ПЛАН- КОНСПЕКТ УРОКА ДЛЯ 7 КЛАССА ПО ТЕМЕ А.П. ЧЕХОВ "зЛОУМЫШЛЕННИК" И "РАЗМАЗНЯ"
Оценка 4.7
Контроль знаний +2
docx
русская литература
7 кл
11.04.2019
Конспект урока литературы в 7 классе Вн. чт. А.П. Чехов "Размазня" Этот конспект поможет учителю для проведения урока внеклассного чтения по рассказу А.П. Чехова "Размазня" Урок расписан в доступной форме. Сформулированы цели урока. Расписан ход урока поэтапно. В конце урока можно провести мини-игру
УРОК ЧЕХОВ.docx
УРОК №
Тема: В.Ч А. П. Чехов «Злоумышленник», «Размазня»
Цели урока:
Углубить представление учащихся о комическом (сатира, юмор) в литературе,
формировать у учащихся навыки анализа сатирического рассказа;
воспитание духовности, нравственности учащихся;
формировать у учащихся умение критически мыслить, анализировать,
систематизировать и оценивать информацию, формировать умение работать с
текстом, развивать устную речь учащихся.
Ход урока
Вступительное слово учителя Совсем недавно мы познакомились с личностью А.П.
Чехова и окунулись в его творчество, прочитав рассказ «Хамелеон». Сегодня мы
продолжим знакомство с Чеховым, так как урок литературы будет посвящен его
рассказам «Злоумышленник», «Размазня», которые, я надеюсь, вы прочитали к
сегодняшнему уроку.
Постановка целей урока.
Вы знаете, что Чехов был профессиональный писатель и профессиональный врач. Он
умел видеть в людях и обыденных вещах смешное так же, как врач видит болезнь у
своих пациентов.
Чеховписатель лечил людей смехом. Он говорил: «Трудно за юмором угнаться. Иной
раз погонишься за юмором да такую штуку сморозишь, что самому тошно станет.
Поневоле в область серьёза лезешь. Тогда человек станет лучше, когда вы покажете
ему, каков он есть…» Эти слова являются эпиграфом к нашему уроку
III. Работа по рассказу «Злоумышленник».
1. Беседа по вопросам.
– Как объяснить название рассказа? (Замыслил злое дело. Злой умысел.)
– Виновен ли Денис?
– Каково содержание статьи 1081?
– Знал ли виновный (Денис), что может произойти с поездом?
– Один ли Денис занимался отвинчиванием гаек?
– Справедливо ли следователь обвиняет крестьянина во лжи?
2. Задание: Просмотр видеофильма (Перед нами тщедушный мужичонка,
измученный работой и нищетой, недоимками (долгами барину) и
несправедливостью старосты («А что староста набрехал в учете…»).
Допрашивает его широкоплечий, сытый, ухоженный мужчина. Есть пословица:
«Сытый голодного не разумеет». И не может этот благополучно устроившийся в
жизни чиновник понять мужика, его нужду, а больше всего не может понять,
что гайки отвинчиваются им не по злому умыслу, а по незнанию.)
– Что должно измениться, чтобы поступок Дениса был невозможен? (Вопервых, дать
простым людям элементарное образование, элементарные знания, тогда придет
и понимание опасности. Вовторых, создать такие условия жизни, чтобы были
«свинец» и «пуля», о которых говорит следователь, то есть изменять условия
жизни.) – Какое чувство вызывает этот рассказ? (Чувство горечи, сожаления: мужик будет
наказан, но он не понял и не поймет, за что наказан.)
Вывод. Читатель не смеется потому, что нет ничего смешного, только грустно,
горько становится от всего увиденного и услышанного. «Грустно видеть, как много
страдания и тоски и нужды на Руси». (И. А. Бунин.)
II Рассказ “Размазня»
1 Слово учителя:
Рассказ «Размазня» опубликован в 1883 году в юмористическом журнале «Осколки»
№8 под псевдонимом А. Чехонте.
2 Чтение рассказа «Размазня»
3 Словарная работа
Размазня
1 Жидкая каша. Гречневая размазня.
2 Вялый, нерешительный человек (разг. Пренебр.).
3 О чемнибудь неопределенном, неотчетливом, неясно выраженном (неодобр.)
