Класс 9
Тема: Движение тела под действием силы тяжести
Цель:
Изучение различных видов движения тел под действием силы тяжести.
Задачи:
1. Познакомить учащихся с понятием «свободное падение тел»
2. Раскрыть особенности движения тел под действием силы тяжести
3. Развивать мыслительную деятельность учащихся на уроке
4. Прививать интерес к физике, демонстрируя необходимость применения полученных знаний в повседневной жизни, технике, науке и др.
Тип урока: урок получения новых знаний
Ход урока:
|
1. Оргмомент. 2. Разъяснение правил работы с рабочим листом Перед вами на столах лежат рабочие листы. Сегодня мы будем работать с ними. Подпишите их, пожалуйста. НА РАБОЧИХ ЛИСТАХ ОТМЕЧЕНЫ ВСЕ ЭТАПЫ СЕГОДНЯШНЕГО УРОКА. Я ПОПРОШУ ФИКСИРОВАТЬ ИЗУЧАЕМЫЙ МАТЕРИАЛ. ЭТО ПОМОЖЕТ ВАМ ПОДГОТОВИТЬСЯ К УРОКУ РЕШЕНИЯ ЗАДАЧ ПО ИЗУЧАЕМОЙ ТЕМЕ. 3. Актуализация опорных знаний. На предыдущих уроках мы изучили с вами различные виды сил, изучили три закона Ньютона. Давайте вспомним основные понятия. (Фронтальный опрос - 2 мин) 1. Какое движение называют равноускоренным? (Движение с изменяющейся по модулю или направлению скоростью) 2. Когда тело движется с ускорением? (Когда результирующая сила не равна 0) 3. Как движется тело, если на него не действуют силы или действие сил скомпенсировано? (равномерно) 4. Какая сила действует на тела вблизи поверхности земли? (сила тяжести) Сегодня мы познакомимся движения тел, на которые действует только сила тяжести. Значение знаний этих законов трудно недооценить. Они объясняют движение парашютистов, снарядов, спортсменов на трамплинах и т.д. Но прежде чем мы приступим к изучению нового материала, давайте выполним небольшую тестовую работу на компьютерах. Присаживайтесь за компьютеры. В браузере у вас уже открыта вкладка с тестом. Приступайте к выполнению. На выполнение вам 7 мин |
Целеполагание Рассмотрите картинки на презентации. Какие задачи на уроке мы можем поставить для себя с учетом темы урока и приведенных картинок? (Познакомиться с различными видами движения тела под действием силы тяжести) Я предположила, что цели нашего занятия вы сформулируете примерно так же и дополнила своими задачами. |
|
|
Изучение нового материала. Какой из этих предметов упадет быстрее? раньше? (показать обложку от тетради и тетрадный лист, выслушать ответы, при демонстрации смять лист). Смятый листок упал быстрее. Почему? Как будут все тела, если убрать силу сопротивления среды? |
Просмотрим видеофрагмент. Вывод. При отсутствии сил сопротивления все тела будут падать одинаково. С одним и тем же ускорением Что такое свободное падение тел? Чему равно ускорение свободного падения тела? Найдите в учебнике. Запишите в рабочем листе |
|
|
Для того чтобы изучить различные виды движения давайте вспомним основные характеристики механического движения (см рабочий лист)
Т.о. для того чтобы изучить движение мы должны рассмотреть эти характеристики для каждого из видов движения |
Доска |
Ускорение свободного падения Скорость Высота Координата тела |
Рабочий лист |
Виды движения тел под действием силы тяжести, с которыми мы сегодня познакомимся, даны у вас в таблице на рабочем листе. По мере того как мы будем знакомиться с ними вы будете заполнять таблицу. |
|
Какие виды движения перечислены в рабочих листах? Первые три вида можно рассматривать как движение по вертикали.
|
|
Откройте стр. 123 учебника. Найдите основные характеристики движения тела по вертикали. Запишите их в таблицу. Какое движение не разобрано в учебнике? Чем оно будет отличаться от первого случая? Запишите формулы для движения тела (начальная скорость направлена вниз) Сверьтесь с моими ответами. За каждое совпадение поставьте себе балл |
|
Скрытые данные При движении тела вниз § «тело падает» или «тело упало» — υ0у = 0. Если за начало отсчета принять поверхность Земли, то: § «тело упало на землю» — h = 0. При движении тела вверх § «тело достигло максимальной высоты» — υу = 0. Если за начало отсчета принять поверхность Земли, то: § «тело упало на землю» — h = 0; § «тело бросили с земли» — h0 = 0. § Время подъема тела до максимальной высоты tпод равно времени падения с этой высоты в исходную точку tпад, а общее время полета t = 2tпод. § Максимальная высота подъема тела, брошенного вертикально вверх c нулевой высоты (на максимальной высоте υy = 0) |
|
Как будет двигаться тело, брошенное горизонтально? (По ветке параболы). Достаточно ли нам будет формул из предыдущих задач? Почему? (Тело одновременно участвует в двух движениях: по вертикали и по горизонтали. У тела одновременно изменяются две координаты тела по оси Х и по оси У) |
|
Какие силы действуют на тело по горизонтали? (нет таких сил) Значит какое движение по горизонтали? (равномерное)
|
|
А как движется тело по вертикали?
|
|
Как найдем скорость движения тела? |
|
Посмотрите свою таблицу. Сравните формулы для вычисления игрековой составляющей скорости и скорости тела, движущегося по вертикали без начальной скорости. (эти скорости равны) Почему? (Потому что по оси ОУ тело движется равноускоренно и в начале движения и в первом и в четвертом случае скорость по ОУ =0). Т.Е если одновременно бросить одно тело горизонтально, а второе уронить, то они упадут на землю одновременно. К следующему уроку найти в Интернете демонстрации таких опытов. |
|
У нас остался еще один вид движения : движение тела, брошенного под углом к горизонту Это движение более сложное. Его мы разберем на факультативе |
|
Выходной контроль Тест. Результат поставьте на рабочий лист |
|
Итак, наш урок подошел концу. Давайте повторим, какие виды движения тела под действием силы тяжести мы изучили Какие задачи мы ставили перед собой в начале урока? Решили ли мы их? Какие задачи мы можем поставить перед собой к следующему уроку? Продолжите фразу: Я узнал … Я понял … У меня вызвало затруднение … Я хотел бы …
Если бы вы снимали ролик по этой теме, то что бы вы показали своим подписчикам
Смогли ли бы вы нарисовать во флеше какой-нибудь мультфильм по этой теме |
Домашнее задание |
|
.
.
Оформление доски 16.02.2018 Движение тела под действием силы тяжести Я узнал … Я понял … У меня вызвало затруднение … Я хотел бы … Я могу рассказать …
|
Движение по вертикали равно |
Движение по горизонтали равно |
||
Ускорение Формула скорости при равноускоренном движении Формула перемещения при равноускоренном движении
Максимальная высота полета Проекция скорости на оси |
Формула скорости при равно мерном движении Формула перемещения при равномерном движении
Дальность полета Проекция скорости на оси |
|||
Начальная скорость = 0 |
Начальная скорость направлена вниз |
Начальная скорость направлена вверх |
Начальная скорость направлена горизонтально |
Начальная скорость направлена под углом к горизонту |
|
|
|
|
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.