Государственное учреждение образования
«Гимназия г.Логойска»
План - конспект урока учебного предмета «Физика» по теме
«Силы трения.
Силы сопротивления среды»
Подготовила
Кулеш Светлана Петровна
учитель физики высшей
квалификационной категории
Силы трения. Силы сопротивления среды.
Цель урока: создание условий дляусвоение темы через осмысление ранее полученных знаний и исследовательскую деятельность учащихся, основываясь на этапах научного познания.
Задачи: продолжить развитие проблемного мышления для решения познавательных задач;
формировать представление о процессе научного познания;
способствовать воспитанию у школьников культуры исследовательского труда, воспитанию навыков коммуникативного общения.
Формы организации учебной деятельности: фронтальная, групповая.
Методы обучения: репродуктивный, наглядно-иллюстративный, объяснительно-иллюстративный, частично-поисковый, исследовательский.
Методы познания: проблемный, сравнительный, наблюдение, проектирование, моделирование, анализ.
Оборудование:
- для учителя: бруски с различными поверхностями; предметы с различными по качеству поверхностями; стекло; стакан с водой;
- для учащихся: деревянные бруски, набор грузов, рабочий лист, листы опоры, схемы “Снижение вредного трения”, “Где необходимо учитывать трение?”, задания для самостоятельной работы.
Структура урока:
1. Организационный момент (5 мин)
2. Актуализация знаний(5мин)
3. Изучение нового материала (14 мин)
4. Физкультминутка (3 мин)
5. Закрепление знаний (13мин)
6. Итоги урока (5 мин)
Эпиграф
Содержание урока
I. Организационный момент
Приветствует учащихся, проверяет готовность учащихся к уроку.
Мотивация
Урок сегодня необычный потому, что нам предстоит пройти путь исследователя, путь естественно- научного познания.
Вспомним этапы научного познания: (на доске): наблюдение-накопление фактов- выдвижение гипотезы – экспериментальная проверка – закон (формулы)
Учитель: Вспомните какие законы динамики вы уже изучили. Тест «Законы Ньютона» - взаимопроверка
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
а |
а |
в |
б |
а |
Народная мудрость гласит: «Ум - хорошо, а два - лучше!»
Работаем в группах. Правила работы в группах: (слайд)
1. Выберите лидера группы.
2. Обсудите пути достижения целей, распределите задания для каждого из членов группы.
3. Убедитесь, что члены группы понимают цели и задачи, стоящие перед ними.
4. Учитесь находить контакты в группе.
5. Стремитесь достигнуть компромисса при принятии решений.
6. Каждая версия обсуждается в группе. В группе согласуется общее решение.
7. Представитель группы защищает согласованное решение перед классом.
8. Лидер группы следит за временем.
Пословицы
О каком явлении идет речь в приведенных пословицах?
Тема урокаСилы трения. Силы сопротивления среды
В рабочих листках сформулируйте цели сегодняшнего урока
II. Актуализация опорных знаний
Учитель: задает вопросы, последовательность которых соответствует этапам научного познания.
Наблюдали ли вы это явление в природе, технике, в быту? Приведите примеры.
Учащиеся: Приводят примеры проявления трения в природе, технике, в быту.
(См. Приложение 1)
Учитель: Эти примеры являются фактами, подтверждающими то, что мы наблюдаем в жизни.
В рабочих листках зафиксируйте 3 факта проявления трения.
Учащиеся: Записывают в рабочих листках 3 факта, подтверждающих проявление трения в жизни.
Учитель: Для успешного достижения целей урока необходимо вспомнить ранее изученный материал по этой теме. Существует единый подход к изучению физического явления. Работаем по ОК .(См. Приложение)
Работа в группах
Ок План изучения физического явления и величины.
1-я группа готовит ответ на первый вопрос,2-я - на второй вопрос, 3-я - на третий вопрос, 4-я на пятый вопрос
( Предполагаемые ответы:
Трение наблюдается при взаимодействии тел. Проявляется в возникновении препятствия движению тел друг относительно друга при их соприкосновении. С трением люди знакомы с древних времен. Наблюдения, обобщения фактов, связанных с этим явлением,проводились в процессе деятельности человека. Например, добыча огня. С развитием техники в одних случаях трение увеличивали, в других уменьшали. Вспомним, как менялись форма авто, самолетов и т. д.)
III. Изучение нового материала
Учитель Где и когда возникает сила трения? Куда направлена? Причины трения?
