Публикация является частью публикации:
Тема урока: «Крестовые походы»
Цель урока: сформировать целостное представление о военно-религиозном движении - Крестовых походах; в процессе объяснения выявить причины, условия, основные этапы и последствия крестоносного движения.
Задачи урока:
Тип урока: изучение нового материала
Методы обучения: лекция с элементами эвристической беседы
Оборудование:
Ход урока
1. Актуализация знаний: блиц-опрос в виде тестовых вопросов
Когда произошел раскол христианской церкви на католическую и православную?
Выберите правильное определение понятия "церковная десятина"?
Что такое индульгенция?
Какой из этих монашеских орденов назывался "нищенствующим"?
Как назывался церковный суд для преследования ереси?
Как называли противника господствующего вероучения церкви?
2. Объяснение нового материала.
На предыдущем уроке мы с вами выяснили, что католическая церковь, став сильной и могущественной, жестоко расправлялась с теми, кто пытался поставить под сомнение ее деятельность. Вторгшиеся с Востока племена турок-сельджуков к концу ХI в. захватили почти всю Малую Азию и создавали угрозу для христианских паломников. Византия запросила помощи у Запада. В ноябре 1095 года папа Урбан II на большом соборе в Клермоне обратился к народам Запада с призывом предпринять поход в город Иерусалим. Подобных походов будет несколько они войдут в историю под названием "Крестовых"
Работа с презентацией (просмотр слайдов 1,2 и последующая беседа) Для чего папа призывал участвовать в походе христиан? (выступить против "неверных")
Дальнейший просмотр презентации.
Работа с картой.
Со вторым и третьим походом учащиеся знакомятся, просматривая слайды № 11, 12
Четвертый поход изучается на основе презентации (слайды № 13, 14) и исторических источников:
Осада и взятие Константинополя латинами (1024 г.). Ограбление храмов в Константинополе.
Жители города, передавая себя в руки судьи, вышли навстречу латинянам с крестами святыми изображениями Христа, как это делается в торжественных и праздничных случаях. Но и это зрелище не смягчило души латинян, не укротило их мрачного и яростного духа: они не пощадили не только частного имущества, но, обнажив мечи, ограбили святыни господни и звуком труб побуждали коней к нападению. Не знаю с чего начать и чем кончить описание всего того, что совершили эти нечестивые люди? О ужас! Святые образа бесстыдно потоптаны! О горе! Мощи святых мучеников заброшены в места всякой мерзости!..
Поведение крестоносцев в Константинополе
: всякий должен был опасаться за свою жизнь; на улицах плач, вопли и стенания, на перекрестках рыдания, во храмах жалобные стоны. Знатные родом бродили опозоренными, почтенные старцы - плачущими, богатые - нищими. Так - на площадях; так - в закоулках; так - в открытых общественных местах; так и в тайных убежищах!
Таким-то образом: беззаконничали западные войска против населения христова, не оказывая решительно никому ни малейшего снисхождения, но всех лишая денег и имущества, жилищ и одежды совершенно ничего не оставляя тем, кто имел что-нибудь!
неприятели проводили время в непотребствах, забавах, притом в забавах преимущественно бесчестных, и в посмеяниях над римскими обычаями: каждый день они пьянствовали и объедались
Как встретили жители Константинополя пришельцев? (С крестами и святыми изображениями Христа)
Как вели себя крестоносцы? (Устроили пожар в городе, разграбили храмы, жилые дома, пьянствовали:)
Сообщение учащегося о Детских крестовых походах.
Остальные походы рассматриваются с целью ознакомления. (Слайды № 16-20)
Рассматривая слайд № 21, ученики делают вывод о том, какие государства были созданы крестоносцами и насколько они были сильны.
Самостоятельная работа учащихся с текстом учебника.
Прочитать п.6 параграфа 23 учебника и ответить на вопрос:
Каковы последствия и итоги Крестовых походов?
3. Закрепление изученного на уроке.
Заполнить таблицу в тетради, пользуясь слайдом № 24.
4. Домашнее задание.
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.