Написал какуюто сентиментальную размазню.
Синонимы: баба, зюзя, кисель, кисляй, кислятина, маменькин сынок, мокрая курица,
мямля, недотепа, нюня, рохля, слабак, слабачка, слизняк, слюнтяй, слюнтяйка,
теленок, тряпка, тюфяк, хиляк, хлюпик, шляпа.
Гувернантка
(франц.gouverner — управитель) — нанятая воспитательница детей в семье. В
отличие от няни воспитывает детей более старшего возраста и занимается с ними
определенными учебными предметами (прежде всего, иностранным языком).
Церемонный
1 Торжественный и чопорный. Церемонный поклон.
2 Склонный к церемониям, жеманный. Церемонный человек.
Горничная
Служанка, в обязанности которой входили уборка комнат и другие домашние работы,
но не стряпня.
Сюртук (франц. Surtoutширокая верхняя одежда). Мужская двубортная одежда с
длинными почти до колен полами, в талию, обычно с отложным воротником.
Merci (франц.) Благодарю
Анализ рассказа.
Найдите в тексте портретную характеристику главной героини.
Каковы намерения рассказчика в разговоре с гувернанткой?
Как ведет себя герой по отношению к гувернантке? На самом ли деле он
является бессердечным?
Найдите подтверждения в тексте тому, что герой сочувствует Юлии
Васильевне.
Что в поведении гувернантки не нравится главному герою? Почему его
охватила злость?
Получилось ли преподать урок Юлии Васильевне?
Теория литературы
1.
2.
3.
4.
5.
6.
7.
8.
Юмор — особый вид комического, изображение героев в смешном виде. В
отличие от сатиры, юмор — смех веселый, добродушный, помогающий человеку
освободиться от предрассудков, ошибочных убеждений, недостатков.
Ирония —особый вид комического, осмеяние, насмешка. При иронии
отрицательный смысл скрыт за внешней положительной формой высказывания.
Сатира — особый вид комического: высмеивание, разоблачение отрицательных
сторон жизни, изображение их в нелепом, карикатурном виде.
Сарказм — особый вид комического, язвительная насмешка, высшая степень
иронии, когда негодование высказывается вполне открыто.
Гротеск —литературный прием, соединение реального и фантастического,
создающее абсурдные ситуации, комические несоответствия.
Какой из перечисленных видов комического вы увидели в рассказе А.П. Чехова
«Размазня»?
6 Понятие в литературе «маленький человек»
Это человек невысокого социального положения и происхождения, не одаренный
выдающимися способностями, не отличающийся силой характера, но при этом
добрый, никому не делающий зла, безобидный.
7 Тест. Внимательно ли я читаю?
Как зовут главную героиню рассказа А.П. Чехова «Размазня»? Юлия
Владимировна
Сколько стоит месяц работы гувернантки? 30 рублей
В течение какого времени работала гувернантка? 2 месяца
Сколько раз её рабочие дни выпадали в праздники? 3 раза
Сколько дней у гувернантки болели зубы? 3 дня
Сколько дней Юлия Владимировна занималась только с одной Варей? 4 дня
Сколько рублей вычел герой из жалования гувернантки за разбитую чашку с
блюдечком? 2 рубля Сколько рублей вычел герой из жалования гувернантки за
порванный сюртучок Коли? 10 рублей
Сколько рублей рассказчик приготовил в конверте? А сколько заплатил? 80
рублей, 11 рублей
8 Подведение итогов урока.
9 Домашнее задание: Выполнить тест по рассказам А.П. Чехова.
ПЛАН- КОНСПЕКТ УРОКА ДЛЯ 7 КЛАССА ПО ТЕМЕ А.П. ЧЕХОВ "зЛОУМЫШЛЕННИК" И "РАЗМАЗНЯ"
ПЛАН- КОНСПЕКТ УРОКА ДЛЯ 7 КЛАССА ПО ТЕМЕ А.П. ЧЕХОВ "зЛОУМЫШЛЕННИК" И "РАЗМАЗНЯ"
ПЛАН- КОНСПЕКТ УРОКА ДЛЯ 7 КЛАССА ПО ТЕМЕ А.П. ЧЕХОВ "зЛОУМЫШЛЕННИК" И "РАЗМАЗНЯ"
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.