Учащиеся Оформляют опорные знания на рабочем листке после просмотра презентации.
Изображают на листке модель явления.
Учитель Просит учащихся выдвинуть предположения от чего может зависеть сила трения.
На доске записывает выдвигаемые гипотезы.
- от обработки поверхности;
- от рода поверхностей;
- от площади соприкасающихся поверхностей;
- от веса тела.
Группа 1.Исследовать зависимость силы трения от веса тела
Группа 2 Исследовать зависимость силы трения от обработки соприкасающихся поверхностей
Группа 3 Исследовать зависимость силы трения от площади соприкасающихся поверхностей
Группа 4. Исследовать вязкое трение/трение качения
Предлагает, используя предложенное оборудование, провести эксперимент по проверке гипотезы о зависимости силы трения от различных параметров.
Просит спланировать эксперимент по предложенному плану и провести работу в группах.
Предполагаемый вывод учащихся:Сила трения скольжения прямо пропорциональна весу тела. Отношение силы трения скольжения к весу тела для данной поверхности есть величина постоянная и называется коэффициентом трения.
Выводы учащихся переводит на язык формул:
Fтр/Р = µ; P = - N; Fтр= N µ
Физкультминутка
Найдите в классе физические величины, характеризующие силу трения, назовите их. Какая величина лишняя? Fтр, N, µ, q
VI.Закрепление материала через применение полученных знаний в новой ситуации.
Учитель Задает вопрос: как можно уменьшить трение?
(Ожидаемые ответы -
- смазка, воздушная подушка, специальные материалы, полирование поверхности).
Проводит эксперимент по проверке гипотез:
Брусок с гирей переносит на стекло, смоченное водой и измеряет силу трения. Ожидаемый результат: уменьшение силы трения;
Реальный результат: сила трения получилась в три раза больше, чем при скольжении по дереву. Просит объяснить результат эксперимента.
( Предполагаемый ответ: чем лучше отполирована поверхности, тем больше сила сцепления между молекулами, сила трения растет.)
Учитель. Последний этап научного познания – применение результатов исследования к решению задач
Фронтально:
1. Почему шины делают с рифленой поверхностью?
2. Почему детали механизмов требуют смазки?
Задание для индивидуальной работы.
Уровень 1
Тело скользит по горизонтальной плоскости. Найти коэффициент трения, если сила трения равна 5 Н, а сила давления тела на плоскость – 20 Н.
Уровень 2
Брусок массой 5 килограмм скользит по горизонтальной поверхности. Сила трения скольжения равна 20 Н. Найдите силу трения, если масса бруска уменьшится в два раза, а коэффициент трения останется неизменным.
Уровень 3
Лыжник массой 60 кг, имеющий в конце спуска скорость 10 м/с, останавливается через 40 с после окончания спуска. Определите силу трения и коэффициент трения.
Учащиеся решают задачи, заполняют листки самооценки
Рефлексия.Достигли ли мы целей урока?
Обведите в рабочем листке синим фломастером то, что знали ранее; красным, что узнали нового на уроке.
предлагается по цепочке закончить предложение.
ü А вы знаете, что сегодня на уроке я …
ü Больше всего мне на уроке сегодня запомнилось …
ü Самым интересным было …
ü Работа в группе помогла мне …
Задание для работы в группах
Группа 1
1. Измерьте с помощью динамометра вес деревянного бруска с отверстиями.
2. Передвигая брусок с помощью динамометра равномерно по горизонтальной деревянной доске, измерьте силу упругости Fynp пружины динамометра, численно равную силе трения.
3. Повторите измерения, передвигая брусок с помещенными на него грузами массой по 100 г (поочередно с двумя, четырьмя грузами). Сделайте вывод о причинах изменения силы трения.
Группа 2
Сохраняя на бруске три груза, измерьте силу трения скольжения бруска по пластмассовой, по деревянной и по резиновой поверхностям Сравните ее значение с силой трения по деревянной поверхности. Сделайте вывод.
Группа 3
Исследуйте, как значение силы трения скольжения зависит от площади соприкосновения трущихся тел.
(Сила трения скольжения зависит от коэффициента трения между телами и силы реакции опоры(в данном случае - силы, с которой 2 тела действуют друг на друга), и не зависит от площади поверхности их соприкосновения).
Группа 4
Используя материал параграфа, объясните особенности трения в жидкостях и газах. Сравните трение в вязкой среде и в воде.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.