового возраста.
2. Психология взаимоотношений в семье.
3. Духовно-нравственные основы семьи и народные традиции в семейном воспитании.
4. Воспитание характера ребёнка в семье.
5. Отцы и дети (роль личного примера родителей в правовом воспитании школьников).
6. Проблемы межличностных отношений в подростковом возрасте.
7. Воспитание наказанием или добром и лаской.
8. Поведение детей в школе и дома.
9. Трудовое право - право на жизнь.
10. Родителям о правах ребенка.
11. Права человека глазами ребенка.
12. Адаптация учащихся 5-х классов.
13. Это трудный возраст.
14. Почему мы их не понимаем?
15. Курить при ребёнке: да или нет.
16. Как организовать свободное время своего ребёнка.
17. Осторожно, улица!
18. Уголовная и административная ответственность несовершеннолетних.
19. Профилактика ВИЧ/СПИДа в детско-молодежной среде.
20. Подростковые проблемы.
21. Половое развитие и методы полового воспитания.
22. Поведение учащихся. Профилактика употребления психоактивных веществ.
23. Закон одинаков для всех.
24. Подросток и закон.
25. Права и обязанности родителей.
Старшая школа
1. Стимулирование волевых усилий подростков.
2. Ответственность, самооценка и самоконтроль. Как их в себе развить?
3. Уголовная, административная ответственность несовершеннолетних.
4. Проступок, правонарушение, преступление.
5. Опасные игры.
6. Молодёжная культура.
7. ВИЧ-инфекция.
8. Основы физиологии старшеклассника.
9. Вопросы первичной постановки на воинский учет.
10. Поведение учащихся старших классов. Профилактика употребления психоактивных веществ.
11. Уровень правовой культуры учащихся.
12. Обязанности родителей по обеспечению получения их детьми основного общего образования.
13. Право на труд - право на жизнь.
14. Взаимопонимание и равенство в семье.
15. Почему мы их порой не понимаем.
16. Воспитание гражданина в семье.
17. Как стать другом своему ребёнку.
18. Роль семьи в готовности подрастающего поколения к продолжению обучения.
Примерные темы лекций для родителей
1 класс. Законы воспитания в семье. Какими им быть?
2 класс. Воспитание ненасилием в семье. Поднимите руку не для наказания, а для защиты детей.
3 класс. Как научить сына или дочь говорить «нет»?
4 класс. Детская агрессивность, ее причины и последствия.
5 класс. За что ставят на учет в милицию?
6 класс. Свободное время - для души и с пользой. Чем занят ваш ребенок?
7 класс. Как уберечь подростка от насилия?
8 класс. Конфликты с собственным ребенком и пути их разрешения.
9 класс. Как научить быть ответственным за свои поступки.
10 класс. Что делать, если ваш ребенок попал в полицию?
11 класс. Закон и ответственность.
УПОЛНОМОЧЕННЫЙ ПО ЗАЩИТЕ ПРАВ УЧАСТНИКОВ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА В ШКОЛЕ
Деница Наталья Алексеевна – учитель начальных классов
График работы уполномоченного по защите прав участников образовательного процесса Вознесенской ООШ филиала МБОУ СОШ № 3 на 2020-2021 учебный год
Понедельник 13.00-15.00
Вторник 13.00-15.00
Среда 13.00-15.00
Четверг 13.00-15.00
Пятница 13.00-15.00
Консультации для родителей: понедельник 14.00
Консультации для пед. работников: вторник 14.00
Консультации для обучающихся: пятница 14.00
Контактный телефон 3-54-33
Кабинет № 2
Скачано с www.znanio.ru
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.